Сегодня мне хотелось бы обсудить с Вами тему доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
А поводом для публикации послужило мое непосредственное участие в рамках общественного контроля над обеспечением условий доступности в городе Ижевске Удмуртской Республики.
Прежде чем мы приступим к обсуждению, напомню, что у проекта появилась группа в Вконтакте, вступайте!
Начнем с определения понятия «доступная среда»
Общепризнанное определение термина «доступная среда» звучит так:
«Совокупность свойств продукции, систем, услуг, сред жизнедеятельности или сооружений, при наличии которой они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования».
Указанное выше определение содержится в ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide71:2014 . Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды.
О гос. программе «Доступная среда»
А теперь своими словами
Доступная среда, или универсальная среда, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание условий, которые позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья, маломобильным гражданам самостоятельно и безопасно ориентироваться и передвигаться на улице, в общественном транспорте, зданиях и т.д.
Для кого необходимо создавать доступную среду?
Заинтересованность в создании доступной среды должна идти не только от инвалидов и организаций, представляющих их интересы, но и от каждого члена общества. Дело в том, что мероприятия, проводимые в рамках доступной среды, облегчают жизнь не только для инвалидов, но и для других маломобильных групп населения.
Кто относится к маломобильным гражданам?
Маломобильные группы населения — люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся, в частности: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками, чемоданами и тяжелыми сумками и т.п.
По факту, каждый человек в определенный этап своей жизни становится маломобильным, и для передвижения ему необходимо наличие доступной среды.
А что же у нас с доступной средой сегодня?
К сожалению, в г. Ижевске с доступной средой все не очень хорошо. Впрочем давайте поподробнее.
Начнем с центрального автовокзала г. Ижевска.
Главный вход в здание автовокзала
Подобие пандуса
Оборудование для оснащения зданий и объектов по программе Доступная среда
Низкие цены от производителя
Гарантия качества продукции
Реализация программы «Доступная среда»
Надёжность эксплуатации
Целью разработанной правительством государственной программы«Доступная среда» является воплощение в жизнь целого ряда комплексных мер. В них входит обустройство в городе объектов такими изделиями, которые смогут облегчить ориентирование в пространстве, позволяя свободней перемещаться на открытой местности и внутри помещений, а также облегчат приспособление к независимой, самостоятельной жизни людям с разными ограничениями.
Выполнение программы правительства под названием «Доступная среда» началось еще в начале 2011 года, и должно было длиться до конца 2015 года. Но в 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение о продлении этой программы до конца 2020 года.
Наша компания проводит комплексное оснащение зданий и территорий по государственной программе «Доступная среда», чтобы облегчить к ним доступ и сделать пребывание в них комфортней для каждого человека, и в особенности инвалидов. Список всех работ, направленных на воплощение в реальность доступной среды для каждого человека с ограниченными возможностями состоит из следующих пунктов:
- индивидуальная разработка мероприятий с комплексного переоборудования любых сооружений;
- тщательное исследование объекта;
- доставка и установка устройств и механизмов;
- обучение работников правильного использования смонтированного оборудования;
- дальнейшее техническое обслуживание.
Разработанный правительством проект позволяет провести оценку обустройства дружелюбной среды с отсутствием разных барьеров для инвалидов, соблюдая во время этого следующие требования: исследуемый объект должен находиться в свободном доступе, иметь всю необходимую информацию, чтобы люди с нарушенным зрением чувствовали себя здесь безопасно и комфортно. Именно таким способом инвалидам можно интегрироваться в окружающее их общество, комфортно себя чувствовать и развивать свои способности по максимуму.
Под доступной средой подразумевают как наличие специальных объектов, которые оборудованы пандусами, специальными подъемными механизмами, так и всеми необходимыми устройствами, которые нужны для нормальной жизнедеятельности. Сюда следует еще отнести и социальную адаптацию, возможность выполнять посыльную работу, интересно проводить свой досуг.
Руководствуясь законами нашего государства, нужно в полной мере обеспечивать доступность каждому инвалиду в такие места:
- разные административные сооружения;
- жилые дома, которые относятся к муниципальному фонду;
- центры культуры (музеи, художественные галереи, библиотека и др.) и все религиозные учреждения;
- научные и образовательные учреждения;
- ведомственные объекты;
- больницы и госпитали;
- торговые и остальные общественные заведения;
- финансовые и банковские учреждения;
- хостелы, отели и все остальные места, предназначенные для временного проживания;
- общественные места для отдыха граждан;
- все транспортные объекты: ж/д вокзалы, автовокзалы, аэропорты и др.;
- станции пригородного и городского транспорта и места его остановки;
- разные производственные объекты;
- информационные здания и объекты связи;
- все свободное пространство на улице для свободного перемещения.
Правительственный проект был разработан с целью улучшения качества жизни людей, которые стали инвалидами, создания всех необходимых условий для их дальнейшей самореализации и интеграции в окружающий социум. На практике это выглядит так: создание для них без барьерной среды, что проявляется в обеспечении доступного транспорта, всевозможных объектов социального значения, с необходимой инфраструктурой для всех людей с ограниченными возможностями. В процессе оснащений зданий «Доступная среда» применяются специально предусмотренные устройства и механизмы.
Какие элементы оснащения затрагивает программа «Доступная среда»
Чтобы создать жизненное пространство без барьеров, нужно оборудовать минимум один вход в здание устройствами, что в свою очередь даст представителям малоподвижных групп населения свободу в передвижении. В этих целях входные пути в любое здание, должны быть оснащены следующим оборудованием:
- Специальные пандусы предназначены для улучшения перемещения людей на инвалидных колясках по лестничным маршам и ступеням. В процессе переоборудования того или иного здания иногда отсутствуют технические возможности для установки стационарных моделей. В данном случае целесообразно устанавливать передвижные пандусы, которые можно быстро установить и демонтировать.
- Поручни являются очень важным атрибутом входной группы. С их помощью перемещение по ступенькам и пандусам становятся более безопасными.
- Плитки с полосами с наличием противоскользящей поверхности, контрастные ленты на поверхности ступеней, разработаны для большего комфорта и повышения уровня безопасности при преодолении скользких лестниц и ступеней, по которых сложно передвигаться инвалидам;
- Механизмы автоматического открывания дверей призваны сделать более безопасным использование входных групп и повысить их удобство для всех людей указанной категории.
Купить оснащение для «Доступной среды» в Самаре и Тольятти
Для возникающих групп инвалидов разного возраста в различных учреждениях необходима не только соответствующая подготовка преподавателей, но и улучшение всей инфраструктуры таких объектов. Стоит отметить, что вместе с привычными вариантами улучшения зданий, как это требует программа, делается следующее:
- Оборудование кабинета специалистов;
- Создание сенсорной комнаты;
- Монтаж индукционных систем и сигнального оборудования;
- Установка в помещениях специализированной мебели;
- Оборудование рабочего места для всех категорий граждан с ограниченными возможностями;
- В процессе оборудования туалетов, применение специальных аксессуаров, сантехники и удобных поручней.
Этот правительственный проект рассчитан на нужды людей всех категорий. Большинство населения уверено в том, что к маломобильным группам относятся только инвалиды, которые передвигаются с помощью и инвалидных колясок. К этой категории людей следует относить людей с плохим зрением, нарушением или полным отсутствием слуха, ограниченным движением, а также проблемами с умственным развитием.
Сюда также можно отнести мам с детьми в коляске, пожилых людей, передвигающихся с любым грузом в руках. Мало кто знает, что каждая категория маломобильных групп в свою очередь делится еще на подгруппы, имеющие свои нюансы и тонкости в процессе адаптации к окружающему миру.
Поэтому нужно понимать, что оборудование для полностью слепых инвалидов имеет сильные отличия от оборудования, предназначающегося для людей с плохим зрением, а люди, которые имеют проблемы со слухом, могут бить как полностью глухими, так и слабо слышащими. Из этого следует, что и системы для людей с нарушенным слухом, являются бесполезными для людей с проблемами со зрением.
Не все существующие проектные организации способны учитывать в процессе проектирования монтажа устройств для людей с ограниченными возможностями и планирования все нюансы свободного и доступного пространства.
При неправильной установке есть риск возникновения конфликтных ситуаций среди разных категорий инвалидов. К примеру, неверное укладывание тактильной плитки способно стать причиной возникновения дополнительных преград для людей на инвалидных колясках, специальные поручни для опорников, где это не нужно, также может быть причиной получения травм слепыми людьми. Так что строгий учет всех нюансов и доступности для всех людей позволит создавать комфортную среду для людей этой категории.
Уже более 5-и лет нашей компанией проводится изучение всех особенностей и нюансов оснащение доступной среды для людей с проблемами со здоровьем. Компания участвовала в процессах подготовки целого ряда объектов социального значения, для малоподвижных групп населения, в Самаре и Тольятти.
Центр реабилитационной техники активно участвует в процессах реализации некоторых мероприятий государственной программы и предлагает решения в процессе оснащения всех сооружений и зданий общественного значения для свободного доступа к ним и комфортном нахождении внутри их разных категорий инвалидов и для получения всей необходимой информации.
Источник: invateh-group.ru
Создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов
Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры различной направленности разработан ряд мероприятий. Кроме того, на законодательном уровне закреплены стандарты доступности, ответственность за соблюдение которых несут органы госвласти и обслуживающие организации. За нарушение или игнорирование обеспечения безбарьерной среды для инвалидов налагаются штрафные санкции.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной, социальной и инженерной инфраструктур
Конвенция о правах инвалидов (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) серьезное внимание уделяет обеспечению доступной среды для инвалидов. От государств-участников требуется принимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Первоочередной задачей ставится выявление и устранение препятствий, барьеров, которые мешают доступу инвалидов к зданиям, дорогам, транспорту и другим, внутренним и внешним объектам, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. В примерный перечень мер, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктур, Конвенция включает:
- разработку минимальных стандартов доступности объектов и услуг, которые предоставляются населению, а также их внедрение и контроль за соблюдением всех аспектов доступности хозяйствующими субъектами (как государственными, так и частными);
- организацию разъяснительной работы, инструктажей по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
- оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля, в легкочитаемой и понятной форме;
- предоставление различных видов услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
- развитие других надлежащих форм оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающих им доступ к информации.
Стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов
В целях исполнения требований Конвенции о правах инвалидов в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ряд сопутствующих нормативно-правовых актов были внесены изменения, направленные на доступ инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, объектов связи, избирательных участков и др.). Закрепляются минимальные стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов: органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Все эти стандарты по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры (транспортной, социальной и инженерной) должны учитываться при строительстве и реконструкции объектов различного назначения.
Постановление по созданию доступной среды для инвалидов
На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность проведения мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. Порядок и сроки разработки таких мер утверждены постановлением по созданию доступной среды для инвалидов, утвержденным Правительством РФ от 17 июня 2020 г. № 599 которое вступает в силу с 1 января 2020 г.20 Регионы на своем уровне реализуют требования международных и федеральных нормативно-правовых актов о повышении уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, расположенных на их территории. Так, в Законе г. Москвы от 17 января 2001 г. №3 о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов указывается, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
- визуальной и звуковой информацией;
- специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
- звуковой сигнализацией у светофоров;
- телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
- санитарно-гигиеническими помещениями;
- пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
- пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
- специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
- пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
- пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
Дополнительно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» вменяет в обязанность органам государственной власти, также организациям, оказывающим услуги населению, проводить инструктажи и обучение специалистов, которые работают с инвалидами, по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов и услуг для лиц с ограниченными возможностями.
Если уже построенные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов без проведения их реконструкции или капитального ремонта, то до этого времени собственники таких объектов должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, по возможности, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или дистанционно. Такие меры подлежат согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего поселения, муниципального района, городского округа.
Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов
Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.
В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства. Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.
Реализация государственной программы поддержки инвалидов «Доступная среда»
Разумеется, разработка и реализация обширного комплекса мер по формированию «безбарьерной среды» для инвалидов — это дело не одного дня и даже года. Для этого необходимо аккумулировать значительные ресурсы — как временные, так и финансовые, в связи с чем государство вводит плановый переходный период. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 г. № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Программа включает ряд мероприятий по организации доступной среды для инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Главной целью программы обозначена свободная интеграция инвалидов в общество.
В свете создания безбарьерной среды для инвалидов, в связи с принятием дополнительных ориентиров формирования доступной среды инвалидов, обозначенной в Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., с 1 января 2020 г. вступает в силу ряд изменений в смежные с этим вопросом законы:
- в законодательство, регулирующее порядок реализации избирательных прав граждан и право на участие в референдуме, вводится требование о специальном оборудовании помещений для голосования с целью обеспечения беспрепятственного доступа к ним избирателей и участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем;
- в законодательство, регулирующее перевозки, вносятся изменения, направленные на повышение уровня доступности для инвалидов внутреннего водного и морского транспорта, предназначенного для обслуживания пассажиров транспорта, и объектов его инфраструктуры; пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
Услуги по организации доступной среды для инвалидов на транспорте
Осуществляя услуги по организации доступной среды для инвалидов, перевозчик на железнодорожном транспорте и владелец инфраструктуры должны обеспечить доступность объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг инвалидам наравне с другими пассажирами, в том числе:
- оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
- дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
- ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.
В рамках обеспечения доступной среды для инвалидов на транспорте, на железнодорожных вокзалах пассажирам из числа инвалидов бесплатно должны предоставляться следующие услуги:
- помощь при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него, до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него;
- предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
- допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Государственная программа «Доступная среда»для инвалидов предусматривает в поездах дальнего следования пассажирам из числа инвалидов безвозмездно предоставлять вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски, а также обеспечивать провоз собак-проводников при наличии специального документа. На железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования обслуживать пассажиров должны сотрудники, прошедшие инструктаж или специальное обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Пассажиры, являющиеся одновременно инвалидами по слуху и зрению, принимаются к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.
В рамках реализации программы «Доступная среда» пассажирам-инвалидам разрешается дополнительно провозить, не сдавая в багаж, трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, без взимания платы.
Согласно программе «Доступная среда для инвалидов» в 2020 году при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом пассажирам из числа инвалидов должны быть обеспечены условия доступности перевозки как их самих, так и багажа. Условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами должны удовлетворять тем же требованиям, что и для железнодорожных перевозок.
Ответственность за нарушение обеспечения безбарьерной среды для инвалидов
Административное законодательство устанавливает ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в плане беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие составы правонарушений, посягающих на права инвалидов на «доступную среду»:
- ст. 5.43: нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
- ст. 9.13: уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
- ст. 9.14: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
- ст. 11.24: нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей;
- ст. 12.19: нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей.
На уровне субъектов Федерации могут вводиться дополнительные меры ответственности за нарушение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов. В частности, согласно статье 8 Закона г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3, в случае выявления неоднократного нарушения организацией требований этого закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий, а также при совершении повторного нарушения в течение 1 года с момента наложения штрафа юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.
Источник: progavrichenko.ru