Специфика правительственных программ и их отличия от других программ
Главным фактором успешности внедрения государственных программ является «жесткая, предельно иерархичная и максимально исключающая дублирование структура государственных программ». Введение универсальной методики по разработке и реализации государственных программ в РФ способно увеличить эффективность бюджетных процессов за счет объединения в одном документе проблемы, требующей решения, с целями, задачами, способами и инструментами их достижения; с четкими индикаторами достижения поставленной цели и, (как правило), поэтапным финансированием.
К принципам, на основе которых производится формирование государственных программ, относятся:
— создание государственных программ с учетом стратегических целей социально-экономического развития и наличия конкретных показателей достижения данных целей;
— широкий охват сфер социально-экономического развития и бюджетных средств;
— персонификация ответственного исполнителя государственной программы;
Городские целевые программы.mpg
— формирование количественных и качественных результатов, ясно характеризующих степень достижения поставленных в рамках программы и подпрограмм, целей;
— интеграция правовых и финансовых позиций в рамках процесса;
— осуществление на регулярной основе оценки результативности деятельности соответствующих субъектов деятельности (в рамках конкретной государственной программы. содержится перечень соисполнителей и участников государственной программы, координируемых ответственным исполнителем).
Государственная программа | Федеральная целевая программа |
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности | Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики |
Итак, в отличие от ФЦП государственная программа — это система не только мероприятий, но и инструментов государственной политики. Кроме того, в отличие от ФЦП, направленной на «эффективное решение системных проблем», госпрограмма ставит своей целью «достижение приоритетов и целей государственной политики». Конечная цель государственной программы более глобальна, что подразумевает больший временной период ее действия, больший масштаб мероприятий и используемых ресурсов.
Муниципальные целевые программы
Как видно, принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер правового регулирования (вплоть до перечня и графика вступления в силу необходимых нормативно-правовых актов) и мер государственного регулирования в сфере реализации программы. Также очевидно, что объем и степень проработки госпрограммы намного выше, чем у ФЦП. Сами существующие ФЦП будут включены в состав государственных программ и будут иметь такой же статус, как подпрограммы государственных программ.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Источник: studopedia.org
Ростуризм отчитался по ФЦП за 2011–2018 годы: цифры и факты
Замглавы Ростуризма рассказал на выставке «Интурмаркет» об итогах Федеральной целевой программы по развитию туризма, которая работала в России с 2011 по 2018 год. Николай Королев подробно объяснил механизмы финансирования программы, а также представил проекты, которые были запущены в ходе ее реализации. Profi.Travel законспектировал основные цифры.
Какие цели ставила программа и откуда брались средства на ее выполнение?
Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма стартовала в 2011 году в 35 регионах Российской Федерации, и в в ней были заявлены три основные цели:
- развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации
- Повышение качества туристских услуг
- Продвижение туристского продукта Российской Федерации на зарубежном и внутреннем рынках
При этом основной объем средств был направлен именно на первую задачу: решение инфраструктурных вопросов, которые позволили бы сформировать качественный турпродукт.
Общий бюджет программы с 2011 по 2018 годы составил 120,7 млрд рублей. В том числе за счет средств федерального бюджета 26,7 млрд, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 8,4 млрд, за счет средств внебюджетных источников — 85,6 млрд рублей.
В общей сложности, на территории 35 субъектов Российской Федерации создавались 45 туристических кластеров. В том числе 38 туристско-рекреационных и 7 туристских.
При этом регионам удалось освоить и отчитаться практически по всем выделенным средствам, добавил представитель Ростуризма. Таким образом, Николай Королев заочно ответил на критику ФЦП со стороны Счетной Палаты РФ, которая ранее утверждала, что средства по программе расходуются неэффективно.
«Счетная Палата нас спрашивала: „А сколько кластеров введены в эксплуатацию?“. Для меня это не очень понятный термин, потому что кластер — он уже существует, — объясняет представитель Ростуризма. — В нем есть и средства размещения, и маршруты, и объекты общепита, и объекты показа. Наша задача — это развитие кластера и завершение строительства необходимой туристской инфраструктуры, чтобы существующие кластеры вышли на те показатели, о которых говорилось раньше».
За весь период исполнения государственной программы кассовое исполнение средств федерального бюджета составило 25,9 млрд рублей. В том числе на строительство объектов обеспечения инфраструктуры — 24 млрд рублей — это 98,1% всех средств.
Софинансирование из бюджетов субъектов РФ составило 7,2 млрд рублей или 95% бюджетного значения. Прочие расходы — 0,7 млрд. За счет внебюджетных источников выполнено работ на сумму 84,9 млрд (99,3%). В том числе на создание объектов туристской инфраструктуры 84,8 млрд (99,8%).
Соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования изначально должно было составить 2,2 рубля из внебюджетных источников на 1 рубль из бюджета. По итогам реализации программы, создания кластеров, данное соотношение на момент 1 марта 2019 года составило 2,84. Учитывая, что еще не все объекты инфраструктуры были введены в эксплуатацию, можно ожидать и отложенного эффекта: после сдачи объектов коэффициент может достигнуть 3 рублей, пообещал Николай Королев.
Сколько объектов было построено в рамках программы?
В общей сложности за время реализации программы было запланировано создание 213 объектов обеспечивающей инфраструктуры. 196 из них введены в эксплуатацию в настоящее время. 11 находятся в стадии завершения строительства.
Построено и реконструировано 293,5 км автомобильных дорог, 702,8 км линий электропередач, сетей газо- и водоснабжения и иных инженерных сетей.
Также было предусмотрено создание 643 объектов туристской инфраструктуры. 538 из них в настоящее время введены в эксплуатацию, 91 находится в стадии строительства.
283 объекта из них — это коллективные средства размещения с общим объемом койко-мест 19085. 60 объектов общественного питания на 6493 посадочных места. 46 лечебно-оздоровительных объектов, а также 254 объекта транспортной, торгово-выставочной, спортивной, культурно-познавательной инфраструктуры и объектов сервиса.
Внутренний турпоток при этом увеличился почти в три раза по сравнению с 2011 годом (+202%) за время реализации ФЦП. Объем платных услуг гостиниц и других средств размещения на конец 2018 года составил 248 млрд рублей (+98% к 2011 году).
Площадь номерного фонда КСР на конец 2017 года составляла 19,5 тыс кв. метров (+65%). Инвестиции в строительство КСР за это время составили 310 млрд рублей.
Количество сотрудников КСР на 2017 год — 419 тыс. человек (+26%).
Так выглядит суммированный рост в процентах по всем ключевым показателям ФЦП за каждый год.
Какие знаковые туристические объекты были созданы в рамках ФЦП?
В настоящее время полностью завершена работа по созданию 14 туристско-рекреационных кластеров и 2 авто-туристских кластеров в 14 субъектах российской федерации. /раскрыть/
- Золотое кольцо. В Ярославской и Рязанской области
- Крутицкая долина вдоль реки Уречье
- Насон-город в Вологодской области
- Кезеной-Ам в Чеченской республике
- «Кладезь земли» Костромская область
- Ярославское взморье
- Ворота Яганаки в республике Адыгея
- Самоцветное кольцо Урала в Свердловской области
- Верхневолжск в Тверской области
- Остров Большой Уссурийский в Хабаровском Крае
- Свияжск в республике Татарстан
- Центральная городская набережная в Вологодской области
- Хибины в Мурманской области
- Курорты Минвод в Ставропольском крае
- Сергиев Посад в Московской области
В степени готовности более 90% находится комплекс туриского обеспечения инфраструктурой в 4 автотуристских и 16 туристско-рекреационных кластерах в 17 регионах Российской Федерации. /раскрыть/
- Плес в Ивановской области
- Золотые ворота и горнолыжный комплекс «Ланжерок» в Алтайском крае
- «Подлеморье» и «Кяхта» в Бурятии
- Елец и Задочино в Липецкой области
- Абрау и Утриш в Краснодарском крае
- «Этническая чувашия» в Чувашской республике
- Шерегеш в Кемеровской области
- Барнаул-горнозаводской город в Алтайском крае
- Озерный кластер в Новосибирской области
- Раушский в Калининградской области
- Всесезонный туристический центр в Ингушетии
- и др.
Были выполнены обязательства по созданию комплекса обеспечения туристической инфраструктуры в шести автотуристских кластерах и 26 ТРК в 28 субъектах.
«Обращаем особое внимание, что в десяти субъектах не выполнены обязательства по 17 объектам обеспечения туристской инфраструктурой. Однако время на их реализацию еще остается — до 1 апреля 2019 года, и многие из объектов уже находятся в достаточно высокой стадии готовности, — добавил Николай Королев. — Есть недостаточный уровень привлечения внебюджетных средств. Например, в Белокурихе, Алтайского края, в Плесе, Подлеморье, „Северная мозаика“ в Якутии и „Золотые дюны“ в Дагестане. Однако есть надежда, что и эти работы будут завершены в срок.
Многое зависит еще и от региональных властей, которым удается вовремя успешно заменить инвесторов, привлечь новых, и реализовать взятые на себя обязательства».
При этом спикер отметил, что наиболее успешно проекты реализуются там, где созданы понятные отношения между регионом и инвестором: «В тех регионах, которые участвуют в программе, эти проекты находятся в ранге приоритетных. Под них даются определенные налоговые льготы, подключение к коммунальным сетям и многое другое. И там, где такая работа выстроена системно, особенно когда есть якорный инвестор, это положительно влияло на конечную реализацию проекта».
Как продвигался турпродукт в рамках ФЦП?
В рамках программы было предусмотрено 438 госконтрактов на общую сумму 1,9 млрд рублей.
«В рамках продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынке был реализован комплекс рекламных, событийных и иных мероприятий, широкий спектр медийных активностей, создание национального туристского портала Russia.travel на 12 языках с самой актуальной информацией о туризме в России. Контент для этого портала формируют, в первую очередь, субъекты Российской Федерации. Также обеспечивалось участие в выставках, презентациях, роуд-шоу, фам-трипов, а также других MICE-событий», — рассказал Николай Королев.
В рамках программы проводились мероприятия, направленные на повышение качества предоставляемых туристских услуг, а таке на подготовку кадров. Подробно Николай Королев остановился только на конкурсе «Лучший по профессии в туризме», который проводится с 2013 года.
Данный этап ФЦП был завершен в 2018 году, и в настоящий момент в Ростуризме ведется работа над проектом ФЦП на следующий срок. Ожидается, что она будет разработана во второй половине 2019 года, на основе разрабатываемой сейчас Стратегии 2035, которая в свою очередь должна быть представлена на рассмотрение в Правительство до 31 марта 2019 года.
При этом разработка новой Программы будет вестись на основе положений «Стратегии-2035», и вторая ФЦП по своим целям и методам будет отличаться от той, что реализовывалась с 2011 по 2018 годы.
Только важное. Только для профи.
Источник: profi.travel
Что это федеральные целевые программы 2011
«Электронная Россия»: чем закончилось и кто виноват?
ФЦП «Электронная Россия», которая реализовывалась в России на протяжении 8 лет, завершилась в 2010 г. Подводя итоги, чиновникам пришлось признать, что ее результаты оказались не слишком впечатляющими. Более того, Генеральная прокуратура выявила серьезные нарушения расходования выделенных на нее средств.
В 2010 г. закончилась крупнейшая федеральная целевая программа в области информатизации государственных ведомств «Электронная Россия». В 2002-2010 гг. на ее реализацию, по данным CNews, было потрачено около 21,2 млрд руб. (в ценах соответствующих лет) вместо запланированных 77,2 млрд руб. Минкомсвязи приводит несколько иные данные. В отчете об итогах реализации программы, представленном министерством в начале 2011 г., говорится об израсходованных 20,77 млрд руб.
Еще на начальном этапе своего существования «Электронная Россия» столкнулась с целым рядом трудностей. В частности, по итогам ее первого этапа, завершившегося в 2003 г., стало очевидно, что программа испытывает хроническое недофинансирование: в 2002 г. она получила 18% обещанных денег, в 2003 г. – 19%, а в 2004 г. – 28%.
Кроме того, ведомства, курирующие программу – Минэкономразвития и Минсвязи – никак не могли прийти к единому мнению относительно ее связи с административной реформой, и отсутствие генеральной политической линии по этому ключевому вопросу явно не способствовало реализации «Электронной России» и приводило к росту управленческих затрат.
Уже тогда, в 2004 г. представители этих двух министерств заявляли, что практика управления государственными ИТ-проектами и ИТ-бюджетами нуждается в значительных изменениях.
Министерство подводит итоги
Сегодня, когда программа завершена, настало время подвести ее итоги. С докладом на эту тему в апреле 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева выступил заместитель министра Илья Массух.
По его словам, основными результатами «Электронной России» к 2006 г. стали создание интернет-сайтов ведомств, появление ГАС «Законотворчество» и государственной информационно-аналитической системы контрольно-счётных органов РФ (ГИАС КСО), а также Федерального информационного центра (ФИЦ).
К 2008 г., по данным Минкомсвязи, были созданы Государственная информационно-аналитическая система и решения региональной информатизации («одно окно», типовая АИС многофункционального центра (МФЦ) и др.), получили распространение технологии СПО, началось обучение госслужащих, на базе ФГУП НИИ «Восход» заработали ОГИЦ и инфраструктура системы удостоверяющих центров, а также начался переход на межведомственный электронный документооборот (МЭДО). Забегая вперед, заметим, что в 2009-2010 гг. «Ростелекомом» в связи с передачей ему функций единого исполнителя мероприятий программы по созданию инфраструктуры электронного правительства была заново создана инфраструктура ОГИЦ. Использование уже имеющейся инфраструктуры, созданной ФГУП НИИ «Восход», было признано нецелесообразным по той причине, что все оборудование физически находилось на территории института, и его перемещение на другую площадку не представлялось возможным.
В 2009 г. программа была пересмотрена, поскольку к этому времени многие ее цели не были достигнуты. По данным Минкомсвязи, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении услуг, «типовые решения» не получили широкого распространения, а созданные аппаратно-программые комплексы практически не использовались. Новая редакция «Электронной России» была направлена на создание общероссийского портала госзакупок и электронного правительства, в особенности на развитие электронных сервисов для населения и бизнеса, внедрения межведомственного документооборота и изменения нормативно-правовых актов. Во второй половине 2009 г. единым исполнителем мероприятий программы по созданию инфраструктуры электронного правительства был назначен «Ростелеком».
К концу 2010 г., по словам Ильи Массуха, удалось создать единый портал госуслуг и сводный реестр госуслуг и госфункций. Заработала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), было установлено 500 инфоматов, обеспечивающих доступ граждан к электронным госуслугам, на базе «Ростелекома» была заново создана система удостоверяющих центров.
Граждане не заметили «Электронную Россию»
Из всех озвученных представителями Минкомсвязи проектов, реализованных в рамках «Электронной России», рядовые граждане могут «потрогать руками» немного.
Сайты всех государственных ведомств, действительно, появились в интернете. Конечно, интерактивных сервисов, позволяющих пользователям быстро и просто общаться с государством, на них немного. Но, несмотря на это, они являются неплохим средством доступа к различного рода информации.
Заработал портал госуслуг, однако, реальной пользы от него пока немного: получение большинства документов от государства по-прежнему связано с массой неудобств. Появился и общероссийский портал госзакупок, благодаря которому блоггеры, подобные Алексею Навальному, пытаются бороться с воровством государственных чиновников.
«С точки зрения общества, итоги «Электронной России» не так заметны, как этого, наверное, хотелось бы тем, кто ее разрабатывал. Ведь в целом граждане по-прежнему взаимодействуют не с единой государственной структурой, а с отдельными ведомствами.
Главным результатом этой программы является то, что она заставила всех в полной мере осознать роль и место информационных технологий в жизни граждан и государства. А также создала некоторую техническую основу для тех задач, которые мы решаем сейчас,- прокомментировал в интервью CNews итоги программы Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи правительства Российской Федерации. — Отмечу, что основная проблема реализации вообще ИТ-проектов – организация управления ими. Специалисты, имеющие за спиной опыт завершенных больших ИТ-проектов, понимают, насколько это важно. Если проекты внедрения ИТ реализуются не по стандартам лучших практик проектного управления, либо под непосредственным руководством не имеющих опыта реализации крупных ИТ-проектов менеджеров, они практически всегда обречены на неудачу».
«К сожалению, государство как заказчик не может пока продемонстрировать эффективность и в силу масштаба задачи, и в силу отсутствия адекватной единой структуры управления комплексом ИТ-проектов. Это вполне объяснимо и понятно,- продолжает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». — Однако отдельные инициативы можно назвать вполне успешными. Безусловно, радует переход от глобальных инициатив, не подкрепленных реальным компетентным управлениям, к достаточно внятным проектам по реализации конкретных задач».
«ФЦП «Электронная Россия» за восемь лет своего существования заложила мощный фундамент для перехода государственных структур в «бесконтактный» формат взаимодействия. После её завершения были сформулированы новые стратегические цели развития на ближайшую перспективу. В достижении этих целей информационным технологиям, отводится немаловажная роль. Это, действительно, важно для ИТ-отрасли, так как государство видит в информационных технологиях средство достижения стратегических целей. И такое видение, в свою очередь, является двигателем прогресса для российского ИТ-рынка на ближайшие годы»,- согласен с ним Вячеслав Елагин, заместитель директора департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко».
В ожидании развязки
В конце августа 2011 г. Генеральная прокуратура объявила о выявлении хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)». По сообщению ведомства, Минкомсвязи заключил с «Ростелекомом» государственные контракты на сумму более 2 млрд руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия». «В дальнейшем путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн. руб. была завышена стоимость приобретенных программно-технических средств. Одновременно один из основных поставщиков оборудования перечислил 150 млн руб. на счета оффшорной компании», — заявили в Генеральной прокуратуре.
Также Минкомсвязи перечислило 10 млн руб. в «Ростелеком» за выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически компанией не выполнялись. Отчет об их выполнении полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи в рамках осуществления возложенных на него функций, добавляют в Генпрокуратуре.
Генеральная прокуратура направила материалы проверки в Следственный департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). На момент сдачи в печать этой статьи о дальнейшей судьбе этих материалов информации не поступало.
Так завершилась 8-летняя программа информатизации нашей страны под названием «Электронная Россия (2002-2010).
Наталья Рудычева/CNews Analytics
Михаил Попов: В таком масштабе технические средства на выборах не применялись еще никогда
На вопросы CNews ответил Михаил Попов, руководитель Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
CNews: Какие доработки были внесены в ГАС «Выборы» в преддверии федеральных избирательных кампаний 2011-2012 годах по сравнению с 2007 годом?
Михаил Попов: В ходе подготовки к текущей федеральной кампании мы сделали достаточно много. Введен в действие новый интернет-портал ГАС «Выборы». Он стал гораздо мощнее, чем был в 2007 году, появились новые функции. Обеспечена возможность трансляций в сети интернет в режиме реального времени заседаний ЦИК России, а также других мероприятий, в том числе работы информационного центра ЦИК России в дни проведения выборов.
Наш портал готов к работе в режиме сервиса «Найди себя в списке избирателей». Когда будут сформированы избирательные участки, то любой гражданин, зайдя на сайт ЦИК России, сможет проверить, к какому участку он прикреплен.
Повышена надежность интернет-портала за счет резервирования каналов связи, оборудования и информационных ресурсов. Обеспечена многоуровневая, эшелонированная информационная безопасность с применением передовых отечественных технологий.
Источник: www.cnews.ru
Целевая программа
(англ. target program) – плановый комплекс научнотехнологических, производственных и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование – производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.
Программа целевая
комплекс объединенных одной генеральной целью научных исследований, опытно-конструкторских работ, производственно-технологических и организационных мероприятий, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.
Целевая программа
увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевая программа
(goal-related programm) — комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей вне зависимости от их ведомственной принадлежности и подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
(entitlement program) Американский термин, обозначающий программу государственных расходов, получатели средств по которой имеют законодательно закрепленное право на соответствующие выплаты. Таким образом, правительство не может по своему усмотрению решать, кто должен получать средства в рамках данной программы; стоимость программы заранее не устанавливается и не может быть ограничена политическим решением без соответствующего принятия конгрессом поправок к программе. Наличие крупномасштабных целевых программ, таких, как программы социального обеспечения и медицинского обслуживания «Медикэр», резко осложняет решение проблемы ограничения совокупных бюджетных расходов, поскольку все сокращения расходов могут касаться только нецелевых разделов бюджета.
Источник: vocable.ru