Сущность и определение корпоративной социальной ответственности
Определение 1
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это особая концепция ведения бизнеса, основанная на осознании и принятии им на себя ответственности за свою деятельность и ее результаты перед обществом, его членами и иными контрагентами.
Корпоративная социальная ответственность или, как ее еще называют, социальная ответственность бизнеса в основе своей опирается на добровольное решение бизнес-структур о принятии участия в улучшении жизни общества, развитии его экономической, социальной и экологической сфер.
В процессе своего развития КСО прошла длинный и тернистый путь развития. Основные ее концепции представлены на рисунке 1.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Рисунок 1. Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день под корпоративной социальной ответственностью в общем смысле понимается система добровольно и последовательно реализуемых бизнесом мероприятий экономического, экологического и социального характера, а также соблюдение этических ценностей и норм, в основе своей опирающихся на обеспечение постоянного взаимодействия организации с заинтересованными сторонами и направленных на минимизацию нефинансовых рисков ее развития, улучшение деловой репутации и имиджа в долгосрочной перспективе. В конечном счете, приверженность бизнеса нормам и принципам корпоративной социальной ответственности способствует укреплению конкурентоспособности и рост рыночной капитализации компании, обеспечивая тем самым прочную основу для ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
КСО как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса
«Корпоративная социальная ответственность: программы и методы деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Структура корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность имеет многоуровневую структуру (рисунок 2). Традиционно выделяют четыре ее уровня – ответственность экономического, правового, этического и филантропического порядка. При этом первые два уровня считаются обязательными для исполнения, а третий и четвертый – сугубо добровольными. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Базовые уровни КСО по А, Керроллу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Низшим уровнем ответственности выступает ответственность экономического порядка. Она предполагает необходимость производства товаров и услуг, способных удовлетворять потребности рынка и позволяющих компании получать прибыль.
На втором уровне располагается правовая ответственность. Ее суть заключается в необходимости соблюдения бизнесом норм и правил действующего законодательства.
Третий уровень отводится этической ответственности. Ее суть сводится к соответствию бизнеса общественным ожиданиям, которые хоть и не оговорены в нормах закона, но все же имеют место быть.
Лекция 1. Сущность и основные подходы к корпоративной социальной ответственности
Наконец наивысшим уровнем ответственности считается ответственность филантропического (дискреционного) толка. Она предполагает добровольное участие бизнеса в реализации социальных программ, направленных на повышение качества жизни общества и решение социально-значимых его проблем.
Замечание 1
Таким образом, корпоративная социальная ответственность означает, что бизнес и его представители должны получать прибыль, исполнять и соблюдать законы, быть этичными и выступать в роли хороших корпоративных граждан.
Помимо выше описанного существуют и другие подходы к разграничению уровней КСО. Так, например, весьма распространен подход, согласно которому социальная ответственность бизнеса включает в себя три уровня – базовый, продвинутый, высший. Первый, будучи основанным на соблюдении действующего законодательства, носит обязательный характер, а вторые для – являются добровольной составляющей. При этом продвинутый уровень предполагает реализацию социальной активности ради выгоды, а высший – основан на благотворительности.
Так или иначе, КСО и деятельность с нею связанная могут быть реализованы в расчете на внутреннюю среду организации или ее внешнее окружение. В первом случае основное внимание концентрируется вокруг сотрудников и собственников компании, во втором – вокруг ее внешних стейкхолдеров.
Программные и методические основы реализации корпоративной социальной ответственности
На практике корпоративная социальная ответственность реализуется посредством использования широкого инструментария. Основными его компонентами считаются:
- социальные программы;
- благотворительность и спонсорство;
- корпоративное волонтерство.
Рассмотрим их подробнее.
Под социальными программами понимается некая совокупность социальных мероприятий, имеющих системный характер и направленных на решение конкретных социально-значимых проблем. Их реализация позволяет повысить значимость компании не деловом сообществе, общественных кругах и властных структурах.
Основными практическими инструментами реализации социальных программ выступают денежные гранты, социальные инвестиции, благотворительные пожертвования, эквивалентное финансирование и пр. Результатом их реализации выступает укрепление рыночных позиций бизнеса, улучшение его имиджа, репутации и взаимоотношений с инвесторами, привлечение клиентов и пр.
Корпоративное волонтерство включает в себя обширный круг деятельности, включающий официальное предоставление услуг, традиционные формы самопомощи и взаимопомощи, а также иные формы гражданского участия, добровольно осуществляемые на благо общества и не предполагающие денежного (материального) вознаграждения. Корпоративное волонтерство является составной частью корпоративной культуры. Оно основано на добровольной деятельности работников компании на благо общества, при этом компания эту деятельность поддерживает и поощряет.
Благотворительность предполагает оказание безвозмездной помощи некоторым частям общества. Основными ее направлениями являются:
- наука и образование;
- культура и искусство;
- социальные программы и пр.
Благотворительность может принимать различные формы, будь то денежные пожертвования, стратегическая или рекламная благотворительность.
Спонсорство основано на спонсировании (финансировании) определённых мероприятий и инициатив. Его главной целью считается формирование и укрепление ассоциативных связей между брендом (компанией) и спонсируемыми им (ею) объектами и мероприятиями.
Источник: spravochnick.ru
7.3. Инструменты менеджмента ксо
Инструмент менеджмента корпоративной социальной ответственности – это организационный процесс (к примеру, программа этического тренинга), руководящий документ (например, руководство GRI), стандартизированная методика (например, оценка жизненных циклов) и другие типы руководств, направленные на то, чтобы помочь организации при разработке специфических, высокоспециализированных положений, которые должны соответствовать корпоративным ценностям и принципам, а также процессу менеджмента КСО, при решении социальных, этических, экономических и экологических проблем.
Востребованность различных инструментов будет зависеть от конкретных обстоятельств, хотя большинство инструментов разработано так гибко, что организация может использовать их применительно к любой ситуации. Каждый из рассматриваемых стандартов разрабатывает свои собственные инструменты, чтобы помочь организациям реализовывать свои системы менеджмента КСО. В то же время существуют инструменты, присутствующие в каждой инициативе.
В различных фазах процесса менеджмента КСО, а именно в модели «План – Действие – Контроль – Отчет» инструменты социальной ответственности предприятия представлены в зависимости от специфичности объектов (табл. 9).
Методика развития этики по коду Q-RES
Инструменты бизнес-дела SIGMA
инструменты вовлечения участников социально-ответственного процесса SIGMA
Методика этических тренировок Q-RES
Инструменты поставок VMS
Инструмент устойчивого маркетинга SIGMA
Инструмент внешнего учета SIGMA
Руководство устойчивого учета SIGM
Стандарт верификации АА 1000
Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI
7.4. Верификация социально ответственной деятельности
Верификация – это внутренняя оценка специфических принципов и стандартов, качества отчетов и систем, процессов и компетенций, которые представляют общую информацию и поддерживают отчетность исполнительской работы организации. Верификация включает трансляцию результатов этой оценки заинтересованным пользователям для обеспечения надежности хозяйствующего субъекта.
Необходимо отметить, что на практике нет ни одного общепринятого согласованного подхода, обеспечивающего верификацию социально ответственной деятельности. В то же время организации часто ищут различные формы верификации от различных провайдеров гарантии, начиная с традиционных финансовых аудиторов и заканчивая специализированными консультантами по социальной ответственности, неправительственными организациями и просто отдельными уважаемыми людьми.
Известно, что без эффективной формы верификации с использованием различных подходов любая стратегия корпоративной социальной ответственности и ее конкретная система менеджмента не будет рассматриваться участниками социально ответственного процесса как надежная.
Различным системам менеджмента КСО свойственны свои подходы и стандарты верификации.
Например, подход к верификации стандарта Q-RESоснован на модели по принципу системы менеджмента качества –ISO, которая может быть сертифицирована третьей независимой организацией; подход к верификации стандартаVMSосновывается на процессе саморегулирования, то есть он делает упор на ключевую роль организации, которая сама добровольно приняла самоограничивающий стандарт менеджмента КСО –VMS; стандарт АА 1000 включает специализированный «стандарт верификации» (Стандарт верификации АА 1000), который во многом касается сути корпоративных ценностей и ориентации; подход к верификации стандартаSIGMAво многом схож с подходом Серии АА 1000, так как данный стандарт формально принял Стандарт верификации АА 1000, как «основной внутренний» подход к верификации, которую он представляет.
Источник: studfile.net
Инструменты КСО
По Котлеру , все инструменты КСО можно разделить на крупные группы по механизму реализации проектов:
1. Пропаганда компании. Корпорация предоставляет средства и взносы в натуральной форме или в форме других корпоративных ресурсов для повышения осведомленности и заинтересованности социальной проблемой или для поддержания сбора средств, участия или привлечения волонтеров для кампании. Корпорация может организовать пропаганду самостоятельно (пропаганда The Body Shop запрета тестирования косметики на животных), быть основным партнером акции (спонсирование Aleve шествия для сбора средств в поддержку Фонда борьбы с артритом) или одним из нескольких спонсоров (в число спонсоров «Всеамериканской уборки» в рамках акции 2003 г. «Сохраним Америку красивой» вошли: Lysol, PepsiCo, Firestone Tire https://vc.ru/ortacommunications/110889-instrumenty-kso» target=»_blank»]vc.ru[/mask_link]