Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120084.html (дата обращения: 17.06.2023 ).
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
- Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Вебинар на тему «Сетевая форма реализации образовательных программ и смежные понятия»
Принципы организации внеурочной деятельности:
— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
— учёт возрастных особенностей;
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
— связь теории с практикой;
— доступность и наглядность;
— включение в активную жизненную позицию;
— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
Вебинар на тему «Федеральная основная общеобразовательная программа: правовой аспект»
- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность — это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.
— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
— уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
— культуры отношений человека с человеком.
— культуры быта, поведения в семье и обществе.
— культуры образования.
— культуры труда.
— культуры творчества.
Формы общекультурного направления могут быть представлены кружками рисования, вокальным кружком, театральной студией, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами.
Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.
Из опыта моей работы в данном направлении.
Уже 2-й год я занимаюсь с детьми во внеурочном объединении «Домисолька». Мною была разработана программа общекультурного направления по данной теме.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально — пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 — 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Изучение музыки на занятиях направлено на достижение следующей цели: создание условий для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи:
- прививать интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- прививать основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышление о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на внеурочную деятельность кружка «Домисолька»» в 1 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Идея развития творческого воображения средствами музыки и других видов искусства в реализации непроста. Это не простое рисование, музицирование или пение. Это творчество более высокого уровня. Это интеграция всех видов искусства, это поиск собственных возможностей и талантов личности, рождение потребности заниматься им не только в рамках музыкальных занятий.
Предложенная тематика занятий – это идея, выраженная в игровой форме. Игра – это эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро — и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать:
- элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- нотную грамоту;
- правильную певческую установку;
- особенности музыкального языка.
Формы контроля
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
- сольные выступления,
- хоровые конкурсы,
- полугодовые отчетные концерты.
Результаты работы нашего объединения:
2014-2015 учебный год – 4 «Б» класс.
-Участие в школьном концерте, посвящённому Дню Учителя. Танец «Флеш-моб»
-Участие в школьном концерте, посвященному Дню Матери. Танец » Мама-мамочка моя»
— Участие в Новогоднем представлении. Танец «Добрый жук», песня «Снежинка».
-Участие в городском вокально-хореографическом фестивале «Вдохновение весны». Музыкальный спектакль «Волк и семеро козлят на новый лад».
Праздник «Выпускной в начальной школе».
2015-2016 учебный год – 1 «Б» класс.
-Утренник «Мы школьниками стали» — танец «Доброта», песни и стихи.
-Утренник «Новогодняя сказка» — танец «Новогодние игрушки».
Источник: kssovushka.ru
Сущность понятий «дополнительная» и «комплексная» образовательные программы.
—достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям регионов;
—соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
—направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
—современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
должно быть направлено:
— на создание условий для развития личности ребенка;
—развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
—обеспечение эмоционального благополучие ребенка;
—приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
—профилактику асоциального поведения;
—создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
—целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. На титульном листе рекомендуется указывать
—наименование образовательного учреждения;
—где, когда и кем утверждена и согласована дополнительная образовательная программа (утверждается программа управлением (отделом) образования городов и районов ДНР; согласовывается городским (районным) методическим кабинетом (центром) отдела (управления) образования);
—название дополнительной образовательной программы;
—возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
—срок реализации дополнительной образовательной программы;
—ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
—название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
—год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:
—направленность дополнительной образовательной программы;
—новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
—цель и задачи дополнительной образовательной программы;
—отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
—возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
—сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
—формы и режим занятий;
—ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
—формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
—перечень разделов, тем;
—количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
6. Список использованной литературы/.
Классификация образовательных программ
Классификация программ по степени авторства
Типовая (примерная) — программа, утверждённая Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и рекомендованная для реализации по профилю той или иной образовательной области.
Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься следующие изменения:
—в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;
—с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей;
— в режим и временные параметры осуществления деятельности;
—с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей;
—в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного процесса.
Экспериментальная — программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики должны пройти процедуру обсуждения и принятия методическим (экспертным) советом.
Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.
Классификация программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
Интегрированная программа. Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное — это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.
— интеграция — восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения;
— интеграция — это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.
Интегрированные программы можно классифицировать:
Пакет документов интегрированной образовательной программы должен содержать:
—общую пояснительную записку для всех направлений, входящих, в интегрированный курс;
—план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (или учебный план);
—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в интегрированную программу и написанных в соответствии с действующими Требованиями к программам дополнительного образования детей.
Комплексная программа — это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.
В пакете документов комплексной образовательной программы должны быть представлены:
• пояснительная записка комплексной программы, описывающая концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, над-предметную цель и задачи, выделяющая элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывающая специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами и комментариями. Также в пояснительной записке комплексной программы могут прописываться:
— функциональная основа, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам;
— летние формы работы с обучающимися, характеристика и компоненты образовательной среды, необходимой для реализации программы;
—социальные связи, как составляющие среды;
—требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение;
—учебный план (планы) комплексной образовательной программы;
—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в комплексную программу и написанных в соответствии с Требованиями к дополнительным образовательным программам. Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целями и задачами образовательных программ по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.
Модульная программа — по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что предполагает общекультурный уровень освоения программы
Образовательные программы вбирают в себя программы для дошкольников, школьников, подростков, детей завершивших школьное образование; программы различные по продолжительности, условиям освоения, технологиям, направленности. Целостность дополнительного образования как социокультурного феномена обусловливает синтетический характер программ, сочетание в пределах единой программы систем развития интеллектуального, эмоционального, нравственного, коммуникативного потенциала личности. Целостность образовательных программ обеспечивается и через интеграцию различных предметных областей в пределах одной программы, взаимопроникновение и взаимодополнение различных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.).
К важнейшим характеристикам образовательных программ относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.
Каждая образовательная программа может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам освоения). Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.
С.102. Возможность уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательных программ, с одной стороны, обеспечивая преемственность в развитии познавательной базы умений и навыков, опыта творческой деятельности, с другой — гарантируя выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам.
В своей диссертационной работе Липатова С.Н. различает несколько уровней освоения программ в практике дополнительного образования: «Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства»:
Общекультурный уровень — предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.
Углубленный уровень — предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Профессионально ориентированный уровень — предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования. Там же.С. 103.
Уровни освоения программ могут быть характеризованы и по ведущему виду деятельности ее участников. В логике подобного построения уровни представляют собой этапы освоения программы: информационно-познавательный, операционно-деятельностный, практико-ориентированный.
В практике выделяются и другие уровни освоения, обусловленные целевыми установками программ. В качестве примерных образцов проектирования Лебедев О.Е приводит несколько фрагментов текстов образовательных программ.
Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».
Программа «Мир русской усадьбы».
Курс по дополнительному образованию
Данная программа является пропедевтической к разрабатываемым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаменитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба — колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация праздников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология города», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура России и французский язык» и другие. В программе «Мир русской усадьбы» впервые предпринята попытка совместить изучение проблем экологии культурной (нравственной) и экологии биологической, а также предложить обучающимся шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой.