Что это муниципальная целевая программа

Раздел II. Муниципальное управление социальной сферой

Одним из механизмов реализации муниципальной социальной политики является разработка и реализация муниципальных целевых программ, позволяющих сосредоточить муниципальные ресурсы на решении наиболее остро стоящих социальных проблем, а также на развитие муниципального образования в целом или в отдельных отраслях (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, молодежная политика и т.п.).

Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, срокам, материально-техническому обеспечению, исполнителям, направленных на достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Порядок разработки и принятия муниципальных целевых программ утверждается органами местного самоуправления. Муниципальные целевые программы могут быть ведомственными, среднесрочными, долгосрочными и др.

Тематика муниципальных целевых программ напрямую обусловлена вопросами местного значения. Как правило, в муниципальных образованиях реализуются программы направленные на улучшение демографической ситуации, развитие муниципальной системы здравоохранения, образования, поддержку молодых специалистов, молодых семей, молодежи муниципального образования в целом, на повышение уровня культуры и доступа к культурному наследию, развитие физкультуры и спорта, развитие инфраструктуры муниципального образования и др. Финансирование мероприятий в рамках программ осуществляется за счет средств муниципального бюджета, субсидий из регионального бюджета, внебюджетных источников. Муниципальные целевые программы могут разрабатываться в контексте программ федерального и регионального уровней.

Современная (муниципальная или публичная) библиотека как центр поддержки чтения:тенденции и проблемы

Источник: www.aup.ru

Лекция 17 «Муниципальные целевые программы» План:

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

Программы нормативно- правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, де бюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т. д.

Муниципальное образование. Что это такое. Блиц-видео

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологичеческого состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.

Источник: studfile.net

Муниципальные и ведомственные целевые программы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145 ФЗ, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в целях обеспечения единства методологических подходов, унификации процесса формирования муниципальных программ, реализуемых на территории города Липецка разработаны и реализуются муниципальные программы.

Муниципальная программа включает в себя подпрограммы муниципальной программы, представляющие собой комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам основных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ, направленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы.

Ведомственная целевая программа входит в состав муниципальной программы и содержит комплекс скоординированных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи муниципальной программы.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Липецка.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности ведомственных целевых программ города Липецка.

Отчет о ходе исполнения муниципальных программ в 2021 году

Читайте также:
Family link что за программа

Источник: econom48.ru

Целевые программы муниципального управления

Характеристика программно-целевого метода муниципального управления

Для муниципального управления характерно применение программно-целевого метода для решения межотраслевых задач комплексного характера (продовольственная, жилищная проблемы, проблемы грамотности, безработицы и прочее).

Определение 1

Программно-целевой метод представляет собой такой способ формирования системы управленческих решений, который направлен на отбор социальных, экономических, научно-технических целей развития муниципального образования, а также взаимоувязку мероприятий, направленных на достижение отобранных целей.

Целевые программы муниципального управления выступают в качестве инструмента, обеспечивающего целевую направленность и комплексность планов развития муниципального образования.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Развитие муниципального образования планируется на долгосрочный период, в связи с чем назначение целевых муниципальных программ заключается в осуществлении разбивки всех мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития муниципального образования, на отдельные блоки взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение определенной задачи или комплекса задач. Такой подход позволяет осуществлять системное решение муниципальных проблем.

Замечание 1

Финансирование целевых программ осуществляется преимущественно за счет средств муниципального бюджета, однако также могут выделяться средства из федерального или региональных бюджетов. Также для финансирования программ могут привлекаться средства их заявителей или иные внебюджетные средства.

Муниципальная целевая программа – комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, увязанный по ресурсному обеспечению, срокам и исполнителям и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию территории муниципального образования.

«Целевые программы муниципального управления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Классификация целевых программ в муниципальном управлении

На практике существует множество критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация муниципальных целевых программ.

По статусу целевые программы делятся на четыре вида:

  • федеральные;
  • межрегиональные;
  • региональные;
  • муниципальные.

Каждый из этих видов целевых программ может действовать на территории муниципального образования, но именно муниципальные ориентированы на решение проблем конкретного муниципального образования.

В зависимости от целей муниципальные целевые программы делятся на 2 вида:

  • текущие;
  • перспективные.

По критерию срока реализации муниципальные целевые программы делятся на три вида:

  • краткосрочные, то есть те, которые охватывают период до 1 года;
  • среднесрочные, то есть те, которые охватывают период от 3 до 5 лет;
  • долгосрочные, то есть те, которые охватывают период от 10 до 15 лет.

Муниципальные целевые программы преимущественно носят краткосрочный характер, редко встречаются среднесрочные.

В зависимости от механизма реализации муниципальные целевые программы делятся на два вида:

  • заказные, то есть те, по которым заранее определены исполнители;
  • конкурсные, то есть те, по которым определение исполнителей осуществляется по итогам проводимого конкурса.

В зависимости от назначения муниципальные целевые программы делятся на два вида:

  • комплексные, то есть те, которые обеспечивают всестороннее социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • проблемные, то есть те, которые направлены на решение конкретной проблемы муниципального образования.

Для муниципальной практики управления характерно преобладание проблемных целевых программ.

В зависимости от обслуживаемого направления муниципальные целевые программы делятся на:

  • социальные;
  • экологические;
  • экономические;
  • научно-технические и другие.

Все целевые программы, независимо от их вида, являются составными частями каких-либо планов по развитию муниципального образования.

Муниципальные целевые программы предназначены для решения ключевых проблем социально-экономического характера, имеющих место на территории муниципального образования и включенных в текущие или перспективные планы социально-экономического развития.

Стандартная муниципальная целевая программа содержит следующую информацию:

  • характеристику социально-экономического положения муниципального образования;
  • перечень основных направлений социально-экономического развития муниципального образования;
  • цели и задачи программы;
  • срок и этапы реализации программы;
  • перечень мероприятий, предусмотренных программой;
  • описание механизма реализации программы;
  • характеристику ресурсного обеспечения муниципальной программы;
  • методику оценки эффективности программы;
  • описание системы управления программой;
  • порядок контроля хода реализации программы.

Особенности проблемных целевых муниципальных программ

Данный вид целевых программ наиболее характерен для муниципальных образований.

Разработка данного вида программ осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций;
  • осуществление нормативно-правовых преобразований;
  • создание благоприятного социального климата, обеспечивающего деятельность и здоровый образ жизни населения;
  • охрана окружающей среды;
  • реформирование промышленного комплекса;
  • развитие инфраструктуры муниципального образования;
  • организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

Разработка муниципальных целевых программ подразумевает оценку каждого программного мероприятия по определенным критериям, к числу которых относятся: цель программы и проблема, на решение которой она ориентирована, планируемый объем работ, сроки исполнения программы, объем и источники финансирования, показатели, используемые для оценки эффективности программы (объем налоговых поступлений, срок окупаемости, численность создаваемых рабочих мест) и прочее.

Читайте также:
Обход блокировки что это за программа

Источник: spravochnick.ru

Муниципальные целевые программы

Содержание муниципальных целевых программ. Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Проблемы СЭР муниципальных образований могут решаться целевыми программами разных уровней. Поэтому органы местного самоуправления должны владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус.

Муниципальная целевая программа должна включать следующие разделы:

  • — описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • -социально-экономическое положение и основные направления развития МО, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
  • -цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;
  • — система программных мероприятий;
  • — механизм реализации программы;
  • — ресурсное обеспечение программы;
  • — оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;
  • — организация управления программой и контроль хода ее реализации.

Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по направлениям:

  • — создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
  • — нормативно-правовые преобразования;
  • — формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
  • — оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • — содействие реформированию промышленности;
  • — развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
  • — развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования.

Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению модернизации предприятий, находящихся на территории МО. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрении энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг, сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности и т.д.

Механизмы реализации муниципальных целевых программ. Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип баланса интересов, подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

  • — средства федерального и регионального бюджетов;
  • — средства местного бюджета;
  • — собственные источники финансирования заявителя проекта;
  • — средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
  • — другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на два последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Читайте также:
Что за программа чистое небо

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.

Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.

Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

  • -высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;
  • — четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;
  • — ответственность за целевое использование бюджетных средств;
  • — постоянный контроль хода реализации программных мероприятий;
  • -контроль перераспределения средств между программными мероприятиями, введения дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.

Вместе с тем эта схема имеет недостатки:

  • — большая зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации; недостатки в работе одного из участников могут отрицательно сказаться на общем результате;
  • — нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;
  • — ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются.

Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — «дирекция программы» — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных ситуаций, непосредственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых требований к государственному заказчику федеральной целевой программы -представление специальных докладов о ходе работ и использовании финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интернет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципальным целевым программам.

Доклад о ходе работ по программе и использованию финансовых средств должен содержать: сведения о результатах реализации за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных бюджетных средств и внебюджетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства, внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реализации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики.

В Интернете генеральный заказчик должен размещать текст целевой программы, нормативные правовые акты по управлению ее реализацией и контролю хода выполнения программных мероприятий, а также информацию о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие два-три года, объемах финансирования, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации, результатах мониторинга реализации, оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы.

Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать условия их проведения, порядок участия в них юридических лиц, составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний, порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками.

Увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целевых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития МО.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru