1. Интервью – метод сбора информации, который осуществляется в форме беседы между социологом (интервьюером) и респондентом (интервьюиром). Для того, чтобы интервью прошло успешно социолог должен разработать программу интервью и план интервью. Программа интервью включает в себя следующие пункты (этапы):
1) Уточняется проблема (тема) исследования
2) Разрабатываются цели и задачи интервью
3) Уточняется и характеризуется объект и предмет исследования при интервью (если намечается опрос нескольких социальных групп респондентов, социолог уточняет характеристики каждой из данных социальных групп и предметы исследования при этом могут иметь различный смысл)
4) Уточняются исполнители интервью. Уточняется человек, осуществляющий контроль над проведением интервью
5) Уточняются виды документов, необходимых для фиксации ответов респондентов
6) Уточняются сроки проведения интервью, формы отчётности по интервью и сроки предоставления итогового отчёта по интервью
Кем не стала Россия 23. Из грузчика – в звёзды. Первое интервью Вячеслава и Владимира
В плане интервью уточняется время и дата проведения интервью: подбирается необходимая техника и оборудование, разрабатывается инструментарий интервью (бланки интервью), составляется смета расходов на интервью.
К личности социолога предъявляются следующие требования: компетентный в том вопросе, который он исследует, должен быть пунктуальным человеком и коммуникабельным специалистом.
При проведении интервью у лиц пожилого возраста интервьюером должен быть молодой человек. У мужчин удачно берёт интервью женщина. А у женщин – мужчина.
1) Стандартизированное интервью – оно осуществляется по заранее разработанной программе интервью и инструментарию интервью, где конкретизированы объекты и предметы интервью и социолог не должен отклоняться от стандарта проведения интервью
2 ) Нестандартизированное интервью – длительная беседа (2-3 часа) с каким-то руководящим работником или специалистом, который имеет прямое отношение к исследуемой проблеме и может дать полную информацию в процессе интервью. Здесь заранее определяется объект интервью, но стандарт в отношении предмета интервью и инструментария интервью не выдерживается.
3) Полустандартизированное интервью сочетает в себе характеристики стандартного интервью и нестандартного интервью
4) Индивидуальное интервью – беседа тет-а-тет
5) Групповое интервью. Здесь социолог беседует с группой респондентов, выслушивая ответы индивидуально от каждого человека
6) Фокусированное интервью. Изучается 1-2 характеристики проблемы, но более подробно и досконально
7) Панельное интервью осуществляется через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария с целью изучения тех изменений, которые произошли в жизни людей
Достоинства:
+ можно досконально изучить отдельный фактор (подпроблему) темы исследования
+ социолог может дать пояснение респонденту по любому вопросу инструментария интервью
Как устроены санкции против России — интервью с экспертом из Вашингтона
+ помимо исследуемой проблемы в процессе интервью социолог может выявить и рассмотреть иные социальные проблемы, не касающиеся темы исследования
Недостатки:
— нет полной анонимности
— нельзя опросить большое количество респондентов (трудоёмкий процесс)
— занимает много времени
— это дорогостоящий метод сбора информации
— существует психологический барьер в общении социолога и респондента
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Интервью как метод сбора социологической информации. Виды и специфика. «Инструкция интервьюеру». Особенность нарративного интервью.
Интервью – метод сбора информации, который осуществляется в форме беседы между социологом (интервьюером) и респондентом (интервьюиром). Для того, чтобы интервью прошло успешно социолог должен разработать программу интервью и план интервью. Программа интервью включает в себя следующие пункты (этапы):
1) Уточняется проблема (тема) исследования
2) Разрабатываются цели и задачи интервью
3) Уточняется и характеризуется объект и предмет исследования при интервью
4) Уточняются исполнители интервью.
5) Уточняются виды документов, необходимых для фиксации ответов респондентов
6) Уточняются сроки проведения интервью, формы отчётности по интервью и сроки предоставления итогового отчёта по интервью
В плане интервью уточняется время и дата проведения интервью: подбирается необходимая техника и оборудование, разрабатывается инструментарий интервью (бланки интервью), составляется смета расходов на интервью.
К личности социолога предъявляются следующие требования: компетентный в том вопросе, который он исследует, должен быть пунктуальным человеком и коммуникабельным специалистом.
При проведении интервью у лиц пожилого возраста интервьюером должен быть молодой человек. У мужчин удачно берёт интервью женщина. А у женщин – мужчина.
1) Стандартизированное интервью – оно осуществляется по заранее разработанной программе интервью и инструментарию интервью, где конкретизированы объекты и предметы интервью и социолог не должен отклоняться от стандарта проведения интервью
2) Нестандартизированное интервью – длительная беседа (2-3 часа) с каким-то руководящим работником или специалистом, который имеет прямое отношение к исследуемой проблеме и может дать полную информацию в процессе интервью. Здесь заранее определяется объект интервью, но стандарт в отношении предмета интервью и инструментария интервью не выдерживается.
3) Полустандартизированное интервью сочетает в себе характеристики стандартного интервью и нестандартного интервью
4) Индивидуальное интервью – беседа тет-а-тет
5) Групповое интервью. Здесь социолог беседует с группой респондентов, выслушивая ответы индивидуально от каждого человека
6) Фокусированное интервью. Изучается 1-2 характеристики проблемы, но более подробно и досконально
7) Панельное интервью осуществляется через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария с целью изучения тех изменений, которые произошли в жизни людей.
Нарративное Интервью
— представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.
13. Метод социометрии: определение, применение и история возникновения. Методы социодрамы и психодрамы.
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Одной из инноваций
Морено является так называемаясоциограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований.
В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.
Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.
Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.
Существенным недостатком социометрии является то, что она может исследовать только уже сложившиеся коллективы. Для создания новых коллективов нужно использовать другие методы.
Социодра́ма — техника групповой психотерапии; метод, разработанный Я. Л. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов.
Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическаяпсиходрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современнаяпсиходрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
Отличия социодрамы от психодрамы:
1. В социодраме нет главного действующего лица, протагониста, с проблемной ситуацией которого работала бы группа. В идеале в социодраматическом действии участвует вся группа, моделирующая проблемную ситуацию.
2. В отличие от психодрамы, пытающейся выявить причины возникновения проблемной ситуации, социодрама стремится к расширению социального контекста. Ведущими вопросами для психодрамы являются «Где ты этому научился?», «Когда это с тобой уже происходило?». В социодраме ведущим вопросом является «Кто ещё вовлечен в данную ситуацию?».
Источник: cyberpedia.su
Что представляет собой программа интервью и кем она разрабатывается
План-программа интервью
Данные об испытуемом получаются на основе стандартизованного интервью испытуемого с самим собой. Полный текст этого интервью испытуемый создает в домашних условиях, обращаясь для консультаций к справочникам, словарям, учебным пособиям по психологии. Хотя интервью и проходит по определенной программе, но она служит скорее ориентиром, чем жестко заданной схемой для самоанализа, самораскрытия испытуемого.
План-программа интервью имеет несколько вариантов: для студентов (сокращенный и полный варианты) и для школьников. Сокращенный вариант для студентов предполагает описание самого себя по трем направлениям:
1. Я как человек с индивидуально неповторимым миром познания. Мой интеллект, деятельность, эмоционально-чувственный мир, воля, характер, темперамент. Мои интересы и склонности;
2. Я среди других людей. Мои отношения с большими (социум) и малыми группами людей, взаимоотношения в группе. Мое общение с людьми и с самим собой;
3. Я принимающий любые воздействия в различные периоды жизни от других людей и оказывающий сам воздействия на других людей. Хотите, чтобы отдых был полноценным и максимально комфортным? Выбирайте постельное белье tac. Оно отличается высоким качеством и имеет приятную цену.
Более подробный вариант сочинения предполагает и более дифференцированное рассмотрение человека с возможным обозначением тестовых обследований самого себя:
1. Мое представление о самом себе, полученное путем самоанализа, самонаблюдения, результатов тестового исследования, вопросников. Я как личность;
2. Мои контакты с окружающим миром. Мое восприятие, память, мышление, мои творческие способности. Как я познаю окружающий мир (мои познавательные процессы);
3. Мой внутренний мир как мир эмоций и чувств, темперамента и характера. Склонность к раздражимости (аффект), испытыванию стрессовых и других состояний. Мой взгляд на окружающий мир;
4. Я среди других людей. (Я в своей группе, среди друзей и знакомых). Мое представление об -Отношениях в группе, о ее структуре;
5. Мои контакты (и реальные затраты времени) с объектами учебного и внеучебного типа (учебные предметы, наука, «Снежный десант», КИДиС, ССО, ВЛКСМ, самодеятельное объединение и т. д.);
6. Кто (что) оказал в прошлом и оказывает сейчас наибольшее влияние на меня, мое развитие? На кого я оказываю влияние, как мне удается увлекать других людей моими идеями, эмоциями, уровнем достижений в какой-либо сфере?
Вариант сочинения для школьников может быть предложен для практических психологов, работающих в школе, в техникуме, училище. Он предусматривает постановку вопросов для тех, кто знаком с психологией на уровне обыденного сознания. Может применяться как план для написания письменного сочинения о самом себе или как план стандартизованного интервью для устной беседы школьным психологом с целью всестороннего психологического анализа испытуемого школьника.
Источник: www.tgspa.ru