Критерий – (от греч. kritērion – средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки (Большая советская энциклопедия).
Общие критерии
актуальность проекта – необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы; постановка проблемы с указанием причин; затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме.
новизна (оригинальность) проектной идеи – принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;
масштабность проекта – локальный, местный, региональный, межрегиональный, обшегосударственный;
системность проекта – фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);
Видео №9. Критерии оценки проектов: масштаб реализации проекта
эффективность проекта – улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;
транслируемость проектной идеи – экстраординарность условий реализации идеи или возможность ее тиражирования.
2. Специальные критерии
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
полнота структуры проекта – анализ реальной образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (наличие описания проблемы, постановка целей, формирование задач, определение объекта и предмета проектной деятельности, наличие гипотезы (логического предложения относительно способа реализации идеи и замысла проекта).
степень проработанности структурных элементов проекта – полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
ресурсообеспеченность (ресурсы материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.)
согласованность структурных частей проекта – соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологических, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).
Конкретные (практические) критерии
реалистичность проекта – соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
реализуемость проекта (характер организационно-деятельностного ресурса) – наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной системы; план реализации проекта, план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Видео №3. Критерии оценки проектов. Общая информация
оценка эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта); Степень достижения поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка результатов
прогностичность (прогноз возможных позитивных и негативных последствий реализации проекта, способы коррекции, компенсации негативных последствий).
перспективность (перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).
Следует отметить, что в управлении проектами процедура исследования условий обычно именуется и рассматривается как исследование ресурсных
возможностей. Как известно, ресурсами называются средства, запасы, возможности, источники чего-либо.
При этом выделяется семь видов ресурсов: трудовые ре-
сурсы, деньги, оборудование, техническая оснастка, мате-
риалы, информация, технологии. Думается, понятие усло-
вия, во-первых, более общее и поглощает понятие ресурсы.
Кроме того, условия, очевидно, и более широкое понятие.
Например, мотивационные условия вряд ли можно рас-
сматривать как вид ресурсов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Самое популярное на сайте:
Человек как субъект, личность и индивидуальность Кого можно назвать менеджером в организации? Приведите примеры.
Виды, сроки и порядок проведения проверок СИЗОД Техническое обслуживание проводится в соответствии с нормами и сроками.
Идентификация интерфейса У каждого интерфейса СОМ два имени. Простое, символьное имя предназначено для людей, оно не уникально (допускается, чтобы это.
Газорегуляторные пункты (ГРП) и установки (ГРУ) Назначение и схемы ГРП (ГРУ). Оборудование и параметры его настройки. Основное назначение ГРП (ГРУ) — снижение (дросселирование).
Схема беседы в психологическом консультировании 1. Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования. Главное отличие консультационной беседы от.
Источник: studopedia.ru
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ
Деятельностный подход — основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Так, Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
Источник: vuzlit.com
Качество дополнительных общеразвивающих программ технической направленности как условие повышения качества образования в данной сфере
