Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.
Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.
Модульная разработка – эффективный способ создать конфигурируемый продукт
Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.
На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:
1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.
Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Язык Си с нуля — Урок 47 — Многофайловые проекты. Создание и подключение. Заголовочные файлы.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.
П.Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:
1. модульность (обучение строится по модулям);
2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
4. метод деятельности;
6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
7. разносторонность методического консультирования;
8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
2) компетенция определяет необходимые личностные качества;
3) сокращаются сроки обучения;
4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.
При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:
– мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);
– готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;
– материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.
Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Последоватедьность действий учителя при составлении модульной программы
учебно-методический материал
Последовательность действий учителя при составлении модульной программы .
Учитель – консультант управляет познавательной деятельностью ученика, организует не только самостоятельную работу на уроке, включая работу с источниками знаний, но и коллективную творческую деятельность, предлагая комфортный темп работы для каждого, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества, содействует самоанализу собственной деятельности ученика и формированию адекватной самооценки.
Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), и формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания.
Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей; нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Данную технологию вы можете использовать при составлении программ внеурочной деятельности или факультативного курса. Я проходила курсы повышения квалификации по теме «Профильное обучение», итоговой работой было составление программы профильного обучение с использованием модульной технологии. Но сегодня мне бы хотелось остановиться на построении урока по модульной технологии, которую вы можете использовать на уроках на ровне с традиционными.
Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д. Каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал учеником, активизировал его на рассуждение, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля.
Традиционно модуль состоит из 7 учебных элементов.
УЭ-0 – Записывают цели модуля, то есть то, чего ученик должен достигнуть в процессе работы над модулем.
УЭ-1 – Проверка изученного материала. (Следует сказать, что работу над модулем учащиеся осуществляют после предварительного ознакомления с новым грамматическим материалом.) В нем производится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний.
УЭ-2,3,4,5 – Закрепление пройденного материала. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль – самоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их немедленного устранения.
УЭ-6 – Резюме. В этом учебном элементе реализуется возможность повторения основного содержания. (Обобщение может быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм.)
УЭ-7 – Подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля.
В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы и выдает модульную программу или методическое указание, ее заменяющее.
К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Как уже было сказано выше, выполнение учебного модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Источник: nsportal.ru
Принципы и подходы к проектированию модульной программы
Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следующие общие принципы:
• компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;
• систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала;
• целостность и практическая значимость содержания;
• наглядность представления учебного материала.
К специфическим принципам проектирования модульной программы относятся: модульность, структуризация, динамичность, гибкость, паритетность, реализация обратной связи, осознанная перспектива.
Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом успеваемости обучаемых.
Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным особенностям, возможностям и уровням подготовки обучаемых.
Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.
Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.
Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.
В теории и практике модульного обучения в школе выделяются два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов учебной деятельности и содержания модульной образовательной программы.
В разрабатываемых концепциях модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение. В документах они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства для обучаемых.
Рассмотрим краткие характеристики двух подходов.
В основе модульных программ обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей.
Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:
а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;
б) трансформация накопленного учителем учебного и методического материала в обучающие модули;
в) создание обучающих модулей на проектной основе.
Для системно-деятельностного подхода характерны:
• ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы;
• основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;
• адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;
• наличие свободного временного фактора.
Итак, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и подходов осуществляется укрупненное структурирование учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение обучаемым полного, сокращенного или углубленного варианта обучения.
Этапы проектирования модульных программ
Модульная программа составляется на основе анализа деятельности ученика, изучения ее содержания и структуры и представляет собой совокупность модульных блоков.
Процесс проектирования модульных программ состоит из четырех этапов:
1) анализ содержания и структуры учебной деятельности;
2) анализ содержания и структуры модульных блоков;
3) анализ навыков по каждому шагу и определение необходимых учебных элементов (единиц);
4) составление программы обучения.
Достоинством модульной программы является гибкость и вариативность.
Технология сотрудничества
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае контролируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.
«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы) Поскольку единственный путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях – никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала.
Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижения каждого ученика.
Основные идеи, присущие всем трем основным вариантам организации работы малых групп, — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Рассмотрим основные действия учителя при организации обучения в сотрудничестве.
1. Необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к другому, либо по два вместе, расположив стулья по два, напротив друг друга).
2. При подготовке к занятию выделить 1-2 задания, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала.
3. Разбить класс на группы по 2-3 человека и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.
4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по 2-3 вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или продумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями.
5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест.
6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником.
7. Четко сообщить цель в начале урока и перед работой в группах.
8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.
Источник: infopedia.su