Что предусматривала программа культурной революции в советском государстве

Культурная революция предусматривала следующие мероприятия: ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической образовательной системы и «социалистической интеллигенции», развитие науки и искусства под контролем партии.

2. Расскажите о политике советской власти в сфере образования в первые послереволюционные годы. Почему считалось необходимым как можно быстрее победить неграмотность?

Мероприятия в в сфере образования: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» 1918 года, Декрет СНК 1918 года, по которому рабочие могли поступать в вузы и университеты, налаживание сотрудничества с учеными. Было важно победить неграмотность, потому что в индустриальной экономике требовались грамотные специалисты, которые умеют работать с техникой.

3. Какие научные исследования поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы. Какое значение это имело?

Исследования в области биохимии, разработке радиевых, пищевых удобрений, в области научно-технической сферы. Также СССР отдавало внимание развитию общественных наук. В частности, была создана Социалистическая Академия общественных наук.

Плакаты Культурной революции: за Мао и против СССР

4. Объясните, почему советская власть заняла резко негативную позицию по отношению к церкви. В каких мерах это проявилось?

Советская власть заняла резко негативную позицию по отношению к церкви, потому что основывалась на идеях марксизма-ленинизма, то есть на материализме. Кроме того, создание нового общества требует искоренение старых устоев, поэтому советская власть начала вести категоричную войну с религией.

Например, в декабре 1917 года вышел декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения. В то же время был издал декрет о гражданском браке, который делал церковный брак частным делом.

В 1918 года приняли решение о переводе Александро-Невской лавры в Комиссариат государственного призрения.

Источник: znanijam.net

ГДЗ по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов § 12. Революция и культура

После революции культурная жизнь Советского Союза претерпела значительные изменения. Большевики рассматривали культуру как неотъемлемый элемент своей миссии по созданию нового общества. Они стремились заменить традиционную культуру дореволюционной эпохи новой пролетарской культурой, отражающей ценности рабочего класса. Правительство создало новые учреждения, такие как Народный комиссариат просвещения и Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами, для продвижения этой новой культуры. В Советском Союзе также наблюдался подъем авангардных течений в искусстве и литературе, таких как конструктивизм, футуризм и социалистический реализм.

Почему эпоха революционных перемен многими воспринималась как время небывалого культурного подъёма?

Эпоха революционных преобразований в Советском Союзе многими воспринималась как время беспрецедентного культурного подъема, поскольку она породила новую волну художественного и интеллектуального творчества. Большевики стремились продвигать культуру, которая отражала бы ценности рабочего класса, и это привело к возникновению авангардных движений в искусстве и литературе. Правительство также вложило значительные средства в образование и создало новые учреждения для продвижения культуры, что открыло новые возможности для художников, писателей и интеллектуалов.

Читайте также:
Основные задачи выполняемые серверными программами

Доцент МПГУ Е.А.Бучкина на радио Маяк «Настоящая правда о «культурной революции» в СССР»

1. Что предусматривала программа культурной революции в Советском государстве?

Программа культурной революции в Советском Союзе была направлена ​​на создание новой пролетарской культуры, отражающей ценности рабочего класса. Правительство создало новые учреждения, такие как Народный комиссариат просвещения, для продвижения этой новой культуры. Программа также включала усилия по борьбе с неграмотностью и развитию образования, особенно среди рабочего класса. Правительство также стремилось поощрять использование русского языка и бороться с тем, что оно считало отсталой культурной практикой, такой как религия и суеверия.

2. Проведите обсуждение на тему «Интеллигенция и советская власть». Как отнеслась к новой власти наиболее образованная часть российского общества? Кто и почему принял политику большевиков, а кто — нет? Как это проявлялось?

Приведите примеры.

Интеллигенция, или наиболее образованная часть российского общества, имела сложные отношения с советским режимом. Часть интеллигенции поддержала большевиков и увидела в революции возможность создать новое общество, основанное на социалистических принципах. Например, писатель Максим Горький был ярым сторонником большевиков и тесно сотрудничал с правительством в продвижении их культурной политики. Однако многие другие интеллектуалы критиковали новый режим и видели в нем угрозу интеллектуальной свободе и творчеству. Некоторые интеллектуалы, такие как писатель Борис Пастернак, в конце концов были вынуждены покинуть страну из-за своей оппозиции правительству.

3. Охарактеризуйте систему партийного руководства культурой в молодом Советском государстве. Для чего и каким образом власть использовала агитацию и монументальную пропаганду?

В раннем Советском Союзе правительство установило систему партийного руководства культурой, целью которой было продвижение новой пролетарской культуры, отражающей ценности рабочего класса. Правительство использовало агитацию и пропаганду для продвижения этой новой культуры, часто с помощью монументального паблик-арта и плакатов. Это было предназначено для охвата широкой аудитории и продвижения ценностей нового режима. Правительство также использовало пропаганду для продвижения образования и борьбы с неграмотностью, особенно среди рабочего класса.

4. Расскажите о политике советской власти в сфере образования в первые послереволюционные годы. Почему считалось необходимым как можно быстрее победить неграмотность?

5. Какие научные исследования поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы? Какое значение это имело?

В первые послереволюционные годы советское государство поддерживало различные научно-исследовательские проекты, такие как исследования в области физики, математики и биологии. Это было сделано для того, чтобы способствовать развитию науки в стране и заложить основу для технического прогресса. Некоторые из наиболее заметных примеров научных исследований, которые были поддержаны советским государством, включают работу Сергея Королева в области ракетостроения, развитие ядерной физики и создание первой советской атомной бомбы.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как отсутствует cryea dll

6. Объясните, почему советская власть заняла резко негативную позицию по отношению к Церкви. В каких мерах это проявилось?

Советское правительство занимало резко негативную позицию по отношению к церкви, поскольку она рассматривалась как символ старого порядка и как потенциальный источник оппозиции новому советскому государству. Большевики считали религию препятствием для развития современного научного общества, а в церкви видели угрозу авторитету государства. В результате советское правительство развернуло кампанию по пресечению религиозной практики, включая конфискацию церковного имущества, преследование священнослужителей и закрытие религиозных учреждений. Эта политика продолжалась на протяжении всего советского периода и оказала значительное влияние на роль религии в советском обществе.

7*. Расскажите о советских праздниках, введённых в 1920-е гг. Каково было их идейное значение? Выясните у старших членов своей семьи, какие знаменательные даты отмечались в их молодые годы.

В 1920-х годах советское правительство ввело ряд новых праздников и торжеств, призванных продвигать идеалы нового советского государства. Некоторые из наиболее значимых из них включали Международный женский день, Первомай (Международный день трудящихся) и годовщину Октябрьской революции. Эти праздники были отмечены парадами, речами и другими публичными мероприятиями и использовались для укрепления идеи советского единства и важности работы на общее благо. Праздники также использовались для празднования достижений нового советского государства и продвижения идеи советского интернационализма, в которой подчеркивалась важность солидарности с рабочими и другими угнетенными группами по всему миру.

Источник: izi-otvet.ru

ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

  • Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
  • Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
  • Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
  • Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
  • Ликвидация безграмотности
  • Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
  • Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
  • Отказ от культурного наследия прошлого
  • 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школыот церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
  • Созданы государственно — партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп — отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР ( действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.
  • Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
  • Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
  • Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы — центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»
  • Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
  • Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
  • Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
  • Активно привлекались к работе учёные царской России.
  • Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
  • С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции — «врагов народа» : «Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).
  • С 1929 начали работу шарашки — технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.
  • Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
  • В искусстве был утверждён единый метод — социалистический реализм.
  • К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
  • Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
  • Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
  • Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
  • Введено бесплатное всеобщее начальное образование
  • Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
  • Унификация культурной и духовной жизни в стане
  • В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.
Читайте также:
Как пользоваться программой recovery my files

Примечание.

О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: poznaemvmeste.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru