Что предусматривала программа культурной революции

Культурная революция — это комплекс мероприятий, которые осуществлялись в Советской России и были направлены на коренную перестройку идеологической и культурной жизни общества.

Цель культурной революции состояла в формировании нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе в увеличении доли выходцев из класса пролетариата в социальном составе интеллигенции.

Культурная революция как целенаправленная программа по трансформации культуры на практике буксовала и массированно была реализована только в годы первых пятилеток. В современной историографии существует традиционное, но не полностью корректное соотнесение культурной революции в СССР с периодом 1928—1931 годов. Культурная революция 30-х годов понималась как часть крупных преобразований общества, наряду с коллективизацией и индустриализацией. Также, в процессе культурной революции реорганизации подверглась и научная деятельность в Советском Союзе.

Термин «культурная революция» появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых, а в политический язык он был введён в 1923 году в работе В. И. Ленина «О кооперации»:

Доцент МПГУ Е.А.Бучкина. Онлайн-лекция «Культурная революция в СССР: метафора, ставшая реальностью»

«Культурная революция — это… переворот, целая полоса культурного развития народной массы».

Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение общественной идеологии началась после Октябрьской революции. 23 января 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из образовательной системы удалялись предметы, которые были связаны с религиозным образованием: древнегреческий язык, богословие и другие. Культурная революция имела главной задачей внедрение в личные убеждения граждан советской России принципов марксистско-ленинской идеологии.

В первые месяцы существования советской власти для реализации программы была организована сеть органов партийно-государственного управления культурной общественной жизнью:

  • Наркомпрос;
  • Главполитпросвет;
  • Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б));
  • Главлит;

«Культурная революция в Советской России, 1917-1930 гг»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Национализации подверглись учреждения культуры: музеи, кинофабрики, издательства. Отменялась свобода печати. Вводилась жёсткая цензура. В области идеологии широко развёрнулась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения, в храмах устраивались склады, клубы, производства.

Население страны большей частью не имело образования: результаты переписи населения 1920 года показали, что на территории России лишь 41 % населения старше 8 лет умело читать. Культурная революция прежде всего предполагала борьбу с безграмотностью, что являлось необходимым для научно-технического развития.

Однако культурная работа ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. Однако в силу ряда причин темпы ликвидации безграмотности оставались неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование было введено в 1930 году. Массовую безграмотность в стране ликвидировали после Великой Отечественной войны.

Культурная революция Мао Цзэдуна // Redroom

В это время создали национальные алфавиты для ряда народностей (Дагестана, Крайнего севера, башкир, бурят, киргизов). Развёрнули широкую сеть рабочих факультетов, готовящих трудящуюся молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения, в которые был открыт путь молодёжи, имеющей пролетарское происхождение независимо от образования.

Определение 2

Рабочий факультет — это учреждение народного образования в СССР, которое подготавливало крестьян и рабочих к поступлению в высшие учебные заведения в 1919 — середине 1930-х годах.

Для воспитания новой интеллектуальной элиты страны были учреждены Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Истпарт, Институт красной профессуры. Чтобы привлечь «старые» научные кадры создавались комиссии по улучшению жизненного быта учёных, издавались декреты.

Одновременно для устранения интеллектуальных политических противников принимались репрессивные меры: более 200 представителей российской культуры и науки были высланы на «Философском пароходе». Начиная с конца 1920-х годов шло «вытеснение» буржуазных специалистов: «Шахтинское дело», «Академическое дело», «Дело Промпартии». В 1929 году свою деятельность начали «шарашки» — особые технические бюро из заключённых, занимающиеся проведением важных конструкторских и научно-исследовательских работ.

В 1920-е годы в советских партийных и общественных организациях шли дискуссии о направлении и методах культурной революции. Летом 1923 года Л.Д. Троцкий инициировал кампанию по обсуждению «вопросов быта», выступив с одноименным циклом статей.

Читайте также:
Кто лазил в моем телефоне программа

В проведении культурной революции идеологическая гегемония оставалась за партией. Значительную роль в выполнении задач по проведению культурной революции сыграл комсомол.

Итоги культурной революции

К положительным результатам культурной революции следует отнести повышение общего уровня грамотности до 87% от числа всего населения (согласно данным переписи 1939 года), создание системы общеобразовательных школ, развитие науки и искусства. В то же время была сформирована официальная культура, имевшая в основе марксистско-классовую идеологию, «коммунистическое воспитание», массовость образования и культуры, что было необходимо для формирования значительного числа производственных кадров и формирования из рабоче-крестьянской среды «советской интеллигенции».

Согласно распространенной точке зрения, в этот период методами и средствами большевистской идеологизации был совершен разрыв с многовековыми традициями культурного и исторического наследия.

В то же время, ряд авторов оспаривают этот взгляд и делают вывод, что традиционные ценности российской интеллигенции, крестьянства и мещанства были только незначительно трансформированы в процессе культурной революции, а проект большевиков по созданию совершенного, коллективистского, гармоничного человека нового типа, следует проваленным.

Источник: spravochnick.ru

Советская культурная революция в 20-30-е гг. Хх века. Цели культурной революции в ссср:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню»).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе», согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию, созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ), которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР», который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки).

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции.

Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход»). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.

В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

Читайте также:
В 1с программе как считать НДС

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы. Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм, отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры, враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры».

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1934 г. Союза писателей СССР.

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично. Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

  1. В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник». Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

— Огосударствление всех сфер жизни;

— Корпоративный характер общества и общественных отношений;

— Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

— Репрессии и внеэкономическое принуждение;

— Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

  1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.
  2. Верт Н. История coветского государства. 1900 — 1991. Любое издание. Главы 5, 6.
  3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.
  4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.
  5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.
  6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.
  7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.
  8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.
  9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.
  10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.
  11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.
  12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 — 1935 гг. М., 1993.
  13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.
  14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.
  15. Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.
  1. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.
  2. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 — 1929: история и лич­ность. М., 1991.
  3. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.
  4. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.
Читайте также:
Как закрыть все фоновые программы на ПК

Источник: studfile.net

Культурная революция в СССР

Культурная революция (КР) – это направление по массовому обучению неграмотного населения, повышение уровня чтения, письма и знания родного языка. Также поднятие грамотности какой-либо группы людей в сфере науки или техники.

3705 просмотров

Когда началась в СССР культурная революция сказать сложно. Сам термин впервые был ведён благодаря программе «Манифест Анархизма» А.Л. Гордина в 1917 года. Однако среди коммунистов и социалистов фраза начала применяться после того, как В.И. Ленин использовал её в своей работе «О кооперации» в 1923 году, а само развитие культуры началось с 1928 года.

Параллельно с появлением этого термина в СССР начала действовать Ликвидация Безграмотности (Ликбез) – от 1920 года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждение Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б). Поэтому говорить о конкретных датах сложно.

Основная цель культурной революции была повышение грамотности, как и у программы ликбеза, но имела свою особенность. На 1920 год в СССР среди граждан старше 8 лет грамотных составляло всего 41,7% населения. Проводя политику ликбеза в СССР изменился алфавит, поменялся календарь и начало выпускаться больше бумажной продукции.

При КР создавались алфавиты для не титульных наций (кириллица): чукоты – 1937, ненцы – 1937, чеченцы – 1938, даргинцы – 1938, карелы – 1937, киргизы – 1940, узбеки – 1940 и т.д. Но до кириллици малые нации сначала получали алфавит на основе латыни в конце 1920-х и начале 1930-х, а народы, исповедующие ислам, могли в начале 1920-х вводить арабскую вязь.

Всеобщее образование де-факто вводилось с 1930 года, хотя об этом говорили сразу после прихода к власти большевиков. Появлялись новые образовательные учреждения: Коммунистический университет им. Свердлова, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Институт марксизм-ленинизма. Основная масса таких новых учебных заведений не просуществовала больше 15-20 лет.

Также появлялись в ВУЗах рабочие факультеты. По всем направлениям обучение могло по началу длиться 7-9 месяцев, но за короткий срок времени, для новых студентов, обучение начало составлять 3-4 года. В это время даже у творческой элиты появилось новое направление «социалистический реализм» – 1932 год. Создавались Российские ассоциации пролетарских художников, музыкантов, писателей и других деятелей культуры.

Весь процесс культурной революции занимал продолжительное время, как уже писалось выше на 1920 год было 41.7% грамотного населения, уже на 1939 год этот показатель составлял 87.4%. За такой короткий срок повысить грамотность более чем в 2 раза, значительный результат. Это позволило СССР получать квалифицированных рабочих и быстрее развивать все отросли промышленности и сельского хозяйства. Но КР не была закончена, уже после войны этот процесс продолжал существовать, появлялись новые алфавиты малочисленных народов, развивались ВУЗы, была активная пропаганда грамотности – это уже была не просто культурная революция, а целое направление в развитие, наравне с Ликбезом.

Источник: vc.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru