Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.
Законодательная база
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Кто такой руководитель рекрутинга и чем занимается? От аудита до стратегии. Готовые алгоритмы.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Виды аудиторских проверок
На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.
Обязательный аудит
Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.
Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:
- кредитные структуры
- управляющие фирмы
- негосударственные ПФ
- политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
- МФО
- страховые и клиринговые фирмы
- БКИ и т. д.
При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:
Разработка программы внутренних аудитов. Что необходимо учитывать?
Оставьте заявку на консультацию юриста:
- ИП
- внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
- с/х кооперативы
- унитарные компании
Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.
Добровольный аудит
Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.
Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:
- проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
- выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
- подготовка компании к сертификации
- привлечение нового главбуха и передача бумаг
- реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже
Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.
Этапы
Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:
- Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
- Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
- Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
- Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.
По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.
По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.
Что ждет за отказ от аудиторской проверки
Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:
- Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
- Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
- Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
- Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.
Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.
Итоги
Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.
Источник: amulex.ru
39. Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры
Ответственность за управление программой аудита возлагают на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, техническими и экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться.
Ответственные за управление программой аудита должны:
а) определять цели и объем программы аудита;
б) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;
в) внедрять программу аудита;
г) вести записи по программе аудита;
д) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
Ресурсы для программы аудита
При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать:
а) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту;
б) методы проведения аудитов;
в) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудиторов;
г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, требуемой для достижения конкретных целей программы аудита;
д) объем программы аудита;
е) время в пути аудиторов, обустройство и другие потребности для проведения аудита.
Процедуры программы аудита
Процедуры программы аудита включают в себя:
а) планирование и составление планов-графиков аудитов;
б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;
г) проведение аудитов;
д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;
е) поддержание записей по программе аудита;
ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;
и) отчетность перед высшим руководством по всей проделанной работе по программе аудита.
40. Формирование аудиторской группы
Если аудит признан осуществимым, должна быть подобрана аудиторская группа с учетом требуемой компетентности для достижения целей аудита. При наличии только одного аудитора последний должен выполнять все предусмотренные обязанности руководителя аудиторской группы.
Руководитель программы аудиторов назначает руководителя группы аудиторов (ведущего аудитора), владеющего соответствующими навыками и знаниями, необходимыми для достижения целей аудита. Группа аудиторов состоит из ведущего аудитора, аудиторов, аудиторов-стажеров и технических экспертов. Руководитель аудиторской проверки должен убедиться, что участники аудиторской группы обладают соответствующими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и временем, необходимыми для выполнения задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами. Под соответствующими навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:
а) понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
б) знание и понимание нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов;
в) знания в области информационных технологий;
г) знание отраслей, в которых функционирует клиент;
д) способность формировать профессиональное суждение;
е) понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской организации.
Источник: studfile.net
Управление программой аудита
Раздел 3. Управление программой аудита. 3.1 Общие положения В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит.
Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки. В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Такой документ – это часть процесса планирования и он должен разрабатываться как на хозяйственный год, так и на более длительную перспективу (3 – 5 лет) и утверждаться соответствующими руководителями. В программе аудитов должны быть указаны сроки проведения повторных аудитов. Программа аудита включает следующее: а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году; б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков «критичной» продукции, проводимые в течение 6 мес.;
Рекомендуемые материалы
Управление инновационными проектами
Менеджмент
Управление человеческими ресурсами
Менеджмент
Управление дисциплинарными отношениями (на примере ОАО «Городской молочный завод»)
Менеджмент
Отчет по лабораторной работе №3 «Знакомство с программным обеспечением IBM Cognos Analytics для создания моделей бизнес-анализа»
Менеджмент ИТ-проектов
Реферат по теме: «Управление командой в организации»
Менеджмент
Теория менеджмента теория организации Вар.13
Теория менеджмента
в) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком. Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы. Примерная форма документа Программы приведена на рисунке: Утверждаю: Руководитель_________________ _____________________________ Программа аудитов ______________________ на 200__год (наименование организации)
№п.п | Наименование аудита, организации | Срок проведения (месяц) | Отметка о проведении |
1 | Первичный аудит Системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 LRQA | Март | |
2 | Проведение аудита на соответствие ТУ…….продукции сертификационным органом ГОСТ Р… | ИЮНЬ |
Составил:_______________________________ Ответственный за управление программой аудитов:______________________ Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на компетентность аудиторской группы.
При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.
Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита. Ответственным за управление программой аудита следует: а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита; б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами.
Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 1. Рисунок 1 — Последовательность процессов управления программой аудита 1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование — выполнение — проверка — действие). 2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.
3.2 Цели и объем программы аудита 3.2.1 Цели программы аудита Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Для определения целей необходимо рассмотреть: а) приоритеты руководства; б) коммерческие намерения; в) требования системы менеджмента; г) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные контрактом; д) необходимость оценки поставщика; е) требования потребителя; ж) потребности заинтересованных сторон; и) риски организации.
Примеры целей различных программ аудита: а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту; б) проверка соответствия требованиям контракта; в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика; г) содействие улучшению системы менеджмента. 3.2.2 Объем программы аудита На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также: а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита; б) частота проводимых аудитов; в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту; г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита; д) потребности в аккредитации или регистрации/сертификации; е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов; ж) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами; и) мнения заинтересованных сторон; к) существенные изменения в организации или ее деятельности.
3.3. Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры 3.3.1. Ответственность за программу аудита Ответственность за управление программой аудита возлагают на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита.
Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, техническими и экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться. Ответственные за управление программой аудита должны: а) определять цели и объем программы аудита; б) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами; в) внедрять программу аудита; г) вести записи по программе аудита; д) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
3.3.2 Ресурсы для программы аудита При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать: а) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту; б) методы проведения аудитов; в) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудиторов; г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, требуемой для достижения конкретных целей программы аудита; д) объем программы аудита; е) время в пути аудиторов, обустройство и другие потребности для проведения аудита. 3.3.3.
Процедуры программы аудита Процедуры программы аудита включают в себя: а) планирование и составление планов-графиков аудитов; б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту; в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности; г) проведение аудитов; д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется; е) поддержание записей по программе аудита; ж) мониторинг показателей результативности программы аудита; и) отчетность перед высшим руководством по всей проделанной работе по программе аудита. Для малых предприятий упомянутая деятельность может быть выполнена в виде одной процедуры.
3.4.Внедрение программы аудита, записи по программе аудита. Внедрение программы аудита включает в себя: а) доведение программы аудита до участвующих сторон; б) координация и календарное планирование аудитов и другой деятельности, связанной с программой аудита; в) определение и поддержание процесса оценки аудиторов и их непрерывного профессионального роста согласно подразделам 7.6 и 7.5 соответственно; г) формирование аудиторских групп; д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту; е) проведение аудитов в соответствии с программой аудитов; ж) управление записями по аудиту; и) анализ и утверждение отчетов по аудиту и их рассылка заказчикам аудитов и заинтересованным сторонам; к) действия по результатам аудита, если это требуется.
Записи по программе аудита должны включать в себя: а) записи, связанные с отдельными аудитами: — планы аудита, — отчеты (акты) по аудиту, — отчеты о несоответствиях, — отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям, — отчеты о действиях по результатам аудита, если это требуется; б) результаты анализа программы аудита; в) записи о персонале, привлекаемом к аудиту: — оценка компетентности аудитора и его деятельности, — выбор аудиторской группы, — поддержание и повышение компетентности. Записи должны храниться и должным образом быть защищены.
3.5. Мониторинг и анализ программы аудита Должен проводиться мониторинг внедрения программы аудита, а через определенные интервалы времени — анализ достижения целей и идентификация возможностей улучшения программы. О результатах анализа необходимо докладывать высшему руководству.
Показатели деятельности должны быть использованы для мониторинга следующих характеристик: — возможности аудиторской группы реализовать план аудита; — соответствие программам аудитов и планам-графикам; — обратная связь от заказчиков аудита, проверяемых организаций и аудиторов. Анализ программы аудита должен охватывать: а) результаты мониторинга и установленные тенденции; Обратите внимание на лекцию «Ядерный взрыв и радиоактивное заражение». б) соответствие процедурам; в) выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; г) записи по программе аудита; д) альтернативные или новые методики в области аудита; е) согласованность действий аудиторских групп в сходных ситуациях. Результаты анализа программы аудита могут привести к корректирующим и предупреждающим действиям и улучшению программы аудита.
Источник: studizba.com