Что должны уметь дети в 4 года по программе

К 4–5 годамдети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера иесть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возрастаесть много общего. Какие перемены происходят в этот период, какое поведение требует внимания и когда есть смысл проконсультироваться с врачом?

Главные достижения этого возраста

Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.

Чувства и поведение

В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).

Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.

В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.

4 года. Что должен уметь ребенок?

Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.

Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.

В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.

В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.

Игры и обучение

Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».

Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.

Мышление и речь

Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.

Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.

В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.

3 года. Что должен уметь ребенок?

Движение и повседневная жизнь

Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.

Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.

Что обычно может ребенок в этом возрасте:

  1. назвать свое имя и адрес;
  1. различать лево и право;
  1. определить, какой объект тяжелее;
  1. назвать четыре цвета;
  1. считать до десяти;
  1. говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем — например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.
Читайте также:
Нужна ли программа asus live update

Как помочь развитию дошкольника

Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.

Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.

Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.

Готовьте простые блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и лучше усвоить такие комплексные понятия, как «половина», «одна чайная ложка» или «30 минут». Можно давать ему несложные поручения, например, сделать салат или бутерброды.

Поводы для беспокойства

Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к педиатру.

Зрение, слух и общение.Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки — например, не использует предложения длиннее трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.

Поведение.Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой; сложен в общении — например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и плачет, оставшись без папы с мамой; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.

Движение и моторные навыки.Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (например, круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.

Если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее, это тоже повод обратиться к специалистам.

Портал о воспитании детей RaisingChildren

Источник: xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai

Ключевые нормы развития ребенка в 3, 4, 5 лет

Нормы развития ребенка в период 3-5 года

Если и существует время беззаботного детства, то оно наступает именно сейчас, хотя данный возрастной период в процессе развития малыша нельзя назвать простым. Вначале большинство семей сталкивается с одним из первых серьезных детских кризисов. Он характеризуется частым непослушанием, истериками и необоснованными слезами. Характер ребенка сильно меняется, однако уже к трем с половиной годам подобные проявления исчезают. Малыш становится спокойнее, начинает слушать окружающих и концентрируется на изучении окружающего мира.

Большой толчок в развитии получает не только интеллектуальная сторона личности, эмоциональные и социальные навыки также заметно прогрессируют. Ребенок чаще нуждается в одобрении взрослых, их положительном отношении и проявлениям любви. Специалисты рекомендуют уделять этому вопросу значительно количество времени, так как юный член семьи должен слышать и чувствовать привязанность взрослых.

Как определить нормы и на что обратить внимание

Чем взрослее становится ребенок, тем тяжелее родителям оценивать достижения и общий уровень развития, появляется страх упустить «первые тревожные звоночки».

Примерно с трех лет ребенок приобретает индивидуальные черты в процессе обучения, проявляет интерес к определенным областям жизни. Это приводит к тому, что некоторые навыки и знания усваиваются очень быстро, а что-то дается с большим трудом. Это приводит к тому, что сравнивать детей в возрасте от 3 до 5 лет между собой, становится неэффективно и даже опасно, так как может привести к возникновению глубоких детских комплексов.

Нормы в данном случае будут выступать в качестве общих ориентиров, которые позволят подтянуть проблемные места и способствовать гармоничному развитию с учетом личностных особенностей малыша. Но если вы заподозрили неладное, то не стоит ждать что «само пройдет» даже единичная консультация со специалистом поможет развеять сомнения и при необходимости скорректировать программу развития с учетом индивидуальных особенностей.

Физические нормы

Дети могут быть как физически активными, так и довольно сдержанными. При этом важно понимать разницу между усидчивостью малыша и отсутствием необходимого развития. Даже самый спокойный и юный созерцатель в возрасте до 5 лет должен уметь:

  • Бегать с разной скоростью, а смену направления движения делать просто и легко. Во время бега внимательно огибать и перепрыгивать различные препятствия.
  • Без усилий осуществлять различные прыжки и повторение бытовых движений взрослых людей.
  • Уверенно лазать по лестницам, висеть на турнике и приземляться на полусогнутые ноги, не падая при этом.
  • Без труда ловить мяч и уметь держать его в руках, игра с отскоком от стены не должна вызывать проблем. Освоили простые движения? Переходим к тренировкам отбивания мяча от земли сначала 2, а потом 1 рукой. Отличной проверка на координацию и физическое развитие.
  • Легко ходить по узкой доске или бордюру, значит, детская координация окрепла. Это отличный возраст для обучения езде на трехколесном велосипеде или самокате, а начиная с 4 лет можно смело осваивать коньки, лыжи и ролики.
Читайте также:
Trueconf client не запускается программа

Хотите удостовериться в физическом развитии малыша?

  • Попросите пройти его по тонкой линии, шаг должен быть уверенным, а тело расслаблено.
  • Ребенок без труда должен справляться с упражнением «ножки выше». Лежа на спине, он может вытягивать ноги вверх и держать их максимально долго. Нормой для данного возраста станет фиксация положения на 5-15 секунд.
  • Умение стоять на 1 ноге и не падать в течение 30 секунд также свидетельствует о гармоничном развитии.

Если же эти упражнения вызывают проблемы, а ребенок не может с ними справиться без помощи посторонних, то следует посетить консультацию и вместе с нашими специалистами разобраться в причинах подобного отставания.

Бытовые нормы

Многие базовые умения ребенок должен выполнять самостоятельно и стремиться к улучшению результата:

  • Малыш сам моет руки, умывается и справляет нужду. Он также может мыться без помощи взрослых, но под их контролем.
  • Умеет пользоваться карандашом, держать ручку, ложку и ножницы правильно. Спокойно высиживает отведенное для занятий время и умеет изобразить простые фигуры и предметы.
  • Одевается без посторонней помощи и следит за своей одеждой. Старается беречь книги и игрушки.

Отличительной чертой данного возраста становится активное желание помогать взрослым по дому. Привлекая ребенка к домашним обязанностям в форме игры, родители прививают самостоятельность.

Интеллектуальные нормы

Сюда входит умение размышлять, анализировать и говорить. Речь в данном случае является самым ярким показателем и дает представление об общем развитии.

  • Ребенок уверенно говорит небольшими, но связными предложениями. Помимо глаголов и существительных активно используются прилагательные, местоимения и числительные.
  • Предложения состоят в среднем из 5 и более слов, а упражнения по описанию предметов и событий не вызывают особых проблем.
  • Умеет концентрировать внимание до 5 минут, но если речь идет о чем-то увлекательном для самого малыша, то продолжительность занятия достигает 30 минут.
  • Ближе к 5 годам малыш может приступать к изучению букв и пробовать свои силы в чтении. Так же важно сделав упор на сочинении сказок, рассказов или интересных ребенку историй. Таким образом, он сможет оттачивать свои речевые умения и развивать фантазию.

Не пытайтесь отыскать универсальное решение или действовать в рамках школьных правил, ведь все дети очень разные. Так одни начинают читать уже с 3,5 лет, тогда как другие знакомятся с буквами только в возрасте 5 лет и это не является проблемой. В период от 3 до 5 лет мозг ребенка сталкивается с колоссальным количеством информации, которая должна быть осмыслена и усвоена.

Признаком развития можно считать желание ребенка к общению, причем ему будет важен диалог. При этом не стоит навязывать общение, особенно если ребенок замкнут. Причиной для молчаливой отстраненности может быть множество и разбираться с ними необходимо только под чутким наблюдением опытного специалиста.

03.2023. Последнее изменение: 20.03.2023.

Источник: karkusha.su

Что должен знать и уметь ребенок 3 4 лет

3-4 года — период активного физического, умственного, психологического, эмоционального, речевого развития ребенка. Ребенок продолжает познавать мир и делает это в игровой форме. Родители часто задают вопросы: «Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте и на что стоит обратить внимание?»

Физическое развитие

К 4 годам ребенок должен уметь:

  • хорошо и уверенно бегать, изменяя траекторию движения;
  • прыгать;
  • удерживать равновесие, идя по бордюру или доске;
  • стоять на одной ноге;
  • перепрыгивать препятствия.

В развитии этих навыков у детей родителям помогают игры на физическую активность:

  1. «Замри» — взрослый включает музыку, ребенок танцует, бегает или прыгает, как только музыка выключается — ребенок замирает. Игра становится интереснее, если играют несколько человек.
  2. «Цапля» — поднимаем одну ногу, как цапля, и остаемся в этой позе пока один не встанет на обе ноги. Кто первый встал на две ноги, проиграл.
  3. «Попадайка» — ставим тазик и даем малышу мяч. Задача: попасть с расстояния мячом в таз. Попал — молодец, не попал — всегда есть время научиться.
  4. Бордюр, бревно или батут — отлично подойдут для развития равновесия и координации.
Читайте также:
Как подключить программу мультибонус втб через приложение

Умственное развитие

В 3-4 года у ребенка активно развиваются основы логического и пространственного мышления, он должен знать:

  • основные цвета: зеленый, красный, желтый, синий (если знает и другие — очень хорошо)
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
  • понятия один — много; больше-меньше, далеко-близко
  • должен уметь разделять предметы на группы по определенным признакам.

Простые и полезные развивающие игры для детей этого возраста:

  1. Игры на сравнение — сравни 2 картинки и найди отличия. Второй вариант — сравни предметы: чем они похожи и чем отличаются. Вариант с предметами тренирует не только внимание, но и логику, мышление.
  2. Пазлы — незаменимые игрушки в этом возрасте, прекрасно тренируют внимание, воображение, усидчивость.
  3. «Что изменилось» — раскладываем перед ребенком предметы, даем время запомнить, затем просим закрыть глаза и убираем один из предметов, затем просим ребенка сказать, что изменилось. Можно играть даже за столом во время еды, переставляя или убирая/добавляя предметы на столе.
  4. «Чудесный мешочек» — взрослому понадобится непрозрачный мешок или пакет, в него складываются игрушки и предметы. Задача ребенка на ощупь понять, какой предмет он вытаскивает или взрослый просит вытащить конкретный предмет: машинку, солдатика, кусочек пазла.

Речевое развитие

В 3-4 года ребенок должен уметь:

  • составлять простые предложения;
  • описывать картинку;
  • запоминать короткие стихи и четверостишия;
  • правильно употреблять предлоги в предложении;
  • отвечать на простые вопросы.

Стоит помнить, что речь ребенка тесно связана с развитием моторики и дыхания. Игры на развитие речи:

  1. «Листопад» — на развитие дыхания и речевого аппарата. Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги листочки и ведро. Листочки лежат на столе, задача ребенка сдуть все в ведерко.
  2. «Звуки вокруг нас» — на развитие правильного речевого дыхания. Задача: на одном выдохе пропевать гласные звуки А, О, У, Ы. Чтобы придать упражнению игровой формат лучше задавать вопросы: как звучит пароход, как гудит самолет, что кричат, когда заблудились в лесу и другие.
  3. «Громко-тихо» — игра учит изменять уровень голоса. Ребенок может повторять слова за взрослым с разной силой, или в форме игры: взрослый подбирает 2 машинки разные по размерам: большая машинка говорит громко, а маленькая тихо, ребенок повторяет.
  4. Лепка, пальчиковые краски, поделки из природных материалов — это влияет на развитие моторики у ребенка, а также обеспечивает и речевое развитие.

Самостоятельность

Взросление ребенка идет рука об руку с развитием самостоятельности в бытовых нуждах: застегивать замки и пуговицы на одежде, мыть руки, одеваться и раздеваться, умение пить из чашки и многое другое. Родители часто забывают об этом, но самостоятельное выполнение бытовых действий также влияет на развитие мозга ребенка, как и рисование, лепка или занятия на логику. Поэтому запаситесь терпением и относитесь к самостоятельному выполнению ребенком подобных дел как к развивающему занятию.

Родителям стоит помнить, что дети в 3-4 года все так же неусидчивы, и на одно занятие у них хватает терпения и интереса не более чем на 5-10 минут. Это правило важно соблюдать, чтобы научить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути. Также стоит напомнить: занятие должно заканчиваться уборкой за собой, и ребенок должен приучаться к этому с ранних лет.

Наши занятия для детей 3 4 лет онлайн в игровой форме развивают речь, память, внимание, знакомят малыша с основными необходимыми для возраста понятиями.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Источник: www.razumeykin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru