За любыми серьезными достижениями стоит уверенность в том, что все получится. Где взять эту уверенность? Только у опытных наставников, которые при возникновении проблем могут подсказать, что делать и куда двигаться.
Исследования показали, что качественное наставничество часто приводит к прорыву в карьере. 71% мировых корпораций из рейтинга Fortune-500 предлагают своим сотрудникам наставничество и взращивают новые поколения преуспевающих людей.
В компании “Персональное решение” разработана наставническая программа поддержки для наших партнеров по франчайзингу. Результат, который она показала, превзошел все ожидания.
Для реализации программы была утверждена должность success-менеджера. Это человек, который знает, как привести партнера к успеху; хорошо ориентируется в проблемах начинающих предпринимателей и помогает их решить. Его основная задача — сделать так, чтобы клиент уверенно почувствовал себя в новой деятельности. Важно, чтобы партнер получил инструменты, необходимые для самостоятельной и успешной работы.
Наставничество в компании: мотивация, инструменты, этапы. Из цикла «Всё о персонале».
Перспективы и проблемы наставничества
Профессиональное развитие педагогического работника важная задача современного образования. Одним из вариантов формирования профессиональных компетенций является развитие института наставничества.
Под наставничеством принято понимать процесс эффективного взаимодействия наставника и наставляемого, процесс передачи опыта и знаний менее опытному сотруднику [1] , который часто рассматривается в качестве способа передачи знаний. Основная польза данного взаимодействия выражается в снижении текучести кадров и увеличение объема знаний в организации, что улучшает качество работы сотрудников.
Традиционно в образовании систему наставничества связывают со «Школой молодого педагога». В данном случае наставничество можно рассматривать как «кадровую технологию», направленную на передачу профессиональных компетенций от более опытного сотрудника менее опытному сотруднику или систему адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, развитие профессиональных знаний и навыков у будущих педагогических работников.
В нашем учреждении мы рассматриваем наставничество как часть корпоративной культуры, направленной на развитие профессиональных компетенций специалистов, развитие способностей и возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, студентов различных учебных заведений.
На протяжении нескольких лет мы обращали внимание, что если система наставничества не связана с показателями эффективности учреждения, то смыслообразующая наставничества сводится к формальному процессу. Поэтому мы при разработке программы наставничества учитывали данный фактор и формировали новую концепцию развития учреждения, направленную на достижение высокой эффективности деятельности.
Так, в нашем учреждении существовало несколько важных и приоритетных направлений развития учреждения: «Профориентация», «Спорт», «Творчество», «Образование», «Кадры». Теперь эти направления объединяет система наставничества.
Наставничество — это телепортация в точку “Б”| Методология наставничества| Новый стандарт
Каждый сотрудник учреждения может выбрать свое направление для развития своих творческих способностей и профессиональных компетенций в качестве наставляемого, так и в качестве наставника обучающегося или педагогического работника. При организации наставничества мы постарались найти нишу для наставничества в каждом из основных направлений школы.
Так, при реализации профориентационного направления, многие педагогические сотрудники стали наставником обучающихся в движении «Абилимпикс», «Абилимпикс-кидс», «Абилимпикс. Начало». В направлении «Спорт», «Творчество» наставники развивают у обучающихся личностный и спортивный потенциал, готовят к конкурсным испытаниям.
Направление «образование» реализуется через проектную деятельность и развитие навыков самопрезентации учащихся. Направление «Кадры» имеет несколько направлений: «студенческая практика», «молодые профессионалы», «профессиональное мастерство». На протяжении нескольких лет в нашем учреждении проходят практику студенты института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена . Сотрудники нашего учреждения являются ежегодными победителями профессиональных и творческих конкурсных движений.
Можно говорить, что одним из возможных вариантов развития сотрудников может стать связь цели учреждения с системой наставничества с одной стороны. С другой стороны каждая целевая аудитория реализует различные цели наставничества, направленные на решение конкретных профессиональных задач. Однако нельзя полагать, что наставничество может решить сразу все проблемы учреждения. Подобные заблуждения снижают мотивацию сотрудников к повышению профессиональных компетенций.
С чего начинается процесс наставничества? Прежде всего должна быть определена цель, а затем определен «профессиональный дефицит» сотрудника и пути его устранения. Без цели наставничество носит бессистемный характер. В тоже время, по мнению С.С. Гиль, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М.
Юсфин суть наставничества заключается не только в поддержке наставляемого, но и в умении находить и преодолевать образовательные дефициты самостоятельно. Учитывая, что мы живем в постоянно изменяющимся мире, умение самостоятельно видеть и преодолевать профессиональные затруднения – самый важный навык наставляемого.
Задача любого учреждения создавать условия для развития сотрудников и обучающихся. Но препятствием для внедрения системы наставничества может стать отбор наставников и наставляемых. Не каждый сотрудник способен стать наставником, точно также, как каждый сотрудник не желает стать наставляемым.
Наставник должен не только уметь транслировать свои знания, мотивировать наставляемого, но и иметь навык рефлексии собственной деятельности. В тоже время при реализации целевой модели наставничества большое значение имеет опыт, квалификация, мотивированность и ответственность наставника. Наставник должен обладать не только большим потенциалом, но и понимать спектр своих задач, размытость последних снижает эффективность наставничества. Кроме того, наставнику важно уметь выбирать техники наставничества. Например, «виртуальное наставничество», «скоростное наставничество», «реверсное наставничество», «командное наставничество».
Таким образом, наставничество – это явление, которое способно преобразовать любую организационную систему.
Источник: nsportal.ru
Каким должен быть наставник — 5 основных критериев
Статья о мотивации, компетенциях и лояльности для наставников, начинающих наставников, специалистов и студентов.
Ошибочно считать, что наставником может быть каждый. Наставничество — непростое дело, требующее от человека эмоциональной и физической подготовки, сил и времени. Поэтому в первую очередь важно, чтобы человек, желающий наставлять других, действительно хотел этим заниматься и никто его не принуждал к работе. Какими еще критериями должен обладать специалист — рассмотрим в этой статье.
Профессионализм и наличие опыта
Главный критерий, позволяющий специалисту обучать других людей, — обладание профессиональными знаниями. Уровень опыта наставника должен быть значительно выше навыков его подопечного. В таком случае взаимодействие двух сторон будет продуктивным и полезным.
Умение учить и передавать знания
Недостаточно иметь богатый опыт за плечами, чтобы качественно обучать подопечных. Среди наставников встречаются такие, которые обладают колоссальными знаниями, но не могут доступно донести тему. Или считают, что «объяснять нечего — и так все предельно понятно». Работать с таким учителем — одна сплошная головная боль. Чтобы новые знания усваивались легко и эффективно, наставнику необходимо уметь налаживать контакт с людьми и прислушиваться к их проблемам, быть лояльным и наблюдательным.
Лидерство и оказание влияния
В процессе обучения важно не только понятно объяснять материал, но и увлечь рассказом, повести за собой учеников и замотивировать их к обучению. Без навыков лидерства и способности убеждать точно не обойтись. Однако наставник не должен быть слишком самоуверенным и считать, что его методы решения вопросов единственно верные.
Ответственность и организованность
Любое серьезное дело начинается с организации процессов и взятия на себя ответственности за результат. Не с вдохновения, фантазии или гениальности, а именно с организованности. Для этого нужно составить четкий план задач и действий, которые необходимо выполнить двум сторонам в обязательном порядке. Наставник должен понимать, что он тоже отвечает за результат подопечного и от их совместной работы зависит успех человека.
Эмоциональный интеллект
Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции ученика помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение
Антон Урусов, вице-президент Российского Фонда Прямых Инвестиций, член клуба Лидеров России «Эльбрус», участник программы «Наставничество» президентской платформы «Россия — страна возможностей»:
«Успех в наставничестве во многом зависит от заинтересованности двух сторон в деле и взаимной симпатии. Если на начальном этапе наставляемый и наставник смогли найти общий язык, сложилась «химия», то в результате получится продуктивное взаимодействие.
Для эффективной совместной работы лучше всего применять индивидуальный подход: поговорить с человеком об увлечениях, выяснить его цели, и как наставник может ему помочь. В процессе общения не нужно принимать решения и проживать жизнь за наставляемого, стоит занять позицию советчика и помогать ему самостоятельно находить ответы.
Все мы разные, у каждого своя система ценностей и собственный жизненный путь, поэтому наставник не может настаивать на своем мнении и решать за другого человека, как ему лучше поступить.
В 2019 году мы начали работать в паре с Артёмом Пустоваровым, очень талантливым студентом и призером Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» платформы «Россия — страна возможностей».
Он заканчивал четвертый курс бакалавриата и, как и многие студенты в его положении, стоял перед выбором, в какой магистратуре продолжить обучение. Мы много обсуждали сильные стороны Артема, какие направления сейчас востребованы и в каких учебных заведениях можно получить образование. Очень помог наш совместный интерес к финансовой сфере.
На момент начала программы «Наставничество» Артем проходил обучение в Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а сейчас — студент магистратуры ФинТех (Финансы и Технологии) РАНХиГС и Сбербанка – одной из наиболее рейтинговых и перспективных программ в России.
Сделать правильный выбор на ранних этапах карьеры, когда не хватает опыта и ограничено понимание возможных путей развития, – сложная задача. И наставничество является отличным инструментом, чтобы помочь амбициозным молодым людям. Я искренне верю, что отдавая, получаешь гораздо больше в ответ».
Артем Пустоваров стал участником программы «Наставничество» благодаря победе в одном из конкурсов платформы «Россия — страна возможностей». Подробнее о том, каких результатов ему удалось добиться, можно узнать из видео по ссылке.
Если вам предстоит стать наставником или вы хотите прокачать свои навыки, то пройдите бесплатный онлайн-курс «Наставничество». Вы узнаете, какие инструменты наставничества существуют и как их использовать, как эффективно давать обратную связь подопечным и как вести себя, чтобы не допускать ошибок.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник: rsv.ru