Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура.
Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессиональной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.
К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Типовая учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Что такое Advanced placement? Как AP поможет поступить в США?
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Типовой программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
Для разработки учебной программы предлагается использовать следующую схему ориентировочной основы действий:
1 этап разработки связан с определением назначения учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения.
2 этап формирования учебного предмета связан с определением его состава и структуры. Главным системообразующим элементом при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста..
3 этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальнейшую конкретизацию образовательных целей учебного предмета.
4 этап связан с планированием лабораторных и практических работ. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету.
5 этап разработки учебных программ связан с определением объема и содержания самостоятельной работы студентов.
6 этап связан с определением содержания курсового проекта (работы) и времени его выполнения с учетом требований стандарта (квалификационной характеристики) и общих требований к знаниям и умениям по предмету.
Заключительный этап — составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разрабатывает рекомендации по рациональному выбору форм организации обучения.
Учимся понимать время по часам Развивающее видео для детей
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник: students-library.com
ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И КАКОВЫ ЕЕ ВИДЫ
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских
учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом
планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная
программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут
предложить собственный подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности изучения этого материала, а также
путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа
содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая
при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного
курса, предмета, дисциплины (модуля).
Авторская программа – это документ, созданный на основе
государственного образовательного стандарта и Примерной программы и
имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним
или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная
концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы 7
общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее
экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так,
Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает
систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации
методического характера. Рабочая программа конкретизирует
соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых
требований к еѐ построению, а также описывает национально-региональный
уровень, учитывает возможности методического, информационного,
технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся,
отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа,
разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного
образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая
изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем,
количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Являясь составной частью образовательной программы образовательного
учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении
учащимися обязательного минимума образования в соответствии с
государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.
Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным
условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. 8
Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию
представляет собой методику собственной реализации с учетом:
требований федеральных компонентов государственных
обязательного минимума содержания учебных программ;
максимального объема учебного материала для учащихся;
требований к уровню подготовки выпускников;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом
образовательного учреждения для реализации учебных предметов,
модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной
деятельности в каждом классе;
познавательных интересов учащихся;
целей и задач образовательной программы школы;
выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического
Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов
обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:
требования к уровню подготовки учащихся;
учебно-методические средства обучения.
Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый
педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из
вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной
программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом
особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в
особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях
организации образовательного процесса 9
Данная структура Рабочей программы носит примерный
Титульный лист содержит:
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа
руководителя образовательного учреждения);
название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,
предмет, дисциплину (модуль);
класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет,
год составления программы.
Примерный титульный лист представлен в приложении 3.
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
название, автор и год издания конкретной программы (примерной,
авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
цели и задачи данной программы обучения в области формирования
системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со
стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их
учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для
контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню
учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый
для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной
программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический
комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора,
издательства, года издания);10
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,
в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных,
практических работ, экскурсий, проектов исследований;
особенности, предпочтительные формы организации учебного
процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего
контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о
текущем контроле учащихся в образовательном учреждении**) и
промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о
промежуточной аттестации учащихся в образовательном
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Пример пояснительной записки к Рабочей программе описан в
Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню
подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов
обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные
предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием
для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает
государственный образовательный стандарт общего образования и учебная
программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается
Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований,
сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта
общего образования и учебной программе, принятой за основу.
— Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32.11
При разработке требований к уровню подготовки учащихся
необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они
описываться через действия учащихся;
обозначать определенный уровень достижений;
быть достижимыми и подлежащими оценке;
описываться понятным для учащихся языком.
Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…,
Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню
подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные
цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения,
разработанная Б.С. Блумом (прил. 1, 2).
Пример требований к уровню подготовки учащихся рассмотрен в
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по
разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных,
практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного
максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план
на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
Примерная форма учебно-тематического плана представлена в
включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в
учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной 12
последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических
Пример содержания учебного курса описан в приложении 7.
Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля»
включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов,
контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения
школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня
действий учащихся как целей-результатов обучения.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-
тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает
проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5
пакетов контрольных работ.
Письменные контролирующие материалы могут включать
кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа
работы (прил. 8). Устные – перечень вопросов и заданий.
Учебно-методические средства обучения включают основную и
дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники
упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари,
справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы),
оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть
классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)»,
«Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература
оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого
произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать
требованиям к библиографическому описанию.
Пример оформления «Литературы» представлен в приложении 9.13
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание
Рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс.
Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к
уровню подготовки учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью
пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и
возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с
разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить
объективную информацию о сформированности специальных предметных и
общих учебных умений обучающихся.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с) .
Источник: studopedia.org
Учебные программы,их виды,способы построения и структура
Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методических объединений. После чего программы утверждаются для использования в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатываются для курсов по выбору, факультативов.
Структура
пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета.
методические указания о путях реализации программы.
структура изложения учебного материала.
Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.
При концентрическом способе изложения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Кон-центризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.
Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.
Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.
Учебная литература.
Учебник— это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Функции учебника:
Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Структура учебника:
текст (как главный компонент).
— теоретико-познавательный (базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.)
— инструментально-практический.( относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.)
· Дополнительные (документы,хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.)
· Пояснительные(предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.)
внетекстовый (вспомогательные).
Источник: allrefrs.ru
УЧЕБНЫЙ ПЛАН — это утвержденный Министерством образования документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределение их по годам обучения с указанием количества часов (уроков), отводимых на изучение каждого предмета в неделю.
В учебном плане установлено рациональное соотношение учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, определен единый для всех средних учебных заведений уровень общеобразовательной подготовки учащихся, представляющий собой инвариантную часть содержания образования. Включение того или иного учебного предмета в учебный план определяется его функциями в содержании образования и соответствием социальному заказу общества
В учебные планы средних специальных учебных заведений и СПТУ включены учебные предметы, обеспечивающие единый уровень общеобразовательной подготовки и составляющие инвариантную часть этих планов.
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ — это документы, в которых дается характеристика содержания изучаемого материала по каждому предмету, распределение его по годам обучения и разделам (темам).
Любая учебная программа начинается с пояснительной записки, которая содержит формулировку задач изучения предмета, краткую характеристику его структуры, методические рекомендации учителю по организации и проведению занятий с учащимися. Детальное знакомство с поясни- тельной запиской к учебной программе и четкое ее выполнение является обязательным для учителя.
Вторым обязательным разделом учебной программы является раздел, содержащий тематический расчет часов. В нем дается разбивка часов по разделам и темам учебного предмета. Отдельно указываются часы, в целом отпущенные на изучение раздела или темы, на теоретические занятия, на лабораторно — практические занятия. Часы, указанные в этом разделе используются при составлении календарно-тематических планов .
За ним следует раздел — необходимая литература, как основная, так и дополнительная. Здесь же приводится перечень необходимых наглядных пособий, дидактического материала.
Предметная система, которая распространена в нашей стране, наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные. Одна из них, наиболее весомая, — в рамках одного учебного предмета факты, явления и процессы реальной действительности рассматриваются односторонне, под своим углом зрения. В результате затрудняется формирование мировоззрения, всесторонних понятий и представлений о природе, обществе и мышлении и их взаимосвязи.
Обеспечивают интеграцию знаний, синтетическое восприятие и осмысление объективного мира межпредметные связи.
Об их необходимости говорили такие прогрессивные педагоги прошлого, как Коменский, Ушинский, Песталоцци, Дистервег.
Межпредметные связи впервые были введены в учебные про граммы средней школы в 1981 году, однако из-за отсутствия четкой системы (односторонний характер, дробность по отдельным темам, случайный отбор) они не обеспечивали в должной степени интеграцию предметного обучения.
Начиная с 1985 года межпредметные связи указываются в обобщенном виде в конце содержания основных разделов (например, неорганической, органической и общей химии). Такое их расположение предоставляет учителю широкие возможности творческого подхода к тематическому и поурочному планированию и реализации меж предметных связей, устранять необоснованное дублирование учебного материла.
В современных программах применяется линейно — концентрический принцип построения. Он заключается в том, что все явления, факты, взаимосвязи даются в развитии — от простого к сложному (линейный принцип), но некоторые явления, факты, взаимосвязи могут рассматриваться не однократно, а несколько раз с более подробным, более глубоким рассмотрением одного и того же явления в зависимости от уровня подготовки учащихся (концентрический принцип).
В новых программах усилена практическая направленность учебных предметов на основе дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Источник: studbooks.net