Что представляет собой программа по русскому языку

Состав и структуру курса русского языка в современной начальной школе определяет Примерная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На ее основе каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свою основную образовательную программу (ОПП) начального общего образования.

Основная образовательная программа образовательного учреждения включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты освоения ОПП, базисный учебный план образовательного учреждения, программу формирования универсальных учебных действий (УУД), программы отдельных учебных предметов (в том числе и программу но русскому языку), систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП и др.

Программа по русскому языку, таким образом, является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Она разрабатывается на основе примерной программы, которая служит для нее ориентиром.

Понимаю, но не могу говорить. Что делать? || Советы

В Пояснительной записке к примерной программе по русскому языку указывается, что в начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место. Русский язык, наряду с другими учебными предметами, призван обеспечить развитие младшего школьника. Центральной линией развития является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов, протекающих в сознании ребенка.

Основными целями русского языка как учебного предмета являются познавательная и социокультурная. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащегося как показателя общей культуры человека. Эти цели конкретизируются в практических задачах:

  • 1) в развитии речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  • 2) освоении первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • 3) овладении умениями правильно писать, читать, участвовать в диалоге, составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • 4) воспитании позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждении познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В качестве требований к результатам освоения программы но русскому языку выдвигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • 1) осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • 2) восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • 3) понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • 4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

К метапредметным результатам изучения русского языка в начальной школе относятся:

Как БЫСТРО ВЫУЧИТЬ русский язык?

  • 1) умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • 2) способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • 3) умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • 4) стремление к точному выражению собственного мнения;
  • 5) умение задавать вопросы.

Определение в программе тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, лист возможность объединить усилия учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе выступают:

  • 1) начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • 2) умение применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного;
  • 3) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • 4) способность проверять сказанное и написанное.

Согласно основному содержанию обучения русскому языку, младшие школьники должны практически освоить виды речевой деятельности.

Слушание содержит осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передачу его содержания по вопросам. Говорение — выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; практическое овладение диалогической формой речи; овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.; практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение); овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение — понимание учебного текста; выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; нахождение информации, заданной в тексте в явном виде; формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте; интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо — письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте; овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы; списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами; письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное); создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение грамоте содержит несколько разделов.

  • • Фонетика — звуки речи; осознание единства звукового состава слова и его значения; установление числа и последовательности звуков в слове; сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками; различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; слог как минимальная произносительная единица; деление слов на слоги; определение места ударения.
  • • Графика — различение звука и буквы (буква как знак звука); овладение позиционным способом обозначения звуков буквами; буквы гласных как показатель твердости (мягкости) согласных звуков; функция букв Е, Ё, Ю, Я; мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука; знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
  • • Чтение — формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук); плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка; осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов; чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений; знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами); орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
  • • Письмо — усвоение гигиенических требований при письме; развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки; развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и па пространстве классной доски; овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв; письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм; овладение разборчивым, аккуратным письмом; письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением; усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста; понимание функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса).
  • • Слово и предложение — восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа; наблюдение над значением слова; различение слова и предложения; работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
  • • Орфография —знакомство с правилами правописания и их применение:
  • 1) раздельное написание слов;
  • 2) обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • 3) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • 4) перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • 5) знаки препинания в конце предложения.

Систематический курс русского языка представлен следующими разделами.

Фонетика и орфоэпия включает: различение гласных и согласных звуков; нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков; различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости (мягкости) согласных звуков; различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости (глухости) согласных звуков; характеристику звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный; деление слов на слоги; ударение, произношение звуков в соответствии с нормами русского литературного языка; фонетический разбор слова.

Читайте также:
Стартовая программа для новичков орифлейм

Графика включает: различение звуков и букв; обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков; использование на письме разделительных Ъ и Ь; установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь, в словах с йотированными гласными Е, Ё, Ю, Я, в словах с непроизносимыми согласными; использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита включает: правильное название букв, знание их последовательности; использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика включает: понимание слова как единства звучания и значения; выявление слов, значение которых требует уточнения; определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря; представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова; наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика) включает: овладение понятием «родственные слова»; различение однокоренных слов и форм одного и того же слова; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; различение изменяемых и неизменяемых слов; значение суффиксов и приставок; образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок; разбор слова по составу.

Морфология включает части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные:

  • • имя существительное — значение и употребление в речи; умение распознавать имена собственные; различение имен существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?»; различение имен существительных мужского, женского и среднего рода; изменение существительных по числам; изменение существительных по падежам; определение падежа, в котором употреблено имя существительное; различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов; определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению; морфологический разбор имен существительных;
  • • имя прилагательное — значение и употребление в речи; изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; морфологический разбор имен прилагательных;
  • • местоимение — представление о местоимении; личные местоимения, значение и употребление в речи; личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений;
  • • глагол — значение и употребление в речи; неопределенная форма глагола; различение глаголов, отвечающих на вопросы «Что сделать?» и «Что делать?»; изменение глаголов по временам; изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов;
  • • наречие — значение и употребление в речи;
  • • предлог — знакомство с наиболее употребительными предлогами; функция предлогов (образование падежных форм имен существительных и местоимений); отличие от приставок;
  • • союзы и, а, но, их роль в речи;
  • • частица не, ее значение.

Синтаксис включает: различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий); различение предложений по цели высказывания — повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации) — восклицательные и невосклицательные; нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого; различение главных и второстепенных членов предложения; установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами; различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация включает: формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове; использование орфографического словаря; применение правил правописания:

  • 1) сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением (для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа желток, железный);
  • 2) сочетания чк-чн, чт, щн;
  • 3) перенос слов;
  • 4) прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • 5) проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • 6) парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • 7) непроизносимые согласные;
  • 8) непроверяемые гласные и согласные в корне слова (па ограниченном перечне слов);
  • 9) гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • 10) разделительные Ъ и Ь;
  • 11) мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • 12) безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • 13) безударные окончания имен прилагательных;
  • 14) раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • 15) НЕ с глаголами;
  • 16) мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного чнс. 1а (пишешь, учишь)
  • 17) мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • 18) безударные личные окончания глаголов;
  • 19) раздельное написание предлогов с другими словами;
  • 20) знаки препинания в конце предложения;
  • 21) знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развитие речи включает: осознание ситуации общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); практическое овладение диалогической формой речи; выражение собственного мнения, его аргументацию; владение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.); овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (И К’Г); особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком; практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста; последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев); комплексную работу над структурой текста (озаглавливание, корректирование, порядок предложений и частей текста (абзацев)); план текста; составление планов к данным текстам; создание собственных текстов по предложенным планам; типы текстов (описание, повествование, рассуждение, их особенности); знакомство с жанрами письма и поздравления; создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов; знакомство с основными видами изложений и сочинений (изложения (подробные и выборочные) с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения).

  • • обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо, слово и предложение, орфография, развитие речи) — 207 часов, из них:
  • — «Русский язык» — 115 часов;
  • — «Литературное чтение» — 92 часа;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования служит ориентиром для разработчиков рабочих программ по русскому языку, позволяет на ее основе создавать авторские курсы.

Источник: studme.org

Программы по русскому языку

3) программы по русскому языку для 5-9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой;

4) программы по русскому языку для 5–11 классов: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова);

5) программы по русскому языку для 1-11 классов (в рамках «Школа 2100», под ред. А.А. Леонтьева);

6) особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составители А.И. Власенков; Л.М. Рыбченкова; б) составитель Г.А. Богданова; в) составители А.Д. Дейкина, Т.М.

Пахнова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V–IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

Литература

1. Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т.

Баранова. – М., 2000.

2. Теория практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б.

Саботкоева. – М., 2005.

3. Программы средней школы. Русский язык. 5 – 11 классы (последние годы издания).

4. Программы начальной школы по русскому языку (последние годы издания).

5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы: основной курс, элективные курсы [авт.-сост. С.И. Львова]. – М., 2008.

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы. – М., 2002.

Читайте также:
Написать программу которая находит самое короткое слово в предложении

7. Текучев А.В. Методика русского языка. — М., 1980.

7. Компьютерные коммуникации – школе /Под ред. Е.С. Полат. – М., 1995.

8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М., 1997.

Буслаев Ф.И. Программа русского языка и словесности.

Буслаев Ф.И. Общий план и программа обучения языкам и литературе в женских средних учебных заведениях.

Отзыв проф. Ф.И. Буслаева о Программе русского языка и словесности, составленной учителями гимназий Московского учебного округа на съезде 1866 г. в Москве.

(См. в кн.: Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992.)

Учебник как ведущее средство обучения

Основные функции учебников: информативная, систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивный.

Учебный и учебно-методический комплекс, его структурные компоненты: программа, учебники, методические рекомендации составителей (авторов) учебников, рабочие тетради на печатной основе для учащихся, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, дополнительная литература по предмету: справочники, словари, средства видео-, аудио- и другой наглядности.

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Учебники для 5 – 7 классов авторского коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (науч. редактор Н.М. Шанский). – М., последние годы издания.

Учебники для 8 – 9 классов авторского коллектива С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. – М., последние годы издания.

Учебники для 8– 9 классах авторского коллектива Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. – М., 2004.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М., 2005.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. – М., 2010.

Русский язык. 5 – 9 классы. /Под ред. М.В. Панова. – М., последние годы издания.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык (в рамках программы под научной ред. А.А. Леонтьева «Школа 2100»). – М., последние годы издания.

Учебники для 10 -11 классов

Власенков А.И., Рыбченкова М.А. Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи. – М., последние годы издания.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М., последние годы издания.

Розенталь Д.Э. Русский язык. 10–11 классы: Пособие для общеобраз. уч. завед. – М., последние годы издания.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М., 2008.

Солганик Г.Я. Русский язык: 10–11 кл.: Стилистика: Учебное пособие. М., 1995.

v Постигаем замысел создателей учебных комплексов

ü Внимательно прочитайте объяснительные записки, которыми открываются действующие программы.

ü Сравните с еще одним вариантом написания этой части программы:

Программа

По русскому языку

5–9-й классы¹

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева.

Программа обеспечена учебниками «Русский язык» 5–9-е кл. тех же авторов.

Пояснительная записка
Содержание программы

Примерное тематическое планирование уроков

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания.

Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»(«Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. С. 87–92).

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: Образовательная система «Школа 2100».

Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 114–135.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.

В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

· Формирование у учащихся языковой интуиции.

· Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

· Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

· Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

· Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

· Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Читайте также:
На каких программах можно заработать деньги без вложений в интернете

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы (См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука». – М.: Баласс, 1996–2008; Русский язык (первые уроки). – М.: Баласс, 1997–2008; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М.: Баласс, 1997–2008).

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы.

По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе (См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М.: Педагогика, 1990).

В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.

Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.).

Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы ( См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002).

v Познакомьтесь со списком утвержденных и рекомендованных учебников в 2009 – 2010 учебном году.

v Что изменилось в этом учебном году?

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Источник: megalektsii.ru

Современные программы по русскому языку

В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы: общеобразовательную (5-9 и факультативно 10-11 классы) и углубленную (5-9 классы – в классах гуманитарных гимназий, лицеев или только в 10-11 классах).

В соответствии с этим в школе используется несколько программ по русскому языку: программа, составленная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанским; программы к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой (составители: В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, Ш Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Б. И. Фоминых, Л. Д. Чеснокова) и к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской и д. А. Леканта (составители: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Т. А. Богданова, В. В. Львов).

Кроме того, имеется программа углубленного изучения русского языка, разработанная коллективом лаборатории обучения русскому языку Института общего образования МО РФ.

Основой содержания всех программ является базовый компонент содержания обучения, т. е. сумма необходимых знаний – основы для воспитания гармонически развитой личности: все виды речевой деятельности, знания определенных лингвистических понятий, правил, языковых фактов, которые выступают как ориентировочная основа деятельности учащихся с целью овладения базовыми умениями.

Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского состоит из объяснительной записки, собственно программы и приложений.

Объяснительная записка содержит четко сформулированные цели и задачи обучения русскому языку.

Теоретический материал распределен по разным годам обучения в соответствии с линейным и линейно-ступенчатым принципом. Так, объемные, сложные темы и разделы рассчитаны на 2 или на 3 года обучения. Например, раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах.

Вопросы, связанные со значением слова, рассматриваются в 5 классе, а вопросы происхождения и употребления слова перенесены для изучения в 6 класс. Раздел «Морфология» изучается на протяжении трех лет (5-7 классы). Некоторые морфологические темы изучаются в 2 этапа (имя существительное, имя прилагательное, глагол – 5-6 классы).

Фонетика и графика изучаются в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием. Курс синтаксиса является предметом изучения в 5, 8-9 классах. В 5 классе в процессе изучения пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с основными синтаксическими единицами (некоммуникативными и коммуникативными) и основными пунктуационными правилами. В этот период на основе формирования пунктуационных и речевых навыков идет подготовка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса.

Некоторые разделы рассредоточены по всем классам. Так, изучение основных орфографических правил происходит в процессе изучения фонетики, словообразования и морфологии, т. е. с 5 по 7 класс. Вопросы стилистики также рассматриваются в 5-7 классах. Работа по культуре и развитию речи проводится на протяжении всего периода изучения родного языка, с 5 по 9 класс.

Развитие речи учащихся предполагает систематическую работу над совершенствованием всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).

В приложениях представлен список средств обучения русскому языку по классам (печатные пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинофильмы, грамзаписи) – приложение 1; список справочной литературы по русскому языку для учащихся – приложение 2.

Программа под редакцией В. В. Бабайцевой имеет два взаимосвязанных, дополняющих друг друга раздела: «Обучение русскому языку» и «Развитие связной речи».

Здесь реализован функциональный подход к обучению русскому языку. Основной лингвометодический принцип программы – «системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке».

Программа нацеливает на изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков, овладение стилистическими нормами литературного языка, предусматривает знакомство с основными сведениями о месте русского языка среди языков мира, о роли языка в жизни общества и др.

Весь материал в программе под редакцией В. В. Бабайцевой расположен по линейному принципу и распределен по трем книгам: теоретический курс (5-9 классы), сборники упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская речь». Сведения по культуре речи приводятся во всех классах.

Авторский коллектив программы к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта основную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».

Усиление речевой направленности курса проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как система ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой деятельности.

Во всех действующих программах, наряду с перечнем знаний, указан комплекс умений и навыков, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения русскому языку. В конце каждого года введены разделы повторения изученного за год.

Наряду с программами для средней общеобразовательной школы, в настоящее время действует программа углубленного курса русского языка в 8-11 классах (авторы Ю. С. Пичугов, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова). Она призвана обеспечить более высо­кий уровень языковой подготовки школьников. Отличительная черта этой программы – усиление функционального подхода к изучению синтаксических единиц, большое внимание к использованию языковых единиц в речи, их роли в построении текста.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru