Перечень №2
На основании Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- Руководитель организации
- Руководитель филиала организации
- Заместитель руководителя
- организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Специальное должностное лицо
- организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления
- Главный бухгалтер (бухгалтер)
- организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета
- Руководитель юридического подразделения
- организации (филиала) либо юрист организации (при наличии)
- Сотрудники службы внутреннего контроля
- организации (филиала), при наличии
- Иные сотрудники
- организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов
Периодичность прохождения обучения
Повышение квалификации(плановый инструктаж) ПОД/ФТ
Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации ПОД/ФТ и ФРОМУ
(Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»):
- Специальное должностное лицо обязано проходить не реже одного раза в календарный год.
- Сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг – не реже одного раза в календарный год.
- Остальные сотрудники, согласно Перечню №1, указанному выше, – один раз в два календарных года.
Целевой (внеплановый) инструктаж (п. 3.3 Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У):
- лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций (Информационное письмо ЦБ № 12-1-10/1988;
- руководитель НФО, до назначения на соответствующую должность;
- руководитель филиала НФО, до назначения на соответствующую должность;
- индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
- сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей;
- сотрудники службы внутреннего контроля некредитной финансовой организации (филиала) в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- Специальное должностное лицо обязано проходить повышение уровня знаний не реже одного раза в три года.
- Остальные сотрудники, согласно Перечню №2, один раз в три года.
Какие документы должны применяться в организации в силу требования законодательства по ПОД/ФТ:
- Правила внутреннего контроля
- в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Приказ об утверждении Правил внутреннего контроля;
- Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
- Форма анкеты клиента организации;
- Форма отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества,
- в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Должностная инструкция ответственного сотрудника
- по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Форма журнала учета прохождения вводного инструктажа
- Форма журнала учета прохождения дополнительного инструктажа
- Форма журнала учета прохождения целевого инструктажа
- Форма журнала учета прохождения вводного (первичного) инструктажа;
- Форма журнала учета прохождения целевого (внеплановый) инструктаж;
- Форма внутреннего сообщения
- Образец отчета по результатам внутренней проверки выполнения и организации правил внутреннего контроля,
- требований федерального закона и иных нормативных правовых актов (прилагается Пример заполнения)
- Приказ об утверждении плана проверки внутреннего контроля на 20__ год
- Приказ об утверждении плана реализации программы обучения на 20__ год
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение
- в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма
- Справка о проделанной работе по ВК
- Инструкция по работе кредитного специалиста (данный документ не обязателен, но имеет важное значение
- в целях оценки и выявления специалистом сделок, подпадающих под требования законодательства в сфере ПОД/ФТ)
После успешной сдачи зачета участники получают свидетельства, подтверждающие прохождение обучения в форме Целевого инструктажа/Повышения уровня знаний (согласно Приказу Росфинмониторинга от 19.07.2011 №250 «Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»)
- О группе компаний НП ЦОТ ПФО
- Лицензии и сертификаты
- Представительства
- Для чего нужна СОУТ
- Выбор организации, проводящей СОУТ
- документы, необходимые до начала проведения СОУТ
- Заявка на спецоценку
- Сведения об образовательной организации
- График обучения на 2023 год
- Дистанционное обучение
- Заявка на обучение
- Заявка на сертификацию
Источник: otpfo.ru
Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
Идентификация клиента в банке — 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры — одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.
- Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
- Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
- Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
- Что такое полная и упрощенная идентификация
- Какие операции не требуют идентификации
- Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
- Итоги
Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 02.07.2021 № 400 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.
Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.
Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:
- установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
- наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
- ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:
- но и участники рынка ценных бумаг;
- страховщики;
- поставщики почтовых услуг;
- ломбарды;
- букмекеры
- и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.
Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:
- у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
- у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).
Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:
- получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
- выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
- выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
- фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
- периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.
Как подключить интернет-банкинг при открытии счета, мы писали в статье.
С 01.07.2022 действует так называемый банковский светофор. Теперь банки идентифицируют клиентов и относят каждого из них к определнной группе риска:
- высокая — красная;
- средняя — желтая;
- низкая — зеленая.
Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:
- представителей (доверенных лиц) клиента;
- выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
Как банки будут идентифицировать выгодоприобретателя, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в статью.
- бенефициарных владельцев юридических лиц.
Кто такой бенефициар общества, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».
Что такое полная и упрощенная идентификация
Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.
Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.
Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:
- выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
- клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
- транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
О том, какой срок предусмотрен по УК РФ за разглашение банковской тайны, мы писали в статье.
Какие операции не требуют идентификации
Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:
- Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
- Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
- Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.
Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.
Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.
Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.
Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.
Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:
- Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
- Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
- Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
- все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.
Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.
Итоги
Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.
Источник: nalog-nalog.ru
Полезные статьи
Кроме организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — субъекты ФЗ № 115 ), полный перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 ), под действие ФЗ № 115 попадают иные лица, указанные в ст. 7.1 ФЗ № 115 , к которым относятся адвокаты, нотариусы, аудиторы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг . Рассмотрим более подробно их обязанности в соответствии с ФЗ № 115.
Обязанности агентств недвижимости (риэлторов) по выполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О ПОД/ФТ»
28.02.2017, 06:12
Агентства недвижимости (риэлторы) как субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 ). Обязанности агентств недвижимости по выполнению требований ФЗ № 11 5 .
Критерии отнесения организации или ИП к субъектам Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О ПОД/ФТ». Поднадзорность в сфере ПОД/ФТ
13.01.2017, 02:30
Каким критериям должна соответствовать организация , осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, чтобы попасть под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 )? Какие еще органы, кроме Росфинмониторинга (РФМ), являются надзорными органами в сфере ПОД/ФТ ?
Отчетность в Росфинмонторинг — «квартальный» отчет в виде ФЭС
09.01.2020, 11:42
В соответствии с законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ обязанность по регистрации личного кабинета (ЛК) на Интернет-портале Росфинмониторинга ( РФМ ) и представлению отчетности, в том числе ежеквартальной отчетности, в виде формализованных электронных сообщений ( ФЭС ) возлагается на ВСЕ, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей ( ИП ), полный перечень которых установлен ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ » О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ( ФЗ № 115 ). Рассмотрим этот вопрос подробнее с учетом действующего законодателсьтва РФ в сфере ПОД/ФТ.
Особенности проведения МФО удаленной идентификации заемщиков при выдачи микрозаймов онлайн в целях ПОД/ФТ во исполнение требований ФЗ № 115 от 07.08.2001
13.04.2020, 04:08
В настоящее время наиболее перспективным сегментом рынка микрофинансирования является онлайн (on-line) кредитование . С учетом развития цифровых технологий его доля в общем объеме выданных микрозаймов с каждым годом только увеличивается. Ключевым фактором предоставления микрозаймов онлайн является возможность проведения МФО удаленной (онлайн) идентификации заемщиков без посещения офиса МФО. Такая идентификация заемщиков проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 ), который устанавливает ряд ограничений. В данной статье попробуем разобраться в каких именно случаях МФО вправе проводить удаленную (онлайн) идентификацию заемщиков для выдачи займов online при соблюдении установленных ограничений.
Источник: podft-fz115.ru