В методических рекомендациях указаны основные подходы к уровням обучения детей по программам дополнительного образования (базового и углубленного).Определены цели формирования у обучающихся различных интересов и видов деятельности. Определена целевая аудитория детей. Представлены виды диагностики, формы проведения занятий, формы подведения итогов, контроляи итогов реализации программ.Определены критерии уровня освоения программы.Определены направления содержания программ, ориентация на профильное самоопределени ( углубленный уровень), другое.
Олимпиады: Обществознание 5 — 11 классы
Содержимое разработки
Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового и углубленного уровней обучения детей в системе дополнительного образования
Программы базового уровня — это программы, ориентированные на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
2023-03-15 «Практико-ориентированный подход в проектировании рабочей программы»
Программы разрабатываются с целью формирования у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности, освоения ими базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности, расширения спектра специализированных занятий по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения учеников, развития коммуникабельности и расширения кругозора.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 2-11 классов. При включении обучающихся в группы проводится стартовая диагностика или входной контроль: проверка совокупности знаний и умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях.
Стартовая диагностика проводится с целью выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (определение интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т. п.). Срок реализации программ — от одного года до пяти лет.
Форма проведения занятий — групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом и обучение в малых группах. Основные используемые технологии: проблемное обучение, модульное обучение, диалоговое обучение, дифференцированное и индивидуализированное обучение, разноуровневое обучение, игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные и другие, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Формы подведения итогов реализации программ: для отслеживания динамики освоения программ проводится мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения — собеседование, тестирование и др.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и проверку формирования осваиваемых умений.
Технология разработки дополнительных общеразвивающих программ
Формы текущего контроля: собеседование по изучаемой теме, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы и др.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного для выявления уровня подготовки обучающихся с целью перевода на следующий год обучения. Результаты всех форм аттестации фиксируются в утвержденных картах (бланках) диагностического инструментария.
Формы подведения итогов реализации программ: открытые занятия, походы, экскурсии, выезды, участие в интеллектуальных играх и соревнованиях, выполнение индивидуальных заданий и др. В ходе обучения учащийся ведет собственное портфолио (папку достижений), в котором представляет свои творческие и поисково-исследовательские работы, результаты реализации творческих проектов, участия в соревнованиях, научно-практических конференциях.
Критериями оценки уровня освоения программ являются:
соответствие уровня знаний обучающихся программным требованиям;
свобода восприятия информации;
самостоятельность в работе;
разнообразие освоенных технологий;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
уровень творческой активности обучающегося;
качество выполненных работ как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;
наличие базовых компетенций (знаний, умений, навыков), которые предусматривают:
— поиск и работу с источниками информации, материалами, инструментами, оборудованием и т. п.;
— использование понятий, терминов и символов, помогающих дать точную или выразительную характеристику рассматриваемого предмета;
— выявление отличительных признаков, связей событий, процессов или явлений, систематизацию материала;
— установление последовательности выполнения заданий;
— высказывание суждения об изученном материале, существующих версиях в различных источниках о событиях, явлениях, процессах, фактах, личностях;
— оценку своей и чужой познавательной и коммуникативной деятельности с целью самооценки собственной деятельности;
— умение ориентироваться в предметной области;
— устойчивая мотивация к выбору деятельности в рамках изучаемой предметной области;
— готовность к дальнейшему самоопределению в изучаемой предметной области;
— наличие у обучающихся достижений личностного роста (в динамике);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференцияхи т. п.).
Программы углубленного (предпрофессионального) уровня
Программа углубленного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней. Программы этого уровня разрабатываются с целью формирования навыков на уровне практического применения.
Содержание программ углубленного уровня направлено на:
сформированность метапредметных компетенций;
устойчивую мотивацию к профильному самоопределению;
формирование потребности в творческой деятельности;
творческую самореализацию в рамках выбранного вида деятельности;
сформированность компетенций успешной личности:
— ценностно-смысловых (наличие гражданской позиции, собственной культурной среды и т. д.),
— социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей деятельности и т. д.),
— коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слушать других и т. д.);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. д.).
Особенность программ углубленного уровня заключается в том, что они ориентированы на профильное самоопределение обучающихся, на выстраивание их индивидуальных траекторий личностного развития и предусматривают:
участие обучающихся в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности;
продолжение профилизации их обучения путем формирования специальных знаний и навыков, развития творческих способностей учеников;
допрофессиональную подготовку в избранном виде деятельности;
развитие ориентации на определенную профессию;
продолжение обучения в профильных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 5-11-х классов. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня, той же предметной области или по итогам вступительных испытаний. Срок реализации программ — от одного года до трех лет.
Форма проведения занятий — групповая и индивидуальная. Основные используемые технологии: проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения, игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и иные, направленные на развитие мотивации на выбор профессии, самоопределение и самореализацию.
Такие программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, развивают умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, повышают готовность к освоению программ среднего профессионального и высшего образования.
Для отслеживания динамики освоения программ углубленного уровня разрабатывается система педагогического мониторинга. Она предполагает отслеживание развития у обучающихся умений:
самостоятельно использовать в деятельности творческий подход, выбирать способ решения при создании и документационном оформлении самостоятельного творческого продукта;
анализировать и сопоставлять факты и документы (источники), оценивать собственную работу, работу другого;
формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
представить творческую или проектно-исследовательскую работу;
находить альтернативное решение в условиях ресурсных ограничений,
а также развития социальных компетенций: трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции и др. и достижений в мероприятиях различного уровня (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. п.).
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2023»
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Источник: compedu.ru
Классификация программ по уровню освоения
Общекультурный уровен ь предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
— новое решение проблем дополнительного образования;
— новые методики преподавания;
— новые педагогические технологии в проведении занятий;
— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
— на анализе социальных проблем;
— на материалах научных исследований;
— на анализе педагогического опыта;
— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
— на современных требованиях модернизации системы образования;
— на потенциале образовательного учреждения;
— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цели могут быть направлены:
— на развитие ребенка в целом;
— на развитие определенных способностей ребенка;
— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глаголы | Существительные |
способствовать | помощь |
развивать | развитие |
приобщать | приобщение |
воспитывать | воспитание |
обучить | обучение |
сформировать | формирование |
обеспечить | обеспечение |
поддержать | поддержка |
расширить | расширение |
углубить | углубление |
познакомить | знакомство |
предоставить возможность и т.д. | предоставление возможности и т.д. |
Источник: cyberpedia.su
Профили обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
- Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования.
- Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных учебных планов.
- Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
- Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:
- профильные — предметы углубленного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
- общеобразовательные базовые — предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения;
- элективные — курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения в старшей школе.
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- естественно-научный;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- технологический профиль;
- универсальный.
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
Выполнение индивидуального учебного проекта
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
- по выбору обучающегося.