Ребёнок 6 лет стоит на пороге важных изменений в своей жизни. Вчерашний малыш, детсадовец скоро станет школьником. Предстоит знакомство с одноклассниками, учителями, школьными правилами. Сокращается время игр, появляются новые обязанности. Задача родителей — поддержать ребёнка в этот период, создать благоприятные условия для его развития.
Подготовить чадо к роли первоклассника. Что должен знать ребенок к школе — об этом далее в статье.
Что должен знать и уметь ребёнок в 6 лет
На какие навыки ребенка перед школой родителям стоит обратить внимание?
Мышление
Начальные знания по математике и окружающему миру
Что еще должен знать ребенок в 6 лет. Например, начальные знания по математике. Легко считает до десяти и наоборот, умеет пересчитывать предметы и писать цифры. Складывает, вычитает, разбирается в понятиях больше-меньше. Изображает на бумаге простые и сложные геометрические фигуры, знает их названия.
Что должен знать ребенок в 6 лет? Подготовка к школе
Дошкольник черпает знания об окружающем мире из прогулок, мультиков, книг, общения со сверстниками и взрослыми. Он знает названия и предназначение окружающих предметов, умеет описывать их особенности. Различает домашних и диких животных, перелётных и зимующих птиц. Знает названия деревьев и кустарников, показывает их на прогулке.
Внимание и память
Внимание и память у шестилеток сформированы практически полностью. Ребёнок способен сосредотачиваться на интересном деле до 20 минут и доводить его до конца после небольшого перерыва. Произвольная память начинает преобладать над непроизвольной. Ребёнок целенаправленно прилагает усилия к запоминанию: несколько раз повторяет строчку стихотворения, незнакомое слово. Он может пересказать серию мультфильма или рассказ, прочитанный перед сном.
Речь и навыки чтения
Окружающие понимают, что говорит ребёнок. Его активный словарный запас обширный и разнообразный: ребёнок использует все части речи, причастные обороты, сложные предложения. Повторяющиеся слова заменяет синонимами и местоимениями. Чётко произносит все звуки, умеет менять интонацию и силу голоса. Практикуется в монологической речи. Что должен уметь ребенок 6 лет?
Знать буквы, отличать их от звуков, произносить и воспроизводить на письме. Называть слова на заданную букву. Некоторые дети в 6 лет осваивают слоговое чтение. Обучающих материалов по этому вопросу очень много, поэтому родители могут легко разобраться как научить ребенка читать в 6 лет.
Социальная адаптация
Социальные навыки — важные умения ребенка перед школой. Они формируются в процессе общения ребёнка со сверстниками на детской площадке, в детском саду, в кружках и секциях. Дошкольник учится договариваться, идти на компромисс, отстаивать собственные границы и чувствовать границы других.
Развиты навыки самообслуживания: самостоятельное одевание, забота об опрятности, способность разогреть и положить в тарелку еду, накрыть на стол, проведение гигиенических процедур без постоянного родительского контроля и напоминаний. Ребёнок выполняет посильные домашние дела. Шестилетка не тушуется среди незнакомых людей, чувствует уверенность в себе, если рядом находятся родители. Общается с взрослыми и детьми, отвечает на вопросы, заводит новые знакомства.
Отношения со сверстниками и родителями
Дети 6 лет начинают отдаляться от родителей. Это нормальный, закономерный процесс, который взрослым следует принять как очередной этап развития чада. Поддержка, объятия, ненавязчивый контроль, помощь мамы и папы, доверительное общение с ними по-прежнему очень важны. Дошкольники стремятся к общению со сверстниками, у них появляются настоящие друзья.
Совместная деятельность больше не сводится только к игрушкам. У ребят появляются темы для разговоров, они обмениваются впечатлениями о книгах и мультиках, рассказывают друг другу о важных событиях в жизни, о планах. Учатся договариваться между собой, обсуждать правила совместных игр, решать конфликты без помощи взрослых. Дети начинают проявлять симпатию к противоположному полу, которая может выражаться как в откровенном обожании и знаках внимания, так и в напускном безразличии к объекту влюбленности.
С какими трудностями может столкнуться ребёнок и как ему помочь
На возраст 6-7 лет приходится этап очередного психологического кризиса. Ребёнок взрослеет, учится контролировать свои эмоции и желания. В его жизни появляется учебная деятельность как этап подготовки к школе. В поведении ребёнка (в большей или меньшей степени) проявляется непослушание, желание спорить с родителями и другими взрослыми, отстаивать свою точку зрения.
Дошкольник становится более рассудительным, внимательным к внешнему виду. Остро реагирует на критику. Повышаются требования к дошкольнику. Родители, воспитатели в детском саду ждут большей самостоятельности, ответственности: «Тебе скоро в школу, срочно учись читать/завязывать шнурки/дружить». Ребёнок, оказавшись на пороге серьёзных перемен, может испытывать трудности.
Задача родителей — успокоить, поддержать, помочь.
Проблемы с общением
- Не высмеивайте и не обесценивайте переживания ребёнка, не отмахивайтесь, если он/она жалуется на проблемы в общении.
- Организуйте игру во дворе, позовите других детей составить компанию вашему ребёнку. Приглашайте ребят, которым симпатизирует ребёнок, в гости. Устройте совместный пикник. Укрепляйте самооценку дошкольника, работайте над смягчением застенчивости.
- Терпеливо объясняйте, что дружба возможна только по обоюдному желанию. Пусть ребёнок попробует не бросаться дружить ко всем подряд, а попробует найти человека со схожими интересами: позвать играть в футбол или кататься на карусели. Научите дошкольника адекватно воспринимать отказ, уважать свои и чужие границы.
Хромают навыки самообслуживания.
Ребёнок одевается только с понуканиями и подсказками взрослых, не умеет завязывать шнурки, не следит за гигиеной и опрятностью одежды.
Советы родителям:
- Продолжайте обучать ребёнка навыкам самообслуживания, совершенствуйте и усложняйте их.
- Учите дошкольника самоконтролю: «Достаточно ли тщательно я почистил зубы/убрал игрушки/помыл посуду?».
- Мягко настаивайте на доведении дела до конца, просите переделать при некачественном выполнении.
- Учите бережно относиться к вещам.
- Хвалите за успехи. Не оставляйте ребёнка один на один с неудачей, при необходимости ещё раз объясните, какого результата вы ждёте и как его добиться.
Пробелы в знаниях.
Шестилетка плохо считает, не знает буквы, неправильно держит ручку и не умеет пересказывать.
Советы родителям:
- Определите, каких знаний не хватает ребёнку. Это можно сделать с помощью воспитателя, психолога, домашнего тестирования.
- Постарайтесь восполнить пробелы в обучении. Организуйте занятия в игровой форме, начинайте с 5 минут, постепенно увеличивайте время. Давайте посильные задания.
- Не ругайте ребёнка за неуспех, не сравнивайте с другими детьми.
Неусидчивость.
Дошкольник во время занятий встаёт, подпрыгивает, пытается залезть под стол.
Советы родителям:
- Соблюдайте двигательный режим, создайте условия для физической активности ребёнка в течение дня.
- Устраивайте физкульт-минутку в перерыве между занятиями.
Как подготовить ребёнка к школе
Для успешной и лёгкой адаптации к школьному режиму дня и учебной нагрузке, ребёнку нужна подготовка к первому классу.
Родители дают ребёнку знания об окружающем мире постепенно, через объяснение своих действий, повседневных событий и явлений. Дошкольник учится запоминать и доносить информацию.
В рамках подготовки к школе важно общаться с ребёнком, пополнять его знания с помощью чтения энциклопедий по возрасту, наблюдения за природой во время прогулок, посещения зоопарка или фермы, обсуждения сюжетов книг и мультфильмов.
Начальные знания по географии ребёнок почерпнёт из путешествий, рассматривания глобуса с комментариями родителей, познавательных передач.
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 6 лет
Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем особенности физического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей 6 лет, а также какие умения и навыки желательно сформировать у малыша до школы.
Представления об окружающем мире
К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:
- Свое имя и фамилию;
- Свой адрес;
- Имена родителей;
- Времена года и их признаки;
- Названия месяцев и дней недели;
- Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.
Особенности мышления детей 6 лет
В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.
Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:
- Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
- Умение проходить лабиринты;
- Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
- Сравнение предметов по различным параметрам;
- Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
- Способность подобрать обобщающее слово;
- Установление причинно-следственных связей;
- Умение делать выводы и умозаключения.
Развитие памяти и внимания в 6 лет
В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».
При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.
У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.
Развитие речи
Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.
Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.
Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.
Развитие мелкой моторики в 6 лет
К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:
- Правильно держать ручку;
- Красиво обводить по точкам;
- Рисовать по клеточкам;
- Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
- Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
- Вырезать ножницами;
- Вдевать нитку иголку.
О способах развития мелкой моторики у детей 6 лет смотрите на видео:
Крупная моторика
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Социальные навыки шестилетнего ребенка
На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.
Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.
Выводы
Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.
Заключение
Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, творчество, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник: www.center-sozvezdie.ru
Что должен уметь ребенок в 6 лет
Шесть лет для ребенка – важный возраст. В первую очередь, потому что идет подготовка к школе. Для того, чтобы малыш легче адаптировался к непривычному окружению, родителям следует уделить больше внимания многогранному развитию малыша. Тогда и процесс образования будет даваться легче.
Так в чем особенности его развития в этом возрасте: физического, умственного и социально-общественного? Какие навыки ребенку нужно будет подтянуть, а может и сформировать у ребенка?
Содержание:
- Восприятие окружающего мира
- Особенности умственного развития ребенка 6 лет
- Развитие памяти и внимания
- Речевое развитие
- Мелкая моторика в 6 лет
- Развитие крупной моторики
- Социальное развитие шестилетнего ребенка
- Подведем итог
Восприятие окружающего мира
В 6 лет ребенок уже имеет понятие об окружающей его внешней среде. И каждый воспринимает мир по-своему. Информацию ребенок получает из разнообразных источников. Это могут быть книги, телевидение, интернет, беседы со взрослыми и своими одногодками. Обязательно помогите своему ребенку запомнить:
- свои фамилию и имя;
- свой домашний адрес;
- как зовут родителей;
- признаки времен года и их чередование;
- месяца и дни недели.
Также он должен уметь перечислить основные виды животных, птиц, рыб, транспорта, предметов быта и т.д.
Особенности умственного развития ребенка 6 лет
Детям в этом возрасте свойственно наглядно-образное мышление. Иногда они поражают взрослых оригинальными ответами на вопрос, не свойственных взрослым. У шестилеток очень развита фантазия и благодаря этому многие из них увлекаются поделками, рисованием, конструированием.
В этом возрасте важно сохранить умение ребенка мыслить оригинально и развивать навыки действовать по шаблону.
Обычно дети в возрасте шесть лет обладают навыками, которые важны на протяжении всей жизни человека. Они умеют ориентироваться в пространстве, проходить разнообразные лабиринты, решать головоломки и загадки. Шестилетка различает свойства и признаки предметов, умеет их сравнивать и различать. Он подбирает обобщающие слова к предметам (яблоко, груша – фрукты; огурец, капуста – овощи и т.д.), умеет делать выводы.
Развитие памяти и внимания
К 6 годам у детей увеличивается внимание и улучшается концентрирование ребенка на одном занятии, особенно если его оно увлекло. Ребенку начинают больше нравиться интеллектуальные игры. Следует уделить внимание таким логическим упражнениям, как «что общего», «поменяй местами», «что лишнее».
При длительных и неинтересных занятиях, ребенку нужно дать отдохнуть. Иначе он потеряет интерес и его внимание трудно будет удержать на задании.
У детей этого возраста активно развивается слуховая и зрительная память. И ребенок может учить стихи и пересказывает несложные тексты.
Речевое развитие
В 6 лет речь ребенка практически сформировалась. В этом возрасте дети должны произносить уже все звуки. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу-логопеду, иначе это вызовет проблемы с речью в дальнейшем.
Запас слов у ребенка 6 лет уже весьма солидный. В этом возрасте дети могут общаться на разные темы, строят сложные предложения, используют в своей речи противоположные и похожие слова по смыслу, ведут достаточно развито диалоги. Для окраски рассказов они уже активно используют интонацию, с помощью силы и темпа голоса передают свои эмоции. Но иногда ребенку все-таки нужно помочь наводящими вопросами или подсказками.
Развить речь шестилетки можно в виде игры. Это интересно и не отбирает много времени, так как может происходить на прогулке, в походах по магазинам, по дороге в детский сад и домой. Можно попросить ребенка назвать свое имя, рассказать куда он идет и что видит вокруг себя. Фантазируйте с ребенком и сочиняйте с ним маленькие забавные истории.
Мелкая моторика в 6 лет
Шестилетний ребенок должен уметь:
- правильно держать карандаш в руке;
- обводить линии;
- рисовать по точкам или пунктиру;
- правильно пользоваться ножницами;
- лепить фигуры из пластилина;
- вдевать нить в ушко иглы.
Обязательно уметь обуться, застегнуть пуговицы, молнии, завязать шнурки.
Развитие крупной моторики
В 6 лет здоровый ребенок хорошо развит физически. Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в жизни. Ребенок должен владеть своим телом, движения должны быть четко скоординированы. Ребенок должен уметь и развивать:
- ходьбу по прямой линии и перекладине;
- прыжки через препятствия;
- попадание в цель мячом.
Он также должен уметь прыгать и стоять на одной ноге, лазить по веревочной лестнице.
Социальное развитие шестилетнего ребенка
В этом возрасте у детей взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня. Потому у них формируется умение работы в команде. Дети учатся помогать, сочувствовать друг другу, контролировать свои эмоции. Среди малознакомых людей ребенок не теряется, хоть и чувствует себя более уверенно с ними, если рядом находится близкий ему человек.
Социальные навыки формируются у детей в основном в ходе ролевых игр. Всем нам так известные «дочки-матери», «больничка», игры в парикмахера или продавца формируют у ребенка осознание взрослой жизни.
Подведем итог
Ребенок в 6 лет уже осознает себя вполне сформировавшейся личностью. У него есть свои интересы, свое мнение, он имеет свое представление об окружающем мире. Малыш знает правила общения с другими детьми и взрослыми, понимает границы дозволенного. У шестилеток происходят физические и психологические изменения, развиваются память, усидчивость, мышление, воображение, речь.
Родителям не стоит строго воспитывать своего ребенка, но нужно уделять внимание на то, что дети в этом возрасте делают не так ловко. И попытаться научить малыша самостоятельности, и поддерживать его в сложных ситуациях. Ведь скоро он пойдет в школу и станет совсем взрослым.
Источник: abakus-center.ru