Что это за программа логопеда

Логопедическая работа – это деятельность по коррекции речевых нарушений разного рода, ориентированная на создание условий для полноценного обучения и воспитания детей с теми или иными речевыми отклонениями и их своевременную коррекцию.

Рисунок 1. Логопедическая работа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Логопедическая работа носит коррекционную направленность. Она призвана устранить или сгладить то или иное речевое нарушение и помочь ребенку в познании окружающего мира и социальном взаимодействии.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Логопедическая работа реализуется по разным направлениям речевой коррекции. Логопедические занятия, также, проводятся в разных формах.

Формы проведения логопедических занятий

Выделяют следующие формы проведения логопедических занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия нацелены на развитие органов артикуляции детей, коррекцию из звукового произношения и работу с тем или иным дефектом в произношении или восприятии звуков, обусловленным спецификой речевой патологии и общего психического состояния организма.

10 глупых вопросов ЛОГОПЕДУ

Индивидуальная работа имеет свои преимущества. Они связаны с тем, что работа ведется один на один между логопедом и ребенком. Это позволяет применить индивидуальный подход в коррекционной терапии, с учетом интересов и потребностей каждого ребенка и его особенностей развития.

На индивидуальных занятиях происходит формирование базы ребенка для дальнейшей постановки звуков, готовятся органы артикуляции к работе, формируются навыки фонематического восприятия и ставится произношение проблемных звуков. Также, проводится работа по развитию моторных функций организма ребенка. Она необходима для автоматизации поставленных звуков.

«Логопедическая работа: направления и проведение с разными возрастными группами»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Индивидуальная работа по развитию основ слухового восприятия детей, формированию их речедвигательных навыков проводится в два этапа:

  1. Подготовка к коррекции. Она ориентирована на создание фундамента для усвоение ребенком ритмической структуры слов языка. Используется вербальный и невербальный материал.
  2. Коррекционная работа. Она проводится после создания фундамента и ориентирована на устранение того или иного речевого дефекта. Корректируется постановка слогов и звуков для каждого конкретного ребенка. Применяемые методы и средства зависят от его индивидуальных особенностей.

Что касается фронтальных логопедических занятий, то они требуют специальной организации. К их проведению предъявляются следующие требования:

  1. Динамичный ход занятия.
  2. Игровая форма работы на занятии.
  3. Включение сюрпризных моментов в ход занятия с участием детей.
  4. Вариативность деятельности на занятии и ее частая смена.
  5. Коммуникативная ориентация занятия. Предполагается коммуникативное развитие всех членов коллектива, привлечение каждого ребенка к работе и формирование основ общения.
  6. Вариативность, яркость и насыщенность дидактического материала, используемого на занятиях.
  7. Приучение детей к прослушиванию своей речи и речи других детей с коррекцией ошибок в произношении.
  8. Использование технологий и методов работы на занятии по возрастающей т.е. начиная с простых и, постепенно, усложняя.
  9. Большой объем разговорной речи на занятиях.

Фронтальные формы логопедической работы применимы для коррекции разнообразных речевых дефектов, а также расширения лексического словаря ребенка, формирование связной речи и заложение основ грамматики, фонетики и правописания.

Направления логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование основ фонематического восприятия и развитие слуховой стороны речи.
  2. Уточнение правильного звукового произношения. Ведется работа по тем звукам, которые имеются в речи ребенка.
  3. Дифференциация звуков. Происходит постановка произношения звуков в разных позициях слова и их доведение до автоматизма.
  4. Закрепление способов верного и четкого звукового воспроизведения слов разных по составу.
  5. Развитие и совершенствование лексико-грамматических основ строения речи.
  6. Упражнения на развитие органов артикуляции и мелкой моторики.
  7. Развитие неречевых психических процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, которые тесно связаны с речью ребенка.
  8. Расширение представлений об окружающем мире в качестве базы расширения словарного запаса ребенка.
Читайте также:
Программа тп линк что это

Основные направления логопедической работы с детьми школьного возраста

Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие органов артикуляции.
  2. Формирование артикуляционной моторики.
  3. Постановка речевого дыхания.
  4. Постановка и доведение до автоматического произведения проблемных звуков.
  5. Формирование и укрепление фонематического восприятия, слуха, анализа и синтеза.
  6. Расширение активного и пассивного лексического запаса учащегося.
  7. Формирование верного лексико-грамматического строя речи.
  8. Формирование связной речи.
  9. Развитие коммуникативных речевых навыков.
  10. Развитие навыков осмысленной речи, чтения и письма.
  11. Расширение представлений об окружающем мире в качестве фундамента формирования лексического запаса учащегося.
  12. Формирование грамматических основ речи.
  13. Совершенствование навыков осмысленного восприятия речи разного вида: разговорной, литературной, публицистической и др.
  14. Восполнение пробелов речевого развития дошкольного возраста.
  15. Освоение основ слогового чтения и грамматически правильного письма.
  16. Развитие графических навыков и визуально-моторной координации.

Как правило, в младшем школьном возрасте, речевое развитие тесно связано с обручением. В образовательную программу включаются логопедические упражнения разной направленности. Например, на уроках чтения используется заучивание скороговорок, театральные постановки сцен из художественных текстов, пересказ сказок, формирование описательных рассказов. Игровые элементы, также, активно применяются на данном этапе коррекционной работы. Но их значение немного теряет свою силу, по сравнению с дошкольным возрастом.

Источник: spravochnick.ru

Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом образовательной организации данного документа.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а, следовательно, и требования к составлению рабочей программы педагога.

Педагогический коллектив нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) создал свою модель рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.

Приступая к составлению рабочей программы, учитель – логопед не только учитывает ее структуру и проектирует этапы реализации, но и:

анализирует собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;

определяет направленность рабочей программы, ее назначение и функции;

выбирает форму предъявления содержания рабочей программы, учитывая коррекционно – развивающие технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;

представляет прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Кроме того, учитель – логопед учитывает :

материально-технический и методический комплекты обеспечения программы;

систему используемых технологий и методик;

особенности содержания коррекционно – развивающей работы с детьми, предусматривающей различные организационные формы.

Необходимо отметить, что рабочая программа не может быть универсальной на все года и на все возрастные группы, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая возрастная группа имеет свою специфику развивающей среды. Рабочая программа может быть составлена только после проведения исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Следовательно, рабочая программа учителя – логопеда — это конкретизация его работы на данный возраст детей, она учитывает специфику детей группы компенсирующей направленности и составляется на один учебный год.

Остановимся подробнее на примерной структуре рабочей программы учителя – логопеда МДОУ № 23.

На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы.

Лист содержания отражает основные разделы и подразделы программы с указанием страниц.

Следующий структурный элемент рабочей программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает актуальность реализации содержания рабочей программы, её цели и задачи в соответствии с ФГОС ДО, основные принципы, а также значимые для разработки и реализации программы характеристики особенностей развития детей с речевой патологией – психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности детей с недоразвитием речи, оценка здоровья детей группы.

Читайте также:
Yt music что это за программа платная или нет

Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых учитель – логопед осуществляет свою деятельность.

Особое внимание раздела уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п, 3.2.3. ФГОС ДО «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей … в рамках педагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе представлен перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Итогом проведения логопедической диагностики должны стать индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка группы.

Например, такие как:

а) планирование коррекционно – развивающей работы по периодам обучения;

в) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;

г) особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников и с воспитателями.

Организационный раздел содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения, включает в себя перечень методической литературы, используемой учителем – логопедом в работе с детьми, режим дня, график работы, расписание работы учителя – логопеда. Отдельно указываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Рабочая программа учителя – логопеда позволяет составить целостную систему работы и добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы педагогов группы компенсирующей направленности. В зависимости от того, насколько грамотно учитель – логопед сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать коррекционно – развивающий процесс, зависит результат коррекционной работы в целом.

1. Нищева Н. В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя – логопеда : учебно – методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Источник: www.maam.ru

Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС

Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС

Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС

Почти во всех детсадах существуют логогруппы. Отношение к ним у родителей спорное. Кто-то желает, чтобы ребенок попал в эту группу, потому что там меньше детей, чем в обычной группе, и больше развивающих занятий, чем у обычных детей. Другие же против – переживают отправлять ребенка в эти группы из-за того, что ребеночек находится среди неполноценных детишек и будет такого же уровня, взяв пример с них.

Логопедическая группа в детском саду

Цели логопедических занятий – формирование и исправление нарушений речи у детей. Логопед это работник с обширным профилем. Он и подбирает упражнения для исправления речи (правильное построение фраз).

Получение логопедической помощи бесплатно

Бесплатно логопедическую помощь (например, в Москве) можно получить в:

  • детсаду (при наличии логопедического пункта);
  • ДОУ коррекционного типа;
  • детской поликлинике.

К сведению. Для получения документа на медико-психолого-педагогическую комиссию в логопедическую группу, нужна консультация со специалистом. Её возможно получить в детской поликлинике, детском саду по месту жительства у работника. Комиссия обычно проводится весной, а коррекционно-логопедические занятия с октября.

Каких детей берут в логопедическую группу

Некоторые родители считают, что логогруппа только для детей с проблемами в развитии. Но на деле в логогруппе находятся дети и со следующими заболеваниями:

  • задержка речи;
  • Заикание.

Обратите внимание! Для того, чтобы попасть в логогруппу, у ребенка должен быть сохранен минимальный интеллект для понимания и слух, чтобы слушать работника — это минимальные нормативные требования.

Проблема выбора: обычная группа или логопедическая

Для того чтобы понять, что же правильно, следует разобрать нюансы. Имеет логопедическая группа в детском саду плюсы и минусы.

  • Небольшое количество детей в таких группах (11-14 человек) по сравнению с обычными (приблизительно 20-26 человек).
  • На каждую логопедическую группу выделяют двух воспитателей со специальным образованием.
  • Больше развивающих занятий.
  • Очень хорошая подготовка детей к школе. Здесь уделяется большое внимание развитию, поэтому дети из логопедических групп умнее своих сверстников.
  • Коллектив детей с различными проблемами и задержкой речи. Ребенок может повторять слова своих сверстников, которые не выговаривают их правильно. Из-за этого может ухудшиться его речь.
  • При резкой смене садика у ребенка может случиться стресс, ему будет тяжело переносить переход в группу.
  • Для получения плюсов логопедических групп требуется регулярное посещение, при пропуске занятий особого эффекта не будет.
Читайте также:
Для чего существуют программы адаптации

Современные теории и методики речевого развития детей

Варианты логопедических программ для дошкольников по ФГОС

Существует рабочая программа по логопедии для дошкольников по ФГОС. Ее выбирают из нескольких. Некоторые популярные примеры:

  • Программа автора Нищева Н.В. Её название «Коррекционно-развивающая работа в логогруппе для детей в дошкольном возрасте с проблемной речью». Цель данной работы в том, чтобы решить проблему и помочь детям с проблемной речью.
  • Программа Пахомовой Т.Г. по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это решение поставленной проблемы по ФГОС, как помочь детям, у которых нарушена память и развитие речи.

Мастер-класс по логопедии для педагогов

Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.

  • Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
  • Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс учителя логопеда:

  • Организационные моменты (стихотворения).
  • Объявление темы мастер-класса.
  • Теоретическая часть (теоретический аспект).
  • Практическая часть (игры).
  • Рефлексия (вопросы).

Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС

Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:

  • Обучение произношению всех звуков.
  • Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
  • Понимание различий звуков.
  • Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).

Логопед учит выговаривать звуки

Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.

Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи. В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.

Лечение заикания у ребенка 3 лет в домашних условиях

При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.

Что говорят на родительском собрании в логопедической группе

Для того чтобы понять, что же говорят на родительском собрании в логопедической группе, нужно знать план и ход мероприятия.

Первое это цели. Их существует несколько, но в основном это увеличение общения специалиста с родителем. Нужно это для нахождения общего языка. Далее следует планирование задач на учебное время.

Нужно ознакомить родителей с некоторыми задачами образовательной работы, чтобы они всегда понимали, что будет дальше. Требуется правильно рассказать и показать, как следует наблюдать за ребенком, не допускать ошибок. Специалист рассказывает, как понять малыша, радоваться его успехам, подбадривать, когда случаются неудачи, оказывать помощь, когда ему предстоит тяжелый выбор. Это поможет чаду развиваться в нужном направлении и решить проблему с нарушением речи.

План проведения мероприятия:

  • Начинается все с поздравления родителей с учебным годом.
  • Знакомство специалиста с родителем.
  • Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе.
  • Рассказ о важности образовательного процесса в логогруппах и чем он полезен.
  • Родителей знакомят с МДОУ на всё учебное время.
  • Анкетирование родителей.
  • Выбор состава родительского комитета.
  • Все начинается с подготовительно этапа (поиск и заполнение анкет для выдачи родителям, планирование мероприятия).
  • После прихода родителей начинается организационный этап (знакомство с воспитателем).
  • После того, как пришли все родители, начинается вступительная часть (поздравление родителей с учебным годом).
  • После поздравлений идет сообщение специалиста (работник рассказывает о важности образовательных программ, показ презентации, иногда конкурсы).
  • Обратная связь с участниками (родители задают интересующие вопросы).
  • Ознакомление родителей с МДОУ (рассказ логопеда о том, как нужно следить за детьми).
  • Выбор нового состава родительского комитета.
  • Заключительная часть (рассказ о том, какие навыки следует развивать у ребенка).

Обратите внимание! Важно сделать так, чтобы к шести годам у ребенка была понятная речь. Это ему поможет чувствовать себя хорошо в школе и легко начать общаться со сверстниками.

Источник: vospitanie.guru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru