Что содержит государственная программа

  • 1) паспорт государственной программы;
  • 2) паспорта подпрограмм;
  • 3) паспорта федеральных целевых программ.

В паспортах программ и подпрограмм обычно указывают ответственного исполнителя, исполнителей, соисполнителей, цели, задачи, целевые индикаторы и показатели программы, объемы бюджетных ассигнований программы, ожидаемые результаты реализации профаммы и г. и.

  • 4) приоритеты и цели государственной политики, включая направления развития приоритетных территорий, а также общие фебования к политике субъектов РФ в соответствующей
  • 1

Постановление Правпте.хьства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/ document/902228825 (дата обращения: 28.01.2018).

сфере (включая общую характеристику участия субъектов РФ в реализации государственной программы).

  • 5) перечень и характеристики основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы;
  • 6) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
  • 7) перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами гг показателями государственной программы;

При этом целевые индикаторы и показатели государственной програАгмы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы, а также:

Государственная программа Доступная среда

  • — отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация государственной программы;
  • — иметь количественное значение.
  • 8) информацию по финансовому обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым програкгмам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы) и счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в случае, если в рамках государственной программы осуществляется реализация мероприятий за счет источников фггнансггрованггя дефггцггта федерального бюджета);
  • 9) предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий государственной программы (в случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд);
  • 10) правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках государственной программы (в случае, если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий), включающие в том числе условия предоставления и методику расчета указанных субсидий;
  • 11) план реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период;
  • 12) сводную информацию но опережающему развитию приоритетных территорий (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетной территории).

Сведения, состав.дяющие государственную тайну, и сведения конфиденциального характера приводятся в отдельных приложениях к государственной программе.

Обсуждение Государственной программы

Следует отметать, что описываемым Постановлением оговорены особенности программ по опережающему развитию приоритетных территорий. К слову, к таковым на настоящий момент отнесены следующие программы: Социально-экономическое развитие Дальнего Восгока и Байкальского региона, Развитие Северо-Кавказского федерального округа, на период до 2025 года, Социально-экономическое развитие Калининградской области, Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастопо.дя на период до 2020 года.

Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». URL: http:// docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 28.01.2018).

Целевые показатели (индикаторы), предусмотренные разделами по опережающему развитию приоритетных территорий, должны:

  • — формироваться с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития макрорегионов;
  • — количественно характеризовать ход реализации мероприятий на приоритетных территориях;
  • — отражать развитие отрасли на приоритетных территориях.

Разделы по опережающему развитию приоритетных территорий подпрограммы формируются исходя из необходимости:

  • а) достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации;
  • б) достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в том числе в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития макрорегиона;
  • в) предупреждения потенциальных рисков и угроз экономической безопасности и качеству жизни граждан на приоритетных территориях.

Требования к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающем> 7 развитию приоритетных территорий утверждаются совместно Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие приоритетных территорий.

Приказ Минэкономразвития России № 412, Минфина России № 127н, Минвостокразвития России № 243, Минкавказа России № 115 от 15.08.2017 «Об утверждении требований к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий в государственных

Читайте также:
Функции программ компьютерной графики

Помимо собственно программы разрабатываются ряд дополнительных п обосновывающих материалов, не включаемые в постановление Правительства РФ, которым утверждается государственная программа. Однако некоторые из них могут утверждаться актами федеральными органами исполнительной власти являющиеся разработчиками. Примером последнего служат Приказ Минздрава России от 10.11.2017 №905 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”» 38 , Приказ Минприроды России от 06.07.2017 № 354 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства” на 2013—2020 годы» [1] .

Итак при подготовке государственной программы дополнительно разрабатываются следующее:

  • 1) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков;
  • 2) прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического разви тия РФ и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  • 3) прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, обгцесгвенной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
  • 4) описание рисков реализации государственной программы, в том числе недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации;
  • 5) обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ;
  • 6) описание мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;
  • 7) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;
  • 8) характеристика соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, в том числе информация о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;
  • 9) методика оценки эффективности государственной про-граммы;
  • 10) в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам — прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;
  • 11) в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов — обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
  • 12) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития РФ инвестиционных проектов, исполнение которых полностью плп частично осуществляется за счет средств федерального бюджета, — информация об указанных проектах;
  • 13) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов — соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы;
  • 14) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, в уставном капитале которых доля Российской Федерации превышает 50 процентов и размер уставного капитала которых превышает 1 млрд рублей, — данные о расходах указанных организаций на реализацию государственной программы (с расшифровкой по основным мероприятиям подпрограмм государственных программ);
  • 15) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта — характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения об их ресурсном обеспечении;
  • 16) сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы;
  • 17) основные параметры потребности в трудовых ресурсах для реализации государственной программы, включая потребность в инженерно-технических кадрах и прогноз объемов их подготовки за счет бюджетных средств, при наличии такой потребности для реализации государственной программы;
  • 18) сведения о целевых группах (физические и юридические лица), на которые направлено действие государственной программы, и обоснование их выделения;
  • 19) дополнительные сведения по подпрограммам государственной программы.

Как было сказано выше, российским законодательством предусматривается возможность использования в государственном управлении ведомственной целевой профаммы, которая является часть профаммы, но при этом утверждается отдельным актом. Содержание, порядок разработки и принятия регулируется особым образом, а именно Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых пробе фамм» .

Согласно данному Постановлению мероприятия ведомственной целевой профаммы не могут дублировать мероприятия других ведомственных целевых профамм, государственных профамм Российской Федерации (подпрофамм государственных профамм) и федеральных целевых профамм (подпрофамм федеральных целевых профамм).

Расходы федеральных целевых профамм не могут быть включены в проекты ведомственных целевых профамм. Ведомственная целевая профамма не подлежит разделению на под-профаммы.

Ведомственная целевая профамма содержит:

  • 1) паспорт профаммы;
  • 2) обоснование необходимости реализации ведомственной целевой профаммы и ее соответствие цели и задаче подпро-фаммы государственной профаммы, характеристику вклада ведомственной целевой профаммы в достижение цели и решение задачи подпрофаммы государственной профаммы;
  • 3) основные цели и задачи профаммы;
  • 4) описание ожидаемых результатов реализации профаммы п целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации профаммы но годам;
  • 60 Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». URL: http://docs.cntd.ru/document/901931428 (дата обращения: 28.01.2018).
  • 5) перечень и описание программных мероприятий, вклю-чая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;
  • 6) срок реализации программы;
  • 7) описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение цели подпрограммы государственной программы, оценку рисков ее реализации;
  • 8) оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам пли этапам в лечение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации;
  • 9) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
  • 10) обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной целевой программы;
  • 11) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
  • [1] Приказ Минздрава России от 10.11.2017 № 905 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”». URL: http://docs.cntd.ru/document/555730002 (дата обращения: 28.01.2018). 2 Приказ Минприроды России от 06.07.2017 № 354 «Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства” на 2013—2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_238174/ (дата обращения: 28.01.2018).
Читайте также:
Научно исследовательская программа пример

Источник: studref.com

2. Государственные программы в экономике России

Согласно Закону Правительство РФ, исходя из положений, со­держащихся в послании Президента РФ, разрабатывает про­грамму социально-экономического развития Российской Федера­ции на среднесрочную перспективу, в которой должны быть отражены:

  • оценка итогов социально-экономического развития страны за пре­дыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;
  • концепция программы социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на среднесрочную перспективу;
  • основные направления макроэкономической политики:
      • инвестиционной и структурной;
      • аграрной;
      • экологической;
      • социальной;
      • региональной;
      • внешнеэкономической и др.

      Программа социально-экономического развития подлежит пред­ставлению Правительством РФ в Государственную Думу и Со­вет Федерации.

      Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, по­священный анализу выполнения программы социально-экономичес­кого развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

      Правительство РФ одновременно с представлением проекта фе­дерального бюджета представляет Федеральному Собранию:

      • итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года;
      • прогноз на предстоящий год;
      • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финан­сированию за счет средств федеральною бюджета на предстоя­щий год.

      Федеральные целевые программы (ФЦП) — это утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете комплекс меро­приятий по решению приоритетных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, полностью или частично финан­сируемых за счет средств федерального бюджета. ФЦП разрабатываются для комплексного решения неотложных и крупных, имеющих федеральное значение экономических, соци­альных, научно-технических, инновационных и экологических проблем, а также проблем развития отраслей и территорий.

      Программы являются основой проводимой государством бюджет­ной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития.

      Отражение структурной политики государства в программах предполагает применение следующих принципов:

      • учет объективного характера процесса структурной перестройки;
      • стимулирование накоплений и формирования механизмов, обес­печивающих повышение эффективности инвестиций;
      • регулирование процессов свертывания ненужных и неэффек­тивных производств;
      • государственная поддержка отраслей, образующих систему жиз­необеспечения страны;
      • государственная поддержка проектов и производств, которые могут развить научно-технический потенциал страны.

      В последние годы расходы на финансирование ФЦП составляли от 2 до 6% федерального бюджета.

      Формирование проектов ФЦП осуществляется в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического разви­тия страны и определяемыми на основе этих прогнозов приори­тетами на предстоящий год с учетом:

      • политического, социального, экономического, экологического и финансового состояния предлагаемой для решения проблемы;
      • переходного или преемственного характера указанной про­блемы;
      • возможных сроков реализации программы и окупаемости вло­женных в нее средств;
      • реальности источников и объектов финансирования.

      ФЦП разрабатываются по инициативе федеральных органов ис­полнительной власти с возможным привлечением органов ис­полнительной власти регионального уровня. Инициативные заявки рассматриваются и обобщаются Правительством РФ.

      Программа должна отвечать следующим важнейшим характери­стикам:

      • иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленной проблемы и характеризо­ваться конкретными, по возможности количественно выражен­ными конечными результатами, достижение которых достаточ­но для решения программной проблемы;
      • иметь временные ограничения, в границах которых решается проблема;
      • содержать конкретный перечень мероприятий (работ, услуг) и их исполнителей;
      • иметь разработанную систему управления и контроля за ходом реализации программы.

      Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из феде­рального бюджета утверждаются законом о федеральном бюд­жете на планируемый период. Перечень формируется ежегодно на основе предложений министерств и ведомств исходя из при­оритетных направлений социально-экономического развития страны.

      Читайте также:
      Программа штамп как пользоваться

      ФЦП обеспечивают:

      • осуществление активной структурной политики, ее социаль­ную направленность;
      • перестройку экономики страны;
      • повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
      • проведение целенаправленной инвестиционной политики.

      ФЦП позволяют концентрировать ресурсы на ключевых на­правлениях развития.

      По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют:

      • федеральные программы, реализуемые средствами только Рос­сийской Федерации;
      • межгосударственные программы, в которых принимает участие Российская Федерация и которые реализуются совместно с другими государствами.

      Одним из видов ФЦП являются президентские программы. Они служат инструментом реализации конституционных функций Президента РФ.

      В зависимости от административной широты охвата програм­мы бывают межрегиональными, региональными и отраслевыми (этим программам также может присваиваться статус федеральных).

      По содержанию и функциональной направленности выделяются программы:

      • социально-экономические, формирующие целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений об­щества;
      • социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также структурные преобразования сферы об­разования, здравоохранения, культуры и других услуг;
      • производственные, реализующие крупные структурные отрас­левые и межотраслевые сдвиги;
      • программы фундаментальных исследований, направленные на получение фундаментальных основ науки;
      • научно-технические программы, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;
      • инновационные, обеспечивающие внедрение и распростране­ние научно-технических достижений в производстве и осуще­ствляющие научно-техническую перестройку производства;
      • экологические, направленные на осуществление крупных при­родоохранных мероприятий.

      При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий признак, выте­кающий из основной цели программы.

      По срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (продолжительностью до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

      Источник: studfile.net

      О государственных программах Российской Федерации

      В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах», а также основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года разработана Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусматривающая переход к программной структуре расходов бюджетов.

      Правительством Российской Федерации сформирована нормативная и методологическая основа для разработки государственных программ Российской Федерации:

      • утвержден перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г.
        № 1950-р);
      • Правительством Российской Федерации принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588);
      • Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года № 670).

      Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

      Государственная программа предполагает оценку всех ресурсов в сфере деятельности органов исполнительной власти — бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграцию регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ. Данные об оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг представляются в государственной программе в форме прогноза сводных показателей государственных заданий; в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов в процессе реализации государственной программы оценивается необходимости их применения для результатов государственной программы. Государственная программа содержит информацию о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации, направленных на цели ее реализации, а также сведения об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в достижении целей государственной программы.

      Все государственные программы распределены по пяти блокам: «Новое качество жизни» (13 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 программ), «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы), «Сбалансированное региональное развитие» (5 программ) и «Эффективное государство» (5 программ), что соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

      К настоящему времени Правительством Российской Федерации утверждено 38 государственных программ. Полный перечень Государственных программ Российской Федерации содержит 42 Государственные программы.

      Объем финансового обеспечения реализации государственных программ: в 2012 году – 12 189,4 млрд. рублей, в 2013 году – 12 943,2 млрд. рублей, в 2014 году – 13 341,6 млрд. рублей, что составляет соответственно 96,3%, 96,7% и 96,8% общего объема расходов федерального бюджета.

      Источник: www.gosprog.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru