Во всех школах страны вводится целевая модель наставничества. Какие-то регионы уже участвуют в работе больше года, какие-то подключаются только сейчас. Но совершенно очевидно, что эта работа будет только нарастать, а формы наставничества развиваться.
Источник: https://storage.myseldon.com
Поэтому в этой статье решили уточнить, какие проблемы нужно решить до того, как полноценно внедрять целевую модель наставничества в каждой школе и в каждом учреждении среднего профессионального образования.
Нормативная база
Наставничество – это не то, с чем мы не сталкивались. Наверно, оно возникло в тот момент, когда возникла педагогическая профессия. Но все же наставничество теперь затрагивает не только взрослых. Но и школьников, студентов.
Нормативными документами является:
- распоряжение Минпросвещения Р-145 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между обучающимися» ;
- « Методические рекомендации по формированию программы наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность ».
Таким образом, мы должны выстраивать свою работу, руководствуясь этими основополагающими документами. Но какие проблемы нужно предугадать, предусмотреть, чтобы работа была не «для галочки»?
Наставничество в школе. Что? Зачем? Как?
Кто будет куратором?
Куратор в целевой модели – это ключевая фигура. Следовательно, этот человек должен быть опытным, образованным, инициативным, профессиональным, неравнодушным, обладающим организаторскими способностями и умением увлечь, заинтересовать, замотивировать. Все эти качества ему нужны для того, чтобы стать координатором команды единомышленников.
Но каждый учитель, заместитель директора, который работает в учреждении, уже имеет свои направления работы. А коллеги из пилотных школ, где целевая модель уже реализуется, отмечают, что времени на выстраивание работы у куратора уходит довольно много, называли даже цифру в часах, равную половине ставки. Значит, это довольно большой объем работы. И на одной идейности тут не выехать.
Как поощряем?
Источник: orbsteppe.ru
Следующий вопрос, который нужно решить – это как будет осуществляться материальное стимулирование и поощрение куратора и наставников?
В методических рекомендациях есть указание на то, что система симулирования должна быть разработана каждым конкретным учреждением. Но фонд оплаты труда, стимулирующих надбавок не становится больше год от года, а значит, это новая головная боль директора школы или колледжа. Но предположим, что и эта проблема решена.
Тогда учреждение начинает набирать базу наставников и наставляемых. И вот тут кроется третья проблема.
Не хочу быть наставником
Вот перед нами опытный учитель, который готов делиться своим опытом, ему есть, что рассказать своим коллегам, чему научить. Но он наотрез отказывается участвовать в этой работе. Какие причины обычно называют потенциальные наставники?
Наставничество в школе: как организовать работу
- Это дополнительная нагрузка, в том числе бумажная. Конечно, нагрузка увеличивается, любому куратору нужна информация о том, как проходят встречи наставника и наставляемого, а также результаты этих встреч, итоги работы. Поэтому в любом случае придется заполнять какой-то отчет.
- «Может, мой опыт устарел? Все уже так изменилось!» Да, так тоже может рассуждать человек, особенно, если он не очень уверен в себе. Сюда же можно отнести страх быть некомпетентным.
- Профессиональное выгорание. Можно сказать мягче, усталость от профессии. Педагог подвергается профвыгоранию теперь намного раньше, чем это происходило до этого. Этому есть и объективные причины: большая нагрузка, хроническая усталость, неудовлетворение от работы, низкий статус профессии и т.д.
- Консерватизм самой системы. Да, наставничество теперь рассматривается как один из ключевых способов развития человеческого потенциала страны, а значит, в каждой конкретной школе должны увидеть перспективы развития этого направления, отойти от прошлых моделей, которые были лишь формальностью.
- Активный здесь, активный везде. Не секрет, что активные педагоги, которые очень подходят на роль наставничества, активны и в, например, реализации инновационных проектов. А время не безгранично. Им просто не разорваться, потому что и учат, и реализуют проекты, и участвуют в конкурсах одни и те же люди, у школы нет столько человеческих ресурсов, чтобы объять все возможности.
Спасибо, сам справляюсь
И еще одна проблема, которую нужно решить, когда учитель уверен в том, что никакой наставник ему не нужен, когда он отказывается от предлагаемых возможностей «прокачать» свои навыки. Почему так может происходить? Конечно, причины те же, что и в предыдущем абзаце.
Это и общая усталость, загруженность и уроками, и необходимостью проходить онлайн курсы. Также можно выделить некоторую самоуверенность, когда учитель очень уверен в себе и может не замечать недостаточную компетентность в каком-либо вопросе. Или же в учреждении нет того наставника, того человека, которому он мог бы доверять.
Наставничество – это правильная стратегия развития общества. Но все, как всегда, упирается в реализацию на местах. А как у вас происходит построение работы в направлении наставничества?
❗️ Не забудьте подписаться и поставить лайк, нам будет приятно
Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО .
Источник: dzen.ru
6 секретов хорошего наставника
Наставничество как методика в образовании может здорово развить потенциал школьника. Руководитель Национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Евгений Русинов — о том, что делает наставников эффективными, а иногда даже превращает их в супергероев.
Наставничество — древнейшая форма обучения, но устаревшей её точно не назовёшь. Это метод передачи знаний и практических умений от старшего к младшему и, что ещё важнее, помощь в социализации, формировании жизненных ценностей и мотивации, позитивный пример. Так как
взаимодействие наставника и «наставляемого» происходит в неформальном общении, в обстановке взаимного доверия и не связано с официальными отношениями, то оно максимально эффективно действует на развивающуюся личность. Помогает ребёнку с самоопределением и раскрытием потенциала.
Наставническое движение существует в том числе и в России. Сегодня это серьёзная методика с едиными стандартами. Наиболее полно наставническую поддержку оказывают детям, оставшимся без попечения родителей, и детям в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Так программа наставничества в среде воспитанников детских домов помогла увеличить количество поступающих в вузы как минимум в два раза. Ещё немного доброй статистики: у 46% детей-участников таких программ расширился кругозор; у 35% появилось желание узнавать что-то новое; 41% детей улучшил школьную успеваемость.
Кто же такой наставник и каждый ли может им быть? Для подростка такой человек может казаться супергероем, но это самый обычный человек, в первую очередь замотивированный помочь и передать свой опыт.
К наставничеству больше подходят образованные и состоявшиеся люди, вместе с тем они должны располагать свободным временем, так как наставничество предполагает систематическое и продолжительное общение. Обладать специальным образованием наставнику не нужно, а вот иметь определённые качества и навыки необходимо.
1. Наставник умеет слушать. И говорить
Найти кого-то, кто будет давать советы или выражать своё мнение, не так трудно, это любят делать все. Гораздо труднее найти того, кто способен не всегда быть на первом плане, любит и умеет слушать других. Он поддерживает зрительный контакт и посвящает наставляемому всё своё внимание. Часто можно помочь, просто выслушав и задав продуманные вопросы.
Проговаривая свои собственные мысли, делясь чувствами, человек исследует себя самого и лучше понимает ситуацию с минимальным вмешательством. Если он чувствует себя понятым и принятым, он более склонен попросить совета в будущем.
Не менее важно умение говорить простым и понятным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении обо всём, не только о том, что интересно самому наставнику. Наставничество — это диалог, и взрослый тоже рассказывает о себе, своём опыте и чувствах.
2. Наставник проявляет уважение к личности, а не давит
Хороший наставник не считает, что его точка зрения единственно верная, а способы решения проблем наилучшие из возможных. Также ему не кажется, что наставляемых нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоёвывать доверие. Идеальный наставник — уже состоявшийся в жизни человек, которому не нужно самоутверждаться за счёт неопытных и юных.
Он также терпим к мнениям, взглядам или поведению, отличным от его собственных, даже неприемлемых для него.
3. Наставник умеет сопереживать и понимать чувства других
Эффективные наставники могут сопереживать, не испытывая при этом жалости. Для сочувствия не обязательно иметь идентичный жизненный опыт. Эмпатия помогает наставнику понимать настроение подростка даже в те моменты, когда ему самому трудно выразить себя словами.
Вместе с тем наставник не должен обладать слишком высоким уровнем эмпатии, чрезмерная эмоциональная отзывчивость может быть использована против него эгоистически воспитанным подростком и помешать наставнику проявить твёрдость там, где это необходимо.
4. Наставник видит решения, возможности и… препятствия
Эффективные наставники способны балансировать между реалистичным взглядом на жизнь и серьёзные проблемы, критическим мышлением и в то же время оптимизмом при поиске таких же реалистичных решений. Они способны придать смысл кажущемуся беспорядку проблем и указать разумные альтернативы.
В целом они вселяют веру в позитивное будущее. В то, что трудом можно добиться исполнения своей мечты, а искренностью и добротой — хорошего отношения окружающих, но не боятся говорить о реальных трудностях на любом пути.
5. Наставник помогает меняться к лучшему, умея меняться сам
Гибкость, быстрая оценка ситуации и принятие необходимых решений, лёгкое переключение с одного способа действий на другой также необходимы для эффективного наставничества.
Менторы признают, что отношения требуют времени для развития и что общение является улицей с двусторонним движением. Они готовы узнавать своих наставляемых, их интересы (музыка, стиль, философия) и даже меняться под влиянием отношений с подростком.
6. Наставник крепко стоит на ногах и умеет справляться со стрессом
Наставничество — удивительный опыт, безусловно, меняющий жизнь не только подростка, но и взрослого. Конечно, кроме радостей и приятных открытий на этом пути будут и сложности, поэтому наставник должен быть эмоционально устойчив, сохранять адекватность в непростых ситуациях, уметь адаптироваться к ним и отлично контролировать свои эмоции.
Спокойный и уверенный, он опора и пример не только для подростка, но и для родителей, которым он сможет при необходимости донести: к наставнику ревновать не нужно, он не заменяет семью и не ставит под вопрос её авторитет, а, наоборот, прямо или косвенно налаживает отношения подростка с родителями.
Источник: mel.fm
Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов
Авченко, М. В. Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов / М. В. Авченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101205/ (дата обращения: 12.07.2023).
По данным Минпросвещения РФ к 2024 году 70 % общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества. Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения молодой специалист — опытный учитель.
Государственная образовательная политика Российской Федерации, достижения в науке, развитие педагогики, запрос общества — все это вместе требует от педагога нового качества деятельности и непрерывного профессионально-личностного роста. Система наставничества в Уссурийском суворовском военном училище охватывает всех педагогических работников от молодых специалистов до педагогов с опытом работы. Система наставничества функционирует на трех параллельно действующих уровнях: адаптационном (традиционное наставничество молодых специалистов или вновь принятых), лидерском (наставник-лидер оказывает помощь любому педагогу в ликвидации профессиональных затруднений), и профессионально-карьерном продвинутом уровне (два партнера, значимые участники профессиональной деятельности, на равных условиях выстраивают свою образовательную траекторию) [1]. Любой педагог может выступить в роли наставляемого или примерить на себя роль наставника.
Многоуровневая система наставничества обеспечит эффективное взаимодействие всех педагогов образовательной организации по обмену и распространению лучшего педагогического опыта. А педагогическое сопровождение обеспечит прирост тех компетенций, которые получат обе стороны сотрудничества: и наставляемый, и наставник. Реализация данной модели позволит педагогам ликвидировать свои профессиональные затруднения и повысить компетенции.
Методистами училища создаются условия для непрерывного профессионального роста и совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, их самореализации и закреплении в профессии. Главные задачи:
- Организовать реализацию различных форм и видов наставничества педагогических работников, поддерживать самоорганизующиеся педагогические инициативы в сфере наставничества.
- Содействовать развитию партнерских отношений в сфере наставничества как на предметном, так и межпредметном (междисциплинарном) уровне.
- Обеспечить распространение лучшего педагогического опыта, позволяющего совершенствовать качество и результаты образовательной деятельности.
- Поддерживать инициативу и творчество педагогов, направленные на обеспечение высокого качества военного образования.
- Содействовать повышению социально-профессионального статуса наставников и наставляемых.
Основным ориентиром для оценки профессиональной деятельности педагога на современном этапе является профстандарт, который выдвигает новые требования к квалификационному уровню педагога, повышает его ответственность за образовательный результат, требует непрерывного профессионально-личностного роста. На данный момент существует две квалификационные категории учителя — первая и высшая.
Но Министерство просвещения Российской Федерации предлагает к уже имеющимся категориям включить еще две: «учитель-методист» и «учитель-наставник». Актуальность проекта заключается в том, что его реализация не только содействует профессиональному росту педагогов, но и позволит подготовить их к новой модели аттестации, а именно: выступить в роли наставника и в перспективе быть готовыми претендовать на категории «учитель-наставник», «учитель-методист».
Сегодня наставничеству отводится одна из ведущих ролей в реализации национального проекта «Образование». Это, прежде всего, сопровождение профессионального становления молодых педагогов. Но модернизация современного образования требует иных подходов к системе наставничества. Стремительное развитие науки, в том числе и педагогической, требует от современных педагогов постоянного самообразования и непрерывного роста профессионального мастерства. Главными принципами наставничества в училище являются:
— принцип добровольности, равенства педагогов (предполагает приоритет и уважение интересов личности педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников независимо от ролевой позиции с системе наставничества);
— принцип индивидуализации и персонализации (направлен на сохранение за наставляемым индивидуальных приоритетов в формировании собственной траектории развития; наставничество ориентировано на конкретного педагога, призвано решать его личностные, профессиональные проблемы).
Рассмотрим подробнее уровни наставничества в УссСВУ
I уровнь наставничества (адаптационный). Охватывает педагогов, работающих в училище от 1 года до 3 лет (это молодые специалисты и вновь принятые педагоги из других образовательных организаций). Роль наставника на этом уровне заключается в сопровождении наставляемого. Наставник корректирует, контролирует, оценивает работу молодого специалиста.
Наставляемый идет «след в след», овладевает базовым уровнем профессионализма. Итоговым продуктом совместной деятельности на этом уровне могут быть методические разработки разных типов урока, внеурочной деятельности. И как результат работы наставника — участие молодого специалиста в конкурсе «Педагог года».
II уровень наставничества — лидерский.На данном этапе тип наставника — наставник-лидер, имеющий опыт работы от 5 лет, его роль — реализовать конкретный профессиональный заказ подопечного. Подопечным (наставляемым) на этом этапе выступает любой педагог, независимо от стажа работы, имеющий собственные профессиональные затруднения, он выбирает наставника, который поможет ему решить проблему. На этом уровне наставничества актуальны такие формы, как:
Флеш-наставничество — это форма, когда опытный педагог дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение, помогает своевременно получить совет от опытных педагогов.
Реверсивное наставничество — это наставничество наоборот: от младшего к старшему. Например, при использовании цифровых методов обучения молодые педагоги, более продвинутые в цифровых технологиях, помогают освоить новые инструменты своим более взрослым коллегам.
Итоговым продуктом лидерского наставничества может быть практико-ориентированный проект, методические разработки с описанием приемов технологии, методические рекомендации.
III профессионально-карьерный продвинутый уровень наставничества. Два партнера, значимые участники профессиональной деятельности на равных условиях выстраивают свою образовательную траекторию, компенсируя друг в друге недостающие профессиональные компетентности, вместе включаются в профессиональные пробы. Итоговым продуктом на этом уровне становятся авторские программы, научные статьи.
Предлагаемая модель наставничества позволяет учитывать особенности преодоления затруднений наставляемым. Наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов.
Модель наставничества реализуется за счет внутренних (собственных) ресурсов училища:
- Кадровые ресурсы (администрация; методический кабинет; лаборатория инновационных образовательных технологий; учебный отдел; педагоги, демонстрирующие лучший опыт педагогических практик и имеющие подтвержденные результаты профессиональной деятельности; педагоги-психологи, обеспечивающие психологическое сопровождение взаимодействия наставники и наставляемого).
- Организационно-методические ресурсы (подготовка локальных нормативных актов, программ и планов наставнической деятельности; оказание консультативной и методической помощи в разработке «дорожной карты» реализации программ наставничества; создание цифровой информационно-коммуникационной среды наставничества; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников; мониторинг наставнической деятельности).
- Материально-технические ресурсы (учебные кабинеты, зал совещаний для проведения индивидуальных, групповых встреч наставников и наставляемых; информационный стенд для размещения открытой информации по наставничеству; раздел «Наставничество» в системе LMS-Школа; электронные ресурсы — чаты наставников в социальных сетях; средства для организации видео-конференц-связи и др.)
Реализация модели наставничества позволит увеличить количество педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории и в дальнейшем продуктивная деятельность на втором и третьем уровнях модели наставничества позволит педагогам претендовать на категории «учителя-наставника» и «учителя-методиста».
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Мой профсоюз, № 3 от 20 января 2022. Доступ из Учительской газеты. Источник: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-2/
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, система наставничества, итоговый продукт, молодой специалист, наставническая деятельность, наставничество, профессиональная деятельность, роль наставника, уровень наставничества, Российская Федерация.
Похожие статьи
Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале.
Задачами наставничества являются интеграция молодого педагога в профессиональную среду, социализация в ней, сохранение и преумножение положительного опыта поколений педагогов, мотивация участников педагогического процесса на творческое взаимодействие.
Наставничество как условие профессионального становления.
По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике [2, с. 76].
Исторический аспект наставничества как форма. | «Молодой
Наставничество — это планомерная деятельность по передаче навыков от начальника к подчиненному.
Нет также единого подхода к определению наставничества в образовании.
О роли наставника в становлении личности писали В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и др.
наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный.
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.
При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год.
вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности.
итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности.
Концепция и механизмы системы наставничества молодых.
Наставничество молодого педагога — форма обеспечения его профессионального становления, развития и адаптации.
Рис. 1. Уровни и формы наставничества. Я — опытный педагог, имеющий профессиональные успехи в
Рис. 2. Окружение молодого преподавателя в системе наставничества.
Моя система наставничества сводится к двум постулатам
Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале.
Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, гибкие навыки, soft skills.
Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.
Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях.
Наставничество — значимое направление деятельности любого руководителя.
Адаптация молодых специалистов как составляющая.
Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.
Процесс наставничества включает трансляцию знаний, опыта, навыков наставника молодому педагогу.
Таким образом, система наставничества позволит руководителю образовательного
Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей.
Определение роли и функции молодого специалиста в системе.
Библиографическое описание: Шегаева, А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования / А. В. Шегаева.
Статья содержит материал, определяющий место, роль и функции молодого учителя в системе школьного образования.
Роль наставничества в формировании профессиональных.
Ключевые слова : профессиональные компетенции педагога, наставничество, наставник, тьютор
— профессиональная (профессионально значимые личностные качества педагога: общая культура
В этом случае наставником может выступать молодой педагог, владеющий технологиями
Это так называемое реверсивное наставничество, и это тоже норма.
Источник: moluch.ru