Что нового ввели в программу физической культуры в 1987 году

власти значилось и создание в рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физического воспитания в школе.

В России, с первых лет советской власти была поставлена проблема подготовки

собственных научно-педагогических кадров, развития спорта и обеспечения занятий

физическими упражнениями широких народных масс. Группа ученых, врачей и педагогов, признавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания. В середине 20-х гг. с созданием ликбезов развернулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс населения в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнениями.

В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в ВУЗах

России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом. Во всех вузах были созданы

Развитие физической культуры в России

кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие

специалисты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом,

гимнастикой, баскетболом и волейболом. В стране регулярно проводились соревнования на первенство школ, районов, городов, областей, республик и Советского Союза.

Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации.

Первая Всероссийская спартакиада была проведена в августе 1928 г. На Красной

площади прошло торжественное ее открытие. В течение года в городах, селах, областях и республиках проводились отборочные соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велоспорту, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, гребле и другим видам спорта. В финальной части соревнований приняли участие 7225 человек, из них 960 девушек, 612 участников – из капиталистических стран (Чехословакии, Германии, Англии, Франции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая), которые состязались в 21 виде спорта. Спартакиада вскрыла ряд недостатков в организации физкультурной работы: 1) несмотря на рост массовости, уровень спортивного мастерства основной массы участников был невысок; 2) передовой опыт Москвы и Ленинграда распространялся слабо; 3) ощущался недостаток учебно-методической литературы, спортивных сооружений и инвентаря, квалифицированных преподавателей и тренеров. Важным вкладом в создание советской системы физического воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.

Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые особенности человека, были

пригодны для школьного и внешкольного физического воспитания молодежи. В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной,

оздоровительный характер. Установление этого комплекса завершило оформление всей системы комплекса ГТО, в котором нашли отражение основные принципы советской системы физического воспитания – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее развитие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), созданной в 1935 – 1937 гг. Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР.

лекция 1 Государственного управления в области физической культуры и спорта

В Конституции 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. ВС первых дней Великой Отечественной войны физкультурное движение стало перестраиваться на военный лад.

Задачами физкультурных организаций в годы войны стали: 1) подготовить резервы Красной Армии; 2) проводить массовую военно-физическую подготовку населения; 3) готовить кадры специалистов по лечебной физической культуре для работы в госпиталях. В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обучение трудящихся. Физкультурные организации совместно с Осоавиахимом и Красным Крестом помогали органам Всеобуча готовить воинов прикладных специальностей. С первых дней войны на фронт добровольно ушли многие спортсмены ДСО профсоюзов, «Динамо», «Спартака», ЦДКА, студенты, учащиеся средних учебных заведений физкультурного профиля.

В рядах защитников Родины были лучшие представители советского спорта, они

становились мастерами разведки и саперного дела, рукопашных схваток и снайперской стрельбы, меткими артиллеристами и пулеметчиками. Нормализация работы по физическому воспитанию и развитию спорта после Второй мировой войны столкнулась с большими трудностями. К 1947 г. в спортивном движении страны были ликвидированы последствия военных разрушений. Число спортсменов, регулярно занимающихся спортом, увеличилось до 5,4 млн. человек, т.е. превысило почти 100000 показатели 1940 года. В целях повышения спортивного мастерства были учреждены должности государственного тренера по видам спорта и открыто 80 спортивных школ для молодежи.

В 1951 г. вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на 1-м и 2-м курсах вузов были введены обязательные занятия физической культурой.

I Спартакиада проводилась в четыре этапа: 1-й – спартакиады проводятся в коллективах физической культуры (на местном уровне); 2-й – соревнования в районах, городе, области; 3-й – соревнования в республиках, Москве и Ленинграде; 4-й – финальные соревнования, которые состоялись 6 –16 августа 1956 г. в Москве.

Всего на четырех этапах I Спартакиады приняло участие 23 млн. физкультурников

и спортсменов. Программа финала состояла из 22 видов спорта. В течение 12 дней 9244 спортсмена боролись за призы. Значение I Спартакиады народов СССР в том, что она явилась проверкой состояния физкультурной и спортивной работы, способствовала вовлечению широких масс населения в регулярные занятия физической культурой и спортом; стимулировала развитие видов спорта и рост спортивных достижений; выявляла способных спортсменов, которыми пополнялись сборные команды.

Читайте также:
1с обновление версии программы зависает 1с

В 1959 г. состоялась II Спартакиада народов СССР, особенностью которой явилось то, что помимо сборных команд республик, Москвы и Ленинграда, по пяти видам спорта выступали команды коллективов физической культуры фабрик, заводов, учреждений.

В дальнейшем Спартакиады народов СССР стали доброй традицией в советском физкультурном движении.

В мае 1951 г. Советский Национальный олимпийский комитет (НОК) был принят в Международный олимпийский комитет (МОК).

Впервые советские спортсмены приняли участие в XV Олимпийских играх в

Хельсинки (1952). Они выступали по всей Олимпийской программе кроме хоккея на

траве. Особых успехов спортсмены СССР добились в гимнастике, классической и вольной борьбе, тяжелой атлетике, стрельбе, завоевав первые места. В 1956 г. спортсмены СССР впервые участвовали в зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо (Италия).

В дальнейшем Советский Союз, а затем Российская Федерация приняли участие во всех зимних и летних Олимпийских Играх. Наши олимпийцы всегда успешно выступали на Всемирном олимпийском форуме, завоевывая, как правило, ведущие позиции, за исключение периода, когда после 1991 года СССР развалился. Спорт, в том числе олимпийский в этот период испытывал огромные трудности, обусловленные резким снижением уровней экономического и социального развития страны, потерей идеологический основ и высокий позиций во внутренней и внешней политике.

К 1991 году в нашей стране действовало около 100 факультетов физического

воспитания, которые готовили учителей и педагогов по физической культуре и спорту. В 1952 году СССР впервые после революции 1917 года выступил на XV играх Олимпиады в г. Хельсинки. В 1980 году Советский Союз провел в г. Москва XXII летние Олимпийские игры. В стране созданы современные спортивные сооружения для проведения соревнований и международных встреч. Работают спортивные общества, развивается детский и юношеский спорт.

С 1992 года начинается новый этап развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Он связан со структурными изменениями государственных и

общественных органов управления физической культурой и спортом в России и обусловленными ими трудностями и сложностями.

Заключение

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой — на повышение его трудоспособности.

Исторически сформировавшаяся социально обусловленная потребность в зрелище, с одной стороны, и развитие в обществе демократических институтов, создающих благоприятные условия для самовыражения свободных граждан через состязательную деятельность на основе их телесной сущности, с другой, привели к появлению уже в середине XIX века такого общественно значимого явления как спорт. Возникновение современного спорта, как общественно значимого многофакторного явления является закономерным следствием исторической эволюции трех основных ветвей в развитии физической культуры — зрелищного, религиозного и воспитательного.

Анализ ситуации в сфере физической культуры и спорта, которая по самой своей социальной природе призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения, свидетельствует, что сегодня эта область находится в критическом положении. Без существенных изменений в этой сфере невозможно решить проблему духовного, нравственного и физического оздоровления народа. Да, именно этих качеств и это подтверждают слова великих людей: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно», «В здоровом теле — здоровый дух».

Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы механизмы стимулирования приоритетного развития физической культуры и массового спорта, равно как и обеспечение прав потребителей услуг в области физической культуры и спорта. Возникла необходимость принятия НПА, программ, в которых поэтапно решались бы основные задачи развития физической культуры и массового спорта, а также народного спортивного движения.

Список использованных источников и литературы:

1. Визитей Н.Н.: Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989. – 158 с.

2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. – М.: Физкультура и Спорт, 1951. – 215 с.

3. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. Учебное пособие. – Калининград, 2000. – 186 с.

4. Пономарев Н.И.: Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 248 с.

[1] http://www.wisdoms.ru/66.html — высказывания и афоризмы про историю.

[2] Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. Учебное пособие. – Калининград, 2000. – 186 с.

[3] Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 248 с.

[4] Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. – М.: «Физкультура и Спорт», 1951 – 215 с.

[5] Визитей Н.Н.: Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989. – 158 с.

Читайте также:
Конкурсная программа цели и задачи

[6] Кун Л.: «Всеобщая история физической культуры и спорта» ­– М.: «Радуга», 1982.

Источник: studopedia.su

6.2. Новый этап в развитии социалистической физической культуры в ссср (1960 — 1990 годы)

Конец 50-х — начало 60-х годов ознаменовались серьёзными изменениями в политической и экономической ситуации страны, заметно повлиявшими на дальнейший ход развития физической культуры.

В начале 1959 года состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, который провозгласил, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу и страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. Логическим развитием этой идеи явилось утверждение на XXII съезде КПСС (октябрь 1961 года) новой Программы КПСС.

Программа определила три главных взаимно связанных задачи построения коммунистического общества:

  1. создание материально-технической базы коммунизма;
  2. формирование коммунистических общественных отношений;
  3. воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
  • начальная ступень ~ «К стартам готов» — для маль­чиков и девочек 7-9 лет — своеобразная «азбука» физиче­ской культуры, цель которой — приобретение детьми навы­ков в выполнении физических упражнений, привитие инте­реса к занятиям;
  • первая ступень — «Смелые и ловкие» — для мальчи­ков и девочек 10-11 и 12-13 лет, цель формирование у де­тей сознательного отношения к занятиям физической куль­турой, развитие основных физических качеств и необходи­мых навыков и умений;
  • вторая ступень — «Спортивная смена» — для подро­стков 14-15 лет, цель — дальнейшее повышение физической подготовленности, овладение прикладными двигательными навыками;

Источник: studfile.net

Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах в СССР

В ноябре 1917 г. в Наркомпросе был создан врачебно-санитарный отдел, который возглавила врач-большевичка В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), за короткий срок много сделавшая для молодого советского физкультурного движения. Своей неутомимой деятельностью она способствовала введению в школе физического воспитания.

Первые шаги по организации физического воспитания в школах приходилось делать в чрезвычайно трудных условиях. Предстояло преодолеть недооценку этого предмета со стороны некоторой части старого учительства и их нежелание подчинить физическое воспитание задачам текущего момента. Большие трудности были с материальным обеспечением мест занятий физическими упражнениями, не было кадров и учебных пособий. Главной проблемой школы являлась выработка новых методов физического воспитания и установление его связи с трудовым и эстетическим воспитанием.

Большое внимание физическому воспитанию подрастающего поколения уделялось в Декларации и Положении о единой трудовой школе, принятых в 1918 г. «Трудовое начало в школе, — говорилось в Декларации, — в высокой мере способствует физическому развитию детей, но само по себе оно для этой цели недостаточно. Массовая ритмическая гимнастика, индивидуальное развитие мускулатуры под наблюдением врача, игра, переходящая постепенно в серьезный спорт, лишенный однако нездорового духа соревнования, — таков путь в этом отношении. Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчетливым коллективным действиям, дух взаимопомощи и т. п. Гигиеническая обстановка школы, правильное распределение занятий, постоянное и пристальное участие врача-педагога в жизни школы — все это необходимые условия правильного развития детей».

Начиная с первых лет существования советской школы, физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах-девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю. Помимо учебных занятий, школьники посещали во вне-учебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. Там, где было возможно, они занимались играми, спортом и другими физическими упражнениями, ходили купаться, закаляли себя воздухом, солнцем, водой.

Важным мероприятием советской власти в эти трудные годы была организация детских летних лагерей для городских школьников. В летнее время дети, вывезенные за город, жили в бывших помещичьих усадьбах и домах, получали усиленное питание, занимались физическими упражнениями, подвижными играми, работали в сельском хозяйстве. Значительным был вклад органов здравоохранения в охрану здоровья детей и подростков. В июне 1918 г. Всероссийский съезд медико-санитарных отделов высказался за организацию санаториев и лесных школ для физически слабых и больных детей.

Объединившаяся вокруг врачебно-санитарного отдела Нарком-проса группа научных работников и врачей (Н. В. Головинский, В. Е. Игнатьев, В. В. Гориневский и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания. Они разрабатывали вопросы врачебного контроля, гигиены, влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Высший Совет физкультуры ввел на 1923—1924 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Осенью 1924 г. физическое воспитание было обязательным предметом только в 823 школах. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов.

Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры. Задачами физической культуры являлось создание идеала всесторонне развитого человека, поэтому она должна была принципиально отличаться от физической культуры западноевропейских стран. В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.

Направление, выступившее под знаком центризма детского физического воспитания, видело развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Читайте также:
Программа для подбора шин и дисков по марке авто

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей, в практике школ и спортивных кружков может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них рабо та означала лишь ощутимую усталость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гимнастической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.

Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены буржуазные системы упражнений и вместо них — стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.).

На состоявшемся в 1924 г. XIII съезде РКП (б) обсуждались вопросы физической культуры и спорта. Было выявлено, что причинами искажения, имевшего место в физкультурном и спортивном движениях, являлись несогласованности между государственными и общественными организациями.

В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы физического воспитания. Программа по физической культуре стала исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, она также предусматривала проведение уроков физической культуры в начальной школе 3 раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней:

  • 1) порядковые упражнения;
  • 2) подготовительные упражнения;
  • 3) метание;
  • 4) сопротивления;
  • 5) прыжки;
  • 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;
  • 7) ходьба;
  • 8) заключительная часть.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков с изучением явле ний окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927—1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В 1929 г. Нарком-прос СССР утвердил новые учебные планы для школ 2-й ступени, в соответствии с которыми на физическое воспитание отводилось по 2 часа в неделю. В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников.

Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку. Повысилось внимание к внешкольным и внеклассным формам занятий гимнастикой, спортом и играми. В 1940 г. свыше 830 тыс. учащихся 5—10 классов посещали спортивные секции школьных коллективов физической культуры и 46 тыс. школьников обучались разным видам спорта в 240 детских спортивных школах. На основе комплекса БГТО и ГТО-I в секциях и ДЮСШ закладывался прочный фундамент мастерства юных спортсменов.

Спортивная работа с детьми проводилась в юношеских секциях и командах ДСО профсоюзов, «Динамо», «Спартак», ЦДКА, в парках культуры и отдыха, пионерских отрядах и лагерях. В стране регулярно проводились соревнования юных спортсменов на первенство школ, районов, городов, областей, республик и Советского Союза. Например, в январе 1941 г. в Москве прошли V Всесоюзные соревнования юных гимнастов, показавших рост технического мастерства школьников. В 1940 г. была создана система училищ и школ трудовых резервов, в которой физическое воспитание стало составной частью педагогического процесса и внеклассной работы.

Физическое воспитание и спорт все глубже проникали в среду советского студенчества. В 1927—1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В феврале 1928 г. Центральное бюро Пролетстуда провело первые студенческие соревнования. В программе соревнований были хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс, пинг-понг.

В июле 1929 г. декретом СНК СССР физическое воспитание ввели как обязательный предмет в вузы республики, а с 1930 г. — по всей стране. В первые два года обучения студенты проходили обязательный курс физической подготовки. На старших курсах занятия гимнастикой, спортом и играми носили факультативный характер.

Вся работа по физическому воспитанию и спорту со студентами строилась по единым программам, разработанным на основе комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации.

В университетах и институтах были созданы кафедры физического воспитания и спорта. Студенты занимались лыжным спортом, гимнастикой, стрелковым спортом, гимнастикой, футболом, баскетболом и волейболом.

В 1936—1937 гг. при создании Добровольных спортивных обществ (ДСО) физкультурные коллективы вузов были отнесены к разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности: медицинские вузы входили в ДСО «Медик», педагогические — в ДСО «Учитель», университеты — в ДСО «Наука».

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru