Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают большие деньги за короткие занятия, но воспитанных и гениальных детей от этого больше не становится. Проблемы с речью, эмоциональным развитием, памятью, вниманием никуда не деваются, будь то Монтессори или любые другие новомодные развивашки.
Публикация «Консультация для педагогов „Методика Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Многие родители на детских площадках, гуляя со своими карапузами, просто фонтанируют от гордости тем, что занимаются по Монтессори и всесторонне развивают своего ребенка. Они готовы платить любые деньги, чтобы их малыш занимался «самыми лучшими, физиологичными» развивающими занятиями. Однако для меня эта методика во многом спорна.
Методика Монтессори: учусь тому, что нужно мне
Программа Марии Монтессори многие годы остается самой востребованной и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран.
Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».
РАЗВИТИЕ ДО ГОДА ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ.
Основой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому.
Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами. Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.
№1. Стимулируем ползанье! Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.
№2. Тренируем повороты и перевороты! Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.
Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация
№3. Играем в прятки! Данную методику можно начинать практиковать с 8ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами. Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку».
Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами и шкафами.
№4. Играем с водой!
Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.
№5. Возимся в грязи!
Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.
№6. Учимся карабкаться и цепляться!
Пусть ребенок взбирается на взрослого, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.
№7. Занимаемся подбрасываниями! Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.
Методика Монтессори в детских садах.
В садиках Монтессори группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
Космическая зона познакомит детей с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира.
В чём суть методики Монтессори.
Девиз методики:
“Помоги мне сделать это самому”.
И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.
Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.
Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.
Среди родителей существует миф, что методика Монтессори разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т. к. всё же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:
*не следует мешать другому ребенку, если тот занят!
*выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других!
*не нужно шуметь — это может помешать остальным!
*закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту!
*если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим!
В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.
6 базовых принципов обучения по Монтессори.
Выделяют следующие основные принципы в методике:
*Свободное передвижение по классу.
*Дети изучают специальные материалы Монтессори.
*Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога.
*В группе дети разного возраста.
* Занятия ведет специально подготовленный педагог.
*Обучение проходит в подготовленной среде, разделенной на различные зоны.
Плюсы и минусы методики Монтессори.
Существует много критиков этой системы обучения, но много и последователей, и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.
К минусам можно отнести:
*не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим!
*разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”.
*отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.
Из плюсов можно отметить следующие:
*малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности!
*метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим!
*нет оценок и суждений — не страдает самооценка ребенка!
*обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием!
*разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших.
Как формируются Монтессори-группы.
Есть множество ложных стереотипов насчёт групп Монтессори. Некоторые родители считают, что всё внимание уделяется развитию мелкой моторики, или что дети только рисуют и лепят. На самом деле в подобных группах масса занятий. Но их принципиальное отличие — разный возраст маленьких учеников. Занятия рассчитаны на детей от 2 до 7 лет и весь день малыши проводят вместе.
Самым оптимальным количеством детей в группе считается 15-20 человек.
Воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, с основами родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.
Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня.
Занятия музыкой по методике Монтессори.
Обычно программа по развивающим занятиям музыки базируется на уроках, разработанных Марией Монтессори и Анны Маккерони.
В системе обучения нет строгой программы. Развитие музыкального слуха связывается с умением ребенка двигаться в такт музыке.
В дневнике воспитателя детского сада, работающего с детьми по музыкальной программе Монтессори, должны быть отражены стандартные виды музыкальных часов — занятие или досуг, а также ряд дополнительных,таких как: трехступенчатый урок, презентация, музыкальный ритуал, упражнения под музыку и упражнения в тишине.
Основная задача во время уроков музыки у малышей 3-6 лет состоит в том, чтобы развить способность слушать и воспринимать окружающие звуки, в том числе мелодичные, уметь их разделять и категоризировать. В шесть лет детям можно начать изучать основы сольфеджио.
Занятия музыкой по системе Монтессори проводятся в основном с группой деток. При этом есть возможность адаптировать методологию под индивидуальное обучение музыкой, как это практикуется в музыкальных школах.
К особенностям применения методики Монтессори в российских садиках можно отнести:
— физкультуру под музыку с выполнением упражнений, развивающих слух;
— формирование навыков игры на музыкальных инструментах, прежде всего уделяется внимание развитию слуха и умению ребенка извлекать определенные звуки, делать это аккуратно, понимая, что такое «чистый звук»;
— уроки по истории музыки;
— подготовленные детьми музыкальные мероприятия.
Индивидуальные уроки музыки по Монтессори.
Индивидуальные уроки музыки по системе Монтессори должны подразумевать возможность занятия с ребенком на разных музыкальных инструментах, что предъявляет к квалификации учителя определенные требования. Такой подход позволяет ребенку самостоятельно определиться, какой инструмент ему больше по душе. После прохождения обучения по этой системе дети начинают сразу уверенно заниматься техникой игры и делают это осознанно, четко ставя собственные цели, а не только руководствуясь заданиями учителя.
В результате применения методик Марии Монтессори ребенок уже через несколько месяцев обучения технике игры начинает осознанно с собственным почерком исполнять довольно сложные музыкальные произведения. Многие ученики достигают достаточно высоких целей и могут стать профессиональными музыкантами. Для остальных музыка станет приятным хобби на всю жизнь, а не остается навсегда заброшенной после детства, как это часто случается после курса советской музыкальной школы.
Ключевой особенностью обучения музыке по Монтессори является осознанный выбор и обучение технике игры еще в раннем возрасте, когда подобные навыки лучше усваиваются. Осознанное обучение является свободным выбором ребенка и предполагает сильную мотивацию, в основе которой лежит именно любовь,тяга к музыке, умение ее чувствовать и понимать.
На осознанном обучении лучше усваиваются традиционно сложные для детей предметы ,как сольфеджио. В рамках занятий развивают навыки экспериментаторства и умения создавать собственную музыку,умение импровизировать. Подобные уроки проводятся учителями Монтессори, используя произведения для совместной игры на разных музыкальных инструментах.
Монтессори-бум идет на спад.
Еще 10 лет назад по методике Монтессори развивать детей было очень модно и клубы с приставкой «монтессори» росли как грибы. Но по факту, поработав 3–5 лет, большинство из них закрылись, так и не приобретя популярности и не дав реально ярких и выдающихся результатов. Дети, которым сейчас 7–8 лет и которых учили по Монтессори, ничем примечательным и выдающимся не отличаются (в лучшем случае).
По сути ничего реально революционного в этой системе нет, за исключением деления на зоны в группах развивающего центра. Каких-либо принципиально отличных действий, которым нельзя обучить ребенка дома и причём бесплатно, в этих группах нет. Детям будет интересно в любом новом месте, где много малышей, ярких игрушек и забавных занятий, пособий, которые можно трогать, крутить и вертеть.
Международная система, готовящая монтессори-педагогов, рассчитана на возраст детей от 3 до 6 лет,а в клубы Монтессори приглашают детей от 1 года. Многие родители даже не интересуются образованием монтессори -педагогов, теми целями и задачами, которые они ставят, обучая их детей, и результатами, которые в итоге ожидаются. Если же кто — то и спросит вдруг, а где ж результат ваших трудов, ответ прописан самой Марией Монтессори:
«Все индивидуально, каждый малыш уникален».
Публикации по теме:
Аналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.
Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.
Фотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.
Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.
Рамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.
Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.
Развивающая доска Монтессори, или Бизиборд Воспитание маленького ребенка – задача не из простых. Взрослым иногда нужна свободная минутка но – нельзя оставить малыша одного, ведь непонятно,.
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Источник: www.maam.ru
Методика Монтессори для малышей: основные принципы, плюсы и минусы
Мария Монтессори – известный педагог и врач, жившая и работавшая в Испании, Италии, Нидерландах и даже в Индии. К своим двадцати шести годам она уже стала одной из первых в истории Италии женщин-врачей. Отстаивая необходимость педагогического вмешательства в жизнь «особенных» детей, эта убеждённая католичка открыла так называемый метод «научной педагогики».
Использовала Мария собственные наработки вкупе с материалами своих учителей – Сегена и Итара, французских врачей, знаменитых на весь мир. Они стали первыми дефектологами Европы. Мария на практике доказала, что «необучаемые» дети способны освоить навыки письма, счёта и чтения даже быстрее и лучше своих здоровых сверстников.
После чего было принято решение адаптировать методику и для последних. В Сан-Лоренцо в 1907 году был впервые открыт такой «Дом ребёнка», работающий по методу Монтессори. А спустя ещё три года была опубликована первая книга о данном методе воспитания и развития.
В России последователи данного подхода появились лишь в начале 1990-х годов прошлого века. Но его популярность в последние десятилетия продолжает стремительно расти.
В чём суть данного метода
- свобода в установленных границах;
- самостоятельность;
- естественное физическое, психологическое и социальное развитие детей.
Как же данный метод реализуется на практике? Самостоятельная работа детей со специальными материалами лежит в основе всех практических занятий. Она занимает большую часть времени обучения.
Это могут быть всевозможные предметы (из бытового обихода, например), развивающие игрушки. Они выступают в качестве «учебных пособий». Дощечки, рамки, кубики, таблицы, более сложные предметы с застёжками или шнуровкой для развития мелкой моторики – это всё расположено в свободном доступе. При этом каждое такое «пособие» находится в своей определённой тематической зоне.
Например, в практической зоне дети осваивают принципы заботы об окружающей среде и навыки самостоятельного ухода за собой. А в зоне сенсорного обучения основной акцент сделан на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений и обоняния. То есть малыш учится осознавать зависимости и различать предметы по их определённым признакам.
В данной методике раннего развития каждый ученик самостоятельно определяет направление для своего развития. А также время и интенсивность своих занятий. Подготовленный взрослый должен лишь создавать для него подходящую среду и наблюдать за его потребностями, направляя ученика в выбранном им самим русле обучения.
Таким образом, согласно методу, интерес малыша в получении тех или иных навыков или знаний стимулируется особенно ярко. Здесь ключевое значение играет принцип «помоги мне это сделать самому». Именно так и называется одна из книг Марии.
Главенствующий принцип такой педагогики – это свобода малыша в его дисциплине, деятельности и самостоятельности. Воздерживаясь от любых оценок (в том числе от поощрений и наказаний) и просто наблюдая за детьми, педагоги формируют для них «обогащённую» среду для развития. И направляют данный процесс, исходя из собственной активности и индивидуальности каждого ученика.
Метод пропагандирует постулат о том, что обучение – это и есть жизнь. Вот несколько базовых принципов метода.
- Каждый ребёнок – независимая единица. Дети развивают навыки концентрации, независимости и самостоятельности, начиная с самого раннего возраста. Материалы и дизайн класса, а также распорядок дня поддерживают у растущего человека формирующуюся саморегуляцию, способность к обучению самого себя и анализу того, чему он обучается.
- Каждый ребёнок уникален. Мария Монтессори признавала тот факт, что все детки учатся по-разному. Каждый из них в собственном темпе осваивает учебную программу. Поэтому метод руководствуется одновременно и индивидуальным планом обучения, и инструкциями учителя. В классах развитие детей также поддерживают обучающие материалы, образуя соответствие между доступными видами деятельности и естественными запросами детей.
- Каждый ребёнок свободен. В данном методе развития дети в определённых пределах свободны в праве выбора занятий и деятельности. Учитель или воспитатель следят за процессом и стараются раскрыть потенциал каждого ученика максимально. Занимаясь в рамках установленных учителем и воспитателем принципов, малыши активно принимают участие в выборе предмета для изучения. Самостоятельный выбор стимулирует интерес к обучению и естественное любопытство, делая сам процесс устойчивым и позитивным.
- Дети воссоздают модель семьи. Авторитетом в коллективе пользуются старшие дети, они же выступают в качестве образцов для подражания и наставников для младших. Получается, что старшие оказывают поддержку младшим и придают им тем самым уверенности. А учителя с добротой и уважением относятся ко всем детям, стараясь разрешать возникающие конфликты мирно и спокойно.
- Каждый ребёнок готов получать знания. Задача учителя – обеспечить необходимую среду, в которой есть инструменты для свободного поиска ответов на вопросы каждого ученика. Работа со специальными техниками и материалами создаёт модель, которую дети переносят естественным образом на письмо, чтение и математику. Каждый навык разработан с помощью общего системного подхода.
- Каждый ребёнок может научиться самокоррекции. Дети по мере своего взросления учатся относиться к своей работе критически и становятся способными к распознаванию своих ошибок, выбирая для решения задач новые пути.
- Каждый ребёнок должен освоить практические навыки. Дети на занятиях учатся стирать, убирать, переливать воду, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. А ещё готовить, ухаживать за растениями и так далее. Такие ролевые игры в специальной подготовке тренируют навыки должного поведения в обществе.
Преимущества и недостатки метода
Плюсов у такого подхода несколько.
- Культивируется любовь к обучению. Методика призвана поощрять любовь детей к обучению. Люди, выросшие в таких детских садах и школах, проявляют любопытство к окружающему их миру и людям в нём на протяжении всей жизни. Рассматривая обучение не как тяжкое бремя, а как приятный процесс.
- Подходит для деток с особенностями развития. Этот метод первоначально был разработан для особенных детей. Свободный способ получения знаний и один и тот же воспитатель на протяжении трёх лет позволяют испытывать меньше стресса и давления ученикам «с особыми потребностями». Такие детки здесь не озабочены тем, что работают в собственном темпе и отстают от сверстников. Мягкая образовательная среда помогает социализироваться.
- Дети учатся в своём темпе. Даже для здоровых детей гонка – это стресс. В данном методе обучение протекает без обязательной программы и соревнований со сверстниками.
- На занятиях не бывает скучно, дети инициативны и любознательны.
- Малыши могут занять себя сами, хорошо справляются с бытовыми обязанностями и уважают потребности других детей.
- Подход развивает так называемые «мягкие» навыки. Метод стимулирует детей совершенствовать независимость, ответственность, позитивность и адаптивность.
- Дети узнают «кто я есть» и что такое «личные границы».
Минусы
- Дорогое обучение. Такие школы и сады в большинстве своём являются платными. И держать цены на низком уровне им сложно. Пособия для учёбы тоже довольно дорогостоящие. И чтобы оставаться интересными детям, они должны быть разнообразными.
- Детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ. В классических образовательных учреждениях, где все делают одно и то же вместе, а педагог должен восприниматься не как помощник, а как авторитет, детям уже будет непросто адаптироваться.
- Воссоздать такую среду в домашних условиях бывает достаточно сложно.
- Хотя здесь и нет принципа, что дети делают всё, что захотят, учебный план многим кажется слишком свободным. Программа обучения гораздо менее структурирована, нежели классическая. В начальной школе это выражается особенно ярко.
- Индивидуализм порождается независимостью. Многим детям, как ни крути, в будущем не придётся заниматься предпринимательством или творческой деятельностью. Такой подход может повлиять на неспособность человека к деятельности под руководством или командной работе.
Кому точно подойдёт данный метод?
- Детям, которые не испытывают трудности с социализацией и общением будет легче, чем замкнутым и стеснительным малышам. Проще будет освоиться любителям спокойно порисовать или поиграть в тишине, чем тем, кому требуется много активных игр в течение дня.
- Родителям, для которых принципиально, чтобы к их детям был проявлен индивидуальный подход. А вот мамам и папам, которые не готовы внутренне отпустить без привязки к стандартной системе своих детей в «свободное плавание», такой метод, вероятно, не подойдёт.
Как выглядят такие детские сады и школы
В нашей стране относительно распространены частные центры раннего развития, целые сады или группы, в которых дети осваивают этот метод обучения. Помещения в таких детских садах и школах выглядят иначе, чем мы привыкли.
Они представляют собой предназначенные для удовлетворения потребностей детей красиво оформленные комнаты. Само помещение делится на разные зоны для развития сенсорных, языковых, практических и математических навыков. Такое деление обусловлено тем, что дети самостоятельно выбирают для себя нужную активность.
Кроме того, так малыши учатся (на основе того, что им доступно) делать собственный выбор. Ребёнок может присоединиться либо подождать и заняться чем-то другим в том случае, если кто-то другой уже работает в определённой зоне. Воспитатель и учитель здесь – это просто помощник. В таких школах нет балльной системы и оценочных правил.
Знаменитая на весь мир Мария Монтессори жила в непростое время, когда бушевали мировые войны, а мир переживал глобальные потрясения. Поэтому она большое внимание уделяла воспитанию мирного, уравновешенного и спокойного человека.
Мария считала, что мир будущего зависит от того, смогут ли дети обучиться ненасильственному общению и важности общественного благополучия. Поэтому такой метод сегодня продолжает распространяться, становясь для широкой аудитории всё более открытым и доступным.
Источник: www.baby.ru
Метод обучения и воспитания Монтессори
Что общего у основателя и главы интернет-компании Amazon.com Джеффа Безоса и дошкольников? В 2018 году он вложил два миллиарда долларов в Bezos Day One Fund — собственный фонд, который занимается финансированием некоммерческих организаций, создающих условия для обучения по методу Монтессори для бездомных детей и детей из социально незащищенных семей. Как и некоторые другие известные гиганты в сфере технологий Безос получил воспитание по методу Монтессори. Узнать об основных принципах данного метода, а также о его плюсах и минусах можно в нашей статье.
Монтессори — метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности ребенка и практическом обучении. Он назван в честь итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Мария Монтессори стала одной из первых женщин в Италии, окончивших курс медицины, и одной из первых женщин, ставших доктором наук. Поскольку Мария была врачом и ученым, то рассматривала процесс образования с разных точек зрения. Она считала, что образование должно подготовить человека ко всем аспектам дальнейшей жизни и быть ориентировано на развитие всех аспектов: социального, эмоционального, познавательного.
Метод Монтессори представляет собой ориентированный на ребенка образовательный подход, основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до совершеннолетия. В методе ребенок рассматривается как человек, который естественно стремится к знаниям и способен начать обучение в благоприятной, хорошо подготовленной учебной среде.
Метод Монтессори предлагает детям возможность развивать свой потенциал и выйти в мир вовлеченными, компетентными, ответственными гражданами с пониманием того, что обучение — это жизнь. Вот несколько основных принципов метода Монтессори.
- Каждый ребенок уникален. Метод Монтессори признает, что все дети учатся по-разному. Каждый ребенок осваивает учебную программу в собственном темпе, руководствуясь инструкциями учителя и индивидуальным планом обучения. Обучающие материалы в классе Монтессори поддерживают развитие ребенка, создавая соответствие между естественными запросами ребенка и доступными видами деятельности.
- Каждый ребенок независимая единица. Начиная с раннего возраста, дети развивают навыки концентрации, самостоятельности и независимости. Дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают формирующуюся у человека саморегуляцию, способность обучать себя и анализировать то, чему он учится.
- Дети воссоздают модель семьи. Старшие дети пользуются авторитетом в коллективе, выступают в качестве наставников и образцов для подражания. Они оказывают младшим поддержку и придают уверенности. Учителя уважительно и с добротой относятся ко всем детям и стараются мирно разрешать возникающие противоречия.
- Каждый ребенок свободен. Дети в системе свободны в праве выбора, однако в определенных пределах. Воспитатель или учитель следит за процессом, стараясь максимально раскрыть потенциал каждого ребенка. Работая в рамках принципов, установленных учителем и воспитателем, дети принимают активное участие в выборе предмета изучения. Самостоятельный выбор стимулирует любопытство и интерес ребенка к обучению, делая сам процесс радостным и устойчивым.
- Каждый ребенок готов получать знания. Учителя обеспечивают среду, в которой у детей есть свобода и инструменты для поиска ответов на свои вопросы. Работа со специальными материалами и техниками формирует модель, которую дети естественным образом переносят на чтение, письмо и математику. Каждый навык разработан с учетом системного подхода.
- Каждый ребенок должен освоить практические навыки. На занятиях дети учатся переливать воду, стирать, убираться, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Также они учатся ухаживать за цветами, готовить и т. п. Специально подготовленные ролевые игры способствуют получению навыков поведения в обществе.
- Каждый ребенок может научиться самокоррекции. По мере взросления дети учатся критически относиться к своей работе и становятся способными распознавать свои ошибки и выбирать новые пути решения задач.
Источник: lala.lanbook.com