В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании», введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
ЛШУ2022. Как организовать работу кружка. Туганбаев А.А.
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:
- Уставом ДОУ;(Устав ДОУ утвержден УО 28.03.2014г. №382) в уставе прописано, что ДОУ разрабатывает образовательную , адаптированную и дополнительную программы)
- Образовательной программой ДОУ;(новая образовательная программа написана в соответствии с ФГОС и утверждена 28.08.2015г.)
- Положением об организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Правилами приема детей на обучение по дополнительным общеобразовательным программам;
- Программой кружка;
- Планом работы кружка на учебный год;
- Списком детей (кол-во мальчиков и девочек);
- Расписанием занятий;
- Диагностическим материалом.
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка:
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Выявление потребностей (родителей, детей);
- Разработка программы кружка;
- Разработка плана кружка на учебный год;
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ;
- Реализация кружковой работы на практике;
- Педагогическая диагностика;
- Отчет о проделанной работе за учебный год.
Кружки могут быть различной направленности:
Как я (бы) организовал свой кружок? Или более подробно об организации своего КомКружка.
- Физическое развитие
- Социально — коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- Интересы детей и родителей;
- Возрастные особенности детей;
- Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОУ;
- Нормы нагрузки на детей;
- Подбор интересного содержания;
- Организация рабочего пространства (ППС);
- Игровой характер подачи любого занятия.
Схема разработки программы кружкой работы:
2. Программа дополнительного образования:
(в этом разделе описываете на, чем построен ваш кружок, по каким принципам вы будете работать.)
— Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
— Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
— Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
— Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
— Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
— Индивидуальный подход:создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
— Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
— Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Вся кружковая работа делится на три этапа: (подготовительный, основной и заключительный)
Этап — подготовительный:
Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно «чувствовать» уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:
- организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
- возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
• «открытый» временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку в любое время закончить работу.
Этап- основной
Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках и т.д. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
- Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
• Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
- Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
- Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
- Добровольного участия на занятиях кружка;
• Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
- Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
• Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром «большого искусства»;
- Игрового характера подачи любого материала;
- Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Постепенно ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Этап- заключительный
В этом разделе вы описываете, по какой образовательной области работает ваш кружок. Какие способности ребенок может развить занимаясь в данном направлении.
Все темы занятий, входящие в программу, должны быть подобраны по принципу нарастания
сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку
распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.
Так же в том разделе пишите численный состав детей, сколько раза в неделю, в месяц, в год будет
вестись кружок, сроки (октябрь – апрель), расписание занятий. (берем из СанПиН). Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;
— добровольность выбора их детьми;
— возрастные особенности детей;
— решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского
— ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного
— создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
— нормы нагрузки на ребенка.
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) среднего, старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Длительность работы – 20 — 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
На занятиях в кружках менее жесткая система развития творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки — это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)
Так же в этом разделе описывается ППС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность) – смотрим ФГОС.
Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах.
Таким образом, данная программа может занять более прочное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Она позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности и позволяет определить перспективы его личностного развития.
Описание работы с родителями.
3. Условия реализации программы:
- методическое, техническое и дидактическое обеспечение;
— Наличие утвержденной программы и плана.
— Наглядные пособия, дидактический материал.
— ИКТ (информационно — коммуникативные технологии)
- методы, приемы и формы учебно — воспитательного процесса;
— Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
— Репродуктивный метод — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
— Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания — методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:
v практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).
v творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)
v концерты и т.д.
Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.
Итогом усвоения учебной программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как внутри детского сада, так и на районных мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.
Формы подведения итогов:
— оформление выставочного стенда в ДОУ;
— участие в областных и региональных выставках и конкурсах;
— выступление на родительских собраниях.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль.
— Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
— Фронтальная и индивидуальная беседа.
— Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
— Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
— Игровые формы контроля.
— Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой работы.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней и т.д.
Эта запись написана автором Morozko, 23.12.2015 в 22:53, и размещена в категории Старший воспитатель. Следите за ответами на эту запись с помощью RSS 2.0. Вы можете написать комментарий или разместить обратную ссылку на своем сайте.
Источник: polar-morozko.ru
Программа кружка дополнительного образования в детском саду и в школе
Дополнительное образование детей — это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу обществу.
Структура программы кружка дополнительного образования
При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:
- Назначение. Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
- Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
- Содержание. Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
- Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
- Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.
Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.
Программы развития по направлениям деятельности
Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:
- Художественного.
- Технического.
- Естественнонаучного.
- Спортивного.
- Музыкального.
- Социально-педагогического.
При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей. Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.
Где реализуются программы дополнительного образования?
Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.
Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.
Назначение
Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.
Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:
- область интересов, в которой она реализуется;
- возраст детей;
- обучающие циклы;
- продолжительность обучения;
- задачи, которые она решает.
Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.
Цель и задачи программы
Программа — это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.
Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.
Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:
- Знания о сфере предметного интереса.
- Умения применить знания на практике.
- Навыки использования знаний в предметной области.
Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.
Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.
Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.
Критерии оценки усвоения программы
В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.
В качестве критериев выступают:
1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.
2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.
Дополнительное образование детей в кружках — это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).
Тематическое планирование работы кружков
Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.
В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.
Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.
Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.
Дополнительное образование в школе. Кружки
Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию группы продленного дня, что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.
Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:
- Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
- Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
- Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются программами прикладного характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в профессиональном самоопределении.
Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся.Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.
Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.
Программы в ДОУ
В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.
Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.
- Программа дополнительного образования «Театральный кружок».Цель — знакомство с классическими литературными жанрами и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
- Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования — пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
- Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
- обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
- обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.
Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.
Источник: autogear.ru
Бизнес-план детского развивающего центра
Дополнительное и дошкольное образование — востребованная ниша на рынке, которая сегодня активно развивается. Именно за счет дефицита подобных бюджетных организаций все большей популярностью пользуются частные кружки, школы, сады и клубы. И их число увеличивается, что обусловлено спросом среди родителей детей разных возрастных групп, интересующихся вопросом организации досуга для своих младших членов семьи.
Открыв детский клуб, можно рассчитывать на хороший заработок, но при условии грамотного подхода к организации и запуску бизнеса.
Перспективы развития сферы дополнительного образования детей
Развлекательно-образовательные центры для дошкольников, школьников и подростков — востребованный вариант заработка в нашей стране.
Целевая аудитория клубов и кружков заинтересована в получении следующих услуг:
- подготовка будущих первоклассников;
- повышение уровня языковых знаний;
- обучение игре на музыкальных инструментах;
- развитие художественных навыков;
- помощь психологов;
- базовое развитие детей.
Частные заведения для детей активно развиваются, открываются новые узкоспециализированные или многопрофильные студии из-за невозможности родителей устроить своих детей в государственные дошкольные образовательные учреждения, вне зависимости от их географии (крупный мегаполис или небольшой населенный пункт, поселок).
Поэтому детские клубы сегодня решают две задачи: обеспечивают развитие и досуг одновременно. По прогнозам экспертов, количество таких организаций будет увеличиваться, поскольку расширение отрасли наблюдалось даже в кризисное время.
- повышение уровня рождаемости за счет действующих государственных программ поддержки молодых и многодетных семей;
- дефицит бюджетных мест в муниципальных детских садах;
- стремление родителей к развитию своих детей.
Развивающие центры не представляют конкуренции для садов, а дополняют их за счет кардинально разного подхода к организации. Частные студии опираются на современные методики, позволяют выбирать форму посещения и кружок, к каждому ребенку применяется индивидуальный подход, практикуются разноплановые занятия.
Описание отрасли
Целевой аудиторией являются дети дошкольного возраста. Направление деятельности касается:
- всестороннего развития;
- поддержки уникальных навыков;
- помощи в получении новых знаний, в том числе необходимых для школы.
Развивающие студии могут иметь несколько направлений работы, что существенно расширяет клиентскую базу.
Выделяется 3 основных типа:
- Развлекательный (досуговый) — принцип обслуживания аналогичен кружкам или секциям. Цель посещения — общее развитие и досуг. Основная целевая аудитория не посещает детские сады, находится полностью на домашнем воспитании.
- Обучающий (образовательный) — комплекс услуг имеет аналогичную направленность с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями. Отличие от обычных садов — минимальное количество детей в группах (до 10 человек), что позволяет педагогам уделить максимум внимания каждому.
- Профессиональный — узкоспециализированные заведения направлены на глубокое погружение в предмет. Обычно бывают многопрофильными — гуманитарное направление, точные науки, физкультура и т. д. Весь педагогический состав имеет профильное образование.
Классификация также возможна, исходя из времени посещения занятий:
- вечернего типа — секционный вариант (занятия проводят вечером — 1-2 часа);
- полного дня — ученики обучаются в дневное время (до 5 часов).
Студиями может быть выбран комплексный вариант обслуживания.
Как открыть детский клуб
На старте запуска развивающего комплекса рекомендовано решение следующих вопросов:
- анализ рынка — акцент необходимо сделать на имеющихся аналогичных предложениях потенциальных конкурентов с последующим выбором модели. Рекомендовано глубокое изучение предложений других компаний и проведение опроса ЦА.
- подготовка бизнес-плана — в документе должны быть отражены расчеты и особенности запуска, ориентировочная доходность проекта и срок окупаемости.
- решение организационно-правовых вопросов — включая выбор формы деятельности, регистрацию, получение разрешения, урегулирование других вопросов с ФНС.
- поиск, покупка или аренда помещения — с соблюдением требований СЭС и норм пожарной безопасности, выбором расположения.
- найм персонала — педагогического состава и других работников, необходимых для функционирования.
- покупка оборудования, мебели и инвентаря.
Какие документы оформить
Документальное оформление (регистрация) — главный нюанс, без которого дальнейшая официальная работа невозможна.
Для регистрации можно выбрать:
Процесс оформления требует выбора кода ОКВЭД.
Владельцам развивающих студий можно использовать:
- 85.11 — дошкольное образование;
- 85.12 — общее начальное образование;
- 85.41 — допобразование;
- 92.51 — заведения клубного типа;
- 93.05 — персональные услуги.
Системой налогообложения может быть — ЕНВД или УСН.
Следующий вопрос — лицензия, но при условии, что в названии есть слова «образовательный» или «обучающий».
Лицензия не потребуется, если:
- проводятся только разовые уроки;
- не проводятся аттестации;
- не выдаются документы.
Для получения лицензии потребуется:
- заявление;
- учредительные и правоустанавливающие документы;
- разрешения пожарной службы и СЭС;
- договор аренды (при наличии);
- документы на наемных сотрудников.
Перечень может варьироваться.
Также предстоит работа над составлением договора, заключаемым между родителями и поставщиком услуг.
Как организовать: требования к помещению
Здание, где будет расположен центр, должно иметь все коммуникации. Площадь будет зависеть от среднего количества посетителей и перечня действующих секций, кружков — от 80 до 120 кв. м. Помещение должно быть нежилым, выделенным в отдельный блок.
Оптимальным вариантом размещения станут центральные или спальные районы города. Наличие развитой инфраструктуры и транспортной развязки станет преимуществом.
В арендуемом или приобретенном здании должны быть следующие помещения:
- приемная;
- игровая;
- санузел;
- спальня (в зависимости от формата работы);
- комнаты для персонала;
- классы для уроков, детского творчества и т. д.
Подвальные и полуподвальные помещения использовать запрещается. Желательно, чтобы окна и потолки были высокими. Обязательным является соблюдение всех предписаний СЭС и СанПина.
Необходимый персонал
Для запуска проекта нужен персонал. Чтобы центр оказывал услуги всем посетителям, штат должен состоять из администраторов, нужного количества педсостава и воспитателей, технического персонала, медработника.
Дополнительно можно нанять:
- хореографа;
- психолога;
- логопеда;
- бухгалтера;
- учителя рисования;
- преподаватели актерского мастерства.
Обязательным требованием к наемным сотрудникам станет наличие медицинских книжек, для преподавательского состава — опыт работы и соответствующий диплом.
Для работников можно использовать различные формы выплаты зарплаты:
- сдельная;
- оклад;
- выполнение нормированного задания.
Как открыть детский кружок: организационный план
В бизнес-плане должна быть отражена специфика управления заведением — правила выплаты заработной платы, нюансы взаимодействия с филиалами. Далее прорабатываются услуги и опции.
В организационный план следует включить должностные инструкции, должен быть расписан штат.
Как организовать: выбор оборудования и мебели
Работа и занятия с детьми требуют специального оборудования, которым оснащаются игровые комнаты, раздевалки, классы.
Чтобы персонал справлялся с решением повседневных задач, понадобятся:
- парты, столы или стулья;
- доски;
- стулья, диваны;
- шкафы;
- ПК, проекторы, экраны и прочее.
Помещение не должно пустовать, но и слишком перегруженных мебелью и техникой комнат следует избегать. Все приобретаемые предметы и оборудование должны быть безопасными. Если в перечень оказываемых услуг входят спортивные кружки, то дополнительно потребуется спортинвентарь.
Список необходимого оборудования и мебели составляется на основании выбранных обучающих и развлекательных программ. Отдельной статьей расходов станет закупка расходных материалов — методических пособий, канцелярии и т. д.
Реклама и продажа услуг
Без грамотного продвижения запуск проекта может быть обречен. Поэтому потенциальная аудитория должна узнать об открытии нового центра заранее. Для продвижения могут быть использованы разные варианты рекламы. Этим можно заниматься самостоятельно либо доверить выполнение задачи профессионалам.
Для продвижения можно использовать:
- рекламу в интернете — социальные сети, тематические форумы, мессенджеры, публикации на сайтах города, района;
- размещение информации в садах, школах — листовки, доски объявлений;
- реклама в СМИ — видеоролики и т. д.;
- сарафанное радио;
- наружная реклама;
- масштабное открытие;
- акции и промо.
Окупаемость
Расходы на запуск напрямую зависят от масштабов проекта. Дополнительно к этой статье относят:
- покупку оборудования;
- регистрацию;
- ремонт;
- рекламу;
- заработную плату сотрудникам;
- аренду;
- прочие расходы на первый месяц.
Доходность проекта будет складываться из оплаты за услуги. Прибыль зависит от посещаемости, маркетинговых мероприятий, удачного расположения. Средний срок окупаемости проекта — год.
Риски
Открытие детского центра сопряжено с риском невозврата вложенных средств.
Увеличить период окупаемости проекта, а также привести к минимальной прибыли могут следующие нюансы:
- ошибки в выборе географии — место влияет на востребованность;
- нововведения в действующем законодательстве — ряд коррективов может сделать дальнейшую работу студии невозможной;
- эпидемиологическая обстановка — вспышки заболеваний повлекут запрет на посещение заведений с массовым скоплением людей;
- нехватка педагогов — отсутствие кадров снизит качество услуг и негативно отразится на репутации;
- несчастные случаи — травмы или увечья, нанесенные ученикам в стенах центра, снизят посещаемость;
- снижение уровня платежеспособности ЦА — услуги центров не являются жизненно важными, поэтому семьи могут исключить их из расходов;
- низкий спрос — ошибки в расчетах и продвижении могут увеличить срок окупаемости, снизить доходность проекта;
- сезонность — услуги могут быть востребованы в определенное время года, поэтому выручка в несезон может значительно сократиться.
Организация работы студии или кружка — задача, требующая грамотного подхода к разработке и внедрению проекта. Автоматизация всех процессов с помощью CRM 1C: Фитнес клуб улучшит качество сервиса для каждого посетителя, владельцам поможет снизить расходы и оптимизировать деятельность. Для установки системы автоматизации достаточно оставить заявку, и наши менеджеры свяжутся с вами для консультации.
Источник: www.fitness1c.ru