При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методике разрабатывало техпромфинплан, который состоял из 13 разделов.
С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма существенных их ошибок. Как показывает анализ, такие предприятия в своем значительном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении или стали банкротами.
В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития предприятия. Поэтому на многих предприятиях к этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.
Как разработать программу производственного контроля?
Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:
• план производства и реализации продукции (услуг); этот раздел еще называется производственной программой;
• план научно-технического прогресса;
• план материально-технического обеспечения;
• план по труду и кадрам;
• план по издержкам производства и реализации продукции;
• план социального развития коллектива предприятия;
• план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Многие из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах учебника. Поэтому более детально остановимся на производственной программе предприятия.
Что такое производственная программа предприятия
Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.
Производственная программа состоит из следующих разделов:
I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.
II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
III. План по специализации и кооперированию.
При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;
наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
Как устроен процесс разработки? ДЛЯ НОВИЧКОВ / Про IT / Geekbrains
непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.
Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.
Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.
Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции.
Объем реализуемой продукции по плану ( Vp ) можно определить по формуле
где Vт — объем товарной продукции по плану;
V нп1 , V нп2 — остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Товарная продукция — это готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовой продукции (Vв) включает в себя объем товарной продукции и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.
Объем чистой продукции ( V чп) может быть определен из выражения
где МЗ — материальные затраты;
Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции.
При разработке производственного плана организации в производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м 3 , штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.
Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой инвалюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения.
Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Финансовый план состоит из двух разделов:
I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.
Раздел I содержит такие показатели:
1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:
доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
доходы, полученные по ценным бумагам;
доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.
4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:
в порядке долевого участия в строительстве;
по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.
6. Поступления из внебюджетных фондов.
7. Прочие доходы.
Раздел II содержит показатели:
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).
2. Распределение чистой прибыли, в том числе:
на накопление (по направлениям использования);
на потребление (по направлениям использования).
3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет других источников финансирования (по видам источников).
4. Прочие расходы.
В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.
На многих отечественных предприятиях параллельно разрабатывают как план экономического и социального развития, так и бизнес-планы.
Бизнес-планы в этом случае разрабатываются для экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в этом случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития предприятия.
Бизнес-план — это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.
Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.
Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то или иное дело?
Бизнес-план — это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно.
Составление бизнес-плана при разработке производственного плана предприятия требует личного участия руководителя фирмы с привлечением консультантов со стороны.
Какова структура бизнес-плана?
Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме, которое открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним. Объем резюме не должен превышать 3—4 машинописных страниц, а само изложение должно быть простым, лаконичным и доступным для любого инвестора. Максимальное внимание, должно быть уделено разъяснению назначения товара, источников финансирования, чем будущий товар будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, ожидаемым от проекта. После этого излагаются основные разделы бизнес-плана.
Перечислим основные из них:
в первом разделе, как правило, описываются товар или услуга, ради производства которых задумывался весь проект;
во втором — оценивается рынок сбыта товаров;
в третьем — анализируется информация о своих возможных конкурентах: их товар, качество продукции, примерные цены и условия продажи.
в четвертом — рассматривается план маркетинга. Этот план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвычайно важный документ для внутрифирменного пользования. К основным элементам плана маркетинга относятся: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о фирме и товарах;
в пятом — рассматривается план производства. Главная задача здесь — доказать, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества;
в шестом — рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить работу персонала;
в седьмом — рассматриваются правовые аспекты фирмы, в частности организационно-правовые формы хозяйствования;
в восьмом — освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму;
в девятом — рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности);
в десятом разделе, который называют «стратегия финансирования», определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.
Такова примерная структура бизнес-плана, которая излагается во многих отечественных учебниках.
Разработка производственного плана предприятия, схема
Пример разработки производственного плана организации, таблица
Источник: bibliotekar.ru
Производственная программа предприятия
развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Производственная программа предприятия»
Формирование производственной программы предприятия в современных условиях
Определение 1 Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором.
Основные сведения о производственной программе предприятия Осуществление предприятием своей хозяйственной.
Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального.
Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки.
Этапы и особенности формирования производственной программы предприятия Формирование производственной
Автор Виктория Викторовна Приходько
Источник Справочник
Категория Экономика предприятия
Статья от экспертов
Моделирование формирования производственной программы предприятия
Разработаны экономико-математические модели формирования производственной программы предприятия при однопродуктовой деятельности с учетом переходящих запасов готовой продукции, свободной емкости склада, трудоемкости изготовления продукции, рыночного спроса и других основных ресурсов. На их базе сформированы модели данной задачи при многопродуктовой деятельности, позволяющие оптимально согласовывать материальные потоки и имеющиеся финансовые ресурсы предприятия в рассматриваемом плановом периоде.
Автор(ы) Соколицына Наталья Александровна
Источник Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки
Научный журнал
Планирование производственной программы предприятия
Автор Maksim Maksimov
Источник Справочник
Категория Экономика предприятия
Статья от экспертов
Оптимизация производственной программы промышленного предприятия
Из экономических показателей выбран критерий (прибыль от реализации товарной продукции) для оптимизации производственной программы промышленного предприятия. Сформулирована модель оптимизации производственной программы в виде задачи линейного программирования.
Источник: spravochnick.ru
Система производственных программ предприятия
Производственная программа предприятия — это система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, исходя из спроса на нее и реальных возможностей предприятия по ее удовлетворению.
Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства. Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения производственной программы.
Производственная программа служит базой для разработки следующих планов предприятия:
1) материально-технического снабжения.
2)определения численности персонала и оплаты труда.
3)инвестиций.
4)финансового плана.
Годовая производственная программа устанавливает ряд номенклатурно-количественных заданий, которые составляют ее разделы:
-номенклатура и ассортимент продукции;
-задания по выпуску готовых изделий в натуральном и стоимостном выражении;
Разработка производственной программы начинается с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, работ промышленного характера и т.п.), которые нужны как народному хозяйству так и индивидуальным потребителям. Таким образом необходимо начинать составление производственной программы с расчета номенклатуры, количества и объема реализуемой продукции.
В плане реализации продукции предприятия устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
Основными источниками для составления плана реализации продукции являются:
-план по производству товарной (валовой) продукции.
— оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации.
— план выпуска продукции на продажу
— объем работ промышленного характера.
-объем поставок полуфабрикатов сторонним организациям.
Источник: mydocx.ru