Что может не входить в программы отдельных предметов или курсов

Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине.

  • список тем изучаемых материалов;
  • указания по количеству времени на каждую отдельную тему;
  • разделение их по годам обучения;
  • время, которое должно отводиться для изучения всего курса.

Существует несколько типов учебных программ:

  • типовые программы;
  • рабочие школьные программы;
  • личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.

Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов.

Разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ

На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся.

Авторские программы различаются и логикой создания курса, и серьезностью рассматриваемых в них задач, теорий, и характером их изложения автором программы. Чаще всего их используют при подготовке специальных курсов по выбору, обязательных предметов и других учебных дисциплин. Такие программы при наличии отзывов одобряются советом школы.

Учебная программа включает в себя три главных элементов:

  • объяснительная записка, в которой освещены цели и задачи прохождения дисциплины;
  • содержательная часть, содержащая список тем, разделение времени на изучение тем и разделов, список рекомендуемых занятий и способы обучения;
  • методические инструкции о способах реализации программы, которые касаются методов, организационных форм, способов обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, получаемых учениками в процессе изучения определенного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы делятся на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельно взятые части материала создают непрерывное постоянство непосредственно связанных между собой звеньев, которые прорабатывают за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предусматривает возвращение к усвоенным знаниям. Обзор одной и той же проблемы постепенно увеличивается, обогащается новыми знаниями, связями и зависимостями.

В последнее время усиленно обосновывается так называемый спиральный способ выстраивания школьных программ. Отличительным признаком спиральной структуры изложения материала является то, что ученики, не упуская из поля зрения начальную проблему, постепенно увеличивают и усиливают круг связанных с ней знаний.

ФГОС СОО и система элективных курсов

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Методические требования к учебным программам

Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы.

Понятие и методические требования к учебным программам

Программы отдельных учебных предметов (курсов) должны включать:

  1. пояснительную записку, в которой рассматриваются общие задачи среднего (полного) общего образования учитывая спецификацию учебного предмета;
  2. общее описание учебного предмета (курса);
  3. определение места учебного предмета (курса) в учебном плане;
  4. личные, метапредметные и предметные результаты усвоения определенного учебного предмета (курса);
  5. содержимое учебного предмета (курса);
  6. предполагаемые итоги изучения учебного предмета (курса);
  7. тематическое планирование с описанием основных видов учебнойдеятельности учащихся;
  8. изображение учебно-методического и материально-технического оснащение образовательного процесса.

В программу должны быть включены:

  • задачи духовно-нравственного развития;
  • направленность деятельности по духовно-нравственному формированию и воспитанию учащихся, их социализации, профессиональной нацеленности, здоровьесберегающей деятельности, формирование экологической культуры, которая отражает спецификацию образовательного учреждения. Направленность интересов групп образовательного процесса; содержимое, формы работы и виды занятий с учениками по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся;
  • определение методов и форм профессиональной направленности и организации общественно значимой работы в образовательном учреждении;
  • ведущие направления педагогической поддержки по социокультурной работе учащихся, учитывая качества устоявшегося уклада образовательного учреждения;
  • модель организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;
  • модели организованности деятельности по развитию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • методику и критерии оценивания духовно-нравственного формирования и воспитания обучающихся;
  • критерии и показатели эффективности работы образовательного учреждения по предоставлению воспитания и социализации учащихся;
  • предполагаемые результаты духовно-нравственного формирования, воспитания и социализации учащихся, их профессиональной направленности, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Источник: spravochnick.ru

Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Логотип

Административный центр —
город Ханты-Мансийск
Численность населения —
1626,8 тыс. человек
Площадь — 534,8 тыс. кв.км.

  • Общие сведения
  • Символы
  • Устав
  • Муниципальные образования
  • Почетные граждане
  • Награды
  • Коренные народы
  • Фото и видео
  • Фото
  • Репортажные фотографии

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Наталья Владимировна Комарова

  • Официально
  • Биография
  • Статус и полномочия
  • Сведения о доходах
  • Видеогалерея
  • Фотоальбомы
  • Портреты и жанровые фото
  • Выступления и обращения
  • Интервью и публикации
  • Югра
  • Россия
  • Мир

  • Дума
  • Исполнительные органы
  • Правительство
  • Аппарат Губернатора, Правительства
  • Департаменты и службы
  • Суд автономного округа
  • Районные (городские суды)
  • Мировые судьи
  • Арбитражный суд автономного округа
  • Прокуратура автономного округа
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Правовые акты Губернатора
  • Материалы к заседаниям Правительства
  • Государственные программы
  • Оценка регулирующего воздействия, экспертиза, оценка фактического воздействия НПА
  • Поиск НПА
  • Меры по повышению устойчивости экономики
  • Главная
  • Документы
  • Правовые акты Губернатора
  • Методические рекомендации
Читайте также:
В какой программе сделать ситуационный план

Правовые акты Губернатора

Информационно-методические письма
№ 30-Исх-1210 от 09.06.2018

Скачать документ

Разъяснения по некоторым вопросам организации образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования

Нужно ли включать в аттестат за 11 класс предмет «Астрономию»?

Предмет «Астрономия» введен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования приказом Минобрнауки от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования.

Согласно действующему в настоящее время приказу Минобрнауки РФ от 14 февраля 2014 года № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» в аттестат о среднем общем образовании выставляются итоговые отметки выпускника:

по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;

по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года.

Таким образом, предмет «Астрономия» вносится в аттестат о среднем общем образовании.

Можно ли включать в учебный план предметы «Шахматы» и «Истоки»?

В соответствии со федеральными государственными стандартами общего образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – основные образовательные программы общего образования) на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ за организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, закреплено право выбора для использования при реализации указанных образовательных программ:

1) учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. , в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, осуществляют организации, порядок отбора и перечень которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Таким образом, выбор учебников по предметам «Шахматы» и «Истоки» может осуществляться только из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Выбор учебных пособий по предметам «Шахматы» и «Истоки» может осуществляться только из числа учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Читайте также:
Лучшие программы против майнеров

В случае отсутствия учебников и учебных пособий по предметам «Шахматы» и «Истоки» указанные дисциплины могут изучаться на уровне начального общего, основного общего образования в рамках внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования; на уровне среднего общего образования — в системе дополнительного образования до перехода на ФГОС среднего общего образования.

Условия введения предметов региональной составляющей

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, включает в себя, в том числе перечень учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Таким образом, условия введения предметов региональной составляющей аналогичны условиям введения любого предмета (курса).

По каким программам можно вести элективные курсы?

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на уровне среднего общего образования, обеспечивающие дифференциацию содержания образования и его вариативность.

Элективные курсы также реализуются в учебном плане классов универсального обучения, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

В соответствии с приказом Минобразования от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования» элективные курсы включены в вариативную часть учебного плана. Таким образом, выбор учебно-методического обеспечения элективных курсов осуществляется в соответствии пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию, и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, допускаемых к использованию, при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.

Элективные курсы могут быть реализованы по модифицированным и авторским программам.

Авторские программы – программы обучения, которые основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

Авторские программы разрабатываются на основе учебников, входящих в федеральный перечень учебников, и (или) учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Как записывать курсы истории в школьных журналах?

Следует обратить внимание на то, что в методических рекомендациях Минобрнауки РФ по вопросам введения ФГОС ООО 1 курсы всеобщей истории и истории России названы отдельными учебными предметами. В примерных недельных учебных планах они также не объединены общим названием «История».

В школьный журнал все учебные предметы записываются в соответствии с учебным планом образовательной организации.

В классах, в которых реализуется основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, в школьном журнале выделяется отдельная страница для учебного предмета «Всеобщая история» и отдельная страница для учебного предмета «История России».

Отметки по итогам учебного года выставляются отдельно по каждому предмету. В образовательных организациях, в которых образовательная деятельность осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 №o 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (БУП -2004), в учебном плане указывается учебный предмет «История» и в школьном журнале выделяются страницы на один учебный предмет «История», на которых курсы записываются в последовательности изучения: «История. Всеобщая история», «История. История России». Отметка по итогам учебного года выставляется по предмету «История».

Изучение истории начинается с курса всеобщей истории, далее изучается история России.

Является ли обязательным изучение второго иностранного языка?

Стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе 2 .

Какие предметные области и учебные предметы являются обязательными при реализации Стандарта?

В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области и учебные предметы:

«Филология» (учебные предметы: «Русский язык». «Родной язык», __________________________________________________________________________

1-2 Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08 -1228 «О направлении рекомендаций»

«Литература». «Родная литература», «Иностранный язык». «Второй иностранный язык»);

«Общественнонаучные предметы» (учебные предметы: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»);

Читайте также:
Основные антивирусные программы и охарактеризуйте их достоинства и недостатки основные

«Математика и информатика» (учебные предметы: «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»);

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

«Естественнонаучные предметы» (учебные предметы: «Физика», «Биология», «Химия»);

«Искусство» (учебные предметы: «Изобразительное искусство», «Музыка»);

«Технология» (учебный предмет «Технология»);

«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» (учебные предметы: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») 1 .

1 Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08 -1228 «О направлении рекомендаций»

Источник: admhmao.ru

Что проверить в учебном плане на 2021/22 учебный год

Корректируйте учебный план ежегодно по каждому уровню общего образования в начале календарного, учебного года и по необходимости, чтобы учесть запросы родителей и выполнить требования законодательства. Читайте, что проверить в структуре и содержании учебного плана по ФГОС общего образования.

Что проверить в структуре учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст.

58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов именно столько часов и лет обучения. Учтите, что в учебном плане надо указать только урочные занятия. Не включайте в него мероприятия внеурочной деятельности из основной или формируемой части ООП. Изложите их отдельно – в плане внеурочной деятельности.

Часы на эти занятия в учебный план включать не надо. Убедитесь, что в пояснительной записке сделали об этом пометку.

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили:

  • время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю;
  • предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений;
  • максимальную аудиторную нагрузку.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

Соотношение частей ООП на разных уровнях образования

соотношение частей

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать.

Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

ПРИМЕРЫ:

Проверьте, чтобы формы промежуточной аттестации в учебном плане соответствовали локальным актам школы о контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и разделу ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов».

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Что проверить в содержании учебного плана

ФГОС общего образования устанавливают требования к содержанию учебного плана ООП каждого уровня. Проверьте, чтобы учебный план определял состав и объем учебных предметов, курсов, их распределение по классам (годам) обучения, общий и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Перечень предметов

ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Подробности смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

Обязательная предметная область

Учебный предмет

Начальное общее образование

Русский язык и литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы мировых религиозных культур

Искусство

Технология

Физическая культура

Основное общее образование

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Иностранные языки

Второй иностранный язык

Общественно-научные предметы

Математика и информатика

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области

можно организовать,если включить отдельные тематические

общественно-научного цикла – истории,

Естественнонаучные предметы

Искусство

Технология

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

В обязательной части учебного плана среднего общего образования укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Источник: in-texno.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru