Лекция 7.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЯЗЫКАМ
План
1. Информатизация образования и связанные
с этим изменения в обучении языкам.
2. Понятие компьютерного обучения языкам.
3. Классификация электронных средств
обучения.
4. Дистанционное обучение.
5. Сетевые ресурсы в обучении языкам.
2.
1. Информатизация образования и
связанные с этим изменения в
обучении языкам
Компьютерное обучение языкам (Computer Assisted
Language Learning, CALL)
Компьютеризация и информатизация являются
характерными особенностями современного обучения в
целом, поскольку применение современных
информационно-коммуникационных технологий в обучении
позволяет сделать его более эффективным, повысить
мотивацию обучающихся и сократить затраты человеческого
труда. Кроме того, применение компьютеров в полной мере
соответствует другим современным тенденциям
образования: его деятельностному и личностноориентированному характеру.
Мы и наука. Наука и мы. Постскриптум. Компьютеры заменят преподавателей. Выпуск от 26.05.2020
3.
При этом обучению иностранным языкам (ИЯ) с
помощью компьютера отводится особая роль, так как
изучение языка представляет собой процесс,
использующий весь спектр человеческих
возможностей познания.
Вопросы использования компьютеров в обучении
рассматриваются с 1950-х годов, т.е. практически с
начала промышленного производства компьютеров.
За более чем полувековой период компьютерное
обучение претерпело значительные изменения,
которые определялись господствующим методом
обучения и уровнем развития компьютерной техники.
4.
В развитии компьютерных обучающих средств
выделяют два главных этапа:
1) бихевиористический: на этом этапе обучающие
программы были построены по формуле «стимул реакция», обучающемуся отводилась пассивная
роль объекта обучения, а программы выполняли
функцию тренажеров;
2) когнитивно-интеллектуальный: программы
ориентированы на обучающегося, дают ему свободу
выбора уровня и типа действий, активизируя тем
самым его познавательные функции.
5.
2. Понятие компьютерного
обучения языкам
В настоящее время компьютерное обучение ИЯ
представляет собой отдельную область знаний и
практических действий, нацеленных на использование
компьютеров в обучении и изучении языков, имеющую
свою методику, программные средства, цели и задачи.
Возможности использования компьютеров простираются
от традиционных программ-тренажеров до современных
виртуальных обучающих сред, мультимедийных
программ и применения различных форм общения и
хранения информации в Интернете, в частности
электронной почты, корпусов и конкордансов, подкастов и
т.п., с дидактическими целями.
6.
Особенностью компьютерного обучения языкам является
Почему нейросети стали пугать / Редакция
то, что это обучение опирается на определенный
теоретический метод (бихевиористский,
коммуникативный, когнитивно-интеллекутальный и т.п.), а
кроме того, носит междисциплинарный характер: в наши
дни проблемы компьютерного обучения языкам
решаются совместными усилиями психологов,
методистов, программистов, веб-дизайнеров и
лингвистов. В таком междисциплинарном сотрудничестве
возникают новые оригинальные подходы к
компьютерному обучению. В частности, заимствование
идей и методов из сферы искусственного интеллекта
породило новое направление в компьютерном обучении
языкам — ICALL (Intelligent Computer Assisted Language
Learning).
7.
Компьютеры могут использоваться в обучении
языкам различным образом:
1) компьютер — помощник преподавателя
(использование компьютера преподавателем на
отдельных этапах традиционного занятия);
2) компьютер — преподаватель (индивидуальное
обучение целому учебному курсу по заданному
жесткому сценарию);
3) компьютер — источник и «оценивателъ» знаний
(групповое и индивидуальное обучение в рамках
дистанционного обучения языкам, при котором
обучающийся сам обращается к компьютеру как к
носителю необходимой информации и
«оценивателю» приобретенных знаний).
8.
У каждого способа компьютерного обучения есть
свои целевые группы и условия: обязательные для
изучения курсы требуют привлечения компьютера
в помощь преподавателю, а удовлетворение
индивидуальных потребностей в образовании использования компьютеров в качестве
преподавателей или источников и «оценивателей»
знаний.
9.
3. Классификация электронных
средств обучения
Электронные обучающие средства:
компьютерные учебники;
тестирующие программы;
тренажерные программы;
учебные игры;
компьютерные справочники и энциклопедии и др.
10.
Компьютерный учебник — это программно-методический
комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный
курс или его большой раздел. Он объединяет в себе свойства
обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного
практикума и представляет собой не альтернативу, а
дополнение к традиционным формам обучения.
Тестирующая программа — это компьютерная программа,
предлагающая пользователю вопрос и несколько вариантов
ответов на него. Основная задача такой программы проверка знаний пользователя.
Тренажерная программа — программа формирования автоматического навыка выполнения определенных коммуникативных
действий путем многочисленных повторов таких действий.
Примерами программ такого типа служит обучение быстрому
набору текста на клавиатуре методом слепой печати,
упражнения на употребление правильных форм глагола и т.д.
11.
Учебные игры — это компьютерные программы, имеющие
игровые и обучающие функции. В этом случае обучающиеся
активно вовлекаются не только в процесс получения, но и
использования знаний, выполняя какую-либо фиктивную роль.
Учебные игры можно применять с различными целями:
для мотивации обучающихся в получении новых знаний,
для отдыха, развлечения, снятия напряжения на уроке,
для активизации интереса обучающихся,
для активизации познавательной самостоятельности,
для отработки умений обучающихся, как тренажер.
Компьютерные справочники и энциклопедии программы, предназначенные только для представления
учебного материала.
12.
Обучающие компьютерные ресурсы могут предлагаться уже
готовыми или создаваться самими преподавателями с
помощью заготовок несложных компьютерных упражнений.
Примерами ресурсов первого типа выступают, в частности,
следующие мультимедийные обучающие программы:
Профессор Хиггинс. Английский без акцента:
мультимедийное учебное пособие по английской
фонетике и грамматике (www.istrasoft.ru/higgins/htm);
Bridge to English: программа по обучению английской
лексике и грамматике для взрослых (www.intense.ru).
Программной оболочкой, позволяющей составлять
несложные упражнения в виде кроссвордов, предложений с
пропущенными словами, текстов с перемешанными
предложениями и т.д. является, к примеру, программа Hot
Potatoes (http://hotpot.uvic.ca).
13.
4. Дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма организации учебного
процесса, основывающаяся на принципе самостоятельного
получения знаний, предполагающая
телекоммуникационный принцип доставки учебного
материала и интерактивное взаимодействие обучающихся и
преподавателей в процессе обучения и при оценке знаний.
Дистанционное обучение обычно предполагает регистрацию
(запись на курс), позволяющую организовать обратную связь
с обучающимся, предоставление обучающемуся учебных
материалов разного рода (текст, иллюстрации, видео,
задания и т.д.) и выполнение тестовых заданий,
позволяющих оценить уровень знаний обучающегося.
Нередко обучающийся может получать консультации
преподавателя курса в чате или по электронной почте.
14.
5. Сетевые ресурсы в обучении
языкам
Огромным по важности разделом современного
компьютерного обучения языкам становится
использование различных веб-ресурсов (электронных
писем, веблогов, подкастов, совместных вики-проектов и
т.п.) с дидактическими целями.
В целом веб-ресурс можно понимать как электронный
документ, содержащий информацию различного рода
(вербальную, графическую, табличную, звуковую,
графическую, видеофайлы, анимацию и компьютерные
программы), доступную через веб-страницы,
размещенные во Всемирной паутине.
15.
Веб-квесты — сценарии организации проектной
деятельности обучающихся по любой теме с
использованием сети Интернет.
Темы веб-квестов, используемых при обучении
иностранному языку, могут быть самыми разными:
My career, Extreme Sports, Джордж Гордон Байрон.
Веб-квесты относятся к такому типу веб-ресурсов,
который получил название Веб 2.0 (социальная сеть).
К Веб 2.0 относятся социальные сервисы и службы
Всемирной паутины, позволяющие широкому кругу
людей быть не только получателями информации, но
и ее создателями и соавторами.
16.
Итог: компьютерное обучение языкам — это весьма
перспективное направление современной
лингводидактики. При этом не следует
рассматривать компьютерные обучающие ресурсы
как замену преподавателя, а считать их способом
расширения традиционного занятия для
организации и выполнения рутинной работы,
развития навыков обучающихся путем тренировки,
повышения активности обучающихся и создания
возможностей для самообразования.
Источник: ppt-online.org
Способен ли компьютер заменить учителя?
статья
Данная статья была представлена на межвузовской научно-практической конференции старшеклассников, студентов и аспирантов «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ» в г. Москва
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПОСОБЕН ЛИ КОМПЬЮТЕР ЗАМЕНИТЬ УЧИТЕЛЯ?
Современный мир – эпоха развития всевозможных технических средств, время компьютерных технологий. Практически во все сферы нашей жизни проникли достижения, являющиеся результатом научно-технического прогресса. Это и всевозможные станки и механизмы, различное производственно-техническое оборудование, средства связи, мобильные средства передвижения. Техника заметно облегчает наш быт, хотя совсем недавно применение ее в повседневной жизни казалось практически невозможным. Техника проникла даже в такую «исконно человеческую» область деятельности, как образование.
Все более актуальным становится в наши дни вопрос об использовании достижений научно-технического прогресса в образовательном процессе. Безусловно, технические средства использовались в ходе занятий и раньше (взять, к примеру, проекторы), однако своего апогея внедрение техники достигло с появлением у широкого круга пользователей возможности приобрести персональный компьютер. Относительно недавно школы были укомплектованы компьютерными средствами обучения.
Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают информацию, проверяют уровень ее усвоения, формируют теоретические знания и практические умения, открывают доступ к различным электронным ресурсам и т.д. [3, с.332] Персональные компьютеры могут быть использованы по всем учебным предметам и на всех уровнях образования. ПК способны определять стандартные ошибки и предлагать тренировочные упражнения для их устранения [4, с.237].
Сравнительно небольшой срок эксплуатации компьютерных средств, безусловно, оправдывает то большое количество проблем, возникающих в связи с их использованием. Среди прочего можно упомянуть, к примеру, слабую (в техническом плане) подготовленность учителей, недостаточное количество персональных компьютеров (учащиеся вынуждены заниматься по 3-4 человека за одним монитором), а при достаточном их количестве проблемой является слишком быстро устаревающее программное обеспечение. Кроме недостатков, связанных непосредственно с персональным компьютером, следует также отметить отсутствие в школах необходимых сопутствующих материалов: обучающих программ, тестов и иных электронных ресурсов. Не все школы имеют возможность использовать в процессе обучения ресурсы сети интернет. Таким образом, наличие в школе компьютерного класса еще не говорит о том, что компьютерные технологии успешно и продуктивно используются учащимися и учителями: как правило, школы используют персональные компьютеры лишь для оформления документации, а ученики в свободное от уроков время приходят в класс для того, чтобы поиграть.
Все вышеперечисленное в большей степени относится к сельским школам, где очень остро стоит вопрос о правильном и эффективном использовании имеющихся средств. Однако и в школах, успешно использующих компьютерные, мультимедийные технологии, имеются свои специфические проблемные вопросы. Одной из важнейших проблем в высокотехнологичных, развитых с точки зрения технической оснащенности школах является так называемое «пресыщение» компьютерными технологиями. Практически каждый урок, каждое внеклассное занятие и даже задание на дом в подобных школах связаны с работой на компьютере.
Как выглядит со стороны подобный урок? Учитель, используя компьютерную презентацию, знакомит учащихся с новым материалом. Ученики, рассмотрев тему, выполняют на компьютерах задания, нацеленные на проверку их знаний. На дом школьники получают вполне специфические задания: найти ответ на какой-либо вопрос в интернете, составить по найденному материалу свою презентацию (или проверочный тест), ответить на вопросы, подготовленные учителем в электронной форме. Общение учителя и ученика в процессе обучения сводится к минимуму.
Большинство исследователей отмечают, что именно этого и требует от нас информатизация, технологизация общества; что общество живет техническими достижениями, к использованию которых следует стремиться во всех областях. Да, несомненно, технический прогресс «работает» во благо населения, его плоды позволяют нам осуществлять такую деятельность, которая раньше казалась невозможной. Но на любую ситуацию можно взглянуть с обратной стороны.
К примеру, вопрос, поднятый в данной статье – способен ли компьютер заменить учителя? Пытаясь повсеместно внедрить компьютерные технологии, стремясь к максимальной наглядности при демонстрации материала и к большей объективности при проверке знаний, не переусердствовали ли мы? Ведь ни одно, даже самое совершенное техническое устройство, ни одна машина не смогут заменить человеческую теплоту, внимание и заботу.
Учитель – одна из наиболее благородных профессий. Труд учителя во все времена пользовался большим уважением. И связано это вовсе не с тем, что учитель много знает и рассказывает (хотя и это немаловажно). Авторитет учителя во многом зависит от его умения найти «общий язык» с учащимися, от его желания понять каждого своего ученика, от его способности прочувствовать ребенка.
В наше время учащиеся черпают информацию не только и не столько из учебников, хрестоматий и иных подобных пособий – главным источником знаний являются СМИ, телевидение, интернет. Ни одному учителю не под силу контролировать весь поток информации, поступающий к ученику.
Кроме того, большинство учителей, привыкших использовать в своей работе традиционные методы и средства, просто не успевают следить за всем объемом сведений, которые перемещаются в информационном пространстве. Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда ученик знакомится с определенными материалами раньше своего учителя; или с такой ситуацией, когда учитель оперирует старой, привычной информацией, а ученик уже в курсе произошедших в обществе изменений. Следовательно, предоставление определенного уровня знаний в настоящее время уже не является основной функцией учителя. Конечно, нельзя полностью отказаться от образовательной функции учителя – учитель разъясняет материал, подготавливает учащихся к восприятию новых знаний, способствует формированию необходимых в дальнейшей жизни умений и навыков. Однако следует отметить, что передача знаний все же постепенно отходит на второй план, предоставляя учителю большую свободу в процессе воспитательной работы.
Воспитывать — это в значительной степени означает строить систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности.
Способен ли компьютер или любая другая, самая грамотная в техническом плане машина воспитать в ребенке отношение к окружающему миру? Способен ли технический прибор научить живое существо понимать, чувствовать, сопереживать?
Ответ на этот вопрос свыше ста лет назад хорошо сформулировал К. Д. Ушинский: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер» [5, — с. 64]. Качество человека может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком – носителем этого качества, поэтому так важна роль учителя, воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его как личности, гражданина, будущего профессионала. [2, с.70].
Жизненные ценности принимаются личностью только через совместную с другими людьми деятельность. Только во взаимодействии с педагогом знание школьника о ценностях может быть преобразовано в реально действующие мотивы поведения [1, с.47]. Только человек может воспитать человека. Ученику важно знать, что думает по тому или иному вопросу учитель, как он оценивает различные события, происходящие в повседневной жизни. Ребенок, приходя на урок, “заряжается” от учителя: только заинтересованный блеск в глазах педагога способен подтолкнуть ученика к активной деятельности в процессе усвоения предмета.
Компьютер – лишь средство передачи определенного объема информации. Эмоционально окрасить эти сведения, дать им соответствующую, правильную оценку по принципу “что такое хорошо и что такое плохо” может лишь учитель. Ни одна машина не посмотрит с упреком, если ученик расшалился; ни один прибор не заметит, что ребенок пришел на занятие в подавленном состоятии и в данный момент не в состоянии заниматься; никакая положительная оценка, поставленная автоматом, не сравнится с теплыми словами наставника.
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на огромное количество достоинств, присущих компьютеру, он не способен полностью заменить учителя в образовательном процессе. Технические средства обучения являются лишь дополнительным, вспомогательным средством в ходе занятия, а основное значение, как и прежде, придается словам учителя. Урок не может основываться только на работе с техническими средствами – для нормального развития учащимся необходимо общение, как с преподавателем, так и между собой. Только в общении, в отношении к оружающему миру можно воспитать полноценную, здоровую личность.
1.Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения//Педагогика. №10. 2009
2.Мозгарев Л.В., Панасюк В.П. Учитель и качество образования//Педагогика. №1. 2007
3.Педагогика: учеб./под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.
4.Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430с.
5.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
Источник: nsportal.ru
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации этих функций. Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.
Картинками
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru