Как готовить ребенка в первый класс? Чему учить будущего первоклассника?
В детском саду прошел выпускной и этой осенью ваш ребенок пойдет в первый класс. К школе, вроде бы, вы уже все купили: красивую форму, удобный портфель, яркие тетради… Беспокоит вас только одно, сможет ли ваш сын или дочь безболезненно из режима отдыха войти в учебный процесс? Ведь в детском саду он больше играл и отдыхал, там был дневной сон, трехразовый прием пищи, прогулки и игры, а в школе всего этого уже не будет. Сможет ли он привыкнуть к новым условиям и как готовить будущего первоклассника, чтобы адаптация к школе прошла успешно?
Согласно 19-й статьи Закона об образовании, в первый класс принимаются дети возраста от 6,5 до 8 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. При приеме в первый класс, учитывается не только возраст ребенка, но и его готовность к школе. Готовность бывает физическая, психологическая, личностная и мотивационная. Когда все эти показатели высокие, можно не сомневаться в том, что ребенок будет с удовольствием ходить в школу и хорошо учиться.
Учимся дома. Математика 1 класс: вся программа в одном выпуске
В последние годы в каждой школе при комплектовании первых классов производятся специальные тесты, позволяющие оценить память, внимание и мышление ребенка, а также его способность контактировать с незнакомыми людьми. Исходя из результатов этих тестов, учителя делают вывод, сможет ребенок без труда освоить программу первого класса или ему нужны отдельные подготовительные занятия.
Сегодня многие родители уже в 5 лет начинают ребенка учить читать и писать, в большинстве случаях «через палку» вопреки его желанию. Такой подход подготовке к школе крайне неправильный. Родители в первую очередь должны интересоваться эмоциями и чувствами ребенка, принимать его таким, какой он есть. Тот факт, что ребенок ваших знакомых или друзей начал читать и писать в 5 лет, не должен стать поводом того, чтобы вы заводились и третировали своего ребенка. Не все дети могут быть отличниками и вундеркиндами, это естественно.
Любите своего ребенка, помогайте ему и поддерживайте во всем. Учить ребенка читать и писать, конечно, нужно, но занятия нужно проводить в форме игры. Не надо говорить будущему первокласснику: «Если ты не научишься читать и писать, то в школе будешь получать одни двойки!». Чтобы у ребенка появилось желание учиться, надо его увлечь.
Например, пришли в магазин — тут же можно предложить ему прочитать надписи на продуктах: «Молоко», «Кефир», «Шоколад» и т.д. Сегодня в магазинах продают очень много семейных развивающихся игр и пособий, предназначенные для облегчения подготовки детей к школе.
На самом деле, будущему первокласснику не обязательно уметь читать и писать. Намного важнее такие показатели, как умение слушать учителя и высидеть 30-40 минут урока. А это возможно только тогда, когда внимание, мышление, память и саморегуляция ребенка совпадают его возрасту.
Что должны знать ученики за 1 класс. Знания в конце 1 класса. Обучение в Сочи
Среди современных детей много таких, которые уже в первом классе не признают авторитета учителя и ничего не делают на уроках. Уже в первую неделю посещения школы они заявляют родителям: «Я больше не пойду в школу, я ненавижу учиться, там меня обижают!». Такое поведение ребенка говорит только об одном, родители пустели его воспитание на самотек и не придавали должного значения его подготовке к школе. Ведь главная задача родителей — настроить ребенка на волну успеха, чтобы он чувствовал ответственность и стремился быть лучше.
Чтобы предотвратить возникновения проблем в школе, лучше всего в 6 лет записать ребенка в курсы подготовки в первый класс. Сейчас такие курсы организовывают практически во всех школах, там дети знакомятся со своим будущим первым учителем и одноклассниками. Когда ребенок в первом классе читает и пишет лучше других детей, его хвалят учитель и родители, это и способствует повышению его самооценки. Такому ребенку все интересно, он с удовольствием делиться с родителями подробностями школьной жизни и безболезненно переносит адаптацию к школе.
Многие родители сами снижают самооценку ребенка и вызывают ненависть к учебе. Они делают замечания своему ребенку в присутствии других людей и сравнивают его с другими детьми, которые учатся лучше. Чтобы ребенок начал хорошо читать и красиво писать, они заставляют его по много раз читать и переписывать домашнее задание, требуя от него идеального выполнения.
Это вызывает у ребенка раздражение и внутреннюю агрессию. Важно, не позволять ребенку во время выполнения уроков нервничать. Пусть он делает только то, что может сделать самостоятельно. Некоторые дети читают и пишут в первом классе медленно, но затем обгоняют своих сверстников и удивляют родителей своим успехом.
Неправильно поступают и те родители, которые отдают первоклассника в спортивные секции, музыкальную школу и различные кружки. Занятия спортом и музыкой, конечно, это хорошо. Но даже если вы хотите видеть своего ребенка в будущем спортсменом, в 6 лет ему еще рано заниматься такими видами спорта, как волейбол, лыжные гонки, легкая и тяжелая атлетика.
В 6 лет пора отдавать ребенка в спортивную школу, где учат играть футбол, баскетбол, фигурному катанию, художественной гимнастике, плаванию, боксу и танцам. Все виды спорта тренируют не только мышцы ребенка, но и его силу воли и выносливость. Если же вы не успели отдать ребенка в спортивную школу в 6 лет, то объединять начало посещения школы и занятия спортом лучше не стоит. В первом классе нагрузка у ребенка итак большая, поэтому начинать заниматься спортом в этом случае предпочтительнее после окончания первого класса.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Источник: meduniver.com
Что нужно знать ребёнку к 1 классу?
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Общее развитие
Семья и место жительства
назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки
свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
родная страна и хотя бы несколько других стран мира
Природа
названия самых распространённых растений, животных, насекомых
различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других
называть обителей морей
отличать деревья от кустарников
отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)
приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях
приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках
привести примеры овощей и фруктов разных цветов
назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы
рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)
знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие
Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.
назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)
знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)
желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)
Вещи, формы, технологии
виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)
очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники. )
Человек и общество
различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.
дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
называть фамилии известных писателей и поэтов
называть основные праздники
уметь рассказать о своих увлечениях
понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку
Календарь и природные явления
знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
ориентироваться во времени, знать времена суток
знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью
Интеллектуальное развитие
Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.
Общее развитие
уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)
находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)
добавлять в группу недостающие предметы
говорить, чем похожи или отличаются предметы
группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)
восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам
находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)
точно копировать простой узор
описывать картинку по памяти
запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)
пересказать сказку, услышанный короткий рассказ
уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon
Счёт
уметь считать от 1 до 10 и обратно
восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)
считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два
понимать понятия «больше, меньше, поровну»
знать простые геометрические фигуры
уметь составлять аппликации из геометрических фигур
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)
уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)
Чтение
отличать буквы от звуков
отличать гласные от согласных
знать, сколько букв в алфавите
находить нужную букву в начале, середине и конце слова
подбирать слова на заданную букву
делить слово на слоги, проговаривая вслух
читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное
Письмо
правильно держать ручку и карандаш
проводить прямые, волнистые, ломаные линии
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам
уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
рисовать геометрические фигуры
аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Рейтинг статьи: 4.4 из 5, голосов: 68
Я знаю, что не учителя и даже не школа виновата, вся система такая, учителя нам на собраниях сами жалуются, а сделать не могут ничего. Это ужасно.
23.05.2020 Гость
Мы все можем улучшить систему образования, надо стараться ее совершенствовать.
11.06.2020 Гость Екатерина
Я считаю что данный список знаний к первому классу сильно увеличен вы что сума посходили там от жира нечего делать и решили что ребенок должен знать почти всё, а во 2 классе что пойдут дроби да синусы, косинусы вот брет как вы себе представляете семью не с 1 ребенком а с 2-мя или 3-мя особенно если у них разница в возрасте одному 6 лет другому 2 года а третий полтора что делать таким семьям, а учителя у нас так для красоты чтоб ребенок с ними время терял так давайте уж сразу до 17 лет дома учится а в школу пришел сдал экзамен и ушел,личо мой ребенок не знает минералы и всю подомную ересь за то она сома выучила таблицу умножения от 1 до 3 наизусть знает цифры до 150, умеет читать и писать , тот человек кто этот список создал сам подобного не знал или его дрессировали так как был один ребенок, не список а дрессировка очень огорчает куда катится образование.
25.06.2020 Гость Вероника
Смотря чего в итоге хочешь. Если не собираться в вуз и думать о колледже после 9го класса то непонятно зачем так готовиться к 1 классу. Если нужен престижный вуз, то все это нужно и даже больше.
25.06.2020 Гость
Брату 5 лет. Посмотрела список. Почти всё он знает. Но перебор конечно в требованиях есть. Сама при поступлении в 1ый класс мало отсюда знала.
Сейчас учусь в одной из самых лучших школ Москвы. Знания в первом классе не надо сильно учитывать.
30.06.2020 Гость Таня
Это очень простые требования к поступлению в школу. В советской школе, действительно учили детей писать и считать с нуля, но в детских садах была такая подготовка к школе, что дети очень легко и просто усваивали программу, и ни о каких репетиторах даже речи не было.
10.07.2020 Гость Галина
А чем тогда будут заниматься учетеля по переменам,пока первоклашки таблицу Менделеева повторять будут.
27.07.2020 Гость Боб
Не понимаю паники! Минералов достаточно и нескольких — посмотрели по сторонам, о — ГРАНИТ -посмотри, какие узоры. Речной камешек — галька — гладкий. И все. не о какой специальной дресуре речь и не идет! Это все могут родители деткам рассказать пока гуляют. А письмо — проще простого.
Книжечку купили, разукрашку — детки рисуют. Просто контролировать надо, подсказывать и направлять ребенка. Не так уж и тяжело, квадратики в тетрадке нарисовать, что бы ребенок перерисовал или в игру настольную с ним поиграть.
04.08.2020 Гость Оксана
Требования, конечно, высокие, но так потом до 11 класса и будет. Дети и родители всегда будут «должны», а учителя не очень. Поэтому своих я забрала на домашнее обучение. «Социализацию» кружками прекрасно восполняем. Главное, чтоб дети здоровы были. Забавно, что те, кто тут больше всех возмущался требованиям, с такими ошибками пишут, которых я уже давно не видела (гы-гы. ). Так что, может, и не зря требуют-то.
13.08.2020 Гость Кристина
Всем здравствуйте, сколько идёт урок 40мин. Преподаватель 1 а сколько детей от 35 и до 40.Вот вы сами подумайте .
21.09.2020 Гость
С ребёнком нужно заниматься. А современные родители почти все в комп. Этот список знаний можно дать при желании родителей играючи. Уделяйте внимание своим детям,а не смартфонам.
04.10.2020 Гость Лариса ВАСИЛЬЕВНА.
Многое из списка выше дети проходят в детском саду, начиная со средней группы, но этого маловато, нужно параллельно с воспитателями заниматься дитё дома,так же проговаривать, закреплять пройденные темы занятий в садике, рисовать, лепить, писать прописи, учиться читать букварь (Жуковой хорошо помогает научиться читать) иначе будет отставать в первом классе.
09.10.2020 Гость
Список нереальный. Как будто ребенок должен отучиться дома 3 класса. Я считаю, что если ребенок умеет считать и читать, этого достаточно. Дети еще растут и развиваются, игра — их основной вид деятельности, заниматься надо, но зачем так перегружать?
08.11.2020 Гость Анна С.
Если родители с самого рождения занимаются своим ребёнком, для них всё это не является неожиданностью. То что высказывают родители по поводу того,что они учат детей по программе 3 класса, чушь. Это значит что родители не имеют никакого представления о том что проходят по программе их дети в школе. Ведь так удобно обвинить другого человека в отставании их ребенка.А помочь своему ребенку почему — то мало кому хочется. Их единицы.
16.11.2020 Гость Надежда
Ну и списочек. А учителя за что зарплату то получают? Если весь этот список ребенок ДОЛЖЕН знать еще до школы. Ну элементарные вещи я согласна(ФИО. животных. ну и так по мелочи), но весь список это явно перебор! Не хотят учителя работать, не хотят!,зарплату и презенты получать хотят, а учить детей не хотят!
Все на родителей скинули! А родители работаю сутками,а потом еще домашнее задание сделать надо. Кошмар.
12.01.2021 Гость Алиса
У меня ребёнок еще в школу не поступил,а уже ее ненавидит ♀️ Заниматься начали в 5 лет,сначала сами,с охотой,потом в подготовишку пошли и как отрезало.
23.01.2021 Гость Юлия
Если это для родителей запредельный список, мне не по себе. Вполне стандартные знания, которые ребенок (в норме) в форме игры может получить от родителей, почерпнуть из мультиков и т.д. Спасибо за список, вижу где знаний достаточно, а где желательно подтянуть.
26.02.2021 Гость Анастасия
Все так красиво и правильно говорят,да с ребёнком надо и нужно заниматься,но есть такие родители что то и дело находятся на работе а времени нет,и что в этом случае делать?!по это раньше и училе всему в школе,потому что семьи работали!
11.03.2021 Гость Милена
Ходим на подготовку,занятия три раза в неделю ,задают писать по 3-4 листа-это перебор
30.03.2021 Гость
Требования указаны адекватные. Подготовка снижает уровень стресса у ребенка и родителей в первое полугодие обучения в школе. Не забывайте, что количество часов в неделю на математику, русский, чтение уменьшилось. Время урока уменьшилось. Количество правил осталось прежним. Готовить или нет ребенка к школе зависит от семьи. Если цель на обучение?
Некоторым достаточно «пусть будет здоровеньким».
31.03.2021 Гость Жанна
05.05.2021 Гость
16.06.2021 Гость
16.06.2021 Гость
Всем здравствуйте.Уважаемые родители, с ребёнком нужно заниматься.Требования указаны адекватные.Если родители с самого рождения занимаются своим ребёнком, для них всё это не является неожиданностью. Подготовка снижает уровень стресса у ребенка и родителей в первое полугодие обучения в школе, должна быть забота о здоровье детей Не забывайте, что количество часов в неделю на математику, русский, чтение уменьшилось.
Время урока уменьшилось. Нужно параллельно с учителем заниматься детьми дома,так же проговаривать, закреплять пройденные темы занятий в школе, рисовать, лепить,вырезать, писать прописи, учиться читать. Просто контролировать надо, подсказывать и направлять ребенка,иначе будет отставать в первом классе. Родители не имеют никакого представления о том, что проходят по программе их дети в школе. Ведь так удобно обвинить другого человека в отставании их ребенка.А помочь своему ребенку, почему — то мало кому хочется, их действительно единицы.Дальнейшее обучение детей зависит от первого класса, как родители приучат своего ребенка.
26.06.2021 Гость
Совершенно согласна! Сейчас бывает приводят в группу развития детей совсем не подготовленных, они даже раскрашивать не умеют, и начинается, «а какие успехи», «а когда научится тому-то. «. Почему-то не приходит в голову, что этим всем дома можно заниматься было уже не год и не два. Печально.
26.06.2021 Гость
Нормальные требования для ребенка, с которым всегда играли и занимались, а не кинули его на кого-то другого, чтобы потом было на кого пенять.
Источник: www.toybytoy.com
Чему и как учили в советской школе
А давайте-ка вспомним, чему и как учили в советской школе. Да не просто так поностальгируем, а со значеньицем. Сразу оговорюсь: вспоминать буду из личной дырявой уже памяти, специально не лезу во всякие справочники и педивикии, потому если где накосячу или что важное забуду — будьте добры, поправьте. Ну, поехали!
О вообще
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Школьная неделя продолжалась с понедельника по субботу включительно, выходной был только один — воскресенье. Учебный год начинался строго 1 сентября, единственное исключение — если 1 сентября выпадало на воскресенье (со мной такое случилось в 1974, когда я пошёл во 2 класс), тогда занятия начинались со 2 сентября.
Собственно 1 сентября занятий как таковых почти не было, особенно в младших классах, хотя расписание все узнавали заранее и в школу шли уже с необходимым комплектом учебников. Весь школьный курс был разделён на три этапа: — начальная школа, 1 — 3 классы — средняя школа, 4 — 8 классы — старшие классы, с 8 по 10. Отдельно выделим такой предмет как «Труд» — трудовое обучение. В начальных классах сводилось к клейке всяких поделок из бумаги и мастерению и разного рода конструкторов, в средней — мальчики осваивали в школьной мастерской молотки и рубанки, а девочки — домоводство.
1 — 3 классы
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Изначально в 1 классе было 3 (прописью — три) основных предмета: письмо, чтение и математика, к ним в довесок шли рисование, музыка, физкультура и природоведение, раз в неделю обязательно был классный час, где обсуждали всякие и всяческие внутриклассные дела (ругали двоечников, хвалили отличников, назначали дежурных итд итп). Где-то через месяц — другой после начала учёбы предмет «письмо» заменяли на «русский язык», а «чтение» на «литературу».
Все занятия проходили в одном классе, единственное исключение — физкультура. Пока ещё (и когда уже) было тепло, физкультурой занимались на улице, в холодное время — в зале. В конкретно моей школе — в актовом 🙂 Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык.
Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
Все основные уроки вёл один единственный учитель — классный руководитель, отдельные учителя были для музыки, рисования (и то не всегда) и для иностранного языка. В первом классе нас принимали в октябрята.
В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза.
Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей. В пионеры принимали по разному. Самый ходовой вариант — в родной школе, самых выдающихся — на Красной площади, перед Мавзолеем Ленина. На это мероприятие самых выдающихся вступающих свозили со всей страны.
Я же удостоился промежуточного варианта — в Мемориальном зале музея Ленина. Получилось пафосно, до сих пор помню.
4 — 8 классы
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель. Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс.
Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму. В 4 классе, ЕМНИП, появились география и история. История в виде то-ли истории СССР, то-ли «Родная история» — краткий и очень наивный курс истории России — СССР, начиная от первых славян до последнего съезда КПСС.
По сути — набор рассказов и анекдотов на тему. Ну, по уровню и возрасту учеников. Ещё я помню учебник Природоведения для 4 класса, но самого предмета у нас не было. В 5 классе уже была полноценная физическая география и начиналась полноценная история. Также начиналась и биология: 5 — 6 классы (до середины 6-го класса) — ботаника, 6 — 7 — зоология.
Историю преподавали в соответствии с периодизацией смены общественно-экономических формаций (по Марксу с Энгельсом): древний мир — первобытно-общинный строй и рабовладельческие государства, средние века — феодализм, новое время — господство капитализма, новейшее время — с Октябрьской революции, развитие и утверждение социалистического строя. Упор делали на анализ классовой структуры общества, классовую борьбу и социальные революции.
С 6 класса начиналась физика, с 7 класса — химия, а в восьмом изучали анатомию и физиологию человека. В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп. Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика.
Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес.
Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме. Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост.
На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например). 8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
9 и 10 классы
В старшей школе происходили свои изменения. Там уже не было русского языка, ЕМНИП, заканчивалась и химия. А вот физику и биологию изучали на более высоком уровне. Биология шла «Общая биология», с элементами генетики, экологии и эволюционного учения. Что там в физике было я не очень помню, но вот точно появлялось обществоведение — основы советского законодательства, по факту.
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР. В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо. Но главное что происходило в 9 — 10 классах — подготовка к поступлению в ВУЗ. Репетиторы, дополнительные занятия, подготовительные курсы. Ну и ещё такой фактор как возраст и гормоны.
Мальчики и девочки уже активно интересовались друг другом. Потому и времени на школу уже практически не оставалось 🙂 Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было.
Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Рубрики: | Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е |
Метки: школа ссср история
Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru