Что представляет собой программа учебной дисциплины

Приведены результаты работы над модулем «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» в рамках реализации государственного контракта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». Рассматриваются основные образовательные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации данного модуля. В основу реализации идеи модуля положены трудовые действия, прописанные в Профессиональном стандарте педагога. Предлагается логика разворачивания модуля, учитывающая идею событийности, через которую «проходит» студент в условиях сетевого взаимодействия со школой.

Педагогика. Тест. Часть 4

практико-ориентированность
образовательные результаты
дисциплины профессионального цикла
трудовое действие
сетевое взаимодействие

1. Ахтариева Р.Ф., Мартынова В.А. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15389 (дата обращения: 16.11.2014).

2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. No 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.09.2014).

3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) – приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Активизация творческого потенциала личности на фоне углубляющейся демократизации социального взаимодействия является наиболее ярким трендом развития общества XXI века, обусловливающим трансформацию практически всех сфер жизнедеятельности и, прежде всего, сферы образования. Традиционные подходы к образованию на всех его уровнях, основанные на приоритете процессов передачи усвоения учебной информации, категорически не отвечают запросам интенсивно развивающегося общества, вступая в противоречие с реальными потребностями основных потребителей образовательных услуг.

ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплины

Разработанная и реализуемая в России стратегия развития педагогического образования, внедрение ФГОС нового поколения, утверждение профессионального стандарта педагога создают необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов.

В процессе выполнения работ по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», наш коллектив принял участие в разработке модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки». Название модуля было определено государственным заданием, было нами уточнено и стало называться «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов». Все это в совокупности потребовало реконструкции содержания и самого процесса прохождения студентами базового поля дисциплин психолого-педагогического цикла, придания им практико-ориентированного характера, достижения измеримых образовательных результатов в их компетентностном понимании, опоры на интерактивные практики образования, нацеленные не только на побуждение студентов к внешней активности, но и обеспечивающие их творческое саморазвитие в профессиональном поле.

Цель освоения модуля: готовность к конструированию и реализации образовательных процессов в основной школе на базовом уровне.

Задачи модуля: сознавать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; осуществлять конструирование образовательных процессов с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся; использовать современные методы и технологии обучения и воспитания; осуществлять воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимся.

Характеристика выпускника, освоившего модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»: конструктор базовых образовательных процессов общего среднего образования, способный к самостоятельному подбору и профессиональному использованию путей и способов их реализации.

Модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» может являться самостоятельным базовым разделом при профессиональной переподготовке и повышении квалификации работников образования (учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы воспитательной работы, заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, директора школ). Модуль логически связан с другими модулями основной образовательной программы: опирается на учебные дисциплины образовательных модулей «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике» и «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»; изучается параллельно с учебными дисциплинами модуля «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования» и является основой для реализации модуля «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя».

Новизна, предлагаемая разработчиками модуля, заключается: в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»; в пересмотре содержания дисциплин, методов, средств и технологий обучения в целях усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей и увеличения объема на практику; в разработке новых дисциплин базовой и вариативных частей; в построении дисциплин модуля в определенной логике и последовательности, способствующей реализации межпредметных и внутрипредметных связей на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, позволяющего эффективно осуществлять «вход и выход» в школу и в ВУЗ; в изменении средств и методов оценивания результатов достижения студентов текущей, промежуточной и итоговой аттестации по модулю.

Освоение программы модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» будет проходить в течение двух семестров. Базовая часть («Феномен педагогической деятельности», «Психология образования», «Управление учебно-воспитательным процессом», «Интерактивные практики образования») должна быть изучена во 2 семестре, трудоемкость базовой части модуля 11 зачетных единиц. Вариативная часть («Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Взаимодействие в образовательном процессе», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ») должна быть освоена в 3 семестре (выбор 3 из 5 дисциплин), трудоемкость вариативной части 6 зачетных единиц (таблица 1).

Трудоемкость модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»

Феномен педагогической деятельности

Управление учебно-воспитательным процессом

Интерактивные практики образования

Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса

Практикум по конструированию воспитательных программ

Взаимодействие в образовательном процессе

Психолого-педагогические основы творческого саморазвития

Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ

Учебная практика (рассредоточенная)

Итоговое учебное событие (Педагогическая ярмарка)

Всего

*Объем часов (900ч.) включает общее количество часов по базовой и вариативной части модуля (по 5 дисциплинам, без учета выбора дисциплин — 3 из 5).

Всего на освоение программы модуля предусмотрено 25 зачетных единиц, включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося — 360 часов, в том числе: лекции — 80 часов (22 %), практико-ориентированные занятия (семинарские и практические занятия, лабораторные практикумы) — 280 час. (78 %); самостоятельную работу обучающегося — 360 часов; учебную практику — 144 часа (4 з.е.); итоговое учебное событие «Педагогическая ярмарка» -36 часов (1 з. е.).

Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из множества учебных событий, завершающих распределенную учебную практику, в том числе вводных (деловая игра «Образ успешного учителя», работа Педагогических мастерских), промежуточных (Посвящение в педагогическую профессию) и аттестационных (конкурс «Мозаика педагогических идей», «Педагогическая ярмарка»). Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления: от рефлексивного педагога до педагога-практика, реализующиеся в системе четырех «П» усвоения знаний: 1. получить; 2. понять; 3. применить; 4. преобразовать. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него.

Вход в модуль начинается с учебно-ознакомительной практики, завершающейся учебным событием — проведение деловой игры «Образ успешного учителя», которая проводится в рамках изучения учебных дисциплин «Феномен педагогической деятельности» и «Психология образования» с приглашением учителей-супервизоров сетевых школ в качестве экспертов. Деловая игра позволяет выявить насущные проблемы подготовки учителя и провести рефлексию студентами имеющихся у них личностных качеств, помогающих освоить данную профессию. Также рефлексивную роль играет и эссе «Мои первые шаги в профессию». Изучение дисциплины «Феномен педагогической деятельности» завершается промежуточным событием — «Посвящение в профессию учителя». Практикум реализуется через интерактивные формы и методы: деловые игры, практические занятия, дискуссии.

Читайте также:
Программа 1с 8 отзывы

Изучение учебной дисциплины «Психология образования», где формируются личностно и профессионально значимые качества студента как будущего учителя, позволяет обеспечить целостное представление студентов о психолого-педагогических основах педагогической деятельности, а также успешное освоение педагогических дисциплин на последующих этапах обучения. При освоении данной дисциплины формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом индивидуально-типологических особенностей, управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Вход в изучение учебной дисциплины «Управление учебно-воспитательным процессом» начинается с учебного события «Работа Педагогической мастерской». Для студентов проводится проблематизация полученных знаний и показывается необходимость новых знаний, которые нужны будущему учителю для успешного управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Для этого проводится «Педагогическая мастерская» с участием учителей-супервизоров сетевой школы, где они покажут мастер-классы по управлению учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Основой для изучения данного раздела модуля являются ранее изученная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» и его преподавание связано с учебными дисциплинами «Психология образования», «Интерактивные практики образования». Изучение раздела «Управление учебно-воспитательным процессом» является базой для ряда дисциплин педагогической направленности вариативного блока, дисциплины «Теория и методика обучения предмету» (по профилю) и создает необходимые условия для профессионального роста и совершенствования личности студента.

Параллельно с учебными дисциплинами «Психология образования» и «Управление учебно-воспитательным процессом» изучается дисциплина «Интерактивные практики образования», которая также предполагает входное учебное событие — знакомство в ходе работы педагогических мастерских с использованием учителями в своей педагогической практике интерактивных форм и методов обучения и воспитания. Завершающее базовую часть модуля учебное событие — конкурс «Мозаика педагогических идей», играет еще и аттестационную роль, с приглашением учителей-супервизоров и руководителей сетевых школ в качестве экспертов для оценки промежуточных образовательных продуктов. «Интерактивные практики образования» являются ведущей учебной дисциплиной для формирования трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности). Учебная дисциплина «Интерактивные практики обучения» способствует разработке, конструированию, организации и проведению урочных и внеурочных мероприятий будущим учителем в школе. Содержание дисциплины представляет собой систематизацию используемых в практике обучения форм, методов, приемов интерактивного обучения. Данная учебная дисциплина взаимосвязана с изучением дисциплин «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования» и является основой для изучения таких областей знаний как «Методика обучения предмету» (по профилю).

Вариативная часть модуля направлена на углубленную подготовку будущего учителя и начинается с входного события работа Педагогической мастерской, где преподаватели ВУЗа и школы проводят мини-мастер-классы с целью мотивирования студентов на изучение дисциплин по выбору данной части модуля. Студенты имеют право выбрать 3 из 5 предложенных дисциплин. Завершает изучение учебного модуля учебное событие Педагогическая ярмарка, где студенты предлагают сетевой школе свои наработки в виде общеобразовательных программ, программ воспитания и саморазвития. Учителя сетевых школ выступают в роли экспертов для оценки качества итоговых образовательных продуктов студентов.

Вариативная часть модуля содержит учебные дисциплины: «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ».

Учебная дисциплина «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса» способствует расширению, обобщению и систематизации у обучающихся знаний, умений и навыков о наиболее актуальных средствах оценивания результатов обучения и воспитания и направлена на формирование трудовых действий ПСП — организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Программа учебной дисциплины «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ» обеспечивает углубленное освоение студентами технологии конструирования и реализации общеобразовательных программ и развивает трудовые действия ПСП — разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Изучение данной дисциплины базируется на предметах базовой части учебного модуля «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования», в ходе которых обучающиеся знакомятся с трактовками таких понятий, как «образовательная программа», «технология в образовании», приобретают опыт работы с основной образовательной программы (ООП) образовательной организации.

Учебная дисциплина «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе» направлена на расширение социально-педагогической и коммуникативной компетентности будущих учителей, повышение уровня их этического взаимодействия с учащимися, формирование позитивной направленности, эмпатийности, рефлексии и направлена на формирование трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся).

В рамках учебной дисциплины «Практикум по конструированию воспитательных программ» обеспечивается углубленное развитие трудовых действий — реализация воспитательных программ, и продолжается формирование умений и навыков будущих учителей по применению различных форм, методов, приемов и средств организации жизнедеятельности учащихся для создания вариативных воспитательных программ.

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся, но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития, что и обусловило необходимость изучения учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», которая направлена на дальнейшее формирование трудовых действий — развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся.

Учебная дисциплина — это что такое?

Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин.

Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.

(У. Д.) Учебная дисциплина – это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

учебная дисциплина это

Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

наука и учебная дисциплина

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

Читайте также:
Как в программе word добавить страницу

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

программа учебной дисциплины

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

«Три кита» учебных дисциплин

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи — чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один — строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

методы учебной дисциплины

В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения «Фармацевтической химии» является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

задачи учебной дисциплины

По содержанию У. Д. делятся на две большие категории:

  • Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
  • Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.

Этот тип дисциплин более характерен для вузов.

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

учебный предмет учебный курс учебная дисциплина

Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.

право как учебная дисциплина

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. — нормы гражданского права.

Цели изучения — освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.

В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.

Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.

На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.

Читайте также:
Программа дуолинго по английскому языку отзывы

Источник: fb.ru

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического проектирования

Ангеловский, А. А. Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического проектирования / А. А. Ангеловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 299-304. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1374/ (дата обращения: 04.07.2023).

Проектирование учебной дисциплины как системы имеет ряд особенностей. Во-первых, субъект проектирования, как правило, индивидуальный. Во-вторых, часто педагог-проектировщик не принимает непосредственного участия в апробации дисциплины в педагогическом эксперименте, например, когда выполняет заказ какого-либо образовательного учреждения на проектирование учебного курса. В-третьих, учебная дисциплина должна обязательно иметь материальный носитель, что предполагает дополнительные действия по его созданию.

Раскроем этапы педагогического проектирования учебной дисциплины.

Этап создания педагогического изобретения

Изобретательская идея, на основе которой строится проект учебной дисциплины, как правило, относится к ее внутреннему содержанию или ор­ганизации педагогического процесса в рамках ее преподавания. Идеи, касающиеся содержательной стороны учебной дисциплины, могут выражаться: а) во внесении новых тем, вопросов или разделов (например, включение в курс «Педагогические теории, системы, технологии» раздела по изучению теории педагогической квалиметрии); б) в использовании нового подхода к изложению учебного материала в рамках дисциплины (например, построение курса «История педагогики» с точки зрения цивилизационного подхода, курса «Управление педагогическими системами» – с позиции синергетического и т.д.). Изобретательские идеи, касающиеся организационного аспекта учебной дисциплины, предполагают особое построение курса: а) использование новаторских средств, методов или форм (дистанционное обучение, взаимодействие с производственными предприятиями и др.); б) учет особенностей конкретной категории обучающихся (спортсмены, часто находящиеся в вынужденных отъездах, слабоподготовленная аудитория, инвалиды и др.) и т.д.

Изобретательская идея, служащая основой создания учебной дисциплины, всегда возникает в связи с требованиями педагогической действительности, при этом зачастую педагог-проектировщик получает ее в готовом виде, а не формулирует сам.

Этап создания единичного опытного образца

Реализация данного этапа сводится к построению креативной модели учебной дисциплины. Прежде всего, формулируется общая цель создаваемого курса. Поскольку учебная дисциплина включает совокупность знаний и умений в определенной отрасли, то ее создание, прежде всего, требует определения именно этих характеристик. При этом следует иметь в виду, что создание дисциплины не сводится к двум параллельным процессам – проектированию знаний и проектированию умений. Знания и умения как ее системные компоненты являются взаимозависимыми: при отборе знаний необходимо учитывать умения, которые должны приобрести обучаемые, а умения в свою очередь не могут проектироваться без учета знаний по данной дисциплине.

Знания и умения в рамках учебной дисциплины отбираются, прежде всего, с учетом требований самого курса и особенностей решаемой проблемы. При этом их совокупность должна характеризоваться обобщенностью, полнотой и преемственностью [11, с. 303].

Обобщенность позволяет выделить ядро изучаемой дисциплины, свести многообразие конкретных знаний и умений к относительно небольшому объему. Полнота означает степень представленных характеристик объектов и процессов. Преемственность подразумевает в первую очередь учет усвоенного ранее опыта. Следует отметить, что разработанная на данном этапе совокупность знаний и умений, соответствующая цели учебной дисциплины, будет носить обобщенный характер и конкретизироваться в процессе дальнейшей работы. Тем не менее, изначальное определение этих характеристик как образа конечного результата проектируемой дисциплины является чрезвычайно важным, поскольку вы­ступает неким ориентиром на последующих этапах проектирования.

Процедуры определения совокупности знаний и умений по учебной дисциплине приобретают особую четкость для дисциплин естественного цикла. При проектировании гуманитарных курсов такую работу провести не­сколько сложнее, однако она тоже важна, поскольку позволяет оптимизировать процесс создания педагогического проекта.

Выбор наилучшего варианта ее содержания осуществляется на основе учета: 1) объема времени, отведенного на изучение данного курса; 2) уровня подготовленности обучаемых к восприятию учебного материала и их индивидуальных особенностей; 3) необходимого уровня образования обучаемых: 4) индивидуальных особенностей и опыта самого педагога.

В результате выбора педагог получает набор характеристик создаваемой дисциплины. Полученный набор еще не представляет собой учебную дисциплину. Дальнейшая работа связана со структурированием отобранного материала.

Используя схемы, таблицы, графы педагог составляет полную информационную картину с четким отражением не только объема учебного материала, но и последовательности его развертывания, а также связей между отдельными частями. В результате он получает возможность выделить по каждой теме учебные вопросы, задания, задачи.

Следует отметить, что на данной стадии подготовки единичного опытного образца учебной дисциплины целесообразно провести разработку уровней достижения ее общей цели. Для этого используются различные способы. Наиболее распространенным является подход Б. Блума, основанный на таксономии целей, которые могут трактоваться как уровни усвоения учебного материала. В этом качестве выделяют знание (запоминание и воспроизведение изученного материала), понимание (способность интерпретировать учебный материал, преобразовывать его из одной формы выражения в другую), применение (возможность использовать изученный материал в новых ситуациях и условиях), анализ (способность разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура), синтез (способность комбинировать элементы, для получения целого, обладающего новизной), оценка (способность оценивания значения того или иного материала).

Поскольку учебная дисциплина всегда имеет материальный носитель, то она должна быть зафиксирована. В случае, когда педагог создает проект учебной дисциплины для себя, фиксация ее основного содержания может быть неполной. Если педагог-проектировщик не имеет возможность непосредственно участвовать в экспериментальных мероприятиях по проверке эффективности созданного им единичного опытного образца учебной дисциплины, то фиксация проекта должна быть предельно подробной. Наиболее четкой его формой выступает учебно-методический комплекс – совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине [2, с. 354]. В его состав включают пояснительную записку, государственный образовательный стандарт (для нормативных курсов), программу, учебный план, планы лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий, раздел о самостоятельной работе обучающихся, вопросы к зачетам, экзаменам, коллоквиумам, тематику научных исследований по данной дисциплине (курсовые и квалификационные работы, рефераты, сообщения и т.д.), список литературы.

В пояснительной записке формулируется цель и задачи учебного курса, а также раскрывается его роль в системе подготовки обучаемых. Кроме того, перечисляются материалы, на основании которых составлен данный курс и кратко характеризуется его структура. Государственный образовательный стандарт приводится в полном объеме.

Учебная программа содержит тематическое описание основных частей курса, состав разделов и подразделов. Учебный план включает тематику учебных занятий, способы организации учебного процесса и количество времени, отводимого для усвоения необходимого содержания образования. В планах семинарских, лабораторных и практических занятий указываются также вопросы и список литературы для обязательного и дополнительного изучения. Раздел о самостоятельной работе обучающихся содержит типы заданий для самостоятельной работы (изучение литературы и составление опорных конспектов по теме, составление кроссвордов и написание сочинений по тематике дисциплины, выпуск стенных газет, написание и защита рефератов по актуальным темам, составление тематических каталогов литературы, оформление наглядных учебных материалов, самостоятельная подготовка и проведение учебных занятий и т.д.), а также варианты контрольных и самостоятельных работ.

Созданный и представленный таким образом единичный опытный образец учебной дисциплины требует экспериментальной проверки.

Этап организации и осуществления педагогического эксперимента

Экспериментальная проверка эффективности использования учебной дисциплины осуществляется в две стадии. Первая стадия – теоретическая, посвящена анализу содержания учебной дисциплины с точки зрения полноты охвата всех аспектов предлагаемой для изучения теории, обеспечивающих достижение поставленной цели. В основном она реализуется педагогом-проектировщиком самостоятельно, без привлечения независимых экспертов. Вторая стадия – практическая, осуществляется с обязательной экспертизой в условиях естественного педагогического процесса.

Реализация данного этапа педагогического проектирования при создании учебной дисциплины, как правило, происходит с привлечением планов без предварительного оценивания экспериментального фактора в одной или нескольких группах. Отметим, что при создании принципиально новой дисциплины задействуются только экспериментальные группы. Контрольные группы привлекаются в том случае, если проект представляет собой определенную модификацию существующей учебной дисциплины и есть возможность параллельно осуществлять обучение по этим двум вариантам.

Заключение об эффективности функционирования созданного образца учебной дисциплины можно дать только по истечении всего времени ее изучения. При этом необходим мониторинг уровня обученности учащихся, который позволяет своевременно фиксировать возникающие отклонения и вно­сить коррективы. Если педагог-проектировщик не принимает непосредственного участия во внедрении созданного им образца учебной дисциплины в процесс обучения, то для проведения грамотной коррекции недостатков, обнаруженных в ходе эксперимента ему необходима максимально полная информация о полученных результатах.

В табл. 1 представлена обобщенная схема педагогического эксперимента по оценке эффективности использования спроектированной учебной дисциплины.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru