Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса разработана на основе учебника В. Я. Коровиной 2020 г. издания.
Алтухова Марина Ивановна
Содержимое разработки
МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37
Рассмотрено Принято Утверждаю
Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020 г. Директор МБОУ
________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»
О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________
Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина
«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ _________ от
«____» ___________ 2020г
Рабочая учебная программа
по литературе
(базовый уровень)
на 2020 — 2021 учебный год
Программа переработана и адаптирована
Алтуховой Мариной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1ч) Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.
-82%
Источник: videouroki.net
Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса ( автор В.Я. Коровина)
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса ( автор В.Я. Коровина) »
Рабочая программа учебного курса
по литературе
для 7 класса
Учитель русского языка и литературы
Филипповой В.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:
Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ — М., «Просвещение», 2008 год.
Программа по литературе для 5-9 классов реализована в учебниках-хрестоматиях:
«Литература». Ч.1,2. 5 класс, авторы Коровина В.Я.и др.;
«Литература». Ч.1,2. 6 класс, автор Полухина В.П.;
«Литература». Ч.1,2. 7 класс, автор Коровина В.Я.;
«Литература». Ч.1,2. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;
«Литература». 9 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;
Программа по литературе для 10-11 классов реализована в учебниках «Русская литература ХIХ в.». Ч. 1,2. 10 класс, автор Лебедев Ю.В.;
«Русская литература XIX века». Ч.1,2. 10 класс, под ред. Коровина В.И.;
«Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. Журавлева В.П.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа.
Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
Прославление мирного труда Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности «Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.
Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений). М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей — запорожцев.
Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия). И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра Теория литературы. Стихотворения в прозе Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».
Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА» М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения. Теория литературы.
Гротеск (начальное представление). Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа.. СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА» А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.
(для чтения и обсуждения) Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений) «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!» Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.
Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя. В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя Теория литературы.
Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление). Л.Н.Андреев. «Кусака».
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения).
Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова.
А.Суркова, А.Твардовского и др Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа Теория литературы. Литературные традиции Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.
Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).
Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Теория литературы.
Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление). ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко М.М.Зощенко. «Беда».
Смешное и грустное в рассказах писателя ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Особенности художественной образности дагестанского поэта ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно — поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку (хайку).
Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку) О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ — предупреждение.
Мечта о чудесной победе добра.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа обще-образовательных учреждений 5 — 11 классы (базовый уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной Допущено Министерством образования и науки РФ 2004 | Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просве-щение, 2007 | 1) Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы. 2) Миронова Н.А. Тематическое и поурочное плани-рование по литературе: 7 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 7 кл.» 3) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.» 4) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 кл.: Урок за уроком. 5) Литература. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В.Я.Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М. 6) Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литкратуре. 7 кл.. | 1) Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина. |
Источник: kopilkaurokov.ru
Какие стихи учат в 7 классе по литературе по программе коровиной по фгос
Список произведений для обязательного заучивания составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
Просмотр содержимого документа
«Список произведений для обязательного заучивания»
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
(список произведений составлен на основе
программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Пословицы и поговорки.
И.А. Крылов. «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок» (2 басни на выбор)
А.С. Пушкин. «У лукоморья…», «Няне»
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз , Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…») , отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
А.А. Фет. «Чудная картина», «Весенний дождь».
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (1 стихотворение на выбор), «С добрым утром»
По теме «Великая Отечественная война»
2 стихотворения по выбору:
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»
Н.М.Рубцов. «Родная деревня»
Дон-Аминадо «Города и годы»
(список произведений составлен на основе
программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
И.И. Дмитриев. «Муха»
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей» (1 басня на выбор)
А. С. Пушкин. «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро»
М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Утёс», «Листок»
Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (отрывок: от слов «Славная осень. » до слов «Думаю думу свою. »)
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. », «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело. », «Листья»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
А. А. Блок. «Летний вечер»
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. »
Н. М. Рубцов. «Звезда полей»
По теме «Великая Отечественная война»:
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша…»
Д. С. Самойлов. «Сороковые»
(список произведений составлен на основе программы по литературе
под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.
Былины « Вольга и Микула Селянинович», «Садко» (отрывок на выбор)
Пословицы и поговорки (на выбор)
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»)
М. Ю. Лермонтов. Отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою. » до «Для охотницкого бою, одиночного»),
«Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва» («В минуту жизни трудную. » 1839), «Ангел»
Н. В. Гоголь. Отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове. » до «Нет, так любить никто не может!»)
И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», отрывок из поэмы «Русские женщины» (по выбору), отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» ( от слов «Родная земля. » )
По теме «О Родине и родной природе»
1 стихотворение по выбору:
В. А. Жуковский. «Приход весны»
А. К. Толстой. «Благовест»
И. А. Бунин. «Родина»
В. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (от слов «Пойдём, поэт…»), «Хорошее отношение к лошадям»
Б.Л. Пастернак. «Июль»
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «На дне моей жизни…» (1 стихотворение на выбор)
- Кольцова наталья алексеевна стихи тверь
- Декламирующий стихи 4 буквы
- Весной расцветают сердца стихи
- Прикольные стихи 35 лет стихи
- Поздравление военных в стихах
Источник: sbornik-fraz.ru