Что представляет собой сфера действия программы общественных расходов

Общественные расходы можно рассматривать как отрицательные налоги, поэтому на них распространяются положения, связанные собственно с самими налогами. Также как сфера налогов не совпадает с непосредственными плательщиками, программа общественных расходов связана не только с непосредственными реципиентами.

Реципиент – это тот, кто получает какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного сектора. Лица, на которых распространяются выгоды общественных программ, образуют сферу действия программ общественных расходов. Если результатом общественных расходов является создание чистого общественного блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения выгод не возникает.

Побочным результатом программы общественных расходов является перераспределение частных благ, и при этом возникают, как правило, позитивные экстерналии. Средства, которые передаются нуждающимся на основе действия программы общественных расходов, приводят к увеличению спроса, прежде всего, на продовольственные товары, и происходит перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия. Это можно утверждать не только применительно к налогам, но и в отношении программы общественных расходов. Для того чтобы определить реальную сферу действия мероприятий общественного сектора необходимо проанализировать характер рынков, на которых действует получатель средств и непосредственный плательщик.

Вебинар «Public Finance. Видение будущего – цифровое общество»

Перемещение выгод – это основная причина, по которой сфера действия программы общественных расходов не всегда отвечает интересам избирателей. Анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожиданий реципиентов, исследовании рынков, позволяет определить целенаправленность программы. В последние годы большое распространение получили контракты с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за которую несет сектор.

В условиях контрактации партнерами общественного сектора становятся предприятия и организации частной собственности. Кроме того, внутри самого общественного сектора часто формируются квази-рынки. Главным вопросом, связанным с идеями квази-рынка и контрактацией является вопрос об эффективности заключения договора и пользе, которую получают налогоплательщики, избиратели, потребители.

Контрактация и квази-рынки имеют следующие преимущества:

— удается сформировать рыночные структуры, которые действуют в интересах потребителя;

— эти интересы полно отражаются в контрактах между заказчиком и исполнителем;

— гарантируется точное выполнение контракта.

Введение контрактации квази-рынков связано с высокими трансакционными издержками. Иногда эти издержки могут приводить к снижению эффективности использования общественных расходов, если договор заключается с монополистом. При этом государство должно четко зафиксировать в контрактах все требования по выполнению услуг. Однако на контрактной основе или квази-рынков рекомендуется создавать лишь отдельные факторы и условия достижения результатов. Если речь идет об услугах, которые потребляются индивидуально, то обеспечить качество можно за счет привлечения самих конечных потребителей в рыночных или квази-рыночных отношениях.

1С:ERP Урок 1. Общие сведения о прикладном решении

Читайте также:
Установка программ на tails

Источник: laws.studio

Сфера действия программ общественных расходов. Перемещение выгод в программах общественных расходов.

Общественные расходы — это целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий.

Программа ОР нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам. Реципиенты – те, кто получает какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного сектора. Сфера действия программы ОР – тот круг лиц, на которых в конечном счете распространяются выгода (приращения полезности), обусловливаемые данной программой.

Если результатом ОР становится создание чистого общ. блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения выгод, по сути, не стоит. Однако во многих случаях основным либо побочным результатом программы является создание или перераспределение частных благ (как правило, это происходит, когда соответствующий процесс связан со значительными позитивными экстерналиями.) Рассмотрим программу денежных выплат безработным.

Полученные средства используются, в частности, для приобретения продуктов питания. Т.о. одно из последствий принятия программы – увеличение спроса на продовольственные товары.

Если эластичность предложения этих товаров относительно не высока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов (»адресатов») программы в пользу производителей и продавцов продовольствия. Помощь безработным может быть осуществлена в форме субсидирования работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования учреждений проф. образования , которые осуществляют переподготовку безработных, чтобы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случаях непосредственными получателями общественных благ (реципиентами) будут не сами безработные, а иные лица. Но замысел состоит в том, что выгоды в конечном счете переместятся к безработным, которые в итоге окажутся в сфере действия программы.

Программа переподготовки может и не принести значительных выгод ни безработным, ни потенциальным работодателям (например, если спрос на труд недостаточно эластичен). Но даже неэффективная, сточки зрения нуждающихся, программа может при определенных усилиях принимаются. Любые ОР приносят выгоды кому-либо.

Специфические черты той или иной программы способны иногда обеспечивать особую заинтересованность в ней со стороны отдельных звеньев гос. аппарата. Если сторонники программы образуют сплоченную, хорошо организованную группу специальных интересов, они могут эффективно защищать эту программу, особенно когда вопрос о сфере её действия недостаточно прояснен Иногда это идет на пользу получателей помощи, а выгода достигаются за счет тех, кто финансирует программу.

Для программы международной помощи характерно снижение их эффективности из-за того, что значительная часть выгод достается различного рода посредникам. Но с другой стороны иногда без лоббистского движения групп спец. интересов, создаваемых такими посредниками, помощь была бы более ограниченной по размерам и срокам.

Итак, как и для налогов, в отношении программ ОР верно следующее: для того, чтобы определить реальную сферу действия мероприятий, проводимых в общественном секторе, необходимо тщательно проанализировать характер рынков, на которых действует непосредственный плательщик или получатель средств. Выгоды от программы в принципе способны перемещаться на тех, кто выступает контрагентами налогоплательщиков или реципиентов на любом из этих рынков.

Читайте также:
Кто из перечисленных авторов является разработчиком программы музыкальные шедевры

Причем преимущество в эластичности благоприятствует как смещению налогового бремени на контрагентов, так и перемещению выгод на себя. Перемещение выгод основная причина по которой сфера действия программы подчас не отвечает замыслам тех кто ее поддерживал, ориентируясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и действительных реципиентов. Принять обоснованное решение о целесообразности финансирования программы можно лишь при наличии достаточных гарантий совпадения действительной ее сферы с предполагаемой.

Для этого необходим тщательный анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожидания реципиентов, а также исследований конкретных рынков на которых они действуют. Это особенно актуально, когда имеются активные группы специальных интересов, способные извлекать выгоды в результате ускользающих от общественного внимания изменений в сферах действия программ. Общественные расходы призваны решать следующие задачи:

1. оказание помощи нетрудоспособным членам общества, которые не имеют возможности о себе позаботится;

2. обязательное социальное страхование, это скорее даже не перераспределение, а аккумуляция средств, на случай наступления безработицы и болезни;

3. производство (финансирование) общественных благ, обеспечение которыми берет на себя государство.

Общественные расходы могут осуществляться в следующих формах: а) финансирование предприятий общественного сектора, б) закупка товаров и услуг, в) субсидирование предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, г) денежные и натуральны выплаты лицам, охваченным программой социальной помощи.

Источник: knigi.studio

3. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов

Общественные расходы при определенных условиях можно сравнить с отрицательными налогами, поэтому на них можно распространить большинство из тех положений, которые мы рас­сматривали применительно к налогам. В частности, программы общественных расходов приносят выгоды не только своим реципи­ентам. Реципиенты — это все те, кто получает блага и/или денежные средства напрямую из общественного сектора. В свою очередь, тех, на кого распространяются выгоды, и тех, для кого соответственно происходит приращение полезности, можно обозначить термином сфера действия программ общественных расходов.

Здесь очень важно отметить, что если в результате осуществления общественных расходов происходит создание чистых общественных благ, то реципиентами выступают все члены общества и соответ­ственно проблемы перемещения выгод просто нет. В остальных случаях, когда прямым или косвенным результатом является со­здание или перераспределение частных благ (и если это связано со значительными положительными внешними эффектами), это можно признать реальным результатом деятельности общественного сектора. Например, от повышения общего уровня образования вы­игрывают не только отдельные индивиды и/или группы индивидов, но и общество в целом.

Читайте также:
Что делает программа бизнес пак

Но рассмотрим и другие примеры. Например, при субсидиях потребителям, в частности, при реализации программ денежных выплат безработным, которые имеют конкретным «адресатом» реципиентов, получаемые ими денежные средства могут быть на­правлены на приобретение продуктов питания, что в свою очередь ведет к увеличению спроса на данные товары. Поскольку чаще всего они являются товарами первой необходимости, эластичность как спроса, так и предложения на которые не велика, следствиями в этой ситуации будут рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов в пользу третьих лиц, а именно производителей и продавцов продуктов питания.

Рассмотрим теперь пример с субсидированием производителей. Так, например, помощь безработным будет осуществляться не толь­ко в форме денежных выплат, но и в форме субсидий работодателям, которые могут быть направлены на создание новых рабочих мест и на профессиональное образование и переподготовку кадров. На этом примере видно, что сами безработные не являются реципи­ентами, но в перспективе от реализации данных программ обще­ственных расходов выгоды переместятся к безработным, и в итоге они окажутся в сфере действия данных программ. Эффективность подобных программ помощи безработным в конечном итоге будет зависеть от эластичности спроса на труд: чем эластичнее будет спрос на труд, тем выше будет и эффективность. Так же важно отметить, что значительная часть выгод может доставаться и различного рода посредникам и экспертам, которые чаще всего сами и лоббируют создание подобных программ.

С учетом всего изложенного выше можно сделать следующий вы­вод: чтобы определить реальную выгоду и сферу действия программ общественных расходов, необходимо провести анализ характера рын­ков, на которых действуют непосредственные получатели средств, при этом выгоды отпрограмм в принципе могут перемещаться натех, кто выступает контрагентами реципиентов на этих рынках. Причем преимущество в эластичности способствует перемещению выгод на себя. Вместе с тем перемещение выгод — основная причина того, что сфера действия программы не всегда отвечает первоначальному замыслу. Например, если выдавать льготные кредиты на образова­ние для малообеспеченных только в размере стоимости обучения, то ими смогут воспользоваться потребители со средним и высоким уровнем дохода. То же произойдет и с льготным кредитом на покупку автомобиля без учета стоимости обязательной страховки.

Поэтому только тщательный анализ фактического положения и ожиданий потенциальных реципиентов, а также исследования конкретных рынков, на которых действуют как реципиенты, так и активные группы специальных интересов (которые еще называют «рент сикинг») позволит обеспечить целенаправленность и резуль­тативность программ общественных расходов.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru