- 1) паспорт государственной программы;
- 2) паспорта подпрограмм;
- 3) паспорта федеральных целевых программ.
В паспортах программ и подпрограмм обычно указывают ответственного исполнителя, исполнителей, соисполнителей, цели, задачи, целевые индикаторы и показатели программы, объемы бюджетных ассигнований программы, ожидаемые результаты реализации профаммы и г. и.
- 4) приоритеты и цели государственной политики, включая направления развития приоритетных территорий, а также общие фебования к политике субъектов РФ в соответствующей
- 1
Постановление Правпте.хьства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/ document/902228825 (дата обращения: 28.01.2018).
сфере (включая общую характеристику участия субъектов РФ в реализации государственной программы).
- 5) перечень и характеристики основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы;
- 6) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
- 7) перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами гг показателями государственной программы;
При этом целевые индикаторы и показатели государственной програАгмы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы, а также:
Государственная программа Доступная среда
- — отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация государственной программы;
- — иметь количественное значение.
- 8) информацию по финансовому обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым програкгмам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы) и счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в случае, если в рамках государственной программы осуществляется реализация мероприятий за счет источников фггнансггрованггя дефггцггта федерального бюджета);
- 9) предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий государственной программы (в случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд);
- 10) правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках государственной программы (в случае, если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий), включающие в том числе условия предоставления и методику расчета указанных субсидий;
- 11) план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период;
- 12) сводную информацию но опережающему развитию приоритетных территорий (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетной территории).
Сведения, состав.дяющие государственную тайну, и сведения конфиденциального характера приводятся в отдельных приложениях к государственной программе.
Обсуждение Государственной программы
Следует отметать, что описываемым Постановлением оговорены особенности программ по опережающему развитию приоритетных территорий. К слову, к таковым на настоящий момент отнесены следующие программы: Социально-экономическое развитие Дальнего Восгока и Байкальского региона, Развитие Северо-Кавказского федерального округа, на период до 2025 года, Социально-экономическое развитие Калининградской области, Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастопо.дя на период до 2020 года.
Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». URL: http:// docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 28.01.2018).
Целевые показатели (индикаторы), предусмотренные разделами по опережающему развитию приоритетных территорий, должны:
- — формироваться с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития макрорегионов;
- — количественно характеризовать ход реализации мероприятий на приоритетных территориях;
- — отражать развитие отрасли на приоритетных территориях.
Разделы по опережающему развитию приоритетных территорий подпрограммы формируются исходя из необходимости:
- а) достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации;
- б) достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в том числе в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития макрорегиона;
- в) предупреждения потенциальных рисков и угроз экономической безопасности и качеству жизни граждан на приоритетных территориях.
Требования к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающем> 7 развитию приоритетных территорий утверждаются совместно Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие приоритетных территорий.
Приказ Минэкономразвития России № 412, Минфина России № 127н, Минвостокразвития России № 243, Минкавказа России № 115 от 15.08.2017 «Об утверждении требований к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий в государственных
Помимо собственно программы разрабатываются ряд дополнительных п обосновывающих материалов, не включаемые в постановление Правительства РФ, которым утверждается государственная программа. Однако некоторые из них могут утверждаться актами федеральными органами исполнительной власти являющиеся разработчиками. Примером последнего служат Приказ Минздрава России от 10.11.2017 №905 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”» 38 , Приказ Минприроды России от 06.07.2017 № 354 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства” на 2013—2020 годы» [1] .
Итак при подготовке государственной программы дополнительно разрабатываются следующее:
- 1) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков;
- 2) прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического разви тия РФ и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
- 3) прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, обгцесгвенной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
- 4) описание рисков реализации государственной программы, в том числе недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации;
- 5) обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ;
- 6) описание мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;
- 7) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;
- 8) характеристика соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, в том числе информация о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;
- 9) методика оценки эффективности государственной про-граммы;
- 10) в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам — прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;
- 11) в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов — обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
- 12) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития РФ инвестиционных проектов, исполнение которых полностью плп частично осуществляется за счет средств федерального бюджета, — информация об указанных проектах;
- 13) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов — соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы;
- 14) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, в уставном капитале которых доля Российской Федерации превышает 50 процентов и размер уставного капитала которых превышает 1 млрд рублей, — данные о расходах указанных организаций на реализацию государственной программы (с расшифровкой по основным мероприятиям подпрограмм государственных программ);
- 15) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта — характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения об их ресурсном обеспечении;
- 16) сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы;
- 17) основные параметры потребности в трудовых ресурсах для реализации государственной программы, включая потребность в инженерно-технических кадрах и прогноз объемов их подготовки за счет бюджетных средств, при наличии такой потребности для реализации государственной программы;
- 18) сведения о целевых группах (физические и юридические лица), на которые направлено действие государственной программы, и обоснование их выделения;
- 19) дополнительные сведения по подпрограммам государственной программы.
Как было сказано выше, российским законодательством предусматривается возможность использования в государственном управлении ведомственной целевой профаммы, которая является часть профаммы, но при этом утверждается отдельным актом. Содержание, порядок разработки и принятия регулируется особым образом, а именно Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых пробе фамм» .
Согласно данному Постановлению мероприятия ведомственной целевой профаммы не могут дублировать мероприятия других ведомственных целевых профамм, государственных профамм Российской Федерации (подпрофамм государственных профамм) и федеральных целевых профамм (подпрофамм федеральных целевых профамм).
Расходы федеральных целевых профамм не могут быть включены в проекты ведомственных целевых профамм. Ведомственная целевая профамма не подлежит разделению на под-профаммы.
Ведомственная целевая профамма содержит:
- 1) паспорт профаммы;
- 2) обоснование необходимости реализации ведомственной целевой профаммы и ее соответствие цели и задаче подпро-фаммы государственной профаммы, характеристику вклада ведомственной целевой профаммы в достижение цели и решение задачи подпрофаммы государственной профаммы;
- 3) основные цели и задачи профаммы;
- 4) описание ожидаемых результатов реализации профаммы п целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации профаммы но годам;
- 60 Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». URL: http://docs.cntd.ru/document/901931428 (дата обращения: 28.01.2018).
- 5) перечень и описание программных мероприятий, вклю-чая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;
- 6) срок реализации программы;
- 7) описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение цели подпрограммы государственной программы, оценку рисков ее реализации;
- 8) оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам пли этапам в лечение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации;
- 9) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
- 10) обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной целевой программы;
- 11) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
- [1] Приказ Минздрава России от 10.11.2017 № 905 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”». URL: http://docs.cntd.ru/document/555730002 (дата обращения: 28.01.2018). 2 Приказ Минприроды России от 06.07.2017 № 354 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства” на 2013—2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_238174/ (дата обращения: 28.01.2018).
Источник: studref.com
2. Государственные программы в экономике России
Согласно Закону Правительство РФ, исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ, разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в которой должны быть отражены:
- оценка итогов социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;
- концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- основные направления макроэкономической политики:
- инвестиционной и структурной;
- аграрной;
- экологической;
- социальной;
- региональной;
- внешнеэкономической и др.
Программа социально-экономического развития подлежит представлению Правительством РФ в Государственную Думу и Совет Федерации.
Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Федеральному Собранию:
- итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года;
- прогноз на предстоящий год;
- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федеральною бюджета на предстоящий год.
Федеральные целевые программы (ФЦП) — это утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете комплекс мероприятий по решению приоритетных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, полностью или частично финансируемых за счет средств федерального бюджета. ФЦП разрабатываются для комплексного решения неотложных и крупных, имеющих федеральное значение экономических, социальных, научно-технических, инновационных и экологических проблем, а также проблем развития отраслей и территорий.
Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития.
Отражение структурной политики государства в программах предполагает применение следующих принципов:
- учет объективного характера процесса структурной перестройки;
- стимулирование накоплений и формирования механизмов, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций;
- регулирование процессов свертывания ненужных и неэффективных производств;
- государственная поддержка отраслей, образующих систему жизнеобеспечения страны;
- государственная поддержка проектов и производств, которые могут развить научно-технический потенциал страны.
В последние годы расходы на финансирование ФЦП составляли от 2 до 6% федерального бюджета.
Формирование проектов ФЦП осуществляется в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами на предстоящий год с учетом:
- политического, социального, экономического, экологического и финансового состояния предлагаемой для решения проблемы;
- переходного или преемственного характера указанной проблемы;
- возможных сроков реализации программы и окупаемости вложенных в нее средств;
- реальности источников и объектов финансирования.
ФЦП разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти регионального уровня. Инициативные заявки рассматриваются и обобщаются Правительством РФ.
Программа должна отвечать следующим важнейшим характеристикам:
- иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленной проблемы и характеризоваться конкретными, по возможности количественно выраженными конечными результатами, достижение которых достаточно для решения программной проблемы;
- иметь временные ограничения, в границах которых решается проблема;
- содержать конкретный перечень мероприятий (работ, услуг) и их исполнителей;
- иметь разработанную систему управления и контроля за ходом реализации программы.
Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом о федеральном бюджете на планируемый период. Перечень формируется ежегодно на основе предложений министерств и ведомств исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
ФЦП обеспечивают:
- осуществление активной структурной политики, ее социальную направленность;
- перестройку экономики страны;
- повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
- проведение целенаправленной инвестиционной политики.
ФЦП позволяют концентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития.
По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют:
- федеральные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации;
- межгосударственные программы, в которых принимает участие Российская Федерация и которые реализуются совместно с другими государствами.
Одним из видов ФЦП являются президентские программы. Они служат инструментом реализации конституционных функций Президента РФ.
В зависимости от административной широты охвата программы бывают межрегиональными, региональными и отраслевыми (этим программам также может присваиваться статус федеральных).
По содержанию и функциональной направленности выделяются программы:
- социально-экономические, формирующие целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений общества;
- социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также структурные преобразования сферы образования, здравоохранения, культуры и других услуг;
- производственные, реализующие крупные структурные отраслевые и межотраслевые сдвиги;
- программы фундаментальных исследований, направленные на получение фундаментальных основ науки;
- научно-технические программы, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;
- инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;
- экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий.
При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий признак, вытекающий из основной цели программы.
По срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (продолжительностью до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Источник: studfile.net
О государственных программах Российской Федерации
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах», а также основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года разработана Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусматривающая переход к программной структуре расходов бюджетов.
Правительством Российской Федерации сформирована нормативная и методологическая основа для разработки государственных программ Российской Федерации:
- утвержден перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г.
№ 1950-р); - Правительством Российской Федерации принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588);
- Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года № 670).
Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Государственная программа предполагает оценку всех ресурсов в сфере деятельности органов исполнительной власти — бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграцию регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ. Данные об оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг представляются в государственной программе в форме прогноза сводных показателей государственных заданий; в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов в процессе реализации государственной программы оценивается необходимости их применения для результатов государственной программы. Государственная программа содержит информацию о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации, направленных на цели ее реализации, а также сведения об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в достижении целей государственной программы.
Все государственные программы распределены по пяти блокам: «Новое качество жизни» (13 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 программ), «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы), «Сбалансированное региональное развитие» (5 программ) и «Эффективное государство» (5 программ), что соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации утверждено 38 государственных программ. Полный перечень Государственных программ Российской Федерации содержит 42 Государственные программы.
Объем финансового обеспечения реализации государственных программ: в 2012 году – 12 189,4 млрд. рублей, в 2013 году – 12 943,2 млрд. рублей, в 2014 году – 13 341,6 млрд. рублей, что составляет соответственно 96,3%, 96,7% и 96,8% общего объема расходов федерального бюджета.
Источник: www.gosprog.ru