Презентация на тему: » Предметны е результаты. ФГОС НОО п.9 Под предметными результатами понимается : — освоенный обучающимся в ходе изучения учебного предмета опыт специфической.» — Транскрипт:
1 Предметны е результаты
2 ФГОС НОО п.9 Под предметными результатами понимается : — освоенный обучающимся в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; — система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картине мира
3 ФГОС п.19.3 Предметные результаты освоен ия ООП НОО сформулированы с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. ФГОС п.19.3 Предметные результаты освоен ия ООП НОО сформулированы с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы.
4 Предметные области: 1 1. Филология 1 1. Филология 2. Математика и информатика 2. Математика и информатика 3. Обществознание и 3. Обществознание и естествознание естествознание 4. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5. Искусство 5. Искусство 6. Технология 6. Технология 7. Физическая культур а 7. Физическая культур а
Оценка предметных результатов освоения ФОП НОО по учебному предмету «Окружающий мир»
5 Учебные предметы Предметные областиУчебные предметы Русский язык ФилологияЛитературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России ИскусствоМузыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура
6 Предметные результаты содержат в себе: Во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов Во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов Во-вторых, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания. Во-вторых, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
8 Материалы книг по ФГОС Название книги Страницы 1ФГОС (Просвещение 2011) с.8, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, (Просвещение 2011) 3Фундаментальное ядро содержания общего образования(Просвещение 2011) с. 4Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли(Просвещение 2011) 5Планируемые результаты начального общего образования(Просвещение 2011) с.22-26, С Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий(Просвещение 2011) С.14, Мои достижения. Итоговые комплексные работы 1,2,3,4 кл (4 варианта работ для уч-ся + метод. реком-ции для учителя(Просвещение 2011) 8Примерные программы начального образования в 2-х частях(Просвещение 2011) С.5, с Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор(Просвещение 2011) 1010 Проектные задачи в начальной школе. (Просвещение 2011)
Требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы
9 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Опорные цели «Выпускник научится» (в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во- вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей).
10 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Основные цели такого включения предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Расширяющие и углубляющие цели «Выпускник получит возможность научиться»
11 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Расширяющие и углубляющие цели «Выпускник получит возможность научиться» (Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей).
12 * Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. * На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: * программ по всем учебным предметам «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
13 Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам. Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам. Выпускник научится (базовый уровень) Выпускник научится (базовый уровень) Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) 1 класс2 класс3 класс4 класс Базовый уровень Повышенный уровень
14 Математика Математика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Раздел «Числа и величины» Базовый уровень * читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; * устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу ( увеличение /уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); * группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; * читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм, час- минута, минута- секунда, километр- метр, метр- дециметр, дециметр- сантиметр, метр- сантиметр, сантиметр- миллиметр). Повышенный уровень * классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; * выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
15 Математика 1 класс 2 класс3 класс4 класс Раздел «Числа и величины» Базовый уровень читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20; читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем); читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; нуля до сравнивать велиxины (длина, масса, объем ) по их числовым значениям. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ним(килограмм грамм; час минута, минута секунда; километр метр, метр дециметр, дециметр сантиметр, метр сантиметр, сантиметр миллиметр Повышенный уровень классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия
16 Выбор заданий базового и повышенного уровня
19 Укажите последовательность чисел. Составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего». Отметь правильный ответ 80, 72, 66, , 72, 66, , 92, 84, , 92, 84, , 82, 80, , 82, 80, ,64, 56, ,64, 56, 48. Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности: Отметь правильный ответ Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4 Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4 Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4 Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4 Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5 Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5 разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10 разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10
20 Запиши следующее число последовательности: Запиши следующее число последовательности: 27,36, 45, 54, … 27,36, 45, 54, … Ваня выкладывает из кругов фигуру: Ваня выкладывает из кругов фигуру: Если он продолжит выкладывать круги в той же последовательности, то сколько кругов он положит в пятом ряду? – Если он продолжит выкладывать круги в той же последовательности, то сколько кругов он положит в пятом ряду? – Сколько кругов он положит в десятом ряду? — Сколько кругов он положит в десятом ряду?
24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: www.myshared.ru
Что относится к предметным результатам освоения программы
Укажите все верные утверждения, относящиеся к стартовой диагностике как процедуре внутренней оценки достижения обучающимися планируемых результатов ФОП СОО:
Выберите один или несколько ответов:
стартовая диагностика – это процедура оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета
стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов
объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами
стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений обучающихся
стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования
Вопрос 2
Текст вопроса
Укажите к какому принципу относится утверждение «ФОП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль)»:
Выберите один ответ:
принцип учета ФГОС ООО
принцип интеграции обучения и воспитания
принцип индивидуализации обучения
принцип учета ведущей деятельности обучающегося
Вопрос 3
Текст вопроса
Выберите утверждение, которое НЕ относится к системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Выберите один ответ:
предусматривает оценку динамики учебных достижений обучающихся
обеспечивает повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий
обеспечивает возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся
Отзыв
Вопрос 4
Текст вопроса
Установите соответствие между группами универсальных учебных действий и результатами их освоения обучающимися на уровне среднего общего образования
Регулятивные УУД | Ответ 1 |
Познавательные УУД | Ответ 2 |
Коммуникативные УУД | Ответ 3 |
Отзыв
Вопрос 5
Текст вопроса
К какому из критериев оценки предметных результатов, согласно ФОП СОО, относится определение «Осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций»:
Источник: tskorni.jimdofree.com
Планируемые результаты образовательной программы: какими они бывают
Рассказываем о разных видах результатов в формальном и неформальном образовании и о том, как их формулируют.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Наталья Скорнякова
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Из этой статьи вы узнаете:
- как определяются образовательные результаты в формальном образовании (в школах, колледжах, вузах, центрах профессиональной переподготовки);
- как определяют образовательные результаты в неформальном образовании (на курсах, тренингах, мастер-классах);
- что представляет собой проектирование образовательной программы от результата (обратный дизайн);
- какие подходы применяют методисты, чтобы правильно сформулировать образовательные результаты.
Результаты образовательной программы — это планируемые конкретные достижения учащихся. Они описывают, какими знаниями, умениями и навыками будут обладать учащиеся после прохождения программы, какие компетенции они сформируют.
В разных видах образования результаты определяются по-своему.
Результаты образовательной программы в общем образовании, высшем и СПО
Общее и высшее образование, среднее профессиональное — это сектор формального образования. Его основной заказчик — государство, и это значит, что цели и результаты освоения образовательных программ формулирует именно оно.
Планируемые результаты конкретизируют и подробно описывают, что должен знать и уметь выпускник, завершивший ту или иную ступень образования.
Базовые результаты закреплены на федеральном уровне — в государственных образовательных стандартах (ФГОС). По сути, это минимальные достижения, которые должен продемонстрировать, например, выпускник школы или вуза. То есть университет или частная гимназия вполне могут формулировать и другие образовательные результаты — главное, чтобы они не были ниже тех, что указаны во ФГОС.
На разных уровнях формального образования действуют разные подходы к планированию результатов. Так, в общем образовании (это начальная, средняя и старшая школа) действует системно-деятельностный подход. И все планируемые результаты делятся на три большие группы: личностные, метапредметные (ещё их называют универсальными учебными действиями, УУД) и предметные.
В высшем образовании и СПО принят компетентностный подход. Он нацелен на то, чтобы сблизить образование и профессиональную деятельность, и результаты здесь формируются перечнями компетенций. Понятие «компетенция» мы разбирали подробно, но если вкратце — это набор знаний, навыков и личных качеств, необходимых для работы.
Так, федеральные образовательные стандарты для СПО называют общие и профессиональные компетенции, а ФГОС для высшего образования выделяют универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом актуальные ФГОС ВО уже не перечисляют профессиональные компетенции, а только указывают, что университеты определяют их самостоятельно на основе существующих профессиональных стандартов.
Похожий подход применяется в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в части повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поскольку для некоторых профессий такое обучение обязательно, к нему тоже предъявляются формальные требования.
Результаты освоения программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки регулируются профстандартами и квалификационными требованиями — для тех профессий, для которых они вообще существуют (дело в том, что они приняты не для всех специальностей). Для некоторых профессиональных областей профильными ведомствами (например, Минздравом или МЧС) утверждены типовые программы.
Кроме того, программы профессиональной переподготовки должны учитывать и требования к результатам из соответствующих ФГОС высшего или среднего профессионального образования — потому что выпускник таких программ, по сути, получает новую профессию.
Результаты образовательных программ в неформальном образовании
Итак, в формальном сегменте образования практически все планируемые результаты задаются разнообразными нормативными документами. В неформальном образовании — на всевозможных курсах, тренингах, мастер-классах — всё иначе.
Так как государство не регламентирует цели и результаты в этом сегменте образования, их формулируют разработчики образовательной программы — методисты и педагогические дизайнеры. Делают они это на основе исследований рынка, потребностей целевой аудитории и целей заказчика (например, онлайн-школы или корпоративного университета).
Существует три концепции, которые можно использовать при разработке программы от результата (мы подробнее раскрывали их в этой статье):
- обратный дизайн (backward design);
- обучение на основе результатов (outcome-based education);
- понимание через проектирование (understanding by design).
Допустим, нужно спроектировать онлайн-курс по обучению профессии 3D-художника с нуля. Квалификационных требований и профстандартов в России для неё ещё не существует, но есть вполне конкретные требования рынка труда — каких знаний и компетенций ждут от 3D-художника. Поэтому перед началом проектирования образовательной программы методист выясняет, какие рабочие задачи ждут специалиста в этой профессии, консультируется с экспертами из индустрии, изучает требования в вакансиях.
В результате получается актуальный список компетенций, которыми должен владеть 3D-художник: понимать процесс создания 3D-моделей в кино и играх, создавать high- и lowpoly-модели, вручную делать процедурные ассеты и так далее. Фактически это и есть те результаты образовательной программы, к которым нужно привести студентов курса.
Какими должны быть планируемые результаты образовательной программы
Для формулировки результатов методисты образовательных программ нередко обращаются к таксономии Блума. Это система учебных целей, классифицированных по принципу «от простого к сложному», и её используют как в проектировании целых программ, так и в разработке отдельных модулей или уроков.
В пересмотренном виде, распространённом среди методистов по всему миру, таксономия Блума представляет собой пирамиду из шести уровней. Каждый из них отражает формирование определённого мыслительного навыка. Эти навыки расположены последовательно — то есть, например, для освоения этапа «применение знаний» студент должен также пройти этапы «запоминание» и «понимание».
Используя таксономию Блума, можно разбить образовательную цель на конкретные результаты. При этом важно соблюдать последовательность уровней, но не обязательно включать их все в одну программу.
Например, цель мастер-класса по керамике для начинающих — сделать своими руками кружку по образцу. В образовательных результатах будут отражены три первых уровня пирамиды Блума:
- запоминание: знать, какая глина подойдёт для лепки, какие инструменты понадобятся;
- понимание: понимать, в какой последовательности нужно действовать, чтобы изготовить керамическую кружку;
- применение: используя знания, полученные на предыдущих уровнях, слепить кружку по предложенному образцу и подготовить её к обжигу.
Для тех, кто уже освоил азы, можно усложнить образовательную цель и расширить образовательные результаты:
- анализ: разобраться, из каких этапов и процессов состоит изготовление керамики, почему они именно такие, в чём сходства и различия при создании изделий разных форм и размеров, с разными функциями;
- оценка: оценить и сравнить существующие методы формования, обжига, глазурования;
- синтез: изготовить керамическое изделие по собственному дизайну.
Кроме таксономии Блума методисты нередко используют модель ABCD. Она позволяет максимально детализировать результаты обучения, описывая их в четырёх аспектах:
- Actor («аудитория») — те, кто учится.
- Behavior («поведение») — наблюдаемое действие.
- Conditions («условия») — в каком контексте происходит действие.
- Degree («степень, уровень») — какой уровень мастерства требуется (то есть скорость, точность, качество).
Эти составляющие складываются в формулу:
Образовательный результат = «В каких условиях?» + «Кто?» + «Что сделает?» + «Как?»
Например: прослушав лекцию (в каких условиях?), студент курса по керамике для начинающих (кто?) выберет инструменты и материалы для изготовления кружки (что сделает?) без ошибок (как?).
Также при определении образовательных результатов можно ориентироваться на общие принципы. Например, НИУ ВШЭ в 2019 году опубликовала методические рекомендации, в которых можно найти пять критериев правильно сформулированных результатов:
- Определены с позиции студента, а не с позиции преподавателя. То есть: «Студент сможет правильно передавать анатомию человека в 3D-моделях», а не «Студенту будут изложены основы анатомии…».
- Достижимы каждым студентом при условии ответственного отношения к курсу. Здесь также важно правильное позиционирование и продвижение курса, чтобы, например, новички пришли именно на программу для начинающих, а не продвинутых 3D-художников.
- Релевантны целям образовательной программы и её предметной области, учитывают актуальное состояние науки, отражают её новейшие достижения. В корпоративных программах результаты должны соответствовать бизнес-целям компании, а в обучении профессиям — требованиям рынка труда.
- Служат основой при выборе педагогических технологий. То есть от желаемых результатов зависит, какие формы, методы, приёмы и средства обучения окажутся наиболее эффективными.
- Проверяемы и измеряемы. Причём методы оценки и контроля должны соответствовать виду образовательных результатов. Здесь тоже можно ориентироваться на таксономию Блума. Например, если на уровне «знание» в качестве инструмента оценки подойдёт тест, то на уровне «применение» понадобятся практические задачи, а на стадии «анализ» адекватным будет метод кейсов.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Источник: skillbox.ru