Если рабочие задачи поставлены неправильно, формулировки размытые, а последовательность действий непонятна сотрудникам, продуктивность будет низкой. Вот, почему одной из ключевых компетенций руководителя является умение правильно сформулировать задачу, определить цели и четко изложить требования ответственному сотруднику.
В этой статье рассматриваем основные правила и алгоритм постановки задач, а также готовые решения для автоматизации процесса от КСК ТЕХНОЛОГИИ.
Виды задач
Как грамотно и эффективно ставить задачи исполнителям? Для начала стоит учитывать их значимость, статус и срочность. Можно разделить все задачи на 4 вида или категории:
- Важные долгосрочные. Это глобальные задачи, которые имеют ключевое значение для развития компании. Например, открытие новых филиалов, поднятие месячной выручки до определенной планки. Планируют такие задачи тщательно с привлечением соответствующих подчиненных — директора по маркетингу, разработчиков, специалистов по программированию.
- Текущие важные. Это категория задач, которые нужно решать здесь и сейчас — они важны для развития бизнеса и являются срочными. Например, поиск нового партнера или смена поставщика. Несмотря на срочность, задачи нуждаются в предварительном планировании и подготовке.
- Ежедневные. Поручения, которые выполняют сотрудники каждый день на постоянной основе для стабильной работы компании. Например, заказ товара, обзвон клиентов, почтовая рассылка. Для выполнения этой задачи особой подготовки подчиненному не требуются.
- Другие. Категория задач, не нуждающихся в срочном исполнении, так как от их результата напрямую не зависит успешность бизнеса. Например, организация корпоративного мероприятия или переезд в новый офис. Для эффективной постановки задачи можно использовать разные подходы и технологии. В качестве примера рассмотрим технологии SMART и МАРСОВ.
Популярные технологии постановки задач
Одна из авторских технологий, помогающих в четкой постановке заданий, называется МАРСОВ. Суть в том, что каждая задача должна обладать следующими характеристиками:
Графический метод решения задач линейного программирования | Высшая математика TutorOnline
- М — мотивация для сотрудника (исполнителя задачи).
- А — алгоритм выполнения для достижения намеченного результата.
- Р — результат, который должны получить на выходе.
- С — средства, с помощью которых подчиненный может достичь цели.
- О — обоснование необходимости в определенных действиях.
- В — время или дедлайн для промежуточного и окончательного контроля исполнения.
Еще одна популярная технология постановки задач — SMART. Суть этой методики в том, что каждая задача должна быть:
- S (Specific) — конкретная (четкие требования, этапы выполнения).
- M (Measurable) — измеримая (результат можно измерить, оценить).
- A (Achievable) — достижимая (сотрудник должен обладать определенными компетенциями для работы с этой задачей, а также необходимыми инструментами).
- R (Relevant) — значимая (при постановке задачи важно определить ее важность, дать обоснование).
- T (Time Bound) — ограниченная во времени (с четким дедлайном).
Как видим, обе технологии плюс-минус похожи. Главное — задачи должны иметь четко прописанную цель, сроки выполнения, простую структуру и логику, понятную подчиненному.
Решаем задачи на Python с Codewars | 8 kyu
Но не всегда достаточно четко сформулировать задачу — необходимо мотивировать ответственного сотрудника, особенно, если речь идет о задаче высокой степени сложности. Как это делать — обсуждаем дальше.
Мотивация для сотрудников при постановке задачи
Постановка задач сотрудникам должна сопровождаться мотивацией. Иногда достаточно сказать пару ободряющих и напутственных слов подчиненному, иногда нужно приложить чуть больше усилий и предусмотреть материальное поощрение.
Рассмотрим такой пример. Руководитель отдела маркетинга ставит задачу одному из членов команды — разработать серию вебинаров для привлечения новых лидов.
Чтобы помочь специалисту подготовиться к выполнению задания, можно сказать что-то вроде:
- «Работая над этой задачей, ты поможешь всей команде выполнить план по лидогенерации!»
- «Поручаю эту задачу тебе, потому что ты один из самых ответственных специалистов и очень находчивый маркетолог!»
Другие примеры мотивационных формулировок:
- «Работая над этой задачей, ты прокачаешь свои навыки и повысишь экспертность!»
- «Благодаря этому наша компания займет лидирующие позиции, а ты получишь хорошую премию!»
Также стоит признать, что материальное поощрение — одна из лучших мотиваций. Если сотрудник получает достойную зарплату, премии и бонусы за успешное выполнение сложных задач, скорее всего, проблем с мотивацией не возникнет.
Попробуйте КСК.ServiceTeamwork.
Это онлайн-инструмент, созданный для управления бизнес-процессами в компании. Продукт состоит из четырех модулей, функционал которых позволяет полностью закрыть все потребности сотрудников, работающих над проектом.
Модули в КСК.ServiceTeamwork помогает экономить время, которое обычно тратится на переговоры и длительные совещания, ускорить и автоматизировать процесс постановки задач сотрудникам, а также сделать их выполнение более логичным и понятным. Исполнитель может распределять задачи в порядке приоритетности, а постановщик — отслеживать сроки и качество исполнения заданий.
Удобно, что все файлы, задачи, рабочие обсуждения и другая информация по проекту находится в одном хранилище. Сотрудники получают доступ к порталу с любого мобильного устройства и с любого места, что позволяет оперативно отреагировать на замечания, внести правки или взять новую задачу в работу.
Источник: www.kck.ru
Этапы решения задач на компьютере: особенности и требования
Компьютеры и программирование — новое качество в решении задач. Но может автоматы Мура и Мили пришлись не к месту. Возможно, формы Бэкуса-Наура не следовало использовать. Быть может, что-то вообще было сделано не так, но выбор между аналоговой и цифровой техникой был определен в пользу последней.
Если бы человек ориентировался на многогранный аналоговый сигнал, а не на двоичную систему счисления и циклический процессор, который манипулирует всего двумя цифрами, то сегодня достижения в информационных технологиях были бы значительно скромнее.
Общественное сознание середины 80-х годов прошлого века сделало правильный выбор: простота — залог успеха. И не ошиблось.
Традиции прошлого века
Компетентные источники, авторитетные специалисты и многочисленные образовательные сайты утверждают, что существует шесть или семь этапов решения задачи на компьютере. Просто, как в сказке:
- Постановка задачи.
- Построение модели.
- Разработка алгоритма.
- Составление программы.
- Отладка и тестирование программы на компьютере.
- Анализ результатов и уточнение модели.
- Факультативно (не все так считают), корректировка.
Все просто и ясно. Информатику по сей день преподают в каждой школе, каждом колледже, каждом высшем учебном заведении и в многочисленных образовательных центрах.
В конце прошлого века ушли в мир иной идеи «программостроительных» предприятий и большие вычислительные машины (ЕС ЭВМ/IBM). Компьютерное дело приобрело свое истинное лицо. Окончательно определились компьютерные архитектуры, сложились синтаксические конструкции языков программирования, закончилась «война» между С/С++ и Паскалем.
Функциональные языки забились в свои узкие ниши, классическое программирование стало называться объектно-ориентированным, а язык Пролог и его аналоги убедили общественное сознание, что до искусственного интеллекта человеку еще далеко.
Логика века текущего
Современное программирование — это сложные задачи, многочисленные коллективы разработчиков, огромные объемы информации и высокая ответственность. В области информационных технологий образовалось множество профессий. С компьютером работает:
- обыватель (лицо без квалификации и ориентации в компьютерном деле);
- домохозяйка;
- директор крупной корпорации;
- бухгалтер частного предприятия;
- инженер коммунальной службы;
- пилот дальнего бомбардировщика;
- повар ресторана местного значения.
И множество других людей, которые даже не представляют, что при решении реальных задач они проходят, как минимум, шесть этапов. Компьютеры не только вошли в повседневную жизнь и стали привычными. Они стали сердцем кофеварки, автомобиля любого класса, смартфона.
Существуют реально действующие идеи умных домов и удаленного управления работой крупной корпорации, в которой последовательность решения любой задачи планируется и контролируется программой.
Из сказанного следует, что этапы решения задач с помощью компьютера — не есть фундаментальное положение информатики или современных информационных технологий, а есть естественное положение вещей.
Задолго до появления компьютера человек сначала что-то думал, потом моделировал, планировал, реализовывал, проверял и анализировал. Все это человек всегда делал на автомате и многократно повторял, чтобы достичь желаемого результата или убедиться в том, что никакого результата быть не может.
Особенности процесса решения задач
Этапность и последовательность достижения цели — залог успеха. Объективность каждого элемента процесса — главное требование. Можно как угодно относиться к реальным обстоятельствам, но они есть.
Тот факт, что многочисленные источники выделяют именно шесть пунктов в решении любой задачи, не говорит об объективности данного, но утверждает: общественное сознание четко выделяет шесть этапов в решении любой задачи. Будет при этом применен компьютер или нет, не важно. Программа — это не прерогатива компьютера. Это особенность поведения человека. Программы были еще во времена фараонов, если не раньше.
В дипломатии программа выглядит как регламент, этикет, правило, обычай, и не обязательно эта программа действий выражена письменно. Логика дипломата — это результат развития поколений.
На производстве программы были еще до конвейера и поточного производства Генри Форда. В горном деле без строгого регламента действий можно обрушить гору, нарушить баланс природных сил, затопить территорию. В школьном обучении программа образования создается опытом и знаниями множества специалистов, а меняется с огромным трудом.
Главная особенность любого этапа решения любой задачи — объективность. Важнейшее требование — достоверная и полная информация. Существенные детали: аккуратность, внимательность, пунктуальность.
Условия достижения результата
Постановка задачи. Требуется знание не только текстового редактора, но и умение рисовать графики, выполнять числовые расчеты.
Построение модели. Без анализа программ моделирования никак не обойтись. Требуется собрать достоверную информацию о том, какие существуют программы моделирования в области решаемой задачи, и научиться их использовать.
Разработка алгоритма. Если сам не программист, то нужно уметь сделать постановку задачи программисту. Самому изучить язык программирования можно за 3-4 месяца, а чтобы прилично владеть языком программирования, нужно, как минимум, год реальной работы.
Остальные пункты — это практика, анализ, практика, анализ, и так в цикле до полного понимания, как именно нужно выполнить постановку задачи, чтобы правильно ее решить.
Все шесть пунктов, которые признало общественное сознание, являются существенными при современном уровне познания, следовательно, требуют к себе пристального внимания и серьезного отношения.
Мышление и психология человека
Задачи приходится решать постоянно. В современном мире без компьютера не обойтись. Времени планировать этапы решения задач с использованием компьютера нет. Решения требуются моментально, точные и обоснованные.
Подсознание определяет работу сознания, но, как это происходит, сознание по сей день не догадывается. Единственное, в чем можно быть однозначно уверенным: основные этапы решения задач с использованием компьютера или без него лежат в подсознании. Сознательное мышление просто следует привычной логике человека, который учитывает собственный опыт и вероятную реакцию окружающего его социума.
В школе этапы решения задач на компьютере школьник обозначает так, как этого хочет учительница, знания которой (по мнению этого школьника) морально устарели еще в прошлом веке.
Современный школьник может легко сделать сайт или поставить хостинг. При этом ему в голову не придет проектировать последовательность этапов решения задач на компьютере, в то время, как задач в разработке сайта, как минимум несколько десятков, а при решении задачи придется подсознательно запланировать действия на несколько месяцев, а то и лет вперед.
Современный студент определяет этапы решения задач на компьютере, как того требует программа обучения, и серьезно обсуждает с преподавателем все шесть этапов решения каждой из них, но здесь все происходит по спирали. Постановка задачи и желаемый результат — это одно целое, если последнее должно быть достигнуто, то первая должна быть уточнена в процессе решения задачи.
Современному компьютерному специалисту не с кем обсуждать этапы решения задач на компьютере. Директор или менеджер его просто не поймет и может отказать в зарплате. Здесь нужно решать задачи, а не думать, как что-то планировать.
Фактически в современном компьютерном деле повторяется давняя традиция психологии человека. Сознание делает свою работу, но в конкретной ситуации играет по правилам социума, в котором оно находится.
Информатика и компьютерное дело
Информационные технологии действительно достигли высот, но это каменный век. Глыбы знаний и умений едва умещаются в сложившиеся синтаксические конструкции языков программирования. Будучи заключенными в них, остаются без движения.
Сомнительно, что Министерство образования похоронит информатику как предмет. Нет сомнения, что компьютерное дело — уже наука. Сфера информационных технологий — это бурлящий океан знаний, профессий, денег, амбиций, идей, и нет такого ученого или коллектива ученых, которые бы дали ему четкое определение.
В каждом конкретном случае квалифицированный специалист воспринимает программирование как этап решения задачи на компьютере, но, прежде чем этот этап наступит, происходит адаптация его сознания к тому, что именно определяет слово программирование и слово компьютер.
Сегодня программирование — это распределенная обработка информации, это несколько языков гипертекста, язык браузера, язык сервера и масса условностей на хостинге. Сегодня компьютер — это личный ноут или смартфон, сотня компьютеров в локальной сети, пара сотен серверов DNS и несколько миллионов компьютеров потенциальных клиентов.
Однако программирование может быть и другим. По сей день жив Паскаль, Си и ФоксПро. Последняя реликвия садит сознание квалифицированного программиста на психологическое расстройство: в мире, где уже летают самолеты, плавают корабли и летают спутники, ему приходится решать задачи на Visual FoxPro в бухгалтерии, которая категорически не желает переходить на Битрикс или ему подобное современное изделие.
Основные этапы решения задач на компьютере определяет конкретное рабочее место, конкретный трудовой коллектив и знания руководства, как следует поступать. Это не объективное, но фактическое положение вещей.
Каменный век информационных технологий
Мнение информатики, что придерживается образовательная программа престижного ВУЗа, которому так указало Министерство образования, не против признать этапы решения задач на компьютере объективными и обоснованными шестью позициями. Но это ничего не меняет в корне.
Решение любой задачи — это процесс применения знаний и умений. Процесс — это всегда этапность, которая повторяется до достижения понимания, как правильно сделать постановку задачи. Результат — это вторично. Главное — определить задачу, прежде чем ее решить.
Применение программирования и компьютера — это применение формализации к информации, которую современный человек не в силах формализовать. Результат: знания и умения помещаются в железобетонные синтаксические конструкции языков программирования и застывают в них. Человек идет дальше, но программа — не результат его действий.
Программирование — это зеркало интеллекта, но умение правильно применить компьютер и написать хорошую программу, это дорогого стоит.
Перспективы информационных технологий
«Глыбы» знаний и умений, застывшие в программах — это не так плохо. Если так делают все, и нет альтернативы, значит, так надо делать. В прошлом веке прославились не только С/С++, Паскаль и Бейсик. Научно-технический прогресс, банковское дело, экономика, управление предприятием и государством обязаны Фортрану, Каболу, PL/1, малым и большим электронно-вычислительным машинам.
Тогда не было современных компьютерных достижений, но многочисленные знания и умения, будучи заключенными в жесткие рамки синтаксиса и формальностей, во многом стали основой современных информационных технологий.
Пора поставить задачу, определить, что будет дальше. Можно предположить, что очередной шестой этап завершен. Пора вернуться в начало. Нужно сделать постановку задачи. Обоснованно и требовательно подойти к этой «новой» задаче.
Источник: fb.ru
Программирование как этап решения задачи на компьютере
Частая проблема молодых программистов — это страх пойти дальше после изученной теории и первой написанной фразы всех программистов: «Привет , мир!». Как только возникает проблема посерьезней, то вопрос : « К ак решать задачи по программированию?» не дает покоя. На самом деле проблема кроется в страхе решить задачу, а не в самой поставленной задаче. От незнания «как это сделать?» наступает мандраж по всему телу и возникает острое желание все бросить. Знакомо?
Как решать задачи по программированию
- Что я уже могу решить.
- Что я пока не могу решить, но догадываюсь , как это можно сделать , и точно знаю , где найти решение.
- Что это вообще такое, я знать не знаю , о чем идет речь , и понять не могу, что вы от меня хотите.
Конкретные шаги, как решать задачи по программированию
- Понимание сути поставленной задачи.
- Разработка плана конкретных действий.
- Осуществление плана.
- Взгляд назад на проделанную работу.
Понимание сути поставленной задачи
Допустим , вы получаете задачи по программированию, ваша первая мысль : «Как решать такие задачи?». Это верная мысль. Но она имеет подвох. Очень часто вы примерно представляете , как можно решить подобную задачу , и начинаете сразу писать код.
Пишете код. Через какое-то время вы упираетесь в тупик, что-то начинает не получаться. Вы бежите за помощью, вам помогают и подсказывают правильно е решение. Оказывается , что вы изначально все начали делать неправильно и нужно много всего переделывать, а еще лучше — начать все сначала. Но вы — то уже неделю трудитесь над задачей!
Бывало такое?
Чтобы этого не происходило, нужно внимательно изучить поставленную задачу по программированию. Несколько раз прочитайте ТЗ, можно даже вслух. Если что-то непонятно — обязательно уточняйте у заказчика, а правильно ли вы его поняли?
Это , на самом деле , очень важный этап. Он не зависит от того , понимаете ли вы , как решать такие задачи по программированию. Тут главное — уяснить, что от вас требуется и что должно получиться на конечном этапе . Если разрабатываете программу, то какой функциональностью она должна обладать? Какой интерфейс у нее должен быть? И т. д.
Вы до молекул должны понимать поставленную задачу и точно знать , какой должен быть результат.
Разработка плана конкретных действий
После первого этапа у вас будет куча разносторонней информации, что и как должно выглядеть. Ваша задача — структурировать всю информацию, чтобы вы понимали , что и зачем придется делать. Если вы не понимаете, то на данном этап е нужно узнавать и решать поставленные задачи по программированию.
Гугл вам в помощь. Если не помогает Гугл, тогда нужно обратиться к более компетентным специалистам: коллеги, руководители, специализированные сообщества, фор у мы, книги и т. д. Необходимо найти решение поставленной задачи и составить псевдокод. Псевдокод — это написание алгоритма решения простым текстом, то есть просто описываете текстом , что и как будете делать.
В вашем случае псевдокод — это будет своеобразный подробный план действий, что и как будете кодировать.
Осуществление плана
Вот вы и дошли до решения самой задачи, то есть непосредственно к ко д ингу. Как вы видите, это далеко не первый этап в решении задачи по программированию.
Если все сделать правильно, то у вас уже есть псевдокод и думать, что кодировать, вам не надо. На этом этапе желательно кодить максимально проще, так будет больше вероятности, что вы как новичок напишите рабочий код.
Бывает так, что вы все равно не найдете решения каких-нибудь частей задач на этом этапе. Не заостряйте на этом внимани я и делайте то, что знаете. А позже, когда почти все будет написано, возвращайтесь к нерешенным моментам. Главное — не запутайтесь.
Еще один момент — нужно оптимизировать недоделанный код. Может получиться так, что вы напишите большую часть кода, но вдруг решите, что где-то его можно оптимизировать , и начнете это делать. Не нужно это исполнять — дождитесь окончания работы над задачей и доведите ее решение до конца. И когда все будет работать, можете попробовать оптимизировать.
Взгляд назад на проделанную работу
Вот у вас есть уже готовая задача. Теперь самое время оглянуться на проделанный путь и понять, можете ли вы ее оптимизировать и в каких моментах. Если можете, то дерзайте и сделайте ваш код более эффективным. Если есть большие сомнения, то делать этого не стоит, чтобы не навредить.
Это тот самый этап, на котором можно зафиксировать свой опыт и поставить галочку : «Сделано!».
Итог
Вообще , пытаться доводить свой собственный код до совершенства — это нормально. Так делают даже самые профессиональные разработчики. Потому что верное решение не всегда видно сразу, иногда оно приходит только после того, как вы увидите его реализацию в другом месте.
А еще нормально не понимать, как решать задачи по программированию. Потому что именно в такие моменты вы и приобретаете опыт, за который вам будут платить деньги как профессиональному программисту.