Что предусматривает подраздел программы коррекционная работа и или инклюзивное образование

Для работы в группах ДОО, реализующих адаптированные образовательные программы, педагогам необходимо знать особенности детей с ОВЗ. У каждой категории детей с ОВЗ есть общие особенности, но вместе с тем, у каждого ребенка могут быть и индивидуальные дополнительные особенности. Для успешной реализации адаптированной образовательной программы с такими детьми, необходимо учитывать при организации образовательного процесса все их специфические проявления.

В помощь педагогу ДОО в программе «От рождения до школы» представлен раздел «Коррекционная и инклюзивная практика». Этот раздел можно рассматривать в виде справочной части для педагога. В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» рассматриваются очень важные для педагогов вопросы.

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даны рекомендации, которые будут полезны всем педагогам ДОО, реализующим адаптированные образовательные программы (АОП). Разрабатывать АОП помогут психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в ДОО. Далее в статье мы покажем, как и кто выявляет детей с ОВЗ, и каким образом разрабатывается АОП.

У-07. Особенности инклюзивного образования

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» для педагогов ДОО перечисляются условия обучения и воспитания некоторых детей с ОВЗ: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с комплексными и сложными нарушениями развития.

Таким образом, в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» обращено внимание на самые сложные нарушения развития у детей, их особенности и трудности при освоении программы ДОО.

Для такой категории детей в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» приводятся специальные принципы построения образовательного процесса. Для педагогов и специалистов ДОО предлагается путь выявления особенностей детей с ОВЗ. Следование этому пути будет способствовать своевременному выявлению детей с ОВЗ в ДОО, своевременному прохождению процедуры обследования в ПМПК и составлению обоснованной адаптированной образовательной программы.

Далее в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» перечисляются формы получения дошкольного образования для детей с ОВЗ. Указываются принципы и пути разработки адаптированных образовательных программ для каждой категории детей с ОВЗ. Для разработки АОП должны привлекаться специалисты ПМПк (консилиума).

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даются рекомендации по организации деятельности групп комбинированной направленности, осуществляющих инклюзивное образование. С этой целью отдельно выделяются направления индивидуальных занятий, описываются особенности организации предметно-развивающей среды, определяются способы взаимодействия с другими детьми в группах комбинированной направленности. Также предлагаются и фронтальные формы организации активности детей. Одним из важнейших аспектов реализации адаптированной образовательной программы в группах комбинированной направленности является организация взаимодействия с семьей детей с ОВЗ. Для включения родителей в реализацию АОП для более успешного инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразовательной организации. Секреты обуче

При организации инклюзивного образования педагогам рекомендуется использовать критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии. При инклюзивном образовании детей с ОВЗ продуктивное взаимодействие с семьей является в ряде случаев решающим условием для успешного освоения адаптированной образовательной программы. Активное и эффективное включение родителей детей с ОВЗ в реализацию АОП зависит от повышения родительской педагогической компетенции.

Педагогам предлагаются варианты приемов педагогической работы в ДОО, направленной на компенсацию различных недостатков в развитии детей. В этом разделе программы «От рождения до школы» раскрывается понятие ОВЗ, и кто входит в эту категорию. А также перечисляются категории детей, имеющих минимальные нарушения в развитии. Дети с ОВЗ представляют неоднородную группу, как по виду нарушений, так и по степени выраженности дефекта.

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» показана система психолого- педагогического обследования детей с ОВЗ в ДОО. Результаты обследования и индивидуальные особенности этих детей должны учитываться в образовательном процессе. Достаточно подробно в указанном разделе программы формулируются условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

В заключительной части раздела «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» прописываются особенности освоения детьми с ОВЗ пяти образовательных областей программы:

Читайте также:
Программа которая делает задания

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

Образовательной области «Познавательное развитие»;

Образовательной области «Речевое развитие»;

Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

Образовательной области «Физическое развитие».

Таким образом, в общеобразовательной программе «От рождения до школы» предусмотрен большой раздел, посвященный вопросам дошкольного образования детей с ОВЗ.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих недостатки в физическом, психическом, сенсорном и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Под инклюзивным образованием понимается включение особых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольный общеобразовательный процесс. При этом включении детям гарантируется и обеспечивается равный доступ к дошкольному образованию. При реализации инклюзивного образования должны приниматься во внимание и учитываться особые образовательные потребности каждого ребенка. Эти образовательные потребности определяются после обследования ребенка и выявления индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Исходя из данных, полученных в ходе обследования, и будет для них адаптироваться программа образования.

Таким образом, адаптированная образовательная программа представляет собой переработанную образовательную программу ДОО и адаптированную для каждого ребенка с ОВЗ, которые находятся на условиях инклюзивного образования или для всех детей, которые находятся в компенсирующей группе. При разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными воз­можностями здоровья учитывают их особые образовательные потребности. В одних случаях учитывать надо их сенсомоторные особенности, в других случаях учитывать должны психологические и речевые особенности. Учитывать придется особенности психофизического развития, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и другие особенности.

Адаптированная образовательная программа должна быть направлена на максимальное освоение ребенком с ОВЗ тех целевых ориентиров, которые прописаны для каждого возраста. Кроме того, ФГОС ДО предусматривает коррекционную помощь, но оказываемую специалистами в области коррекционной педагогики.

Целью совместной деятельности всех педагогов ДОО в отношении детей с ОВЗ является стремление к освоению ребенком АОП, развитие его коммуникативных возможностей, адаптация в коллективе сверстников, развитие его потенциальных возможностей и приобретение опыта социальных контактов, а также коррекция недостатков развитии.

Для детей-инвалидов при оформлении им статуса ребенок-инвалид разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Этим занимаются Медико-социальные экспертизы (МСЭ). С готовой индивидуальной программой реабилитации (ИПР) ребенок-инвалид поступает в ДОО. Ребенок-инвалид, поступивший в ДОО на условиях инклюзивного образования, согласно ФГОС ДО, должен обучаться в соответствии со своей индивидуальной программой реабилитации.

К сожалению, до настоящего времени в ИПР ребенка-инвалида не прописаны в полном объеме психолого-педагогический аспекты его реабилитации, так как в штат Медико-социальные экспертизы пока не входят специальные коррекционные педагоги и психологи.

Поэтому пока и для детей-инвалидов в ДОО придется составлять адаптированную образовательную программу.

Но уже существует нормативно-правовая база, регламентирующая совместное межведомственное взаимодействие при обсуждении и составлении ИПР для каждого ребенка-инвалида. Опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №723 от10.12.2013года «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». Целью межведомственного взаимодействия МСЭ и ПМПК должна быть разработка оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Кто и как выявляет детей с ОВЗ?

Остановимся на наиболее ответственном аспекте, касающемся выявления в ДОО детей с ОВЗ, и той последовательности шагов на пути к созданию адаптированной образовательной программы для них. Этот путь можно представить в виде следующей пошаговой последовательности.

  1. Осенью в начале нового учебного года специалисты и участники психолого­-медико-­педагогического консилиум (ПМПк) в ДОО обследуют всех детей и выявляют детей с ОВЗ. В некоторых случаях специалисты психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС­Ц) обследуют детей в ДОО и также выявляют детей с ОВЗ.
  2. Далее дети с ОВЗ по рекомендации консилиума ДОО или ППМСЦ направляются на ПМПК для углубленного обследования и определения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий.
  3. На основании рекомендаций ПМПК (комиссии) специалисты ПМПк (консилиума) ДОО разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.

Что такое специальные образовательные условия?

Под специальными образовательными условиями для детей с ОВЗ понимаются определенные условия обучения, воспитания и развития. К специальным условиям можно отнести использование специальных образовательных программ, применение специальных методов обучения и воспитания, специальные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства. К специальным условиям относится организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в здание ДОО, в котором осуществляется образовательная деятельность ребенка с ОВЗ. Также обеспечение других специ­альных условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ребенком с ОВЗ.

Читайте также:
В какой программе наложить музыку

При составлении индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы ребенку с ОВЗ определяют:

Режим пребывания в ДОО и форму получения дошкольного образования;

Степень адаптации и направления адаптации программы ДОО для ребенка с ОВЗ; характер и организацию развивающей предметно-пространственной среды и другие специальные образовательные условия, вытекающие из данных обследования и рекомендаций ПМПК. После разработки специалистами ПМПк (консилиума) ДОО индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты ДОО включаются в реализацию АОП. Проводится динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания ПМПк (консилиума) по уточнению индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в три месяца.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.,2014.
  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д.Соколова. — М., 2005.
  3. ДружининаЛ.А.Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М., 2006.
  4. ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
  5. ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Коррекционно-развивающееобучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.,2003.
  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2008.
  7. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/Под ред. Е.А. Стребелевой. —2­еизд. —М.,2004.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Источник: arkhipovaef.ru

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества.

Публикация «Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах

  • Инклюзивное образование
  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019

Ограничение возможностей здоровья – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность.

Инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снятие всех барьеров на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Такая форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса :

— детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,

— нормально развивающихся воспитанников и членов их семей,

— педагогов и других специалистов образовательного пространства.

Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами и специалистами, так и между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, оно является одним из

вариантов предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание инклюзивного образования и коррекционной работы включается в Программу, данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 2.11.2).

ФГОС направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от их особенностей (в том числе и ограниченных возможностей здоровья). Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Читайте также:
Как открыть общий доступ к программе

Основные принципы построения инклюзивного образования

в дошкольном образовании :

1. Раннее включение в инклюзивную среду.

Это обеспечивает возможность первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.

2. Коррекционная помощь.

Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, очень важно опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Как правило, ребенок с ОВЗ может быстро адаптироваться к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).

3. Индивидуальная направленность образования.

Ребенок с нарушениями развития может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в

жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Использование индивидуально-ориентированных программ будет способствовать решению задач максимального включения ребенка с ОВЗ в среду своих сверстников.

4. Командный способ работы.

Педагогам, специалистам и родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи, что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка с ОВЗ, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.

5. Ответственность и активность родителей за результаты развития.

Немаловажную роль в процессе инклюзивного образования играют родители детей. Им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении динамики и коррекции педагогического процесса. Очень многим родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы примитивные знания о физиологии и психологии подобных детей. Это необходимо для того, чтобы родители осознали важность правильного выбора начального образования для своего ребенка.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных подходов, методов, способов, способствующих получению дошкольного образования.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ :

1. Использование специальных программ и методов обучения и воспитания.

2. Использование специальной литературы, пособий, технических средств и дидактических материалов для коллективного и индивидуального обучения.

3. Предоставление услуг ассистента (тьютера, оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь.

4. Средства коммуникации и связи, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности.

5. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ФГОС ДО п. 3.2.7)

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов должна быть доступна и обеспечивать их во всех основных видах детской активности (ФГОС ДО, п. 3.3.4-5).

Источник: www.maam.ru

Коррекционная и инклюзивная педагогика

В данном разделе используются следующие термины и понятия.

Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.

Особенности организации образовательного процесса

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Различают следующие категории детей с нарушением зрения:

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru