Что означает понятие диалоговый характер программы информатика

Организация диалога пользователя с компьютером с помощью речевой команды характерна для

Если вы исполняли рассмотренные выше программы на компьютере, то почувствовали определенное неудобство при работе с машиной. Во-первых, непонятно, когда машина начинает ожидать ввода данных, какие данные и в каком порядке нужно вводить (это ведь можно и забыть). Во-вторых, результаты получаются в виде чисел на экране, без всяких пояснений их смысла. Ясно, что люди между собой так не общаются.

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно продумать сценарий такого диалога.

Например, составим сценарий работы программы, вычисляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера последовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А = 237
Введите второе слагаемое: В = 658

Прикладная информатика


А + В = 895
Пока!

Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.

Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером? С помощью оператора вывода, записанному в программе.
В Паскале выглядит так:
write (‘ ‘, );
или
writeln (‘ ‘, );

Выдержки из лекций

1. Согласовывайте способ взаимодействия программного изделия с пользователем, с его подготовкой и уровнем, а также с ограничениями, в условиях которых пользователь работает.

Нельзя, например, чтобы дата рождения выводилась в форме: 2.5Е1 -0.5Е1 -1.001ЕЗ.

2. Сообщения, вводимые пользователем, должны быть как можно короче, но не настолько, чтобы исчезла их осмысленность. Будет лучше, если ему будет дана возможность выбора ввода сообщения, например, из списка, что исключит ошибки ввода пользователем.

3. Старайтесь, чтобы пользователь вводил как можно меньше данных с клавиатуры. Величины, которые можно вычислить в программе, вводить не надо, их надо определять в программе.

В качестве отрицательного примера можно привести случай, когда программа просит ввести код сотрудника фирмы. Разве можно запомнить все коды сотрудников в большой организации? Код сотрудника не только не надо вводить, его даже не надо выводить. Инспектор кадров не должен знать о существовании кода сотрудника. Ведение кода сотрудника — внутреннее дело программы.

4. Обеспечьте концептуальную целостность для разных типов вводимых или выводимых сообщений. Например, все сообщения выдачи на экран дисплея, отчеты должны иметь одинаковые форматы, стиль и сокращения.

Понятие как форма мышления | Информатика 6 класс #9 | Инфоурок

Читайте также:
Программы для 3d звука в играх

5. Обеспечьте средства «Помощи» — специальный набор функций (подсказки) по оказанию пользователю помощи, если он запутается или забудет какое-либо правило взаимодействия с программным изделием.

Средства помощи не должны содержать избыточную информацию: само собой разумеющиеся действия в подсказку не выносят (Например, «Отказ — Esc »). Но если описание какого-либо действия в подсказку попало, то это действие в данный момент времени обязательно должно работать.

6. Помните о дизайне экрана. С эстетично оформленным экраном приятнее работать. В художественном оформлении экрана не принято использовать более трех цветов.

7. Общайтесь с пользователем на его языке, а не на «тара­барском» жаргоне, программистов.

8. Старайтесь, чтобы программное изделие не рассердило пользователя, ибо это может привести к некоторым неожи­данным ситуациям на входе.

Избегайте оскорбительных сообщений. Сообщение-просьба лучше, чем сообщение-приказ. Хорошо, если сообщение содер­жит «волшебные» слова типа «пожалуйста».

9. Обеспечьте концептуальную целостность интерактивного режима работы программного изделия. Во всех ветвях программы одинаковые действия должны инициализироваться одинаковыми клавишами. Например, переход в предыдущее состояние или отказ от предложения во всех ветвях программы всегда осу­ществляется нажатием клавиши Esc , выход из программы — F 10 и т. д.

10. Программное изделие должно принимать любые вводимые пользователем данные.

Если данные не являются тем, что система считает допусти­мым, то она все равно должна их принять, информировать об этом пользователя и обработать их соответствующим образом.

11. Старайтесь на каждое входное сообщение пользователя выдавать какое-либо уведомление. Без этого пользователь может засомневаться, правильно ли сообщение было введено, и попы­таться повторить ввод, вследствие чего может возникнуть чрева­тая ошибками ситуация.

12. Спроектируйте программное изделие так, чтобы пользо­ватель в любой момент работы с системой мог закончить эту работу или перейти в предыдущее состояние. Предполагается, что в первом случае система успешно завершит свою работу (закроет открытые файлы, очистит переменные памяти и т.д.).

13. Ошибки пользователя должны обнаруживаться немед­ленно.

14. Не стремитесь исправлять входное сообщение пользо­вателя.

Например, в медицинской информационной системе пользователь случайно нажимает на лишнюю клавишу, вследствие чего входное сообщение принимает вид «Рэтиловый спирт» вместо входного сообщения «Этиловый спирт». Система исправ­ляет: «Метиловый спирт». Известно, что этиловый спирт опья­няет, а метиловый спирт убивает.

15. Выходные данные должны выдаваться в требуемой форме, и обязательно прокомментированными. Нельзя, например, выда­вать их в виде числа, или в виде набора цифр. Анкетные данные струдника фирмы, например, лучше вывести в привычной для инспектора отдела кадров виде — анкетной карточки и пр.

Главная Теоретический материал Лабораторные работы ТестыКонтакты

Материал сайта является электронным пособием
по дисциплине «Технология Программирования»
в помощь студентам ТУИТ.

Источник: fobosworld.ru

Электронное обучение (Информатика — 9 класс). § 15. Программирование циклов.

Вы научились составлять линейные и ветвящиеся программы на Паскале. Теперь нужно освоить программирование циклов. Снова будем учиться на примере конкретной задачи. Но, в отличие от предыдущих примеров, подход к ее решению будет несколько другим.

Этапы решения расчетной задачи на компьютере

Часто задача, которую требуется решить, сформулирована не на математическом языке. Для решения на компьютере ее сначала нужно привести к форме математической задачи, а потом уже программировать.

Читайте также:
Как сделать уточняющую справку о доходах в программе бк

Работа по решению таких задач с использованием компьютера проходит через следующие этапы:

1. Постановка задачи.
2. Математическая формализация.
3. Построение алгоритма.
4. Составление программы на языке программирования.
5. Отладка и тестирование программы.
6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Эту последовательность называют технологией решения задачи на компьютере.

В чистом виде программированием, т. е. разработкой алгоритма и программы, здесь являются лишь 3-й, 4-й и 5-й этапы.

На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано и что требуется найти.

Второй этап — математическая формализация. Здесь задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. Далеко не всегда эти формулы очевидны. Нередко их приходится выводить самому или отыскивать в специальной литературе. Если решение задачи требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то формализация равносильна получению соответствующей математической модели.

Третий этап — построение алгоритма. Вы знаете два способа описания алгоритмов: блок-схемы и Алгоритмический язык (АЯ).

Первые три этапа — это работа без компьютера. Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. Последний (шестой) этап — это использование уже разработанной программы в практических целях.

Задача о перестановке букв. Программирование цикла на Паскале

Проследим все этапы технологии на примере конкретной задачи.

1. Постановка задачи. Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков (слова не обязательно должны иметь смысл)?

Искомую целочисленную величину обозначим буквой F. Тогда постановка задачи выглядит так:

Дано: N
Найти: F.

2. Математическая формализация. Получим расчетную формулу. Сначала рассмотрим несколько конкретных примеров. Имеются два кубика с буквами «И» и «К». Ясно, что из них можно составить два слова:

Добавим к ним третью букву С. Теперь число разных слов будет в три раза больше предыдущего, т. е. равно 6:

ИКС КИС ИСК СКИ КСИ СИК.

Если добавить четвертую букву, например «А», то число слов возрастет в четыре раза и станет равным 24:

КИСА КИАС КСИА КСАИ КАИС КАСИ ИКСА ИКАС ИСКА ИСАК ИАКС ИАСК СКИА СКАИ СИКА СИАК САКИ САИК АКИС АКСИ АИКС АИСК АСКИ АСИК.

Попробуйте записать все варианты слов из пяти букв: И, К, С, А, У. Сделать это непросто. Ясно лишь, что количество таких слов будет в пять раз больше 24, т. е. равно 120. Из шести букв можно составить 720 различных слов. С ростом числа букв число слов быстро растет. Например, для 10 букв получается 3 628 800 слов.

Подобные задачи решает раздел математики, который называется комбинаторикой.

Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок. Это число выражается функцией от N, которая называется факториалом и записывается так:

Читается: «N факториал». Для любого натурального значение N! вычисляется как произведение последовательности натуральных чисел от 1 до N. Например:

1! = 1;
2! = 1-2 = 2;
3! — 1-2-3 — 6;
4! — 1-2-3-4 = 24;
5! = 1-2-3-4-5 = 120
и т. д.

Читайте также:
Как создать таблицу в программе word

Теперь вернемся к формулировке задачи. Если N обозначает количество букв, a F — количество слов из этих букв, то расчетная формула такова:

F = N!=1 × 2 × . × N.

3. Построение алгоритма. Поскольку алгоритм должен быть независимым от данного значения N, то его нельзя сделать линейным. Дело в том, что для разных N надо выполнить разное число умножений. В таком случае с изменением N линейная программа должна была бы менять длину.

Алгоритм решения данной задачи будет циклическим. С циклическими алгоритмами вы уже познакомились, работая с графическим исполнителем.

Цикл — это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

Рассмотрим блок-схему на рис. 3.11 и алгоритм на АЯ.

Здесь применена знакомая вам алгоритмическая структура «цикл с предусловием». Выполняется она так: пока истинно условие цикла, повторяется выполнение тела цикла.

Служебное слово while означает «пока», do — «делать», «выполнять».

Оператор, стоящий после слова do, называется телом цикла. Тело цикла может быть простым или составным оператором, т. е. последовательностью операторов между служебными словами begin и end.

А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм решения нашей задачи (добавим к нему организацию диалога).

Program Words;
var F, N, R: integer;
begin
write(‘Введите число букв’);
readln(N);
F:=l;
R:=1;
while R

Что такое отладка и тестирование программы

5. Отладка и тестирование. Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправления обнаруженных при этом ошибок. Обнаружить ошибки, связанные с нарушением правил записи программы на Паскале (синтаксические и семантические ошибки), помогает используемая система программирования. Пользователь получает сообщение об ошибке, исправляет ее и снова повторяет попытку исполнить программу.

Проверка на компьютере правильности алгоритма производится с помощью тестов. Тест — это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат. Прохождение теста — необходимое условие правильности программы. На тестах проверяется правильность реализации программой запланированного сценария.

Нашу программу, например, можно протестировать на значении N = 6. На экране должно получиться:

Введите число букв: 6
Из 6 букв можно составить 720 слов.

6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов — этот этап технологической цепочки реализуется при разработке практически полезных (не учебных) программ. Например, программы «Расчет прогноза погоды». Ясно, что ею будут пользоваться длительное время, и правильность ее работы очень важна для практики. А поэтому в процессе эксплуатации эта программа может дорабатываться и совершенствоваться.

Источник: provav.ru

Что означает понятие «диалоговый характер программы»?

Что означает понятие «диалоговый характер программы»?

Развернутый ответ:

Диалоговый характер программы означает, что программа взаимодействует с пользователем путем обмена информацией или командами. Программа запрашивает данные у пользователя, принимает ввод, выводит информацию на экран, задает вопросы, и реагирует на действия пользователя.

Диалоговый характер программы позволяет пользователю взаимодействовать с программой, передавать ей информацию, получать результаты и управлять ее выполнением. Программы с диалоговым характером широко применяются в различных сферах, таких как интерактивные приложения, пользовательские интерфейсы, чат-боты и другие системы, которые требуют взаимодействия с пользователем.

Источник: otvetanet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru