К стоимостным показателям производственной программы относятся такие показатели, как:
— товарная продукция;
— валовая продукция;
— реализованная продукция;
— чистая продукция.
Товарная продукция (наряду с этим понятием также используется понятие «объем товарной продукции») – это готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, принятая ОТК, сданная на склад готовой продукции и предназначенная для реализации потребителям.То есть по существу – это стоимость продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации на сторону:
где Цi – цена за единицу, руб./шт.; Qi – объем производства в натуральных показателях; i – вид продукции, работ, услуг.
В состав товарной продукции входят:
— готовые изделия, предназначенные для продажи;
— полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону (например, произведенные полуфабрикаты были запущенны не в дальнейшее производство, а отгружены покупателям);
— продукция вспомогательных цехов, отпущенная на сторону (например, пар, вода, сжатый воздух, электроэнергия, произведенные вспомогательными цехами, но поставленные покупателям);
Экономика предприятия
— инструмент или оснастка, изготовленные предприятием и отпущенные на сторону или «зачисленные» в основные средства предприятия;
— работы промышленного характера: ремонт оборудования, транспортных средств и т. п. по заказам со стороны; капитальный ремонт собственного оборудования и др. При этом стоимость работ промышленного характера включается в стоимость товарной продукции только по стоимости дополнительной обработки без стоимости ремонтируемых изделий, поставленного сырья и материалов.
Также в стоимость товарной продукции включается (включается по факту, но заранее не планируется):
— некомплектная и нестандартная продукция, если она реализована на сторону потребителям, даже по сниженным ценам;
— брак всех видов, если он реализован на сторону потребителям, даже по сниженным ценам;
— стоимость отходов производства, реализованных покупателям или сданным на предприятия по переработке отходов, и др.
Товарная продукция планируется в оптовых ценах, действующих на момент разработки плана, в отчете товарная продукция уже отражается в двух ценах:
а) в ценах, принятых в плане;
б) в ценах, действующих на момент реализации продукции.
Товарная продукция служит основой для расчета валовой продукции и учитывается при расчете себестоимости продукции.
Валовая продукция (наряду с этим понятием используется понятие «объем валовой продукции») – это показатель, характеризующий полный объем всех запланированных в плановом периоде работ. Валовая продукция (ВП) рассчитывается по формуле:
ВП = ТПн.ц. ± ΔНП ± ΔПФ ± ΔИ, (3)
где ТПн.ц. – товарная продукция в неизменных ценах, руб.; ± ΔНП – изменение остатков незавершенного производства на начало и конец периода, руб.; ± ΔПФ – изменение стоимости полуфабрикатов собственного производства для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб.; ± ΔИ – изменение стоимости инструмента собственного изготовления для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб.
«1С:PM Управление проектами» для корпораций, организаций и проектных подразделений
То есть показатель валовой продукции учитывает весь объем произведенной продукции, работ, услуг не зависимо от их предназначения и степени готовности.
Так как большинство предприятий не занимаются изготовлением полуфабрикатов и инструментов для собственного потребления, то можно сказать, что валовая продукция включает только товарную продукцию и незавершенное производство. Но следует отметить, что незавершенное производство учитывается при расчете валовой продукции в следующих случаях:
— если длительность производственного цикла превышает 2 месяца;
— если имеет место быстрое наращивание незавершенного производства или, наоборот, его спад.
Таким образом, для большинства предприятий можно принять, что валовая продукция равняется товарной продукции:
Но главное для организации не произвести продукцию, а продать ее, для этого рассчитывается показатель реализованной продукции. Реализованной продукции (наряду с этим понятием также используются такие понятия как «выручка», «объем реализации», «объем реализованной продукции», «товарооборот», «объем продаж», «доходы от продажи» и др.), которая рассчитывается как произведение цены (Ц) продукции и планируемого объема продаж в натуральных показателях (Q):
где РП – реализованная продукция, руб.; Qi – объем реализации в натуральных показателях.
Следует отметить, что при расчете фактических объемов реализации понятие «реализованной продукции» может иметь разные значения. С юридической точки зрения факт реализации продукции связан с моментом смены ее собственника, то есть когда продукция перестала быть собственностью продавца и стала собственностью покупателя. С точки зрения Налогового Кодекса реализованная продукция может рассчитываться двумя методами:
1) для большинства предприятий под реализованной продукцией фактически понимается продукция, отгруженная покупателям (ОП), независимо от факта поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет. То есть отгруженная продукция считается реализованной (именно в этом случае чаще всего используются понятия «объем продаж» и «отгруженная продукция»). В этом случае реализованная продукция (РП) может быть рассчитана по изменению остатков готовой продукции на складе:
РП = ОП = ТП + ОРПн.п. — ОРПк.п., (6)
где ТП – объем товарной продукции за период, руб.; ОРПн.п. – остатки нереализованной продукции на складе на начало периода, руб.; ОРПк.п. – остатки нереализованной продукции на складе на конец периода, руб..
Данный метод расчета реализованной продукции называется «методом по отгрузке», «метод начислений»;
2) в отдельных случаях объем реализованной продукции может рассчитываться по факту поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет организации (то есть реализованной считается оплаченная продукция, независимо от факта отгрузки продукции). Данный метод называется «метом по оплате» или «кассовым методом». Согласно ст. 273 Налогового Кодекса Российской Федерации данный метод имеют возможность использовать предприятия, объем реализации которых не превышает в среднем 1 млн. руб. за квартал без НДС.
Чистая продукция (также используются понятия «условно-чистая продукция», «объем чистой продукции», «добавленная стоимость»). Показатели товарной и валовой продукции включают стоимость потребленных сырья и материалов (так называемые затраты прошлого труда), поэтому их нельзя использовать для оценки фактического выполненного предприятием объема работ. Для этих целей используется показатель нормативно-чистой продукции, который отражает «добавленную на предприятии стоимость». Чистую продукцию (ЧП) можно рассчитать двумя способами:
ЧП = ФЗПс отч. + П, (7)
НЧП = ТП – (А + МЗ), (8)
где ФЗПс отч.. – фонд заработной платы предприятия со страховыми взносами, руб.; П – прибыль организации, руб.; А – сумма амортизационных отчислений за период, руб.; МЗ – сумма материальных затрат, руб.
Следует отметить, что показатель чистой продукции в практике предприятий фактически не используется, однако именно он учитывается при расчете валового внутреннего продукта по отраслям, регионам и стране в целом.
Источник: 2dip.su
3.Стоимостные показатели производственной программы.
Товарная продукция — это прямой полезный результат промышенно–производственной деятельности предприятия, выраженный в форме готового продукта или услуг. Объём производства товарной продукции определяется по заводскому методу , т.е. без стоимости внутризаводского оборота.
Под внутризаводским оборотом понимается стоимость готовой продукции, которая используется внутри предприятия на собственные нужды.
В состав товарной продукции включают:
1. Стоимость готовой продукции и полуфабрикатов выработанных всеми цехами предприятия за отчетный период, как из собственного сырья, так из сырья заказчика и предназначенная для реализации на сторону, своему капитальному строительству и другим промышленным подразделениям своего предприятия (транспортному хозяйству, объектам социальной сферы и др.).
2. Работы и услуги промышленного характера, выполнение по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия; к ним относятся:
а) капитальный ремонт и модернизация оборудования, транспортных и других средств;
б) операции по частичной обработке материалов, приобретаемых у других предприятий (резка, раскрой);
в) комплектация, фасовка, разлив в мелкую тару;
г) пуск и наладка оборудования у заказчиков и на своём предприятии.
Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину измененного остатка НЗП и полуфабрикатов (инструментов и приспособлений), произведенных на предприятии и используемых на собственные нужды.
ВП = ТП + (НЗПк – НЗПн) + (ПФк – ПФн)
где НЗПк, НЗПн — незавершенное производство на конец и начало планируемого периода,
ПФк,ПФн — полуфабрикаты, приспособления и инструменты, используемые на собственные нужды на конец и начало планируемого периода.
Рреализованной) считается продукция, которая отгружена потребителям и по которой предоставлены покупателю документы для оплаты.
Проданная продукция позволяет возмещать предприятию затраты на производство и выполнять обязательства перед бюджетом и работниками предприятия. В процессе продажи продукции формируется конечный финансовый результат деятельности предприятия — прибыль.
РП (проданная продукция) отличается от ТП (товарная продукция) на стоимость товаров, находящихся на складе и стоимость товаров, отгруженных, но не оплаченных потребителем (Он – Ок).
РП = Он + ТП – Ок или
РП = ТП +(Он1– Ок1) + (Он2– Ок2)
Он, Ок — остатки готовой продукции на складе и стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных соответственно на/начало и конец планируемого периода.
Нормативно-чистая продукция (НЧП) выражает вновь созданную стоимость. НЧП включает сумму зарплаты (включая отчисления в социальные фонды) и прибыль (необходимый + прибавочный продукт).
ЧП = ВП (ТП) – материальные затраты.
ЧП = зарплата +отчисления в социальные фонды + прибыль.
Лекция 18. «Производственная мощность предприятия».
Источник: studfile.net
Стоимостные показатели объема производства и их расчет
К числу стоимостных показателей плана производства относятся:
-объем выпускаемой товарной продукции;
-объем реализуемой товарной продукции;
-объем реализованной товарной продукции;
-объем валовой продукции;
-объем нормативно-чистой и чистой продукции.
Товарной промышленной продукцией называется продукция, полностью законченная в производстве, укомплектованная в соответствии с техническими потребностями и принятая органами контроля. В состав товарной продукции входят полуфабрикаты, изготовленные на сторону, запасные части, товары народного потребления, услуги капитального строительства, тара (если она не включена в цену изделия) и т.д.
Если продукция предназначена к реализации в данном периоде и подлежит оплате, то она называется реализуемой.
Qр = Qн.п. + Qг.п. – Qк.п.,
где Qр – объем реализуемой продукции;
Qн.п., Qк.п. – остатки готовой продукции на складе на начало/конец соответствующего периода;
Qг.п. – объем готовой продукции, предназначенной в плановом периоде для реализации.
Под «реализованной продукцией» подразумевается продукция, полностью оплаченная покупателем. Оценка товарной продукции осуществляется в действующих ценах при составлении плана, а в отчетном периоде – в двух видах цен: в принятых в плане и фактически действующих.
Для нормального хода производственного процесса на каждом предприятии на различных стадиях производства находится не законченная на данный момент времени продукция. Такая продукция называется незавершенное производство (НЗП). Вся продукция, изготовленная в данном периоде, независимо от степени готовности, составляет валовую продукцию. Валовая продукция определяется как товарная с учетом изменения остатков незавершенного производства. При хорошо отлаженном производстве остатки на начало и конец периода должны быть одни.
Qв = Qт + НЗП.
Планирование объема продукции на промышленном предприятии осуществляется по так называемому заводскому методу, который означает, что в объем планируемой продукции не включаются изделия и полуфабрикаты предназначенные для внутреннего потребления. Так как НЗП оценивается по стоимости (цены еще нет), то для его перевода в оценку по ценам используют коэффициент перевода НЗП в оптовые цены предприятия (kопт):
kопт = Qт / Ст,
где Qт – объем товарной продукции предприятия в действующих ценах;
Ст – объем товарной продукции по себестоимости.
Наиболее правильно (без учета повторного счета) результаты работы конкретного предприятия отражает показатель нормативно-чистой продукции (НЧП). Особенно целесообразно использовать показатель НЧП при измерении и анализе уровня производительности труда.
НЧП = Зосн. + Зосн. · kз + Пн ,
где Зосн. – заработная плата основных производственных рабочих (основная, дополнительная и отчисления на социальное страхование);
kз – коэффициент отношения заработной платы остального промышленно-производственного персонала к зарплате основных производственных рабочих;
Пн – нормативная прибыль в процентах от себестоимости изделий за вычетом материальных затрат.
Чистая продукция – это вновь созданный продукт, определяемый путем вычитания из объема товарной продукции, вычисленной по рыночным ценам, материальных затрат и амортизационных отчислений.
ЧП = Qт — М — А.
Условно-чистая продукция – это разница между объемом валовой продукции и материальными затратами.
УЧП = Qв — М.
Источник: vorge.ru