Что необходимо предусмотреть в программе идентификации

Правила – документ на бумажном носителе, утвержденный руководителем Общества.

Содержание Правил (обязательные программы):

а) программа организации системы внутреннего контроля;

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;

в) программа изучения клиента;

г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Росфинмониторинг;

е) программа замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества;

ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

Идентификация клиента в НФО. Заполнение анкеты. Фрагмент обучения по программе ПОД/ФТ/ФРОМУ.

з) программа проверки системы внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

II. Загрузить Правила в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Сведения о дате утверждения правил внутреннего контроля необходимы при заполнении карты постановки на учет в Росфинмониторинге.

2). Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 03.02.2022) «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами» (начало действия редакции — 04.02.2022).

3). п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33

Разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и клиентов.

Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.

В перечень включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Программа должна предусматривать, в частности, изучение правовых актов Российской Федерации, правил и программ осуществления внутреннего контроля, а также типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок (п. 16 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Формы обучения зависят от того, кто его должен проводить. Вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ осуществляют организации, учрежденные Росфинмониторингом, и другие организации (п. п. 11, 12 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Перечень таких организаций размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (АНО МУМЦФМ) https://mumcfm.ru/

1). Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203

(ред. от 01.11.2010) «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18375)

2). Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250

«Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2011 N 21883)

Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение).

Разработать иные внутренние организационные меры в указанных Законом N 115-ФЗ

Должностное лицо назначает руководитель организации точно в день принятия Правил (соблюдение проверяет Роскомнадзор, административная ответственность).

Идентифицировать клиентов до приема на обслуживание и сформировать анкету клиента

Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ (не обязательно, можно вручную).

Например, Контур Призма: https://kontur.ru/prizma

Идентификация клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя (физических или юридических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, ИП, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), находящихся на обслуживании, независимо от того, разовая это сделка или она носит долгосрочный характер.

До приема на обслуживание необходимо установить следующие сведения в отношении юр. л. — наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ требовать и получать от клиента или его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица, ИП.

В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т.д.

Определить уровень риска клиентов

В правилах внутреннего контроля указывается какие уровни риска и на основании каких фактов клиент будет отнесен к тому или иному уровню риска. После идентификации клиента с учетом фактов клиенту присваивается определённый уровень риска (Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366).

Сформировать анкету клиента

Все сведения о клиентах необходимо фиксировать в специальной анкете, форму которой разрешено разработать самостоятельно в бумажном и электронном виде. Полученные личные данные должны надлежащим образом храниться. Досье на клиента хранится не менее пяти лет после окончания отношений с ним.

Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.

Читайте также:
Какой программой открыть esp

Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов (не реже одного раза в квартал, результаты сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС).

Признаки сомнительных действий клиента (включаются при автоматизации процесса): частая смена учредителей; адрес массовой регистрации; массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица; несогласованные ОКВЭДы — когда у клиента 20 ОКВЭДов, два или три из которых противоречат друг другу; наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнёс к высокорисковым видам деятельности; непубликация бухгалтерской отчётности за последний год или несколько; неуплата налогов.

1). Ст. 7 115-ФЗ

2). Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366

(ред. от 15.06.2021) «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

3). Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103

(ред. от 09.01.2014) «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»

4). Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями»

Ответственность, если выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов, действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма (уголовная ответственность).

Документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом 115-ФЗ

Сохранять ее конфиденциальный характер.

ст. 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:

1. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.

2. Подписать заявление квалифицированной электронной подписью.

3. Получить уведомление о регистрации заявления.

4. Собрать пакет документов, которые подтверждают оказание услуг по аутсорсингу бухгалтерии и сдаче отчётности. Документы нужно отправить в Росфинмотонинг в бумажном виде, заверив подписью руководителя организации.

5. Получить по почте логин и пароль для доступа в личный кабинет.

Ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга -это отслеживается. На отправку сообщения в Росфинмониторинг — 3 рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175- Порядок ведения личного кабинета, Порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Передавать информацию в Росфинмониторинг

После регистрации ЛК можно проверять своих клиентов по определенным перечням, которые там размещены, и взаимодействовать с Росфинмониторингом, отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС). Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.

Если возникают подозрения об осуществлении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует представить информацию о данных операциях в Росфинмониторинг (независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

1). Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 утверждены Правила передачи информации

2). Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110

(ред. от 30.10.2020) «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3). Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219

«Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению».

Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга) административной процедуры является приказ о проведении проверки.

Предметом проверки является соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее (его) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

28. Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;

наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе порядка работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);

соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.

Читайте также:
Установить программу Ватсап на Айфон

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю

Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191

«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства»

Требования 115 ФЗ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Пункт 5 Информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 «О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001

Источник: sc-kontur.ru

Что необходимо предусмотреть в программе идентификации

При проведении идентификации клиента осуществляются следующие мероприятия:

  • Установление и фиксирование идентификационных данных (рекомендуется формирование анкеты клиента);
  • Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у субъекта статьи 7.1 длящиеся гражданско-правовые отношения должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):
  • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  • Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

Документы, необходимые для идентификации клиента, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Источник: www.fedsfm.ru

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Идентификация клиента в банке — 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры — одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

  • Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
  • Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
  • Что такое полная и упрощенная идентификация
  • Какие операции не требуют идентификации
  • Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
  • Итоги

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 02.07.2021 № 400 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.
Читайте также:
Patchcleaner как пользоваться программой

Как подключить интернет-банкинг при открытии счета, мы писали в статье.

С 01.07.2022 действует так называемый банковский светофор. Теперь банки идентифицируют клиентов и относят каждого из них к определнной группе риска:

  • высокая — красная;
  • средняя — желтая;
  • низкая — зеленая.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);

Как банки будут идентифицировать выгодоприобретателя, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в статью.

  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Кто такой бенефициар общества, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какой срок предусмотрен по УК РФ за разглашение банковской тайны, мы писали в статье.

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Источник: nalog-nalog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru