Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихорева В. Д., Эрмиль Л. А.
Данная статья посвящена системе математического образования в школе с углубленным изучением математики, подробно рассмотрена авторская программа, разработанная для 10-х классов и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихорева В. Д., Эрмиль Л. А.
Содержание латентной величины «Уровень учебных достижений выпускников средней школы по математике»
Предварительная подготовка к единому государственному экзамену по математике и результат
Технологический подход к обучению учащихся аналитическим методам решения геометрических задач в курсе стереометрии старшей профильной школы
А. Д. Александров и школьный курс геометрии
Методологический подход к обучению математике в образовательных организациях высшего образования силовых структур на основе модульной технологии
Стратегии реализации ФОП при обучении математике в 2023/2024 учебном году
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
TEACHING THE ADVANCED COURSE OF MATHEMATICS AT SCHOOL
The article deals with the system of mathematical education at the school with the advanced study of mathematics. The author’s work developed for the 10-th form course and the methodical-and-educational support of the educational process are considered.
Текст научной работы на тему «Реализация математического образования в школе с углубленным изучением математики»
В.Д. Вихорева, Л.А. Эрмиль МБОУ СОШ № 126, Новосибирск
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
Данная статья посвящена системе математического образования в школе с углубленным изучением математики, подробно рассмотрена авторская программа, разработанная для 10-х классов и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
V.D. Vikhoreva, L.A. Ermil
Municipal educational establishment general secondary school # 126, Novosibirsk TEACHING THE ADVANCED COURSE OF MATHEMATICS AT SCHOOL
The article deals with the system of mathematical education at the school with the advanced study of mathematics. The author’s work developed for the 10-th form course and the methodical-and-educational support of the educational process are considered.
Основная задача обучения математики в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Система математического образования в нашей школе представлена: в начальной школе изучением математики в рамках дидактической системы развивающего обучения Занкова, когда вместе с освоением математического материала идет формирование умений строить причинно-следственные связи, логически мыслить; в 5-7 классах учащиеся получают систематизированные сведения о рациональных числах и правилах вычисления с ними, элементарные представления об иррациональных числах, знакомятся с процентами и приемами приближенных вычислений при использовании микрокалькулятора.
Функциональная линия продолжает процесс формирования понятия функции, знакомит с линейной функцией, прямой и обратной пропорциональностью и их графиками.
Геометрическая линия характеризуется пропедевтикой основного курса в 5-6 классах и началом систематического изучения геометрии в 7 классе. При этом на начальной стадии изучения целесообразно усилить внимание к его наглядно-эмпирическому аспекту. Поэтому в 5-6 классах мы ведем предмет
Наглядная геометрия, а также спецкурс Решение нестандартных задач. Дидактический материал и контрольно-диагностические задания разработаны учителями нашей школы. Следуя идеям учебника Л.С. Атанасяна, мы расширяем программу курса «Математика 5-6 классы» за счет стохастического и логического материала. Эти идеи содержатся в проекте математического образования: необходима «. подготовка в области
комбинаторики с целью создания аппарата для решения вероятностных задач и логического развития учащихся».
К инвариантной части учебного плана мы относим адаптированную программу курса «Математика 5-6»для учеников, обучающихся в начальной школе по системе Л.В. Занкова: учебники следующих авторов: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович; С.М. Никольский и др.
В 7 классе используем учебник «Алгебра, 7» автора С.М. Никольский и др. Геометрия — Л.С. Атанасяна и др. Школьный компонент включает для всех классов этой ступени кружки, задачи которых варьируются от общеобразовательной до целенаправленной подготовки будущих учеников классов с углубленным изучением математики.
С 7 класса основной школы начинается профильная дифференциация. Выделяем следующие возможные профили: математический (углубленное изучения математики); профили, для которых математика не является профилирующим предметом (общеобразовательная программа).
8-9 классы. Происходит дальнейшее совершенствование вычислительных навыков, уточняются представления об иррациональных числах, вычисляются значения не только алгебраических, но и тригонометрических выражений. Алгебраическая и функциональная линии продолжают освоение дробно-рациональных выражений.
Значительное внимание уделяется способам построения графиков дробно-линейных и квадратичных функций. Учащиеся овладевают алгоритмами решения квадратных и некоторых других нелинейных уравнений и неравенств и их систем. Совершенствуются методы решения текстовых задач, работа над которыми позволяет познакомить учащихся с методами математического моделирования.
Завершается изучение геометрии плоскости. Рекомендованные учебники для классов с углубленным изучением математики: алгебра — Ю.Н. Макарычев; А.Г. Мордкович; С.М. Никольский; геометрия — Л.С. Атанасян и др. Для общеобразовательных классов: алгебра -А.Г.
Мордкович, геометрия — Л.С. Атанасян и другие.
Старшая школа (10-11 классы).
Алгебраическая составляющая в 10-11 классах представлена иррациональными, показательными, логарифмическими выражениями. Расширяется класс изучаемых уравнений в связи с введением новых видов функций, развиваются представления об общих приемах решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств.
Развитие функциональной линии происходит в нескольких направлениях: рассматриваются новые свойства функций, изучаются новые классы функций, вводятся элементы математического анализа, которые
применяются как для решения собственно математических задач, так и задач прикладного характера. Геометрическая линия представляет собой целостный курс стереометрии.
В классах нематематического профиля мы применяем программу профильной школы. Еще большую значимость в математических классах старшей школы приобретает подбор спецкурсов. Наряду с урочной деятельностью, учащимся предоставлена возможность заниматься в дистанционной математической школе, математических кружках, участвовать в олимпиадах, НПК, интернет-проектах.
Наряду с решением основной задачи математического образования, углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
При этом начальный этап углубленного изучения математики является в значительной степени ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с тем, чтобы по окончании IX класса он смог сделать сознательный выбор в пользу углубленного либо базового уровня изучения математики. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться.
Последующее углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Переход на стандарты первого поколения поставил учителей математики перед необходимостью разработки программы углубленного изучения математики в старшей школе.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Программа по математике для средней школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры, как определённом методе познания мира. Отметим, что математическое образование предполагает не только развитие личности учащихся средствами математики, но и овладение системой знаний, навыков, умений, дающей представление о предмете математики, методах математического исследования, основных понятиях, приме-нении математики в процессе исследования явлений природы и общества.
Анализ содержания школьного математического образования позволил выявить ряд недостатков:
- 1. Отмечается систематическое снижение уровня математической подготовки выпускников школ. Результаты единого государственного экзамена, анализ ответов абитуриентов на вступительных экзаменах свидетельствуют об отсутствии структурности и четкого понимания взаимосвязей, как между отдельными понятиями, так и разделами школьного курса алгебры.
- 2. Неподготовленность учащихся к пониманию ряда важных аспектов и особенностей присущих научному мировоззрению и необходимых для овладения современной картиной мироздания, овладение которыми необходимо каждому члену современного общества. Это объясняется тем, что учебный предмет алгебры в настоящее время дает весьма узкое представление о современной математике, что не позволяет реализовать во всей полноте образовательный потенциал школьного курса алгебры.
Перечисленные недостатки указывают на необходимость изменений в содержании школьного математического образования и методике обучения математике учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Поиск новых направлений в образовании связан с идеей гуманизации и гуманитаризации образования, личностном подходе и учете интеллектуальных возможностей школьников.
Одним из средств разрешения имеющихся проблем является углубленное изучение математики.
В соответствии с пояснительной запиской программы для школ (классов) с углубленным изучением математики [127], наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
В углубленном изучении математики выделяются два этапа (8-9 и 10-11 классы), отвечающие возрастным возможностям и потребностям школьников и соответственно различающиеся по целям. Учащийся может начать углубленно заниматься математикой, как с восьмого, так и с десятого класса.
Первый этап углубленного изучения математики является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику необходимо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы по окончании девятого класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. В случае же потери интереса, изменения его в другом направлении ученику должна быть обеспечена возможность перейти от углубленного изучения к обычному.
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать по окончании школы связанную с ней профессию. Обучение на этом должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net
Анализ учебных программ по математике в соответствии с требованиями ФГОС
Структура рабочей программы, характеричтика разделов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Анализ учебных программ по математике в соответствии с требованиями ФГОС»
Доклад к педсовету
«Механизм внедрения новых ФГОС для детей с ОВЗ»
Анализ учебных программ по математике
в соответствии с требованиями ФГОС
Ермилова Наталья Александровна, учитель математики
Журавлёва Ирина Васильевна, учитель математики
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В основе построения рабочих программ по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Образование в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Сегодня оно закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Разработка данной рабочей программы позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Целью изучения курса математики в 5-6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают представление об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур.
Целью изучения курса алгебры в 7 — 9 классах является развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические задачи.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии.
Рабочие программы по математике разрабатываются на основе примерных программ основного общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.
Важнейшая задача программ математики — обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы основного общего образования по математике составляются на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Структура рабочей программы, соответствующей
требованиям ФГОС нового поколения
Характеристика разделов программы учебного предмета 1. Пояснительная записка.
В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, подчёркивается новизна данной программы, её отличие от аналогичных программ, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы. В данном разделе уточняется и расширяется заявленная в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценностные ориентиры должны раскрывать воспитательный потенциал образовательного процесса, связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В пояснительной записке могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Эта часть программы определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, устанавливает межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы). Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).
3. Место учебного предмета в учебном плане. В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В этой части программы могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.
Источник: kopilkaurokov.ru