Название науки географии переводится с древнего греческого языка, как землеописание. На данном этапе география — это наука, которая изучает описание Земли и выявляет основные закономерности в её развитии.
- Изучение географии школьники начинают в 6 классе, и продолжают заниматься ей до конца обучения в школе.
В 6 классе школьники получают основные сведения и навыки из курса географии, тем самым закладывая прочный фундамент, для последующего изучения предмета. Самым главным в 6 классе являются навыки работы с географическими картами и планами местности.
7 класс посвящен изучению особенностей географии материков и океанов. Кроме того повторяются основные моменты изученные в начальном курсе географии.
8 и 9 классы полностью посвящены географии России. Причем, в 8 классе изучается природа нашей страны, а в 9 классе — социальная и экономическая география нашей страны. Таким образом, на примере России школьники познают основы социально-экономической географии.
ГДЗ ПО ГЕОГРАФИИ: «География в современном мире» 5 класс
В 10 и 11 классе рассматривается социально-экономическая география мира. И если 10 класс больше посвящен изучению общей картины мира, то в 11 классе подробно рассматривается социально-экономическая характеристика отдельных материков и крупных стран. Отдельно стоит выделить изучение в 11 классе глобальных проблем человечества.
- Стоит отметить, что география является одним из предметов для сдачи экзамена по выбору, в формате ЕГЭ.
Источник: nado5.ru
Рабочая программа по географии 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс)
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
География 5 класс (Урок№1 — Как география изучает Землю.)
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
2.Содержание учебного предмета «География»
1. Тема 1. Наука география (3 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
• География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас.
Ориентирование на местности.
Учебные понятия: плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор. Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на « Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло.
Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.
Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия: мировой океан, море, залив, пролив; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая )болочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера а биосфера.
Учебные понятия: природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
3. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности. 5 класс
№ урока
Дата проведения
по плану
Фактически
Тема урока
Примечание
I четверть Тема «Наука география» 3часа
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа по географии, 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
1.Планируемые предметные результаты освоения географии
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты- гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)
Основные виды деятельности
Формы учебных занятий
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе . Астрономия. Физика. Химия. География. Биология.
Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод.
Статистический метод.
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.
Работа с учебником и электронным приложением
Знакомство с презентацией.
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Анализ текста и иллюстраций учебника
Решение ситуационных задач
Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья . Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья , №2 . Важнейшие географические открытия
Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты.
Чтение ианализ карт атласа
Выполнение заданий учителя
Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца . Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планетыгиганты и маленький Плутон . Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты .
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы.
Современные исследования космоса . Вклад отечественных ученых К. Э. Циалковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Диагностическая работа №1
Контрольная работа №1
Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»
Работа с текстом и рисунками учебника.
Составление характеристики планет по плану.
Характеристика особенностей различных небесных тел
Подготовка сообщений по теме.
Выполнение заданий учителя
Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью
Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью
работа в группах
Групповая и индивидуальная работа
Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию
проверка знаний. Эвристическая беседа
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование . Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта . Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практические работы
№ 3«Ориентирование по компасу»,
№ 4. «Составление простейшего плана местности»
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
Ориентирование по компасу и местным предметам
Отработка знания условных знаков плана.
Ориентирование по плану и географической карте.
Самостоятельное построение простейшего плана местности.
Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа
Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля . Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры
Землетрясения и вулканы . Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка.
Австралия. Антарктида. Ост рова.
Вода на Земле . Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли . Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат.
Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. . Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело . Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа . Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Диагностическая работа №2
Контрольная работа №2
Анализ рисунков учебника.
Определение ключевых понятий урока.
Обозначение районов землетрясений на конт. карте
Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков.
Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли.
Анализ текста учебника.
Работа с учебником.
Анализ текста учебника
Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий.
мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников
Групповая и индивидуальная работа
Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме:
викторина «Самое-самое на моем материке»
Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль
3. Календарно-тематическое планирование
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai