Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса) [ 4 ].
Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х — начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х — начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.
Что такое нейронные сети? ДЛЯ НОВИЧКОВ / Про IT / Geekbrains
Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями -«заместителями» реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом [ 4 , 8 ].
Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродей ствующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий [ 5 , 6 , 7 , 9 , 1 0 , 1 1 ].
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
УРОКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Компьютер с нуля.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно — энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа «Физикон», «Живая геометрия»;
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности.
Работы Скиннера, Краудера и других педагогов-исследователей дали толчок развитию трех различных видов обучающих программ (ОП): линейных, разветвленные и адаптивных, с помощью которых и строится процесс программированного обучения в современной школе.
Линейная ОП — это обучающая программа, в которой весь учебный материал разбивается на последовательность смысловых единиц («порций»), логически охватывающих весь предмет. Эти «порции» должны быть достаточно малы, чтобы учащийся делал как можно меньше ошибок. В конце каждой «порции» выполняются контрольные задания, однако порядок изучения «порций» не зависит от результатов выполнения этих заданий.
Разветвленная ОП отличается от линейной тем, что обучаемому в случае неправильного ответа при выполнении контрольных заданий может предоставляться дополнительная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание.
Построение адаптивной ОП основано на гипотезе, что некоторое количество ошибок необходимо для успешного обучения, т.е. если учащийся все делает без ошибок, то эффект обучения будет меньше. Количество допущенных ошибок используется следующим образом;
а) если процент ошибок падает ниже определенного уровня, то степень трудности обучения автоматически повышается;
6) при возрастании процента ошибок выше определенного уровня степень трудности автоматически понижается.
Важнейшие задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Тенденции развития информатизации образования
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Источник: tsput.ru
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:
· учебные электронные издания;
· компьютерные обучающие системы;
· аудио-, видео-учебные материалы и многие др.
Электронные изданияучебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. Вчастности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а так же программное обеспечение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:
§ индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
§ контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
§ обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
§ моделировать и имитировать процессы и явления;
§ проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
§ повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.
Аудио – и видеоучебные материалы – записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты и бывают представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные системы обучения.
Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.
Программное средство — это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:
□ автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;
□ лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;
□ тренажеры (TP) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;
□ контролирующие программы (КП) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;
□ справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;
□ компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.
□ мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область приме-нения компьютера в учебном процессе.
В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.
Технические средства предъявления информации (ТСПИ).
Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения.
Схема применения ТСО выглядит следующим образом.
Технические средства предъявления информации (ТСПИ), обеспечивающие прямой канал передачи.
Технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи.
Технические средства управления обучением (ТСУО), обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться «через преподавателя» (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер).
ТСПИ делятся на три группы (в зависимости от восприятия):
1. Слуховые или аудиосредства.
2. Зрительные или визуальные средства.
3. Аудиовизуальные средства.
При выборе того или иного ТСПИ, внимание обращают на содержательное и смысловое различие учебных материалов, а также, какое из средств, в каждой конкретной ситуации полнее и лучше реализуют дидактические функции.
К первой группе стоит отнести все звуковые технические устройства, способные записывать и воспроизводить аудиоинформацию, а также микрофоны, предназначенные для усиления речи.
К визуальным средствам относятся технические устройства, воспроизводящие информацию на собственном экране либо другой подготовленной поверхности для последующего ее зрительного восприятия. Источником информации могут быть любые электронные носители и материалы сети интернет, в случае, если она представляется посредством воспроизведения на экране персонального компьютера, планшета, мобильного устройства (а также с помощью проектора), либо в виде диафильмов и слайдов (в случае использования диапроекторов и графопроекторов).
Аудиовизуальные устройства — специализированные технические комплексы, позволяющие воспроизводить одновременно связанный друг с другом аудио- и визуальный ряд. В качестве источников информации используются электронные носители, материалы сети интернет, а также телевидение.
Кроме того можно выделить группу устройств, позволяющих интерактивно взаимодействовать с информацией.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2650 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Средства обучения. Компьютер как средство обучения
Средства обучения — это составная часть метода обучения.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения, это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Оценить 1435 0
Содержимое разработки
Средства обучения. Компьютер как средство обучения.
Средства обучения — это составная часть метода обучения.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения, это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Функции средств обучения:
1.Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3.Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
Классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на учащихся:
визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ — презентации;
аудиальные:музыкальный центр, радио;
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ — презентации.
2.По степени сложности:
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению:
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая(магнитофонная запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Но в то же время надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
Виды средств обучения и их характеристика.
I.Вербальные средства обучения:
остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
главный инструмент общения, передача знаний.
II.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
наглядность должна быть эстетически выполнена;
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;
для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся;
при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
III. Технические средства обучения:
ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
Демонстрацию видео — кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:
Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобрело широкое распространение.
Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Появились мультимедийные проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
Классная доска тоже претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Система электронных журналов — это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.
Система предназначена для пользования в школах.
Доступы к системе разделены на 2 модуля:
административный (для директора, завуча и учителей)
просмотровый (для родителей и учеников)
Дляучеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:
информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,
различные графики для оценки успеваемости;
информирование о расписании и заменах уроков;
возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;
родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.
Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.
В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка — один клик мышки);
легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;
также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
контроль над получением всей информации родителями;
возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;
размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).
В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
простая обратная связь с родителями учащихся.
Для успешного использования ТСО необходимо решить некоторые вопросы:
— тщательный отбор содержания обучения в соответствии с возможностями КСО;
— прогноз воздействия ТСО на мышление учащихся;
— грамотный выбор способов сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.
Поэтому не следует абсолютизировать компьютерные средства обучения. Надо помнить, что сама по себе передача информации не несет в себе передачу опыта, знаний, эмоций и культуры, поэтому компьютерные технологии являются хоть и очень эффективными, но, все же, вспомогательными в процессе обучения.
Можно сформулировать цели использования ТСО:
— реализация социального заказа в связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией всего общества;
— повышение качества обучения за счет использования ТСО;
— углубление межпредметных связей за счет использования компьютера при создании, хранении и обработки материала;
— развитие и подготовка обучаемого к продуктивной деятельности;
— формирование умений принятия оптимальных решений в сложных условиях;
— формирование информационной культуры;
— умение осуществлять обработку полученной информации;
— развитие конструктивного мышления благодаря работе с компьютером;
— развитие творческого мышления.
Определяются и основные направления внедрения компьютерных средств обучения:
— средство организации интеллектуальных игр;
— средство распространения методического опыта;
— средство контроля и мониторинга;
— средство, совершенствующее весь процесс обучения в целом.
Возможности ТСО для учащихся:
— адаптация к интеллектуальным возможностям учащегося;
— гибкость всего процесса обучения;
— определение причин ошибок.
Для учителей компьютерные технические средства обучения дают возможность:
— ограничить область информационных потребностей учащихся;
— выделить основную и полезную информацию;
— создание динамических изображений;
— звуковое и видео сопровождение материала;
— облегчение контроля знаний учащихся;
— определить проблему обучения легко и быстро;
— моделировать действия учащихся;
— обеспечение работы в он–лайн режиме;
— обеспечение дифференцированного обучения;
— обеспечение дистанционного обучения;
Проведя такой анализ ТСО, можно сделать следующие выводы:
— использование компьютера открывает огромные возможности для развития процесса обучения, в том числе самостоятельного;
— появляется возможность углубленного самоконтроля;
— проведение телемостов и дистанционного обучения;
— участие в сетевых конкурсах и проектах;
— дистанционное общение со сверстниками – для учащихся и с коллегами – для учителей;
— консультации с высококвалифицированными специалистами из любой точки мира;
— доступ к мировым общекультурным и общенаучным ценностям;
— доступ к виртуальным библиотекам.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, роль уроков с использованием технических КСО возрастает, а, значит, обостряется значимость проблемы изучения компьютерных средств обучения как инструмента для обучения различным дисциплинам.
- Методические рекомендации по проведению классного часа «Цена и ценности»
- Развитие коммуникативных функций у детей с умственной отсталостью через интегрированные уроки биологии и логопедии.
- Презентация к выступлению «Технологии и техники в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве»
- Мастер-класс «Изготовление танцевального костюма»
- Методическая разработка занятия по развитию общей и мелкой моторики «В гостях у сказки»
Источник: www.prodlenka.org