Что исключили из программы физической культуры в 1950 1980 годы

Становление и развитие отечественной системы физического воспитания и спорта в советский период происходило на базе того, что уже было достигнуто до Октябрьской революции 1917 г. В 1920-1930- е годы большое внимание уделялось созданию государственных органов управления физической культурой и спортом, организации военно-прикладной физической подготовки, введению обязательных занятий физической культурой во все учебные заведения, подготовке научно-педагогических кадров.

В 1920 году в Советской России при Главном управлении всеобщего военного обучения (Всевобуч) Народного комиссариата по военным делам был учрежден Высший совет физической культуры, который взял на себя управленческую и координационную работу по взаимодействию государственных и общественных спортивных организаций, составлению планов физкультурно-спортивной подготовки и проведению соревнований между различными организациями.

В июне 1923 г. по решению Правительства создается Высший Совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете РСФСР как центральный орган управления физкультурно-спортивной отраслью.

История физической культуры

Для усиления государственного руководства в 1930 г. постановлением ЦИК СССР был учрежден Всесоюзный совет физической культуры. В 1936 году он был упразднен и создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта, на который были возложены задачи руководства всей физкультурно-спортивной работой в СССР.

В 1919 году в Петрограде открывается первый в стране Государственный институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта (ГИФО), в 1920 г.—Государственный институт физической культуры в Москве, получивший статус Центрального института (ГЦИФК), в 1933 г. — Центральный научно-исследовательский институт физической культуры (ЦНИИФК) — головное научное учреждение по разработке проблем физической культуры и спорта в СССР.

В 1926— 1927 годах в начальной школе, а с 1929 г. и в высших учебных заведениях, физическая культура вводится как учебный предмет. В 1927 году Народный комиссариат просвещения утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (I ступень — начальная школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень — девятилетняя средняя школа). Эти программы явились основой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех общеобразовательных школ.

В 1920—1930-е годы в стране создаются первые добровольные спортивные общества (ДСО): «Динамо» (1923), ЦСКА (1923), «Спартак» (1935), «Локомотив» (1936), «Красное знамя» (1935), «Зенит» (1936). Они объединяли трудящихся и учащуюся молодежь, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом. В 1934—1936 годах начинают функционировать первые детские спортивные школы в Москве, Ленинграде и других городах СССР. К 1991 году в СССР действовало более 6 тыс. спортивных школ.

В 1920-е годы появились первые общественные объединения (секции) по видам спорта: 1923 г.— бокс, борьба, теннис, тяжелая атлетика, 1924 г.—стрелковый спорт, футбол, шахматы, шашки, 1925 г.—фехтование, 1926 г.—лыжный спорт, 1928 г.—легкая атлетика. В 1930— 1950-х годах были созданы всесоюзные секции по большинству видов спорта, получивших развитие в стране (в 1959 г. преобразованы в спортивные федерации).

История физической культуры

В 1920-е годы состоялись первые чемпионаты РСФСР по плаванию (1921), футболу (1922), Всесоюзный праздник физкультуры (1923), первая Всесоюзная Спартакиада (1928), которая включала в себя соревнования по 21 виду спорта.

Важным вкладом в развитие физической культуры в СССР явилось введение в период 1931 —1934 гг. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), а в 1935 г. — Единой всесоюзной спортивной классификации, которые стали программнонормативной основой системы физического воспитания и спорта.

В 1931 году вводится в действие Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) I ступени для женщин 17—35 лет и мужчин 18—45 лет. В него вошли следующие виды испытаний: бег на 100, 500 и 1000 м; прыжки в длину и высоту; метание гранаты; подтягивание на перекладине; лазание по канату или шесту; поднимание патронного ящика весом в 32 кг и безостановочное передвижение с ним на расстоянии 50 м; плавание; умение ездить на велосипеде или умение управлять трактором, мотоциклом, автомобилем; умение грести 1 км; лыжи на 3 и 10 км; верховую езду и продвижение в противогазе на 1 км.

В 1932 году был введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне СССР» II ступени с более высокими требованиями и нормами. Кроме того, в него дополнительно были включены следующие виды испытаний: прыжки на лыжах с трамплина (для мужчин); фехтование; прыжки в воду; преодоление военного городка.

Читайте также:
Программа для отправки данных в ком порт

В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) сдвумя возрастными группами 13—14 и 15— 16 лет. В него вошли следующие виды испытаний: бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты, бег на лыжах на 3—5 км для мальчиков и 2—3 км для девочек, ходьба в противогазе; гимнастические упражнения; лазание; подтягивание; упражнения на равновесие; поднятие и переноска тяжестей.

Представленная в ступенях комплекса ГТО система видов испытаний и нормативов отражала основные требования государства к уровню минимальной физической подготовленности граждан к трудовой и оборонной деятельности, к содержанию и результатам физического воспитания различных групп населения.

В соответствии с задачами развития физкультурно-массового движения в различные периоды в комплекс ГТО вносились определенные изменения. Наиболее значимые изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985, 1988 гг.

В 1934 году правительство приняло решение об установлении почетного спортивного звания «Заслуженный мастер спорта», которое присваивалось выдающимся спортсменам.

В 1935—1937 годах вводится система присвоения разрядов и званий в зависимости от показанных спортсменом результатов — Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) по 10 наиболее популярным в то время видам спорта: гимнастике, плаванию, легкой атлетике, конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию, теннису, спортивной охоте и боксу. Единая всесоюзная спортивная классификация способствовала развитию массового спорта, росту спортивного движения и роли спортивных соревнований в системе физической культуры.

В 1935 году Высшим советом физической культуры при ЦИК СССР было введено звание «Мастер спорта СССР». Звание присваивалось спортсменам за выполнение установленных в Единой всесоюзной спортивной классификации нормативов.

В период Великой Отечественной войны физкультурное движение имело военно-прикладную направленность. Составной частью военно-физической подготовки населения были массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на значок ГТО. В целях приближения комплекса ГТО к требованиям военного времени в 1942 г. в него были внесены некоторые дополнения: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и др.

Особенностью развития физической культуры Советского Союза после Великой Отечественной войны стала спортивная направленность. Отправной точкой послужило Постановление Совета Министров СССР «О поощрении роста спортивно-технических достижений советских спортсменов» и «Об учреждении медалей и жетонов для награждения советских спортсменов за спортивно-технические достижения» (1947). В практику советского спорта ввели награждения победителей крупных соревнований золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, что послужило своеобразным стимулом повышения качества учебно-тренировочной работы.

Большую роль в развитии физической культуры и спорта имело Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов», в котором были определены в качестве важных задач развертывание массового физкультурного движения, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Реализация указаний партии проходила под девизом: «массовость — мастерство — рекорды».

Советские спортивные организации вступили в международные спортивные федерации, был создан Национальный олимпийский комитет СССР (1951), олимпийская сборная СССР впервые выступила на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952) и зимних Олимпийских играх в Картина д ‘Ампеццо (1956).

Огромное значение в развитии советского спорта сыграли летние и зимние Спартакиады народов СССР, массовые комплексные спортивные соревнования, которые проходили раз в четыре года, с 1956 по 1991 г. Они способствовали вовлечению широких масс населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, стимулировали развитие видов спорта и рост спортивных достижений.

В 1966 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, в котором указывалось, что физкультурное движение должно базироваться на научно обоснованной системе физического воспитания, последовательно охватывающей все группы населения, начиная с детского возраста. Особое внимание обращалось на необходимость коренного улучшения физического воспитания учащейся молодежи.

В октябре 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР для руководства физическим воспитанием в стране, проведения всесоюзных спортивных мероприятий и контроля за спортивными соревнованиями, подготовки и распределения физкультурных кадров, координации планов производства и распределения спортивного инвентаря и оборудования и строительства спортивных сооружений, а также для осуществления международных связей.

Читайте также:
Как установить программу на Смарт вотч

В целях улучшения системы физического воспитания учащейся молодежи Министерство просвещения СССР в 1970 г. утвердило положение «О физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы», которое устанавливало порядок организации и проведения учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию и спорту детей школьного возраста.

Изменилась структура учреждений детского и юношеского спорта. Кроме обычных, в ней появились специализированные школы олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля.

Разнообразнее стал календарь детских и юношеских соревнований. Большое место в них заняли массовые соревнования дворовых и школьных команд «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Веселый дельфин», «Олимпийская снежинка», «Веселые старты», «Сила и грация». В календарь соревнований помимо традиционных школьных спартакиад были включены всесоюзные пионерские соревнования по четырехборью «Дружба», военно-спортивная игра «Зарница», массовые соревнования «Старты надежд» и др.

В советской системе физического воспитания послевоенного периода огромную роль продолжал играть комплекс ГТО, он постоянно совершенствовался. В 1972 году был введен новый комплекс ГТО, который имел пять возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования): I ступень — «Смелые и ловкие» — 10— 11 и 12—13 лет, II — «Спортивная смена» — 14—15 лет, III — «Сила и мужество» — 16—18 лет, IV — «Физическое совершенство» — мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет, V — «Бодрость и здоровье» — мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет. С 1974 по 1981 г. проводились соревнования по летнему — а с 1978 г. и зимнему — многоборью ГТО, которые проходили в четыре этапа и завершались чемпионатом СССР.

В Вооруженных Силах СССР аналогом ГТО был «Военно-спортивный комплекс».

В 1981 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», которое представляло собой развернутую программу физкультурного движения в стране и содействовало развитию новых форм массовой спортивной работы. Стали образовываться физкультурно- оздоровительные комплексы (ФОК), проводиться массовые соревнования «Недели пловца», «Недели лыжника» и др., широко внедряться в практику массовые состязания «Всей бригадой на стадион», «Папа, мама и я — спортивная семья».

В период 1950—1990-х гг. в СССР сложилась и функционировала стройная, хорошо отлаженная система физического воспитания и спорта, подкрепленная высокоразвитой материальной, методической и научной базой (медико-биологической, психолого-педагогической, теоретико-методической, историко-социологической и организационно-управленческой).

В конце XX в. в нашей стране произошли политические и экономические события, в результате которых СССР как государство прекратило свое существование. Союзные республики, входившие в состав СССР, отделились и стали независимыми государствами, а Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), став самостоятельной, вернулась к своему прежнему названию — Россия.

Источник: bstudy.net

2.4. Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе

Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917–1930-е годы). Разнообразие примерных программ и первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (1927 г.) Роль методического журнала «Физическая культура в школе». Связь физического воспитания с военной подготовкой.

Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы. Включение в учебный план допризывной военной подготовки, введение должности военного руководителя. Основные задачи военно-физической подготовки в 1–4-х, 5–7, 8–10 классах. Задача развития массовой физкультурно-оздоровительной работы в послевоенные годы. Новая школьная программа 1947 года.

Дальнейшее развитие физической культуры в школе (1950–1980-е годы). Спортивная направленность новых школьных программ (1954/55 уч. года, 1960 года). Изменения программ в 1970-е гг. по трем основным направлениям: упрощения и дифференциации, развития физических качеств, обязательности самостоятельных занятий. Оздоровительная направленность обучения. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы» (1085/86 учебный год), ее структура. Дополнения 1087 года: профессионально-прикладная физическая подготовка (для юношей и девушек 9–11 классов)

Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990–2000-е годы. Дискуссия по перестройке физической культуры в школе. Программы общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (1992) и «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов» (1996 г.) Приказы министра образования РФ 2004 года об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов (ГСОО) и «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образования».

2.5. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта в Российской Федерации. Создание новых управленческих организаций государств, входящих в содружество независимых государств (СНГ), межгосударственного совета, совета президентов, Федераций по видам спорта, советов президентов национальных олимпийских комитетов. Выступление объединенной команды СНГ на зимних и летних Олимпийских играх 1992 года.

Читайте также:
Программа кодов ошибок автомобилей

Создание в России новой структуры государственных и общественных организаций управления физической культурой и спортом, их функции и взаимодействие. Государственный комитет по физической культуре и туризму (1992 г.) и его секции.

Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения России. Разработка физкультурно-оздоровительных образовательных проектов. Возрождение народных форм и национальных физических упражнений: гиревого спорта, городков, лапты, русских стилей рукопашного боя. Основные направления развития спорта. Олимпийский спорт. «Спорт для всех».

Источник: studfile.net

Особенности школьных программ по физической культуре 1950 1980

В разделе физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков в порядке возрастающей сложности были сформулированы такие требования: умение выполнять физкультминуту, расставить игроков для подвижной игры, судить спортивную игру, уметь следить за осанкой, выполнять правила личной и общественной гигиены, знать основы закаливания и т.д.

Впервые программа устанавливала виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО 1 ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах. Более чем на 50 последующих лет трудовая и военная направленность была основой для разработки учебных программ по физической культуре.

С началом Великой Отечественной войны главным в деятельности органов народного просвещения и в содержании обучения и воспитания в школах, естественно, становится еще более тесное взаимодействие процесса физического воспитания с военной подготовкой школьников, т. е. военно-физическая подготовка.

В августе 1941 г. начальником Управления боевой подготовки Красной Армии была утверждена программа Наркомпроса РСФСР по допризывной военной подготовке юношей и девушек 8 -10-х классов средней школы. В октябре 1941 г. Главное управление Всевобуча дало указание по организации допризывной военной подготовки учащихся 8 — 10-х классов в 1941 — 1942 учебном году. В соответствии с этим указанием к содержанию допризывной военной подготовки юношей 9 — 10-х классов были предъявлены более строгие требования, чем в программе Наркомпроса РСФСР.

Физическая подготовка включала занятия по лыжной и кроссовой подготовке, плаванию, гимнастике спортивным играм, военизированные походы и др.

Содержание учебного материала по физическому воспитанию в 1-4-х классах состояло из несложных гимнастических упражнений общеразвивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простых базовых умений и навыков лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом (устройство противогаза, его надевание и снимание, пребывание в противогазе до 35 мин).

Основной задачей допризывной подготовки школьников 8 — 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. Девушки старших классов овладевали специальностями санитарных дружинниц, радисток, телефонисток, связисток, телеграфисток. Они обучались также и практическим навыкам в военно-строевой подготовке, стрельбе из малокалиберной винтовки и т. п. Для всех школ обязательной была гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 мин.

Для проведения занятий по военно-физической, начальной и Допризывной военной подготовке физкультурные организации и органы Всевобуча должны были бесплатно предоставлять учебным заведениям стадионы, площадки, гимнастические залы, стрелковые тиры, катки, водные станции, лыжные базы и другие спортивные сооружения.

§ 3. Программы 1950 — 1980-х гг.

С 1954 — 1955 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.

Программа 5 — 7-х классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Ма

  • Математика 3 класс школа россии страница 21 упражнение 3
  • Авдотья васильевна капитанская дочка характеристика кратко
  • Англосаксонская муниципальная система кратко
  • Проблемы современной россии кратко
  • Формирование двух мировых систем кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru