Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.
Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.
Публикация «Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На основе стандарта разработанаАдаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант, на основе которой образовательная организация разрабатываетспециальную индивидуальную программу развития.
Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Разработка СИПР с использованием программы конструктор
Если АООП может реализоватьсясразу для нескольких обучающихся, то СИПР– это программа развития, разработаннаядля одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
Целью реализации СИПР является:
обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Учащиеся моей школы– это 2 разновозрастные девочки с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, имеющие статус ребенок-инвалид. Аня 9 лет F72.09 M21.0 (вальгусная деформация конечностей)R26.0; Арина 12 лет F72.08 Q04.8. Обеим девочкам оПМПК рекомендовано обучение по СИПР.
Для организации работы с девочками с ТМНР мы совместно со специалистами образовательного учреждения познакомились с ними и их семьями, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПРи определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
• беседу с родителями
В ходе беседы выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;
• наблюдение за ребенком (диагностические мероприятия)
В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (1 месяца)изучали возможности и особенности девочек.
• анализ результатов обследования
«Карта наблюдений»позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработатьпрограмму индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.
Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21
«Карта наблюдений»— это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР(специальную индивидуальную программу развития)для каждого ученика
Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.
На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.
Содержание характеристики отражает:
1. сведения о семье;
2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
4. особенности проявления познавательных процессов;
5. сформированность речи;
6. сформированность социально значимых навыков;
7. потребность в уходе и присмотре.
По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:
1. Сопровождение врача психиатра.
2. Коррекция сенсорного развития.
3. Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.
4. Коррекция общей и мелкой моторики.
5. Занятия с дефектологом.
6. Включение во внеурочную деятельность.
7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
По итогам обследования на основе АООП (2 вариант)разработан СИПР.
СИПР:
1. Оптимизирует коррекционный процесс
2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов
3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами. В разработке СИПРдля девочек под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель начальных классов и учитель физической культуры.
Разработанная экспертной группой СИПРбыла принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся. Так учебная нагрузка для моих обучающихся составляет 21 час и распределена между следующими направлениями: сенсомоторное развитие, предметно-практическая деятельность, двигательная активность, альтернативная коммуникация. При организации образования на основе СИПРсписок предметов и коррекционных курсов может варьироваться.
Содержание образования на основе СИПРвключает конкретные задачи, отобранные из содержания коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПРявляется развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых)результатов обучения и воспитания ребенка:
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. элементарные сенсорные представления.
4. коммуникативные навыки.
В конце первого полугодия планируется проведение текущей аттестации, которая поможет проследить динамику состояния каждого ребенка. По результатам промежуточной аттестации возможно внесение изменений в СИПР.
Необходимым условием реализацииобразовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Девочкам требуется помощь при приеме пищи, помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур. Дети находятся не полный учебный день в школе. Весь необходимый уход и присмотр осуществляют сопровождающие (родители, бабушки)
Внеурочная деятельность в структуре СИПРпредставлена планом мероприятий. Его реализацияосуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочки вместе с ребятами начальной школыприсутствовали на выставке «Ярмарка осени».
Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьями девочек включает различные мероприятия, например:
• планируются консультации учителя-дефектолога и педагога психолога по запросу родителей;
• согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условияхобразовательной организации и семьи;
• оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
• организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях;
• налажены регулярные контакты родителей и специалистов.
Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.
Программа по сенсомоторному развитию
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.
Общая схема проведения занятия
1. Создание положительного, рабочего настроя у ребенка.
2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются:
— упражнения на моторику,
— упражнения на сохранение зрения,
— стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, массаж кистей рук, работа с пальцами рук.
2. Основная часть. Работа по теме
Развитие сенсорных процессов
Цели: Коррекция сенсорных процессов
Работа по теме (тематические игры и упражнения).
3. Заключительная часть
1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.
Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:
— средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;
-наглядный и дидактический материал;
-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;
— другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.
Мониторинг результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления текущей динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений»Зинкевич-Евстигнеева Татьяны Дмитриевны, Нисневич Льва Анатольевича.
В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся будут составляться характеристики, делаться выводы и ставиться задачи для СИПРна следующий учебный год.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).
Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.
Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.
Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.
Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73» Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица».
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Какая рабочая программа (сипры) для детей с умеренной умственной отсталостью?
Умеренная умственная отсталость или имбецильность – это средняя степень слабоумия, сопровождающаяся низким интеллектуальным и физическим развитием. Первые симптомы отклонения проявляются у детей в возрасте 3-3,5 лет. Коэффициент интеллекта (IQ) у детей и взрослых с умеренной умственной отсталостью колеблется от 25 до 49 единиц.
Умеренная умственная отсталость у детей — причины патологии
Патологию интеллектуального развития могут вызвать разнообразные провоцирующие факторы:
- хромосомные отклонения;
- органическое поражение головного мозга при родах;
- инфекционные болезни, поражающие плод внутриутробно или вскоре после появления ребенка на свет;
- недостаточное поступление питательных веществ и длительная гипоксия плода;
- преждевременные роды, недоношенность;
- тяжелые патологии (ДЦП, нарушения обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия, нейроинфекции);
- воздействие различных видов радиации на беременную женщину;
- вирусная инфекция (краснуха), перенесенная женщиной во время беременности.
Помимо вышеперечисленных факторов, причинами имбецильности у взрослых может стать тяжелая алкогольная, медикаментозная, наркотическая интоксикация организма, а также влияние социальных и бытовых условий.
Основные признаки
Умеренная степень умственной отсталости характеризуется следующими признаками:
- Примитивная речь, косноязычие, затруднения при произношении отдельных слов или слогов, речевые дефекты. Крайне скудный словарный запас, состоящий из нескольких стандартных фраз. Общение сводится к простым просьбам об удовлетворении физиологических потребностей.
- Абстрактное мышление неразвито, отсутствует умение обобщать, степень механической памяти крайне низкая, некоторые дети даже не могут освоить порядковый счет до 10. Ребенок с имбецильностью не улавливает смысл картинки, просмотренного фильма, не может разобраться в простой жизненной ситуации.
- Взрослые и дети с умеренной степенью умственной отсталости не ориентируются во времени и пространстве, не могут решить самую простую задачу, путают левую и правую сторону, не различают основные цвета.
- Имбецилов отличает однообразие эмоций, одни находятся в эйфории, проявляют беззаботность, другие – постоянно озлоблены, агрессивны, третьи – всегда спокойны, апатичны, проявляют заботливость по отношению к членам семьи. С учетом характера поведения имбецилы делятся на активных и равнодушных, непоседливых и апатичных.
Необходимость внешнего постоянного контроля
Для данной патологии развития характерны выраженные дефекты внешности – аномалии черепа и костно-мышечной системы, акромегалические черты, тупое выражение лица, дефекты прикуса, оттопыренные уши или сросшиеся ушные раковины. Взрослые и дети нуждаются в постоянном контроле, не могут адаптироваться к изменившимся условиям, при любой нестандартной ситуации впадают в замешательство.
Коэффициент интеллекта у взрослых часто соответствует уровню развития 6-9 летнего ребенка. При средней степени слабоумия собственные интересы не развиты, простейшие из них направлены только на удовлетворение физиологических потребностей, например, выражаются в постоянном желании покушать.
Взрослые имбецилы отличаются высокой степенью внушаемости, легко подчиняются чужому влиянию, что может привести к непредсказуемым последствиям. Многие из них не следят за своим внешним видом, ходят грязными и неопрятными. Иногда даже во взрослом возрасте человек не владеет навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть и одеваться.
Такие больные нуждаются в постоянном контроле и опеке на протяжении всей жизни. В этом случае разница между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не столь велика и многие проявления этих категории схожи. Только коэффициент умственного развития в последнем случае еще ниже (в пределах 20-34 единиц).
В то же время при наличии примитивного образного мышления, человек с данным типом отклонения, может овладевать бытовыми навыками, запоминать новую информацию, накапливать ограниченный запас сведений, что в дальнейшем позволяет ему выполнять простые бытовые действия или наниматься на подсобную работу (грузчиком, разнорабочим).
Статья в тему: Как применять березовый деготь во внутрь и в чем его польза?
Обучение детей с умеренной умственной отсталостью
Дети с умеренной степенью умственной отсталости находятся на домашнем обучении, либо посещают занятия в коррекционной школе. Ранее начало реабилитационных мероприятий позволяет добиться неплохих результатов.
Развитие детей с умеренной умственной отсталостью помогает выработать привычку к самообслуживанию, приобрести навыки общения, социально приемлемых норм поведения и знания, необходимые для адаптации и ориентировки в окружающем мире. Дети с невыраженной степенью имбецильности хорошо приспосабливаются к проживанию в привычной обстановке, могут обслуживать себя, и даже повышать коэффициент умственного развития на 5-15 единиц.
Образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью разработана с учетом замедленного характера обучения. Учебный материал подается небольшими объемами, облегчающими его усвоение, и помогает освоить базисные навыки, необходимые для чтения, счета и письма.
Порой школьные успехи незначительны, но даже в такой форме они дают возможность для развития ограниченного умственного потенциала. В дальнейшем дети с имбецильностью способны к установлению социальных контактов, хорошо общаются с людьми, осваивают новые навыки.
СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это образовательная программа, разработанная и адаптированная для учеников с нарушениями интеллекта и умственной отсталостью.
Календарно- тематическое планирование при умеренной умственной отсталости основано на составлении специальных рабочих программ с учетом возраста и возможностей ребенка. Для 1-3 классов подобные программы представлены в самых разнообразных вариантах и охватывают такие предметы, как развитие речи, чтение, письмо, счет, обучение бытовым навыкам и самообслуживанию.
Рабочая программа 1 класс
Целью обучения детей с нарушениями интеллекта в 1 классе является развитие стремления к познанию окружающего мира, коррекция поведения и личностных качеств, воспитание трудовых навыков, обучение самостоятельности и самоконтролю. Учитель организует обучение на наглядной, практической основе, учит выполнять инструкции, внимательно слушать, развивает умение работать в коллективе.
Дети учатся различать свойства предметов:
- определять размер (большой, маленький);
- форму объекта (круг, квадрат);
- его положение в пространстве (близко, далеко);
- различать цвета (красный, белый, черный и пр.);
- ориентироваться на листе бумаги (вверх-вниз, вправо- влево);
- определять временные промежутки (день, ночь, утро).
К концу первого года обучения малыши должны знать единицы измерений, стоимость (кг, рубль), однозначные числа и порядковые числительные от 1 до 3-х. Ученик должен уметь чертить линии (прямую и кривую), узнавать и записывать числа (1-3), выполнять сложение и вычитание в этих пределах, различать монеты, например, отличать рубли от копеек.
2 класс
В следующий год обучения индивидуальная программа направлена на интеллектуальное развитие ученика, обучение речи и основам альтернативной коммуникации, изучению математических представлений и познанию окружающего мира. Многие занятия проходят в игровой форме, что облегчает усвоение материала и формирует навыки общения.
В процессе обучения осваиваются основы учебного поведения – умение слушать педагога, выполнять его указания и задания по определенному образцу. При этом ученик должен укладываться в определенные рамки. Например, выполнить задание от начала и до конца за определенный период времени, уметь самостоятельно переходить от одного действия к другому, соблюдая определенный алгоритм, усвоить расписание занятий.
Статья в тему: Компрессионные гольфы при варикозе — как выбрать и правильно носить
Целью коррекционного обучения на этом этапе являются следующие навыки:
- развитие познавательной активности, улучшение психических функций и коррекция их недостатков;
- выполнение доступных видов деятельности, закрепление творческих умений и навыков;
- формирование собственного Я, как равноправной личности, способной адекватно контактировать с окружающими;
- развитие коммуникативных навыков и адекватного поведения в социальной среде;
- обучение трудовым и социально-бытовым умениям, направленным на полное самообслуживание.
К концу второго года обучения достигаются следующие результаты:
- Речевые навыки– способность к общению, понимание обращенной речи, смысла жестов и изображений (рисунков, картинок, фотографий). Ребенок должен понимать смысл слов, обозначающих явления природы, названия предметов, животных и прочих объектов, а также уметь использовать усвоенный словарный материал в процессе общения.
- Математика– у малыша должны сложиться пространственно-временные понятия, представления о размере, цвете и форме предметов, умение производить простейшие математические подсчеты, определять количество и предназначение объектов, производить простые действия с денежными купюрами.
- Окружающий мир. У ребенка должны быть сформированы понятия о живой и неживой природе, смене времен года, представления о животном и растительном мире, приобретен опыт заботливого и бережного отношения ко всему живому. На этом этапе прививаются навыки самостоятельности и самообслуживания, представления о собственном теле, соотнесения собственного Я с именем и полом, умение выражать свои потребности. Ребенка учат гигиеническим навыкам (чистке зубов, мытью рук), самостоятельному приему пищи, умению определять собственное самочувствие и выражать его словами.
- Нравственное воспитаниепредполагает выработку доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится запоминать значимые события жизни, соотносить их с днями недели, радоваться встречам и замечать важные изменения в жизни.
Рабочая программа 3 класс
Умеренная и тяжелая умственная отсталость поддается корректировке специально разработанными программами индивидуального развития. В третьем классе у таких детей формируют интерес к учебе, обучают мыслить, развивают навыки счета, чтения, письма, речи. Основная задача учителя –воспитание чувств, способности к общению в коллективе, развитие социальных и бытовых навыков, благоприятных условий для самовыражения и самореализации.
Ребенка учат признавать ценность собственной личности, управлять собой и своими чувствами, уважать чужое мнение. Формируют эмоциональную устойчивость, любознательность, желание совершать поступки и нести за них ответственность. Основные направления учебной программы на этом этапе:
- нравственное и патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- личностное развитие;
- занятия по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья;
- мероприятия по мотивации к учению и основам социализации.
Педагоги коррекционной школы должны опираться на поддержку родителей, находить понимание в семье, прилагать усилия к тому, чтобы родители включались в процесс обучения, выполняли рекомендуемые пункты учебной программы, тесно взаимодействовали с учителем в процессе воспитания и обучения ребенка.
Мониторинг результатов
Мониторинг результатов обучения проводится раз в полгода. Специалисты оценивают уровень навыков, знаний и степень усвоения материала. Фиксируется способ выполнения действий, то есть, как ребенок выполняет определенные задания (самостоятельно, с помощью учителя или вообще не выполняет). Итоговые результаты оформляют в виде характеристики на каждого ребенка. На основе этих выводов даются рекомендации, и составляется СИПР на следующий учебный год.
Последнее изменение: 05-03-2020
Источник: med-anketa.ru
Что означает программа сипр
Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.
Теперь без регистрации
- Конкурсы С результатом через
1 день - Олимпиады Диплом через 2 минуты
- Викторины Можно провести с группой
дипломы через 1 день - Публикации С получением
свидетельства
- Публикации педагогов
- Публикации студентов
- Публикации школьников
- Конкурсные работы
«Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося первого класса»
01.18
Источник: umnaya-sinica.ru