Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.
Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.
Новый курс Рузвельта / Власть факта / Телеканал Культура
К началу 30-х гг.производство в стране снизилось наполовину, национальный доход
на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в городе Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.
Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. ФРС не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке ценных бумаг и пр.
Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, в президентской избирательной кампании победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882—1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка.
Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.
Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест», провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.
Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки.
Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
В “новом курсе ” – и в этом его главное значение – прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения.
Эта программа не носила спонтанного характера (как Утверждало ранее большинство историков ), еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.
Источник: studfile.net
Новый курс» президента Ф. Рузвельта.
Президент Франклин Д. Рузвельт. На выборах президента в ноябре 1932 г. против Гувера выступал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт.
Реформы «нового курса». Новые функции государства. В марте начала работу первая сессия конгресса. В течение трех месяцев конгресс принял множество законов. Суть их состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.
Все меры носили чрезвычайный характер и американский размах, а также печать личной смелости и решительности президента. При новом президенте был создан «мозговой трест» из соратников-реформаторов, профессоров Колумбийского университета, бизнесменов, которые сумели показать президенту, сколь гибельным для системы оказался разрыв между массовым производством и низкой покупательной способностью американцев, сколь опасна для американской капиталистической системы безудержная конкуренция корпораций.
Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, создание соответствующих государственных учреждений по оказанию помощи в федеральном масштабе, в штатах и муниципалитетах. Для этих целей была создана Чрезвычайная федеральная организация помощи, которая ассигновала 500 млн. долларов для распределения среди нуждающихся.
Важной мерой, которой Рузвельт гордился, было создание для безработной молодежи городов лагерей в лесных районах. Эта программа называлась Гражданским корпусом сохранения резервов. В лагерях размещалось ежегодно до 500 тыс. безработных молодых людей, которые получали кров, питание, одежду и один доллар в день. Они занимались лесопосадками, расчисткой лесов, мелиорацией, рытьем прудов, благоустройством национальных парков и заповедников, строительством дорог, мостов и т. п. В частности, от границ Канады до штата Техас была создана лесозащитная полоса, на которой было высажено 200 млн. деревьев.
Другим «детищем» Рузвельта стал грандиозный проект комплексного экономического развития целого географического района, охватывающего семь южных штатов в долине реки Теннесси. Когда-то на этих землях были хлопковые плантации, но истощилась почва, вырубка лесов усилила эрозию. Рузвельт предполагал возродить этот бедствующий регион путем организации мощной государственной корпорации, которая построит на реке каскад электростанций, поведет борьбу с эрозией почв, создаст лесозащитные полосы, окажет помощь бедствующим фермерам, обеспечит людей работой и в конечном счете поднимет их благосостояние. В море частного бизнеса появилась мощная государственная корпорация, преобразившая долину Теннесси. Было построено 25 электростанций, река стала судоходной, поднялись молодые леса, была остановлена эрозия почвы, люди стали жить лучше.
Необходимость временных мер помощи хорошо сознавалась, но как преодолеть главную причину хаоса — необузданную конкуренцию? Как восстановить функционирование экономики? В частности, предлагалось ввести меры принудительного картелирования. Рузвельт ухватился за эту идею. Так появился Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА).
Закон о восстановлении промышленности состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Предприниматели той или иной отрасли садились за один стол и вырабатывали такие условия производства продукции, которые ставили их в равное положение. Это было принудительное ограничение конкуренции.
В то же время цены и объем производства определялись с учетом объема рынка, что создавало возможность реализации произведенной продукции. «Кодексы честной конкуренции» утверждались президентом и становились законом. Такие кодексы охватывали 95% промышленности США. Баланс между объемом производства и объемом потребительского рынка стал отправной точкой выхода промышленности из кризиса.
Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Одна из статей закона предусматривала признание профсоюзов, права рабочих вести переговоры и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях найма и труда. Предпринимателям запрещалось создавать «свои» компанейские профсоюзы и прибегать к «нечестной трудовой практике». Это дало мощный толчок образованию в США производственных профсоюзов и вводило коллективно-договорную практику регулирования трудовых отношений.
В 1935 г. на основе статей НИРА был принят Акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), который признал принципы коллективно-договорной практики в качестве национальной политики США и механизма регулирования конфликтующих интересов рабочих и предпринимателей.
Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов.
Следующим важным законодательным актом стал закон о регулировании сельского хозяйства, который предусматривал материальную помощь фермерским хозяйствам, премии за сокращение посевов, скупку продукции ферм с тем, чтобы сократить разрыв в ценах на сельхозпродукцию и продукцию промышленности.
Закон НИРА и закон о регулировании сельского хозяйства вводились на два года, после чего они были признаны Верховным судом неконституционными, нарушающими принципы свободного предпринимательства. Если в разгар кризиса бизнес мирился с государственным регулированием, то улучшение экономической ситуации, начавшийся выход из кризиса вызвали волну протестов предпринимателей.
Против Рузвельта ополчилась и большая пресса. Политика Рузвельта стала расцениваться как покушение на принципы свободного предпринимательства, американизма и философию индивидуализма. Упреки шли с разных сторон. Одни указывали на общность принципов политики Рузвельта с принципами корпоративного государства в фашистской Италии. Другие упрекали его в насаждении социализма и коммунизма.
Во время президентской избирательной кампании 1936 г. против Рузвельта выступали достаточно мощные силы — крупный бизнес, раздраженный государственным регулированием, большинство газет, сторонники республиканской партии и других правых политических группировок, объединившихся в так называемую Союзную лигу. Они обрушивались на все меры и законы «нового курса», включая социальное обеспечение. Однако в 1936 г. Ф. Рузвельта вновь поддержало большинство избирателей, составивших как бы народный фронт, противостоявший правым.
Социальные реформы «нового курса». Вступив в должность президента в 1937 г. на новый срок, Рузвельт встретился с сопротивлением конгресса и Верховного суда при осуществлении своих предвыборных обещаний и общего плана реформирования отношений в обществе.
Внесенные им в 1937 г. законопроекты по социальным проблемам были отвергнуты конгрессом, другие признаны Верховным судом неконституционными. Подъем массовых движений рабочих и фермеров, а затем и новый экономический кризис 1938 г. заставили конгресс и Верховный суд изменить свое отношение к предлагаемым президентом социальным реформам.
В конечном итоге в 30-е гг. был принят ряд важных социальных реформ: закон о трудовых отношениях (закон Вагнера); закон о социальном страховании (август 1935 г.); закон о справедливых условиях найма, запрещавший применение детского труда, устанавливающий минимум оплаты труда и максимальную продолжительность рабочей недели для рабочих и служащих. Кризис 1938 г. вновь заставил правительство выделить несколько миллиардов долларов на государственное строительство и общественные работы. Важной мерой подъема сельского хозяйства стали программы по восстановлению плодородия почв, что было особенно важно после разрушительных пыльных бурь и засух 30-х гг. Наряду со страхованием по безработице в США было принято законодательство о пенсионном обеспечении.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Новый курс Рузвельта: политика реформ в США и ее итоги
Масштабный экономический кризис, охвативший североамериканские штаты в конце двадцатых — начале тридцатых годов прошлого столетия, инициировал введение New Deal. Более распространенное название этой экономической политики — «Новый курс» Рузвельта. Администрация президента, вступившего в марте 1933 года в должность, повела страну иным путем, не имевшим ничего общего с деятельностью предыдущих руководителей государства.
Оглавление:
- Суть реформ
- Реорганизация банков
- Преобразования в промышленном секторе
- Изменения в социальной сфере
- Сельское хозяйство
- Политическая самоизоляция США
- Критика оппонентов
Суть реформ
Сразу после вступления Франклина Делано Рузвельта в должность 32-го президента США начала свою работу специальная сессия Конгресса, целью которой стало принятие ряда ключевых законодательных актов, не только оказавших серьезное влияние на американскую экономику, но и ставших платформой Нового курса. В основу политики были положены мероприятия по повышению эффективности регулирования экономики государством, преодолению дефицита финансирования и реформированию институциональных основ рынка.
Тридцать первый президент Г. Гувер, на чей срок правления пришелся кризис, названный историками Великой депрессией, свою деятельность основывал на четырех принципах:
- максимально возможное сдерживание инфляционных процессов;
- сбалансированность государственного бюджета, минимизирующая рост расходов;
- стабильность золотого содержания национальной валюты;
- минимальное вовлечение госструктур в экономические процессы.
Концепция новой программы предусматривала одновременное ее начало во всех ключевых сферах социальных и экономических отношений. В частности, был наложен строжайший запрет на экспорт золота, проведено обесценивание доллара. Главной целью этих непопулярных в обществе мер была стабилизация денежной системы. Задачу по оздоровлению национальной промышленности Рузвельт возложил на вновь созданное учреждение, названное Национальной администрацией восстановления промышленности.
Реорганизация банков
Еще 6 марта президентом были объявлены недельные «банковские каникулы», предусматривающие закрытие и тотальную ревизию всех банковских учреждений. Банки, разорившиеся во время Великой депрессии, были отданы в управление РФК (Реконструктивной финансовой корпорации). Учреждения, устоявшие в период кризиса, продолжили дальнейшую работу. В этом секторе основное значение «Нового курса» Рузвельта состояло в создании укрупненной банковской системы. Этому способствовало включение в систему большинства крупных банков, поскольку именно они сохранили свое финансовое «здоровье».
Кроме того, банкам запретили работу с ценными бумагами, что существенно снизило уровень рисков, грозящих банковским вкладчикам. Введенный мораторий на выплату процентов с текущих счетов эффективно сократил поступление средств, привлеченных повышенными ставками, характерных для операций с повышенным риском. Подвергся регламентации и биржевой кредит.
Деятельность Федеральной корпорации, отвечавшей за страхование депозитов, заключалась в санации обанкротившихся банков и выплате вкладов в границах установленных лимитов из фонда, пополняемого взносами банков.
Преобразования в промышленном секторе
Комплекс мер, направленных на нормализацию производственного процесса, нашел отражение в положениях Национального закона о реформировании промышленности от 16.06.1933 . Базисом этого законодательного акта стал принцип «честной конкуренции», сформированный Д. Своупом и получивший всемерную поддержку Торговой палаты Соединенных Штатов. Нормами нового закона предпринимательским ассоциациям предписывалось выработать своего рода кодекс, кратко определяющий:
- конкурентные условия;
- уровень минимальных цен;
- рынки сбыта;
- оптимальные объемы производства.
В качестве бонуса предприятия, принявшие «честный» кодекс к руководству, освобождались от антитрестовских мер давления.
Кроме того, закон, получивший аббревиатуру НИРА, содержал комплекс мер социальной направленности. Им введены такие категории, как обязательный минимум оплаты и нормы продолжительности рабочей недели.
Изменения в социальной сфере
Еще одним приоритетным направлением «Нового курса» стало снижение уровня безработицы в стране. К 1933 году работу с полной занятостью имел лишь каждый десятый американец. 17 миллионов безработных и 60% сокращение фонда — такими показателями могла «похвастаться» социальная сфера США на момент прихода к власти Ф. Д. Рузвельта.
Оставшиеся без средств к существованию граждане лишались взятого в кредит жилья и переселялись в трущобы. В целях улучшения ситуации с безработицей и повышения уровня материального положения американцев администрация Рузвельта предприняла такие шаги:
- адресная помощь людям, потерявшим работу;
- организация общественных работ;
- введение системы страховых выплат в случае потери работы.
Размер материальной помощи безработным превысил 4 миллиарда долларов. Суммарный объем общественных работ, выполненных безработными американцами, составил примерно 3,3 миллиарда долларов.
Молодежные лагеря, организованные правительством весной 1933 года, получили полное государственное обеспечение. Работавшие там в течение полугода люди зарабатывали порядка 30 долларов, 25 из которых получала семья работника.
Важным этапом реформирования стало принятие в 1935 г. законов о старости, справедливых условиях труда и трудовых отношениях (акт Вагнера).
Сельское хозяйство
В билле Рузвельта о поддержке фермеров (дата подписания — май 1933 года) предлагался комплекс мероприятий, направленных на борьбу с кризисом в сфере сельского хозяйства США. В результате Великой депрессии резко упали цены на фермерскую продукцию, что логично привело к массовому разорению фермеров.
Ключевым положением билля был закон AAA, призванный стать регуляционным механизмом сельскохозяйственных отношений. Его основная идея заключалась в ликвидации «ценовых ножниц» или разницы между себестоимостью и ценой реализации.
Для стабилизации баланса спроса и предложения и роста цен на сельскохозяйственную продукцию из оборота изымалась часть земельных угодий. Взамен фермер получал субсидирование. В результате значительно выросла конкурентная способность крупных хозяйств, получивших солидные премиальные суммы за сокращение посевных площадей.
Что касается мелких фермерских хозяйств, то меры их поддержки свелись к оказанию финансовой помощи в приобретении ферм и переселении на земли, имеющие лучшие качественные характеристики. Для этого в 1935 году правительством была создана Администрация по переселению. В ее обязанности входило стимулирование модернизации и приобретения оборудования, а также развитие кооперативов, сбывающих сельхозпродукцию.
Закон о внутренних квотах и сохранении плодородия почв (1936) определял порядок премиальных выплат хозяйствам, сокращающим производство культур, истощающих землю.
Годом ранее правительством была создана Администрация REA, в задачу которой входила электрификация сельской местности.
Политическая самоизоляция США
Проведение реформ «Нового курса» осложнялось условиями обостренной политической борьбы. Это стало причиной применения американским правительством во внешнеполитической сфере курса на дистанцирование от проблем международного характера. Так, в 1933 г. по вине США была сорвана работа Лондонской международной конференции.
Тридцатые годы прошлого века стали эпохой господства открытого изоляционизма. Расследование причин вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну было поручено Комитету Ная. Его члены подтвердили предположение о втягивании страны в военные действия ради корыстных устремлений производителей оружия и финансовых воротил. На основе этих материалов были приняты законодательные акты о нейтралитете, запрещавшие:
- продажу произведенного в США оружия странам, находящимся в состоянии войны;
- участие граждан США в военных конфликтах;
- транспортировку военного имущества и снаряжения судами американского флота;
- предоставление кредитов (займов) государствам, имеющим задолженность перед Соединенными Штатами по военным обязательствам.
1933-й стал годом признания Америкой Советского Союза и заключения с ним дипломатических отношений. В этот период установилась политика добрососедства в отношениях государств Латинской Америки: пересмотрены договорные условия с Панамой, произошел отказ от американского присутствия на Гаити, была оказана поддержка реформационного процесса в Бразилии.
Критика оппонентов
Принятые правительством и администрацией президента США законодательные акты стали инструментом прямого вмешательства государственного аппарата в социально-экономические отношения. Это помогло Ф. Д. Рузвельту минимизировать последствия Великой депрессии, а американскому обществу выйти из нее.
Тем не менее эта политика подвергалась постоянной и довольно жесткой критике со стороны оппонентов. Представители крупных корпораций предъявляли Рузвельту обвинения в насаждении социалистических идеалов. Раздуваемые инсинуации о «призраке социализма» позволяли им требовать отмены законов, которые их не устраивали.
В итоге по окончании Второй мировой войны правительством США был совершен поэтапный отход с завоеванных «Новым курсом» позиций в области трудового законодательства.
Источник: www.prostudenta.ru