Ссылка для цитирования этой статьи:
Целевые программы как инструмент прогнозирования экономики региона
Аннотация. В данной научной статье автор подробно рассматривает целевые программы как инструмент прогнозирования и управления экономикой региона. В статье подчеркивается, что целевые программы способствуют управлению развитием региона, а также помогают в решении сложных экономических, социальных и экологических проблем.
Автор статьи отмечает, что разработка целевых программ должна быть основана на анализе текущей ситуации в регионе и учете потребностей населения. В статье также рассматриваются основные этапы разработки целевых программ, включая определение целей и задач, выбор мероприятий, планирование бюджета, мониторинг и оценка результатов.
Автор подчеркивает, что реализация целевых программ требует не только наличия соответствующих ресурсов, но и согласованности действий всех заинтересованных сторон. В статье рассматриваются вопросы координации действий между органами власти, бизнесом и населением, а также различные способы привлечения инвестиций для реализации целевых программ.
Выбор и сегментация целевой аудитории. Интенсив по маркетингу.
Однако, автор также отмечает, что реализация целевых программ может столкнуться с некоторыми проблемами, такими как недостаток финансовых ресурсов, неэффективное использование ресурсов и недостаточный контроль и мониторинг результатов. В статье рассматриваются способы преодоления этих проблем, включая улучшение системы контроля и мониторинга, оптимизацию расходов и использование современных технологий. Кроме того, автор статьи обращает внимание на то, что целевые программы должны быть ориентированы на решение конкретных задач и проблем региона, учитывая его специфику и потребности. Автор статьи подчеркивает, что целевые программы должны быть гибкими и адаптивными к изменяющейся ситуации в регионе. Поэтому, для повышения эффективности их реализации, необходимо учитывать мнение общественности и заинтересованных сторон, а также проводить регулярный мониторинг и оценку результатов.
Ключевые слова: государственные программы; целевые программы; расходы федерального бюджета; государственное управление; экономический рост; региональная экономика; социально-экономическое развитие
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2588-0101 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.
Источник: esj.today
Понятие целевой программы правительства
Планирование как инструмент государственного регулирования экономики возникло давно, но его активное развитие началось в середине 20 века.
Целевая потребительская программа кооператива
В течение нескольких десятилетий теория планирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования.
Программно-целевое планирование осуществляется через реализацию целевых программ, которые в современных условиях обеспечивают достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов и получение конкретных результатов.
В настоящее время Российская Федерация осуществляет переход к новой, программно-целевой структуре бюджета. В основу деятельности будут положены государственные программы, что позволит увязать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в программных документах.
Важными целями экономической, социальной и региональной политики государства, решаемой посредством федеральных целевых программ, являются:
- — обеспечение прогрессивных структурных сдвигов;
- — реформирование утяжеленной, ресурсоемкой, разбалансированной экономической структуры;
- — повышение общей конкурентоспособности российской экономики;
- — реализация ее преимуществ в условиях глобализации мировой экономики.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
Бюджетное финансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например «Дети — сироты», и комплексными, например «Диабет», «Туберкулез» и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:
- — разработка проекта концепции целевой программы;
- — принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
- — разработка проекта целевой программы;
- — согласование проекта целевой программы;
- — экспертиза проекта целевой программы;
- — рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
- — доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
- — утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.
Подпрограммы целевой программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для целевых программ.
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
Источник: vuzlit.com
Муниципальные целевые программы
Тенденции к расширению применения программно-целевого подхода к решению территориальных проблем на муниципальном уровне носит все более выраженный характер. Администрации муниципальных образований в виде городов, районов, других административно-территориальных образований видят в разработке и реализации муниципальных npoipaMM способ выхода из сложных, иногда критических ситуаций посредством осуществления программных действий в пределах подведомственной им территории.
Выделим типичные, на наш взгляд, программные проблемы муниципального уровня и обозначим следующие общие направления, способы их решения:
- — устранение диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, совместно образующих локальные воспроизводственные циклы (например, предприятий сырьевой базы и соответственно пищевой и других перерабатывающих отраслей, объектов местной производственной и социальной инфраструктуры);
- — поддержка социально уязвимых слоев населения, жителей территории;
- — содействие развитию малого предпринимательства, стимулирование видов и форм предпринимательской деятельности населения, приоритетных для данной территории;
- — обеспечение общественной безопасности, борьба с порочным поведением граждан;
- — создание условий привлечения инвестиций для активного развития производственных и инфраструктурных объектов, территориального образования;
- — развитие объектов рыночной инфраструктуры местного значения;
- — поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений, жилого фонда, дорог, культурно- просветительных учреждений, спортивных сооружений, средств рекреации;
- — содействие занятости населения, включая переподготовку кадров, преодоление структурной и иных форм безработицы, создание рабочих мест;
- — развитие нормативной базы муниципального управления необходимой для решения указанных выше проблем.
Отдельные направления разработки и осуществления муниципальных программ получили развитие в связке с федеральными и региональными программами. К ним относится проведение ответвлений мероприятий федеральных и региональных программ на муниципальном уровне. Хотя такие программные действия прописаны в соответствующих федеральных и региональных программах, они осуществляются на муниципальном уровне. К таким программам относятся:
- — программы социально-экономического развития городов-курортов;
- — программы оздоровления окружающей среды промышленных городов;
- — программы развития «закрытых» городов;
- — программы развития и реконструкции исторических центров городов;
- — программы обустройства пограничных территориальных образований.
Получило распространение составление на муниципальном уровне концепций городского развития, представляющих воплощение программно-целевых разработок. В концепции развития города устанавливаются стратегические цели и задачи преобразования городской экономки и социальной сферы, определяются приоритетные социально- экономические проекты, осуществление которых призвано решить самые крупные и насущные проблемы городского развития.
Относительно новым программным направлением стало формирование особых экономических зон (локальных экономических зон, территориально-производственных зон). Их создание началось на муниципальном уровне еще в середине 90-х: в Санкт-Петербурге в 1996 году был принят закон «О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге», в Самарской области постановлением губернатора, принятым в 1997 году, департаменту но экономике администрации области было получено разработать законопроект об особых экономических зонах на территории Самарской области. Новый импульс особые экономические зоны получили в связи с принятием в 2005 году Федерального Закона об особых экономических зонах. В Российской Федерации действует 24 особые экономические зоны четырех типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические. Многие из них были инициативой органов местного самоуправления.
Срок, на который разрабатываются городские муниципальные программы, изменяется в пределах от двух до пяти лет. Однако характер масштабных проблем, которые призваны решать подобные программы, не позволяет реально рассчитывать на возможность завершения программы в течение двухлетнего периода.
Программа городского развития обычно представляет целый комплекс программ но решению городских проблем. Наиболее типично выделение в программах развития городов крупных, узловых проблем следующей природы:
- а) социальные проблемы (воспроизводство населения, физическое здоровье, образование, культура и нравственность, социальная защита, занятость и безработица, досуг и отдых, преступность, семье и детство);
- б) управление городским хозяйством, градостроительство, землепользование (жилищно-коммунальный сектор, тепло и энергоснабжение, жилищное строительство, транспорт, сфера услуг, использование земельного фонда города, содействие малому предпринимательству, развитие рынков, торговли, преобразование форм собственности и институтов управления городскими объектами);
- в) ресурсное обеспечение функционирования и развития города (городской бюджет, внебюджетные финансовые фонды, инвестиции в программу, трансферты, займы, кредиты, местные налоги и сборы, благотворительные пожертвования).
Структурно городские программы строятся как совокупность функциональных подпрограмм, входящих в них проектов и программных мероприятий, го есть в соответствии с общими правилами построения целевых социально-экономических программ.
Стержневую часть городских муниципальных программ представляет описание ключевых направлений реализации программы и мер по практической реализации этих направлений. Так, например, в Программе социально-экономического развития Ярославля выделены следующие направления:
- — привлечение инвестиций в экономику города;
- — создание кредитной истории мэрии города;
- — переход на казначейское исполнение бюджета;
- — переход к адресной социальной поддержке населения и постепенное введение социального заказа;
- — повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства;
- — повышение эффективности работы пассажирского транспортного комплекса.
Каждое направление имеет детально расписанные задачи. В Самарской области, например, в круг таковых в области развития жилищно- коммунального хозяйства входят:
1. Формирование трехуровневой системы управления жилищным фондом. Организация работы компаний по управлению муниципальным жилищным фондом дирекцией единого заказчика.
- 2. Ликвидация текущей задолженности по обслуживанию муниципального жилищного фонда.
- 3. Снижение стоимости и повышение качества работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда.
- 4. Формирование договорных отношений между управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг.
- 5. Упорядочение системы предоставления адресной социальной помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям.
- 6. Упорядочение системы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
- 7. Активизация процесса создания товариществ собственников жилья — альтернативных форм управления жилищным фондом.
- 8. Увеличение внебюджетной доли финансирования жилищно- коммунальных услуг.
- 9. Формирование конкурентных отношений в сфере управления жилищным фондом
- 10. Создание системы регулирования тарифов на жилищно- коммунальные услуги.
- 11. Формирование инвестиционной привлекательности жилищно- коммунального хозяйства города.
Как видно из приведенного фрагментарного описания муниципальных программ развития городов России, такие программы обладают достаточно высоким уровнем предметности, тесным образом связаны с городскими проблемами.
Названия и целевые установки муниципальных программ развития городов подтверждают, что такие программы выступают как многоиро- блемные, направленные на решение ряда острых, настоятельных экономических и социальных проблем. Так что городская программа обычно представляет целый комплекс программ по решению разных городских проблем, именуемых подпрограммами единой городской программы.
Источник: studref.com