Что означает программа сипр

Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.

Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.

Публикация «Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы» размещена в разделах

  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

На основе стандарта разработанаАдаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант, на основе которой образовательная организация разрабатываетспециальную индивидуальную программу развития.

Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

Разработка СИПР с использованием программы конструктор

Если АООП может реализоватьсясразу для нескольких обучающихся, то СИПР– это программа развития, разработаннаядля одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Целью реализации СИПР является:

обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Учащиеся моей школы– это 2 разновозрастные девочки с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, имеющие статус ребенок-инвалид. Аня 9 лет F72.09 M21.0 (вальгусная деформация конечностей)R26.0; Арина 12 лет F72.08 Q04.8. Обеим девочкам оПМПК рекомендовано обучение по СИПР.

Для организации работы с девочками с ТМНР мы совместно со специалистами образовательного учреждения познакомились с ними и их семьями, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПРи определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

• беседу с родителями

В ходе беседы выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;

• наблюдение за ребенком (диагностические мероприятия)

В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (1 месяца)изучали возможности и особенности девочек.

• анализ результатов обследования

«Карта наблюдений»позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработатьпрограмму индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.

Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21

«Карта наблюдений»— это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР(специальную индивидуальную программу развития)для каждого ученика

Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.

На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.

Содержание характеристики отражает:

1. сведения о семье;

2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;

4. особенности проявления познавательных процессов;

5. сформированность речи;

6. сформированность социально значимых навыков;

7. потребность в уходе и присмотре.

По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:

1. Сопровождение врача психиатра.

2. Коррекция сенсорного развития.

3. Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.

4. Коррекция общей и мелкой моторики.

5. Занятия с дефектологом.

6. Включение во внеурочную деятельность.

7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

По итогам обследования на основе АООП (2 вариант)разработан СИПР.

СИПР:

1. Оптимизирует коррекционный процесс

2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов

3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами. В разработке СИПРдля девочек под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель начальных классов и учитель физической культуры.

Разработанная экспертной группой СИПРбыла принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся. Так учебная нагрузка для моих обучающихся составляет 21 час и распределена между следующими направлениями: сенсомоторное развитие, предметно-практическая деятельность, двигательная активность, альтернативная коммуникация. При организации образования на основе СИПРсписок предметов и коррекционных курсов может варьироваться.

Содержание образования на основе СИПРвключает конкретные задачи, отобранные из содержания коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПРявляется развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых)результатов обучения и воспитания ребенка:

Ожидаемые личностные результаты:

Читайте также:
Инструкция по применению программа

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. элементарные сенсорные представления.

4. коммуникативные навыки.

В конце первого полугодия планируется проведение текущей аттестации, которая поможет проследить динамику состояния каждого ребенка. По результатам промежуточной аттестации возможно внесение изменений в СИПР.

Необходимым условием реализацииобразовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Девочкам требуется помощь при приеме пищи, помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур. Дети находятся не полный учебный день в школе. Весь необходимый уход и присмотр осуществляют сопровождающие (родители, бабушки)

Внеурочная деятельность в структуре СИПРпредставлена планом мероприятий. Его реализацияосуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочки вместе с ребятами начальной школыприсутствовали на выставке «Ярмарка осени».

Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьями девочек включает различные мероприятия, например:

• планируются консультации учителя-дефектолога и педагога психолога по запросу родителей;

• согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условияхобразовательной организации и семьи;

• оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

• организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях;

• налажены регулярные контакты родителей и специалистов.

Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.

Программа по сенсомоторному развитию

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Общая схема проведения занятия

1. Создание положительного, рабочего настроя у ребенка.

2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:

— упражнения на моторику,

— упражнения на сохранение зрения,

— стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, массаж кистей рук, работа с пальцами рук.

2. Основная часть. Работа по теме

Развитие сенсорных процессов

Цели: Коррекция сенсорных процессов

Работа по теме (тематические игры и упражнения).

3. Заключительная часть

1. Проверка полученных знаний и навыков.

2. Закрепление положительных эмоций от работы.

3. Подведение итогов занятия.

Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:

— средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;

-наглядный и дидактический материал;

-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;

— другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.

Мониторинг результатов обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления текущей динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений»Зинкевич-Евстигнеева Татьяны Дмитриевны, Нисневич Льва Анатольевича.

В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся будут составляться характеристики, делаться выводы и ставиться задачи для СИПРна следующий учебный год.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Читайте также:
Программа где есть стрелки

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица»

Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73» Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица».

  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Какая рабочая программа (сипры) для детей с умеренной умственной отсталостью?

Умеренная умственная отсталость или имбецильность – это средняя степень слабоумия, сопровождающаяся низким интеллектуальным и физическим развитием. Первые симптомы отклонения проявляются у детей в возрасте 3-3,5 лет. Коэффициент интеллекта (IQ) у детей и взрослых с умеренной умственной отсталостью колеблется от 25 до 49 единиц.

Умеренная умственная отсталость у детей — причины патологии

Патологию интеллектуального развития могут вызвать разнообразные провоцирующие факторы:

  • хромосомные отклонения;
  • органическое поражение головного мозга при родах;
  • инфекционные болезни, поражающие плод внутриутробно или вскоре после появления ребенка на свет;
  • недостаточное поступление питательных веществ и длительная гипоксия плода;
  • преждевременные роды, недоношенность;
  • тяжелые патологии (ДЦП, нарушения обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия, нейроинфекции);
  • воздействие различных видов радиации на беременную женщину;
  • вирусная инфекция (краснуха), перенесенная женщиной во время беременности.

Помимо вышеперечисленных факторов, причинами имбецильности у взрослых может стать тяжелая алкогольная, медикаментозная, наркотическая интоксикация организма, а также влияние социальных и бытовых условий.

Основные признаки

Умеренная степень умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • Примитивная речь, косноязычие, затруднения при произношении отдельных слов или слогов, речевые дефекты. Крайне скудный словарный запас, состоящий из нескольких стандартных фраз. Общение сводится к простым просьбам об удовлетворении физиологических потребностей.
  • Абстрактное мышление неразвито, отсутствует умение обобщать, степень механической памяти крайне низкая, некоторые дети даже не могут освоить порядковый счет до 10. Ребенок с имбецильностью не улавливает смысл картинки, просмотренного фильма, не может разобраться в простой жизненной ситуации.
  • Взрослые и дети с умеренной степенью умственной отсталости не ориентируются во времени и пространстве, не могут решить самую простую задачу, путают левую и правую сторону, не различают основные цвета.
  • Имбецилов отличает однообразие эмоций, одни находятся в эйфории, проявляют беззаботность, другие – постоянно озлоблены, агрессивны, третьи – всегда спокойны, апатичны, проявляют заботливость по отношению к членам семьи. С учетом характера поведения имбецилы делятся на активных и равнодушных, непоседливых и апатичных.
Необходимость внешнего постоянного контроля

Для данной патологии развития характерны выраженные дефекты внешности – аномалии черепа и костно-мышечной системы, акромегалические черты, тупое выражение лица, дефекты прикуса, оттопыренные уши или сросшиеся ушные раковины. Взрослые и дети нуждаются в постоянном контроле, не могут адаптироваться к изменившимся условиям, при любой нестандартной ситуации впадают в замешательство.

Коэффициент интеллекта у взрослых часто соответствует уровню развития 6-9 летнего ребенка. При средней степени слабоумия собственные интересы не развиты, простейшие из них направлены только на удовлетворение физиологических потребностей, например, выражаются в постоянном желании покушать.

Взрослые имбецилы отличаются высокой степенью внушаемости, легко подчиняются чужому влиянию, что может привести к непредсказуемым последствиям. Многие из них не следят за своим внешним видом, ходят грязными и неопрятными. Иногда даже во взрослом возрасте человек не владеет навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть и одеваться.

Такие больные нуждаются в постоянном контроле и опеке на протяжении всей жизни. В этом случае разница между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не столь велика и многие проявления этих категории схожи. Только коэффициент умственного развития в последнем случае еще ниже (в пределах 20-34 единиц).

В то же время при наличии примитивного образного мышления, человек с данным типом отклонения, может овладевать бытовыми навыками, запоминать новую информацию, накапливать ограниченный запас сведений, что в дальнейшем позволяет ему выполнять простые бытовые действия или наниматься на подсобную работу (грузчиком, разнорабочим).

Статья в тему: Как применять березовый деготь во внутрь и в чем его польза?

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью

Дети с умеренной степенью умственной отсталости находятся на домашнем обучении, либо посещают занятия в коррекционной школе. Ранее начало реабилитационных мероприятий позволяет добиться неплохих результатов.

Развитие детей с умеренной умственной отсталостью помогает выработать привычку к самообслуживанию, приобрести навыки общения, социально приемлемых норм поведения и знания, необходимые для адаптации и ориентировки в окружающем мире. Дети с невыраженной степенью имбецильности хорошо приспосабливаются к проживанию в привычной обстановке, могут обслуживать себя, и даже повышать коэффициент умственного развития на 5-15 единиц.

Образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью разработана с учетом замедленного характера обучения. Учебный материал подается небольшими объемами, облегчающими его усвоение, и помогает освоить базисные навыки, необходимые для чтения, счета и письма.

Порой школьные успехи незначительны, но даже в такой форме они дают возможность для развития ограниченного умственного потенциала. В дальнейшем дети с имбецильностью способны к установлению социальных контактов, хорошо общаются с людьми, осваивают новые навыки.

СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это образовательная программа, разработанная и адаптированная для учеников с нарушениями интеллекта и умственной отсталостью.

Календарно- тематическое планирование при умеренной умственной отсталости основано на составлении специальных рабочих программ с учетом возраста и возможностей ребенка. Для 1-3 классов подобные программы представлены в самых разнообразных вариантах и охватывают такие предметы, как развитие речи, чтение, письмо, счет, обучение бытовым навыкам и самообслуживанию.

Читайте также:
Мцыри какой отрывок учить наизусть по программе

Рабочая программа 1 класс

Целью обучения детей с нарушениями интеллекта в 1 классе является развитие стремления к познанию окружающего мира, коррекция поведения и личностных качеств, воспитание трудовых навыков, обучение самостоятельности и самоконтролю. Учитель организует обучение на наглядной, практической основе, учит выполнять инструкции, внимательно слушать, развивает умение работать в коллективе.

Дети учатся различать свойства предметов:

  • определять размер (большой, маленький);
  • форму объекта (круг, квадрат);
  • его положение в пространстве (близко, далеко);
  • различать цвета (красный, белый, черный и пр.);
  • ориентироваться на листе бумаги (вверх-вниз, вправо- влево);
  • определять временные промежутки (день, ночь, утро).

К концу первого года обучения малыши должны знать единицы измерений, стоимость (кг, рубль), однозначные числа и порядковые числительные от 1 до 3-х. Ученик должен уметь чертить линии (прямую и кривую), узнавать и записывать числа (1-3), выполнять сложение и вычитание в этих пределах, различать монеты, например, отличать рубли от копеек.

2 класс

В следующий год обучения индивидуальная программа направлена на интеллектуальное развитие ученика, обучение речи и основам альтернативной коммуникации, изучению математических представлений и познанию окружающего мира. Многие занятия проходят в игровой форме, что облегчает усвоение материала и формирует навыки общения.

В процессе обучения осваиваются основы учебного поведения – умение слушать педагога, выполнять его указания и задания по определенному образцу. При этом ученик должен укладываться в определенные рамки. Например, выполнить задание от начала и до конца за определенный период времени, уметь самостоятельно переходить от одного действия к другому, соблюдая определенный алгоритм, усвоить расписание занятий.

Статья в тему: Компрессионные гольфы при варикозе — как выбрать и правильно носить

Целью коррекционного обучения на этом этапе являются следующие навыки:

  1. развитие познавательной активности, улучшение психических функций и коррекция их недостатков;
  2. выполнение доступных видов деятельности, закрепление творческих умений и навыков;
  3. формирование собственного Я, как равноправной личности, способной адекватно контактировать с окружающими;
  4. развитие коммуникативных навыков и адекватного поведения в социальной среде;
  5. обучение трудовым и социально-бытовым умениям, направленным на полное самообслуживание.
К концу второго года обучения достигаются следующие результаты:

  • Речевые навыки– способность к общению, понимание обращенной речи, смысла жестов и изображений (рисунков, картинок, фотографий). Ребенок должен понимать смысл слов, обозначающих явления природы, названия предметов, животных и прочих объектов, а также уметь использовать усвоенный словарный материал в процессе общения.
  • Математика– у малыша должны сложиться пространственно-временные понятия, представления о размере, цвете и форме предметов, умение производить простейшие математические подсчеты, определять количество и предназначение объектов, производить простые действия с денежными купюрами.
  • Окружающий мир. У ребенка должны быть сформированы понятия о живой и неживой природе, смене времен года, представления о животном и растительном мире, приобретен опыт заботливого и бережного отношения ко всему живому. На этом этапе прививаются навыки самостоятельности и самообслуживания, представления о собственном теле, соотнесения собственного Я с именем и полом, умение выражать свои потребности. Ребенка учат гигиеническим навыкам (чистке зубов, мытью рук), самостоятельному приему пищи, умению определять собственное самочувствие и выражать его словами.
  • Нравственное воспитаниепредполагает выработку доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится запоминать значимые события жизни, соотносить их с днями недели, радоваться встречам и замечать важные изменения в жизни.

Рабочая программа 3 класс

Умеренная и тяжелая умственная отсталость поддается корректировке специально разработанными программами индивидуального развития. В третьем классе у таких детей формируют интерес к учебе, обучают мыслить, развивают навыки счета, чтения, письма, речи. Основная задача учителя –воспитание чувств, способности к общению в коллективе, развитие социальных и бытовых навыков, благоприятных условий для самовыражения и самореализации.

Ребенка учат признавать ценность собственной личности, управлять собой и своими чувствами, уважать чужое мнение. Формируют эмоциональную устойчивость, любознательность, желание совершать поступки и нести за них ответственность. Основные направления учебной программы на этом этапе:

  • нравственное и патриотическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • личностное развитие;
  • занятия по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья;
  • мероприятия по мотивации к учению и основам социализации.

Педагоги коррекционной школы должны опираться на поддержку родителей, находить понимание в семье, прилагать усилия к тому, чтобы родители включались в процесс обучения, выполняли рекомендуемые пункты учебной программы, тесно взаимодействовали с учителем в процессе воспитания и обучения ребенка.

Мониторинг результатов

Мониторинг результатов обучения проводится раз в полгода. Специалисты оценивают уровень навыков, знаний и степень усвоения материала. Фиксируется способ выполнения действий, то есть, как ребенок выполняет определенные задания (самостоятельно, с помощью учителя или вообще не выполняет). Итоговые результаты оформляют в виде характеристики на каждого ребенка. На основе этих выводов даются рекомендации, и составляется СИПР на следующий учебный год.

Последнее изменение: 05-03-2020

Источник: med-anketa.ru

Что означает программа сипр

Международные и Всероссийские дистанционные мероприятия «Умная Синица». СМИ ЭЛ № ФС77–62172 от 26.06.2015 г.

Теперь без регистрации

  • Конкурсы С результатом через
    1 день
  • Олимпиады Диплом через 2 минуты

sandwich-btn

  • Викторины Можно провести с группой
    дипломы через 1 день
  • Публикации С получением
    свидетельства

result-btn

  • Публикации педагогов
  • Публикации студентов
  • Публикации школьников
  • Конкурсные работы

«Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося первого класса»

01.18

Источник: umnaya-sinica.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru