Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом. Как организовать проведение внутреннего кадрового аудита и оформить итоги в организации?
Что собой представляет внутренний аудит
Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников. Вопрос: В чем основные отличия функционала службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита?
Посмотреть ответ
Основные задачи
- Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
- Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
- Предупреждение появления существенных нарушений.
- Снижение количества убытков.
- Обеспечение соответствия деятельности закону.
- Проверка достоверности информации, изложенной в документах.
Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.
Вебинар Практикум по внутреннему аудиту
Вопрос: В каком случае целесообразно принятие решения о вынесении функции внутреннего аудита на аутсорсинг?
Посмотреть ответ
Законодательная база
Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:
- ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
- ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.
Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.
Что проверяется в процессе внутреннего аудита
Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:
- Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
- Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
- Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.
Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.
Разновидности внутреннего аудита
Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:
- Проверка системы управления.
- Организационно-технический контроль.
- Контрольный аудит основных направлений деятельности.
- Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
- Установление целесообразности деятельности должностных лиц.
Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.
31.05.23: ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВЩИКАМ. ЧТО И КАК ПРОВЕРЯТЬ НА АУДИТЕ
Документальное сопровождение аудита
В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.
Издание приказа об аудите
Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:
- Даты проведения проверки.
- Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
- Условия для проведения внутреннего аудита.
- Контроль над работой аудитора.
В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.
Чек-лист
В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа.
Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:
- Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
- Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
- Осуществление всех основных этапов процедуры.
- Облегчение работы аудитора.
- Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.
Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.
Этапы проведения внутреннего аудита
Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:
- Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
- Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
- Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.
Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.
Инструменты внутреннего аудита
Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:
- Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
- Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
- Проверка исполнения договоров поставки.
- Установление фактического списания материалов в производство.
- Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
- Проверка счетов-фактур.
- Проверка правомерности начисления амортизации.
- Исполнение контроля за движением средств.
- Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
- Установление правильности расчетов с контрагентами.
Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.
Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:
- Установление верности ведения книги продаж и покупок.
- Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
- Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
- Проверка верности счетов покупателей.
- Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
- Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.
Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:
- Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
- Формирование инвентаризационной комиссии.
- Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.
Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.
Результаты внутреннего аудита
Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:
- Перечень проверенных документов и областей деятельности.
- Выявленные недочеты.
- Рекомендации по исправлению недочетов.
- Лицо, которое проводило аудит.
Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.
К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.
Источник: assistentus.ru
2.2. программа аудита. цель программы аудита. управление программой аудита
2.2. программа аудита. цель программы аудита. управление программой аудита: Аудит качества, А.В. Трофимов, 2009 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривает виды аудитов систем менеджмента качества, особенности и технологии проведения аудитов. Изложены требования к аудиторам и порядок оценки их компетентности. Предназначено для студентов специальностей 200503
2.2. программа аудита. цель программы аудита. управление программой аудита
Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты.
Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.
Организация может разработать более одной программы аудита.
Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита. Ответственные за управление программой аудита должны:
а) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита;
б) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.
На рисунке 2.1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.
Примечание 1. Рисунок иллюстрирует также применение методологии «Планируй Делай Проверяй Действуй» в рамках настоящего международного стандарта.
Примечание 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего международного стандарта.
В проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.
Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнётся аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.
Практическая помощь примеры программ аудита.
Программы аудита могут включать следующее:
а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;
б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции,
которые должны проводиться в течение 6 месяцев;
в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента
окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объёме программы. Цели программы аудита.
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Эти цели могут основываться на:
а) приоритетах менеджмента;
б) коммерческих намерениях;
в) требованиях системы менеджмента;
г) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;
д) необходимости оценивания поставщика;
е) требованиях потребителя;
ж) потребностях других заинтересованных сторон;
з) рисках организации.
Цели программ аудита могут включать:
а) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;
б) подтверждение соответствия требованиям контракта;
в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
г) содействие улучшению системы менеджмента.
Объём программы аудита.
Объём программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:
а) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;
б) частоты проведения аудитов;
в) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;
г) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;
д) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;
е) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;
ж) языковых, культурных и социальных аспектов;
з) мнения заинтересованных сторон;
и) существенных изменений в организации или её деятельности.
Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.
Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:
а) устанавливать цели и объём программы аудита;
б) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;
в) обеспечивать выполнение программы аудита;
г) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;
д) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.
При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:
а) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;
б) методы аудита;
в) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их
г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;
д) объём программы аудита;
е) время для переездов, размещение и другие потребности аудита.
Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:
а) планирование и составление графиков аудитов;
б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
в) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;
г) проведение аудитов;
д) проведение последующих аудитов, если это требуется;
е) ведение записей программы аудита;
ж) мониторинг выполнения программы аудита и её результативности;
з) отчёт высшему руководству об общих результатах программы аудита.
Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.
Выполнение программы аудита.
Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:
а) доведение программы аудита до соответствующих сторон;
б) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;
в) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального
г) обеспечение подбора групп по аудиту;
д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;
е) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;
ж) обеспечение управления записями по аудиту;
з) обеспечение анализа и утверждение отчётов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам
аудита и другим сторонам;
и) организацию последующих аудитов.
Записи программы аудита.
Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее.
Записи, относящиеся к отдельным аудитам:
отчёты по аудиту;
отчёты о несоответствиях;
отчёты по корректирующим и предупреждающим действиям;
отчёты по последующим аудитам (при необходимости).
Результаты анализа программы аудита.
Записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит:
оценка компетентности аудитора и его работы;
формирование группы по аудиту;
поддержание и повышение компетентности. Записи должны храниться и должным образом быть защищены. Мониторинг и анализ программы аудита.
Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определённой периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.
Показатели эффективности (результативности) должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:
способность групп по аудиту выполнить план аудита;
соответствие программам аудита и графикам;
обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов. Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:
а) результаты и тенденции, получаемые путём мониторинга;
б) соответствие процедурам;
в) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;
г) записи программы аудита;
д) альтернативные или новые методики в области аудита;
е) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.
Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.
Вопросы для самопроверки
Что такое программа аудита?
На чём основаны цели программы аудита?
Приведите пример программы аудита.
Что необходимо учитывать при анализе программы аудита?
На чём должны быть основаны цели аудита?
Какими факторами определяется объём программы аудита?
Каковы функции лица, ответственного за управление программой аудита?
Какие параметры следует учитывать при анализе программы аудита?
Как следует осуществлять мониторинг программы аудита?
Какие виды записей используются в программе аудита?
Пунктирная линия указывает на то, что любая последующая деятельность обычно не рассматриваются как часть аудита.
Понимание области распространения аудита и его целей является важным аспектом при составлении плана аудита, так как аудит это процесс, включающий в себя взаимодействие между аудитором и аудитируемым, команде аудиторов необходимо знать ключевых игроков организации. Списки фамилий и должностей не всегда помогают разобраться в вопросе, поскольку из названия должности зачастую нельзя выяснить круг обязанностей и степень ответственности человека, эту должность занимающего.
Аудит это не только работа с документами, аудитору необходимо понимать суть документов, требуемых для проведения аудита. Такие документы могут быть следующими:
руководство по качеству;
процедуры, документы по процессам и рабочие инструкции;
список руководящего (ответственного) персонала компании;
брошюры и каталоги;
спецификации (технические условия).
Случается, что существенным препятствием в планировании процесса аудита является подбор подходящей команды. Ведь это означает совместить в единое целое различные навыки, индивидуальные особенности, а также отвечающих требованиям и независимых людей. Некоторые члены команды могут не быть специалистами в области ISO 9001, да и вообще в процессе аудита, но оказаться техническими специалистами, в частности, там, где рассматриваются сложные процессы. Любой аудит это взаимодействие двух языков: технического языка бизнеса и языка человеческого общения. Используя специалистов можно овладеть первым и справиться с другим.
Основные пункты плана аудиторской проверки представляют собой организационно-распорядительные вопросы, например, следующие:
мероприятия по обеспечению безопасности и парковки.
Детализация этих пунктов позволит группе аудиторов начать процесс разработки подробной программы интервью в рамках аудита.
Требование выяснять ограничения в области конфиденциальности стало уже нормой.
Хороший тон взять себе за правило никогда не обсуждать результаты аудита какой бы то ни было организации с третьими сторонами, но некоторые организации могут потребовать от аудиторов подписать обязательства о неразглашении сведений.
Отчёты об аудиторской проверке также должны быть рассмотрены на стадии планирования.
Вопросы для самопроверки
Для чего необходимо планировать аудит?
Что должно быть отражено в плане аудита?
Чем целесообразно руководствоваться при составлении плана
Каковы основные этапы деятельности по аудиту?
Какие документы требуются для проведения аудита?
Какие организационно-распорядительные вопросы используются в плане аудиторской проверки?
Аудит качества
Обсуждение Аудит качества
Комментарии, рецензии и отзывы
2.2. программа аудита. цель программы аудита. управление программой аудита: Аудит качества, А.В. Трофимов, 2009 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривает виды аудитов систем менеджмента качества, особенности и технологии проведения аудитов. Изложены требования к аудиторам и порядок оценки их компетентности. Предназначено для студентов специальностей 200503
Источник: uchebnik.biz
Ответственность за управление программой аудита
Объектами аудита являются процессы СМК, обеспечивающие выполнение организацией требований потребителя и обязательных требований к выпускаемой продукции. При этом аудит проводят по процессам СМК применительно к конкретно выбранному комиссией контракту, устанавливающему требования потребителя на продукцию, производимую на момент проверки, и контракту на продукцию, поставленную потребителю.
Если потребитель не выдвинул конкретных требований, то объектами аудита являются процессы СМК применительно к продукции, требования к которой установлены техническими регламентами, стандартами или другими нормативными или техническими документами.
Орган по сертификации должен проверить и оценить идентифицированные организацией процессы, необходимые для СМК, их применение ко всей организации, представленные объективные свидетельства результативности этих процессов. Объективные свидетельства эксперт получает из источников информации.
(2 часа)
9.1 Деятельность, необходимая для планирования и организации количества и видов аудита
9.2 Ответственность за управление программой аудита
9.3 Цели и объем программы аудита
9.4 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры
9.5 Внедрение программы аудита. Записи по программе аудита. Мониторинг и анализ программы аудита
В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит.
Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.
В организации могут быть разработаны несколько программ аудита.
Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.
Ответственным за управление программой аудита следует:
а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;
б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами.
Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование — выполнение — проверка — действие).
Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел ГОСТ Р ИСО 19011.
Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на компетентность аудиторской группы.
При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.
Программа аудита включает следующее:
а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;
б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков «критичной» продукции, проводимые в течение 6 мес;
в) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.
9.3 Цели и объем программы аудита
9.3.1 Цели программы аудита
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.
Для определения целей необходимо рассмотреть:
а) приоритеты руководства;
б) коммерческие намерения;
в) требования системы менеджмента;
г) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные контрактом;
д) необходимость оценки поставщика;
е) требования потребителя;
ж) потребности заинтересованных сторон;
и) риски организации.
Рисунок 4 — Последовательность процессов управления программой аудита
Примеры целей различных программ аудита:
а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту;
б) проверка соответствия требованиям контракта;
в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
г) содействие улучшению системы менеджмента.
9.3.2 Объем программы аудита
На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:
а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;
б) частота проводимых аудитов;
в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;
г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;
д) потребности в аккредитации или регистрации/сертификации;
е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;
ж) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;
и) мнения заинтересованных сторон;
к) существенные изменения в организации или ее деятельности.
Источник: studopedia.su