Мазур, Д. Н. Особенности урока технологии в школе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14829/ (дата обращения: 25.06.2023).
Урок технологии подчинен общим дидактическим закономерностям, принципам и правилам. При этом нужно признаться, что это крайне специфичный урок, который позволяет говорить о его особенностях и некоторых коренных отличиях от других уроков [1]. В данной статье раскрываются основные особенности урока технологии в школе.
Ключевые слова: урок технологии, труд, учебная деятельность, трудовой процесс.
Кратко представим основные отличия урока технологии от других занятий.
1. На уроке технологии учащиеся включены одновременно в два вида деятельности: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, специфическую структуру и организацию. На уроке данные виды деятельности взаимосвязаны и образуют систему учебных и трудовых действий и операций, взаимно влияющих друг на друга. На различных этапах урока технологии виды деятельности могут меняться доминирующей ролью.
Муштавинская И.В. Лекция 1. Введение ФГОС. Роль и значение современных образовательных технологий
Наиболее значительной для учащегося является подготовка места работы к предстоящей деятельности: комфортное и безопасное расположение инструментов, грамотный выбор материалов и прочее; главное внимание и силы учащийся нацеливает на исследование свойств материала, который будет подвергаться обработке, или на рассказ педагога о технологических процессах, или на исполнение необходимых расчетов. Все время, меняя виды деятельности, учащемуся нельзя потерять общую нить своей деятельности на уроке, ее логику, последовательно двигаясь к цели.
3. На уроке технологии педагог осуществляет две главные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда учащихся на уроке, он, в первую очередь, следит за его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью. Педагогу необходимо хорошо знать общую структуру трудового процесса, его главные компоненты, специфику технологии изготовления определенного изделия из определенных материалов и на этой базе грамотно строить деятельность учащихся. В этом случае его деятельность в большей мере похожа на деятельность технолога.
С другой стороны, педагог обучает учащихся не только правильно трудиться, но и получать в ходе трудовой деятельности нужные знания, умения и навыки; расширяет их кругозор; побуждает к рассуждению, умению доказывать, исследовать; повышает их творческую и познавательную активность, самостоятельность и ответственность. В трудовом процессе педагог формирует у учащихся постоянную привычку к умственному труду, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощь, то есть воспитывает общественно значимые черты характера и качества личности.
Технологии образования Сингапура. Модель ученика, учителя, руководителя. Опыт применения. 1/2
4. Для педагога трудность проведения урока технологии проявляется также в многообразии педагогических задач, которые ему необходимо разрешать, организуя учебно-трудовую деятельности учащихся. В практической деятельности это происходит в особой группировке и формулировке учебных задач урока технологии. Происходит деление комплекса учебных задач урока на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, которые формируются на занятие.
6. Современный урок технологии должен включать интеллектуальные компоненты, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Нужно отказаться от подхода к нему как к уроку узкопрактической направленности. Учащимся нужно усвоить основной принцип любого труда — прежде чем что-либо сделать руками, необходимо хорошо подумать. Вместе с этим, основной на уроке является предметно-практическая деятельность учеников. Это дает возможность решать одну из задач развития учащихся — обогащение их сенсорного опыта.
7. Предположение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последние годы подвергается критике. Говорится о том, что гуманно-личностный подход к учащемуся и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, так как политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией. Но необходимо обозначить, что истинный политехнизм достаточно далек от ремесленности. Он предполагает сообщение учащимся информации не только о производственной сфере, но и о роли науки и техники в обычной жизни и трудовой деятельности людей, о дальнейших перспективах их совершенствования на базе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в трудовой деятельности. Помимо этого, политехническая подготовка предполагает овладение учениками обширным набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, которые позволяют им реализовывать свою деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться, если это необходимо.
Важным является и освоение общетрудовых умений (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые близки к политехническим умениям и являются сложными и обобщенными. Именно поэтому, такие сложные гибкие умения, которые основаны на широком политехническом кругозоре, дают возможность человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным при избрании путей и средств решения, стоящих перед ним трудовых задач [2]. Понимание особенностей урока технологии в школе помогает педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического содержания каждого конкретного урока.
- Голубева Л. В. Анализ урока: типология, методики, диагностика. — Волгоград: Учитель, 2013. — 133с.
- Моргунова И. Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект // Вестник БГУ. — 2010.- № 1.- С.32–38.
Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, урок технологии, трудовая деятельность, трудовой процесс, урок, учебная деятельность, умение, учащийся, общий характер, производственная сфера.
Источник: moluch.ru
Уроки технологии в школе
В школе может быть специально оборудованный кабинет для уроков технологии. Как правило, такой кабинет оборудован для средних и старших классов школы, в начальной школе часто их нет, и уроки технологии проходят в том же кабинете, что и все остальные. В любом случае, место для оборудования в кабинете должно быть оснащено особым образом и отвечать требованиям безопасности. В месте, предназначенном для материалов уроков технологии, находится специальное оборудование, инструменты для работы, могут быть организованы места для выставки детских работ, уголок техники безопасности.
Материальная база уроков
Требования к материальному обеспечению:
— материальное обеспечение уроков технологии должно быть реально возможное, доступное;
— должно охватывать необходимый и достаточный круг материалов и инструментов.
Материалы, необходимые для работы в начальной школе:
— конструктор;
— бумага, картон;
— бусы, бисер, пайетки;
— текстильный материал (ткань (канва), кусочки ткани, нити для вышивания;
— пластилин;
— природный материал (листья, сухие цветы, шишки, почки, ветки, тополиный пух, орехи);
— бросовый материал (яичная скорлупа, перья, стружка, пластиковые бутылки, бумажный бросовый материал – фантики, открытки, журналы, коробки, старые перчатки и др.);
— разный материал (вата, крупа, краски, тушь, жесть, воск, глина, тесто).
Инструменты:
— гладилка, биговка;
— ножницы со скругленными концами;
— клей ПВА с кисточкой, клей-карандаш;
— стека;
— иглы с большим ушком;
— пяльцы;
— карандаши, линейки.
Дополнительные приспособления:
— игольницы;
— подставки для кисти;
— подкладные доски, клеенки;
— чехол для ножниц.
Список необходимых материалов и инструментов и требования к ним учитель должен составить заблаговременно, на год или полгода, и сообщить на родительском собрании родителям, чтобы у детей были нужные предметы в течение всего года и не возникала проблема с их приобретением. Возможен вариант создания специальной папки для уроков трудового обучения — но она должна быть довольно объемная, содержать несколько отделов, и ее содержимое необходимо постоянно пополнять. Удобен также вариант, когда все необходимые материалы закупаются родительским комитетом для всех детей, но это не может относиться ко всем материалам. Но, например, клеенки на столы, ножницы – удобно закупить совместно. Если все закупается каждым индивидуально, напомните родителям о необходимости маркирования предметов.
Порядок организации рабочего места:
1. Подготовка материалов и инструментов. Содержание этапа зависит от порядка содержания инструментов и материалов в классе. Если дети приносят принадлежности к каждому уроку, то и готовится каждый сам. Если принадлежности хранятся в классе, то может быть два варианта работы – каждый достает себе то, что нужно к уроку, или раздают дежурные.
Первый вариант менее приемлем, так как может возникнуть толчея, беспорядок. Во втором случае на начальном этапе обучения детям будет необходима помощь старших.
2. Организация собственного места доля работы. В каждом отдельном случае место организуется по-разному. Это зависит от следующих факторов: темы, содержания урока; имеет ли место работа с книгой; порядка этапов урока, форма организации (группы, пары). Рабочая поверхность (клеенка, доска) не должна занимать весь стол, и быть жесткой.
3. Повторение правил безопасности, связанных с организацией рабочего места (ножницы должны быть в чехле, иглы – в игольнице, кисточка на подставке, клей закрыт и стоять дальше от края).
4. Повторение правил правильной организации труда (книгу удобнее держать на подставке, для мелких обрезков иметь конверт или коробочку, материалы использовать экономно).
5. Уборка после окончания работы.
Данные моменты очень важны для четкой организации урока технологии, важно заблаговременно познакомить учащихся со всеми правилами, требованиями к подготовке урока, учить проявлять аккуратность и самостоятельность.
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai