В данной статье рассматриваются вопросы, связанные различными аспектами оценки результативности и эффективности образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Рассматриваются различные определения понятия «эффективность», проводится анализ различных экспертно-аналитических методов для оценки эффективности и результативности.
Наиболее предпочтительным является построение сбалансированной системы показателей, которая позволяет провести комплексную оценку каждой сетевой образовательной программы, оценить ее для разных заинтересованных сторон, определить влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, на качество подготовки выпускников. В качестве инструментария при формировании системы показателей использован метод анализа иерархий Т. Саати. В статье вводятся две иерархические системы показателей оценки результативности и эффективности, критерии и шкалы для каждого показателя. Предлагаются два решающих правила для определения, можно ли признать конкретную сетевую программу результативной и эффективной.
Оценка и управление качеством образования

решающее правило
метод анализа иерархий
сбалансированная система показателей
результативность
‘эффективность
сетевая форма реализации образовательных программ
1. Бадеева Е.А. Университетское планирование в рамках процессного подхода[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rae.ru/monographs/169(дата обращения: 12.11.2013).
2. Гаврилов С.И., Гусева А.И., Воронцова А.Н. Инструментарий для оценки качества информационно-образовательных ресурсов// Аудит и финансовый анализ, 2010. — №6. — С. 353-358
3. Киреев В.С. Метод иерархий Саати в системе оценки инновационности образовательных проектов// Программные продукты и системы, 2011. — № 4. – С. 188-190
4. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/818(дата обращения: 12.11.2013).
5. Программа конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mephi.ru/about/competitiveness (дата обращения: 12.11.2013).
6. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети / Пер.с англ.- М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета, 31 декабря 2012 г, федеральный выпуск № 5976
Переход к новой версии Закона об образовании расширяет возможности по конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений [4, 7]. Обучение студентов по совместных образовательных программ с другими зарубежными университетами, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов становится доступным благодаря введению сетевой формы реализации образовательных программ.
Методолог образовательных программ
При использовании такой новой формы всегда возникает вопрос, как оценить эффективность сетевой образовательной программы
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), как университет, победивший в открытом конкурсе на получение государственной поддержки для повышения своей конкурентоспособности и вхождения к 2020 г. в сто лучших университетов мира [5], приступил к активному формированию нормативно-методической базы для реализации образовательных программ в сетевой форме.
В этой связи, разработка методики выявления наличия и оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентоспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.
Понятия «эффективность» и «результативность»
В современной литературе существует различие между понятиями «эффективность» и «результативность»[4]. В самом общем виде эти различия формулируются следующим образом:
- результативность отражает степень достижения запланированного результата;
- эффективность показывает отношение полученных результатов кзатратам времени, финансовых идругих ресурсов для их достижения.
Как правило, для оценки подобных понятий используются экпертно-аналитические методы. В этом случае, аналитическим путем, на основе системного анализа, выявляется наборпоказателей, с помощью которого может проводится оценивание какого-либо свойства, вырабатывается система шкал оценивания и сами критерии оценки.
Экспертным путем находится согласованные оценки по значимости (весу) каждого показателя, определяются пороговые допустимые значения для показателей, формируется итоговая целевая функция для оценки.
Анализ, выбор и обоснование экспертно–аналитических методов оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ
Оценка результативности образовательной программы включает анализ достижения плановых значений показателей образовательного процесса. Для этого используется количественная методика оценки, которая включает:
- оценку результативности выполнения плана работ по качеству реализации программы.
- оценку результативности достижения целей программы.
Оценка результативности достижения целей образовательной программы позволит определить действия, необходимые для планирования улучшений, корректирующих либо предупреждающих действий для повышения качества образовательных услуг и достижения целей.
Если в основе оценки результативности образовательной программы лежит набор индикаторов, значение которых оценивается по двоичной шкале [0,1], то результативность выполнения плана работ по реализации сетевой образовательной программы может быть оценена по формуле:

n — количество целевых индикаторов;
xi — планируемое значение i-го целевого индикатора;
xфактi- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.
Более сложным является вопрос оценки эффективности. Попытаемся исследовать понятие исуществующие экспертно-аналитические методы оценки эффективности. В табл. 1 приведены различные определения понятия эффективности
Табл. 1. Определение понятия эффективности
ГОСТ Р ИСО 9000-2008
связь между достигнутым результатом ииспользованными ресурсами
Терминологический словарь вобласти управления качеством ВПО иСПО
· степень реализации запланированной деятельности идостижения запланированы результатов
· связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
Современный экономический словарь
· относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата кзатратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение
По эффектом понимается достигаемый результат вего материальном, денежном, социальном выражении
Большая советская энциклопедия
экономическая эффективность — отношение между получаемыми результатами производства (продукцией иматериальными услугами), содной стороны, изатратами труда исредств производства – с другой
Большой экономический словарь
· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение
Экономика иправо: словарь-справочник
· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение
Таким образом,под эффективностьюпонимается характеристика качества системы сточки зрения соотношения затрат ирезультатов ее функционирования.
Рассмотрим наиболее часто используемые методов оценки эффективности, представленные в [1], и возможности их дальнейшего использования к оценке сетевой формы реализации образовательных программ.
1. Оценка эффективности программы может быть проведена на основе выгод от ее внедрения, сертификации и функционирования. В этом случае проводится качественное сравнение запланированных и достигнутых результатов и исследование базируется на оценках представителей университета, которые носят субъективный характер и могут быть умышленно искажены.
2. Определение эффективности программы возможно на основе установления причинно-следственной связи между внедрением программы и экономическими показателями деятельности организации. В этом случае экономическая эффективность может определена, как разность между результатами и затратами или как отношение между этими величинами. Другой метод возможность вычислить эффективность как разность затрат до и после внедрения какого-либо мероприятия или набора мероприятий. В любом случае, такой подход является ограниченным, так как получение экономической выгоды не является основой деятельности для государственных учебных заведений.
3. Третья группа методов дает возможность оценить эффективность образовательной программы на основе индекса удовлетворенности потребителей. В рамках такого исследования выявляется эмпирическая взаимосвязь удовлетворенности потребителя иэкономических показателей деятельности организации. В данном случае проводится сбор данных удовлетворенности потребителей образовательных услуг университета, на основе которых может быть проведенаоценка эффективности сетевой образовательной программы. Нам представляется, что подобные исследования имеют чрезмерно узкий характер и могут оценить лишь один из аспектов реализации сетевых образовательных программ.
4. Оценка эффективности сетевых образовательныхпрограмм возможна на основе анализа добавленной стоимости (ДС). В этом случае проводится анализ деятельности и бизнес-процессов вуза сцелью определения размера стоимости, добавляемой врезультате совершения определенных операций ипроцессов, атакже полезности услуг по отношению ких потребителям. ДС может рассчитываться как отношение добавленной бизнес-процессом ценности для конечного потребителя к добавленной этим жебизнес-процессом стоимости для конечного потребителя.
5. К пятой группе методов относится оценка эффективности на основе сбалансированной системы показателей (ССП).Использование ССП дает возможность оценить эффективность сетевой образовательной программы для разных заинтересованных сторон: влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, влияние на качество подготовки выпускников.
Исследование существующих методов оценки эффективности образовательных программ, позволяет сделать вывод отом, что наиболее предпочтительным подходом при оценке эффективности образовательной программы является метод на основе ССП, который дает возможность контролировать текущее состояние истратегическое развитие данного вида образовательных услуг.
Для выбора показателей и построения из них сбалансированной системы можно использовать многокритериальной оптимизации — метод анализа иерархий (МАИ)Т. Саати [6], который хорошо зарекомендовал себя в самых разных областях [2, 3]. МАИ дает возможность сформировать иерархию показателей, определить шкалы и критерии оценки результативности и эффективности, определит значимость (вес) каждого показателя.
Система показателей, шкалы и критерии оценки эффективности и результативности реализации образовательных программ в сетевой форме
По результатам проведенного анализа методов оценки результативности и особенностей сетевой формы реализации образовательных программ была сформирована следующая иерархияукрупненных групп показателейдля оценки результативности и эффективности (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия укрупненных групп показателей для оценки результативности и эффективности сетевых образовательных программ
В данном случае, при выделении показателей были учтены факторы, влияющие на качество подготовки кадров высшего профессионального образования в части:
- подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
- повышения качества образовательных программ по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
- развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.
По результатам проведенного анализа особенностей сетевых образовательных программ была сформирована следующая иерархия показателей и индикаторов.На верхнем уровне иерархии всего две группы укрупненных целевых индикаторов и показателей.
- Достижение целей реализации сетевых программ
- Оценка качества реализации программ.
В состав этих двух групп входят показатели и индикаторы, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Показатели и индикаторы для оценки результативности
Шкалы и значимость индикаторов и показателей оценки, полученные с помощью экспертных оценок и согласованные между собой, приведены в табл. 2.
Табл. 2.Иерархическая система показателей для оценки результативности сетевых образовательных программ
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПРОГРАММ
Источник: science-education.ru
Этапы подготовки образовательной программы.
Для ответа на вопрос «с чего начинать проектирование ОП?» необходимо определить этапы проектирования, они могут быть: временными, содержательными, функциональными или деятельностными.
В рамках методологии «Тюнинг» именно этап проектирования образовательной программы является центральным аспектом в плане обеспечения ее качества и востребованности обществом. Плохо спроектированные программы имеют негативное влияние на уровень подготовки выпускников, снижают шансы на их трудоустройство, требуют неадекватно длительного времени их освоения .
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность кем бы она не осуществлялась и к какому объекту ни была посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования, к которым относятся: моделирование, проектирование, конструирование .
В литературе посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Джю ванн Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание результатов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция.
В.М. Шепель в управленческом цикле проектирования определяет следующие этапы: разработка теоретически обоснованной концепции проекта, разработка процедур реализации, разработка пакета инструментария для каждого этапа, создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла, разработка условий и защиты прав человека.
Процесс проектирования образовательных программ исследователи предлагают разделить на три этапа: подготовительный, проектный (предэкспертный, экспертный, постэкспертный), завершающий.
Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности: предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.
Таким образом, систематизируя информацию о представленных выше этапах проектирования мы выделяем следующие этапы ОП, определенные на основе деятельностно-функциональной модели образовательного процесса в вузе:
-первый этап — диагностический (предварительный);
— второй этап — (технологический) контентный;
— третий этап — корректирующий (заключительный)
Каждый из этапов имеет свои отличительные цели, задачи и результаты проектирования, далее рассмотрим их более подробно.
1 этапдиагностический этап разработки образовательной программы.
Первый этап разработки образовательной программы состоит из двух уровней: мониторинга образовательных услуг и определение профильной направленности программы.
Мониторинг потребностей «заказчика». Сегодня реализация ОП является образовательной услугой, поэтому определяющим фактором для проектирования ОП должны стать не только требования образовательного стандарта, но и определенные и сформулированые будущим работодателем «предметные» знания и умения, необходимые для эффективной реализации сформированных у выпускника компетенций.
Источник: studopedia.ru
Новые решения в образовательном процессе: педагогический дизайн
Педагогический дизайн — новое веяние образовательной сферы, набирающее популярность в условиях дистанционного обучения и распространения новых технологий. Тем не менее сам термин только частично вошел в профессиональный обиход. Поэтому у каждого, кто первый раз сталкивается с данным понятием, возникает множество вопросов по его толкованию.
Связано это с тем, что другой термин — «промышленный дизайн» — является довольно распространенным. И при столкновении с дизайном педагогическим можно ошибочно предположить, что это одно из ответвлений производства и строительства. Такая путаница иногда приводит к тому, что дизайнеров учебных программ считают архитекторами, чертежниками или программистами. Однако это не так. Что такое педагогический дизайн и как им пользоваться, вы узнаете из этой статьи.
Что такое педагогический дизайн?
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) представляет собой целенаправленный процесс разработки, создания, внедрения и оценки учебных продуктов. Учебные продукты включают онлайн-курсы, инновационные учебные пособия, видеоуроки и учебные симуляции. Термин педагогический дизайн имеет множество взаимозаменяемых вариантов. Это ситуация характерна и для русского и для английского языка. Чаще всего встречаются следующие «заменители» данного термина: разработка учебного материала, проектирование учебной среды или учебных процессов, разработка учебной деятельности.
Несмотря на то, что педагогический дизайн тесно связан с онлайн обучением, в нем не всегда используются digital-инструменты. Основная деятельность здесь направлена на улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хоть использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное — создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.
Педагогический дизайн сфокусирован на учащихся и их потребностях. Его проекты облегчают усвоение знаний, эффективны и нравятся ученикам. В качестве основы для разработки учебных модулей основное внимание уделяется совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации учащихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.
Разработчики (дизайнеры) учебных программ в свою очередь являются «архитекторами» учебного опыта и руководителями образовательных проектов. Они применяют различные методологии, основанные на теории преподавания и новых технологиях, при создании контента для учебных программ. В процесс проектирования входят:
- разработка новых учебных программ и их внедрение;
- применение новых образовательных технологий и исследование их влияния на улучшение образовательного процесса;
- поиск новых способов повышения квалификации преподавателей;
- проведение тренингов и семинаров по обучению преподавателей новым образовательным технологиям;
- создание учебных материалов для самостоятельного обучения.
Самый распространенный пример использования педагогического дизайна — разработка контента для онлайн-курсов. Иллюстрация взята из компьютерной программы Mini Magic, обучающей английскому языку младших школьников.
Источник: lala.lanbook.com
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе педагога и воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.
Данное руководство ориентировано на формирование у педагогов дошкольных организаций знаний о сущностных особенностях интерактивных, инновационных методов в различных видах деятельности, на взаимонаправленную активность субъектов взаимодействия, развитие навыков общения.
Методическое руководство ориентировано на обеспечение едиными требованиями и практическими рекомендациями по внедрению современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций и направлено на повышение качества дошкольного образования и профессиональной компетентности воспитателей.
— проанализировать особенности организации воспитательно-образовательной работы с использованием инновационных педагогических технологий в ДО;
— обеспечить осуществление образовательного процесса в ДО с использованием инновационных технологий;
— обосновать необходимость внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций с целью обновления содержания дошкольного образования;
— дать представление о процедуре внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций;
— повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в сфере применения современных образовательных программ и технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации, при этом: сформировать у воспитателей и педагогов ДО целостное знание о современных интерактивных формах работы с дошкольниками в различных видах деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.);
— развивать навыки использования интерактивных форм в образовательном процессе ДО (диалоговые технологии, технологии ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии и др.);
— сформировать у воспитателей и педагогов ДО умения использовать информационно-коммуникационные технологии для интерактивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
— сформировать у воспитателей и педагогов ДО потребность в самообразовании в условиях модернизации дошкольного образования.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ
Процесс модернизации всей системы образования в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как первый уровень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. На основе анализа инновационных тенденций в образовательной политике и государственных требований к структуре дошкольного воспитания и обучения предложены новые подходы к проектированию и реализации технологии развития инновационной методической деятельности.
Современная образовательная политика Казахстана, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему инновационной методической деятельности воспитателей и педагогов детей дошкольных организаций.
2.1. Этапы внедрения образовательных программ и технологий
— подготовительный (мотивационно-организационный);
— основной (внедренческий);
— заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап (мотивационно — организационный).
Цель: изучение потребностей и возможностей педагогического коллектива по использованию инновационных технологий в ДО.
Задачи: проведение диагностики «Инновационные педагогические технологии в ДО»; проведение анализа особенностей использования инновационных педагогических технологий в ДО; изучение состояния проблемы в научно-методической литературе и передового педагогического опыта по использованию инновационных педагогических технологий.
Содержание работы : анализ материалов проведения диагностики «Инновационные педагогические технологии в ДО», выявление особенностей работы, используемых технологий и возникающих при этом трудностей в разных возрастных группах, путей решения проблем; анализ научно-методической работы, опыта работы других ДО по проблеме, условий дошкольных организаций (методических, технических, кадровых) по использованию инновационных педагогических технологий; анализ имеющихся методических материалов по инновационным педагогическим технологиям.
Основной этап (внедренческий)
Цель: создание условий для применения инновационных педагогических технологий развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, развитие проективных умений и навыков педагогов ДО.
Задачи: укрепление и совершенствование материально-технической базы ДО; повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение различных методических мероприятий в ДО; развитие умения педагогов использовать результаты мониторинга в практической деятельности; организация системы обмена опытом среди педагогов по вопросам использования инновационных педагогических технологий; изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность.
Содержание работы : изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в ДО; приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий; проведение различных методических мероприятий — педагогических советов, педагогических чтений, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение её в практику ДО; интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.
Заключительный этап (обобщающий)
Цель: подведение итогов эффективности использования инновационных педагогических технологий в совместной деятельности педагогов и детей.
Задачи: проведение рефлексии педагогов ДО в оценке результатов своей деятельности по использованию инновационных педагогических технологий; систематизация и обобщение педагогического опыта педагогов ДО; разработка системы контроля, включающей в себя диагностику, коррекцию, регулирование педагогических процессов в ДО с использованием инновационных педагогических технологий; регулярное использование инновационных технологий в педагогическом процессе.
Содержание работы : обобщение опыта работы педагогов по инновационным педагогическим технологиям; проведение диагностики «Использование в работе инновационных педагогических технологий»; анализ деятельности педагогов по использованию инновационных педагогических технологий в ДО; составление рабочих программ, рекомендаций по использованию инновационных педагогических технологий; активное использование в работе с детьми эффективных инновационных технологий; совершенствование мастерства педагогов, распространение опыта работы в другие дошкольные организации.
Публикации по теме:
Анализ образовательных дошкольных программ В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования. Перед образованием часто встает вопрос,.
Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста. Отчет по самообразованию Цель работы: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций. Тимофеева Ольга Дмитриевна. Согласно.
Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций Комнатные растения как составляющая развивающей экологической среды дошкольной образовательной организации Учебно-справочное пособие для.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар — практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.
Сохранение и укрепление здоровья детей путем внедрения в работу ДОУ современных здоровьесберегающих технологий: Консультация Введение На современном этапе развития выявлена негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всего населения, а особенно детей дошкольного.

Участие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций В Орске 7 декабря 2017 года прошел первый региональный фестиваль успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.
Источник: www.maam.ru