Поэтому взрослые должны знать основные критерии развития, на которые нужно ориентироваться в том или ином возрасте.
В возрасте трех лет наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше малыш мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
В этот период повышается работоспособность нервной системы. У ребенка повышается способность к концентрации внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 3-4 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ФГОС»
Каждый год жизни ребенка несет в себе что-то новое.
Поэтому взрослые должны знать основные критерии развития, на которые нужно ориентироваться в том или ином возрасте.
В возрасте трех лет наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше малыш мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В 3 ГОДА / Что должен знать ребёнок к 3ем годам?
В этот период повышается работоспособность нервной системы. У ребенка повышается способность к концентрации внимания.
Теперь он может 10-15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП (формирование элементарных математических навыков)
— Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
— Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
— Понимает вопрос «сколько»
— Умеет считать от 1 до 5
— Умеет пересчитывать предметы до 5
— Сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
— Сравнивает предметы по следующим признакам: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий
— Узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)
— Различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный, знает чёрный и белый.
— Различает пространственные отношения: выше – ниже, сверху – снизу, слева – справа, ближе –дальше, впереди – сзади, между
— Ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
— Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др., другие созданы природой (камень, шишки).
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
— Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта, их функции и назначение.
Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская
— Имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
— Знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
— Сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней, знает название своей страны
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
— Сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
— Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
— Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
— Знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, шалфей и др.)
— Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
— Знаком с характерными особенностями времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, понимает последовательность времен года.
— Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
— Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
— Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
— Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
— Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
— Может общаться спокойно, без крика
— Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
— Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).
— Называет членов своей семьи, их имена.
— Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (аккуратно моет лицо, руки; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
— Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
— Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.); знаком с первичными представлениями о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
— Понимает речь взрослого
— Повторяет за взрослым звуки, слова и предложения
— Уметь отвечать на элементарные вопросы взрослого
— Общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
— Различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
— Понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п. ;
— Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (зеленое яблоко); действия с предметами (девочка нарисовала, машина едет и пр.) употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
— С помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
— Умеет читать наизусть небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
— Знает и называет произведение, прослушав отрывок из него, с помощью взрослого пересказывает сказку
— Умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
— Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
— Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
— Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
— Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
— Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
— Создает изображения предметов из готовых фигур.
— Украшает заготовки из бумаги разной формы.
— Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
— Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
— Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
— Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
— Слушает музыкальное произведение до конца.
— Узнает знакомые песни.
— Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
— Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
— Поет, не отставая и не опережая других.
— Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
— Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
— Сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести здоровый образ жизни
— Приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
— Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
— Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
— Умеет прыгать на одной ноге, удерживая равновесие, на двух ногах с продвижением вперед.
— Умеет перелезать через препятствие, подползать под препятствие.
— Умеет выполнять упражнения для рук. ног, туловища, махи, приседания, наклоны, вращательные движения.
— Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
— Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
— Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.
— Уметь выполнять танцевальные движения, проявляя фантазию и импровизируя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагога-психолога для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОС»
Консультация разработана на основании ФГОС ДО в соответствие с Программой «От рождения до школы».
Консультация педагога-психолога для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года по ФГОС»
Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой «От рождения до школы».
Консультация педагога-психолога для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 5-6 лет к концу учебного года по ФГОС»
Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой «От рождения до школы».
Консультация педагога-психолога для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 6-7 лет к концу учебного года по ФГОС»
Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой «От рождения до школы».
Памятка для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»
Памятка для родителей.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОС»
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОСhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/05/28/chto-dolzhen-znat-i-umet-doshkolnik-3-4-let-k-kontsu-uchebnogo-goda-po» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Развитие ребенка в 3 года
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Подписаться
11 октября 18 в 11:22
Оглавление
В данной статье мы приведем примерные показатели норм развития ребенка в 3 года. Ведь очень часто рядом с мамой находится много помощников. И, конечно, здорово, что мама со своими волнениями не остается наедине. Но разные мнения о методах воспитания способны запутать даже опытных родителей.
Вот для того, чтобы сохранить спокойствие мамы и помочь выбрать ориентиры воспитания ребенка, и существуют нормы психического и физического развития. Сначала обратим внимание на формирование физических данных.
Физическое развитие: рост, вес, двигательные навыки
Параметры физического развития ребенка 3 лет варьируются в следующих рамках:
- вес – от 12,5 до 15 кг;
- рост – от 91 до 100 см.
В первую очередь помните, что ни в 3 года, ни в любом другом возрасте ребенок ничего никому не должен! Все дети абсолютно разные, и развитие малыша строго индивидуально. Но есть некие ориентиры, которые помогают родителям в воспитании и развитии ребенка.
Ребенок 3 лет должен иметь:
- бытовые навыки – самостоятельно есть вилкой и ложкой, одеваться, раздеваться, мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы, знать, где лежит его одежда;
- двигательные навыки – залезать и слезать с лестницы, кататься с горки, уметь пинать мяч ногой, прыгать, бегать, ездить на самокате, беговеле или трехколесном велосипеде.
Развитие детей 3 лет должно быть всесторонним, поскольку в этот период малыши наиболее восприимчивы ко всему новому и неизвестному. Занимаясь с детьми, нельзя делать акцент на чем-то конкретном. Занятия должны проводиться в форме игры, чтобы маленькому непоседе не стало скучно. Именно играя, дети узнают о нормах поведения в социуме.
Свежий воздух, ежедневные длительные прогулки в парково-лесной зоне, достаточное количество ультрафиолетовых лучей способствуют методичному развитию вашего ребенка. Во время прогулки вместе играйте в подвижные игры, которые очень важны для укрепления мышц, увеличения роста костей ребенка. Во время игр не забывайте следить за осанкой своего ребенка. Движения на свежем воздухе и водные процедуры, которые так любят дети, усиливают обмен веществ в организме, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую систему малыша.
Важно помнить: в возрасте 3 лет ребенок не должен быть послушным, усидчивым, аккуратным, терпеливым, уметь писать цифры и буквы, преодолевать сложности.
Не переоценивайте ребенка и не наваливайте на него слишком сложные вещи.
Психическое развитие: что в этом возрасте происходит? Варианты нормы
Для начала опишем те навыки, которыми обычно обладает трехлетка:
- Речевые навыки. К 3 годам ребенок должен говорить. Но если этого еще не произошло с вашим малышом – не паникуйте. Просто обратите на это внимание и проконсультируйтесь с педиатром.
- Ребенок в 3 года понимает обращенную к нему речь. Трехлетки, имея в активной лексике 500-1500 слов, строят предложения и даже небольшие рассказы, в разговоре используют метафоры и образы.
- Знает все о себе: как зовут, сколько лет, где живет, имена родителей.
- По картинкам или по описанию может угадать предмет, найти сходства и различия.
- Умеет строить причинно-следственные связи и опирается на них в своем поведении. Некоторые малыши не только понимают это, но и умеют объяснить словами.
- Способность к знакомству и дружбе строго индивидуальна. Все зависит от характера малыша. Часто девочки в этом возрасте уже играют в совместные игры, а у мальчиков интерес к совместным играм проявляется позже.
- Возникает стремление помочь родителям в их взрослых делах. Здесь, главное, не препятствовать рвению и заниматься домашними делами вместе. Поверьте, при правильном подходе вы только получите удовольствие от совместной деятельности.
- К этому возрасту малыш играет в сюжетно-ролевые игры. Теперь на примере плюшевого мишки или куклы вы сможете легко ему объяснить, почему так важно вовремя ложиться спать и хорошо чистить зубы. Он легко включается в вашу игру, тем самым становясь отличным партнером в совместных играх.
Кризис 3 лет
Именно в возрасте 3 лет у ребенка резко меняется поведение. Многие родители недоумевают: почему их милый малыш превратился в непослушного капризулю?
На самом деле есть такое понятие, как переходный возраст. Собственно в 3 года наступает первый возрастной кризис. В 3 года ребенок отделяет себя от окружающего мира. Он уже не часть мира, теперь малыш учится говорить слово «я».
Ребенок претендует на самостоятельность и начинает выстраивать свои отношения с окружающей средой.
В 3 года он все больше и больше проявляет негативные формы поведения. Каким образом? Противоречит маме: «не хочу», «не буду». Становится непослушным, капризным. И всем знакомое «я сам» слышно при любом разговоре с вашим малышом.
Как же вести себя родителям, чтобы сгладить последствия кризиса 3 лет?
Проявляйте максимум такта и терпения по отношению к ребенку. По возможности давайте больше свободы и самостоятельности.
Даже если вы очень опаздываете, ждите, когда он завяжет шнурки, застегнет пуговицу. Поверьте: немного повременив, вы сохраните нервы себе и ребенку. А отношения с вашим чадом выйдут на другой уровень и станут еще крепче.
Если же вы ограничите действия ребенка в такой важный период взросления, то получите зависимого, несамостоятельного человека.
Адаптация в детском саду
Чаще всего в нашей стране именно в возрасте 3 лет малыш получает путевку в детский сад. Вне зависимости от характера и темперамента ребенка, адаптация проходит у всех.
Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему чаду как можно мягче пережить этот период:
- Заложите время на привыкание. Наилучший вариант – 3-4 недели на неполном дне. Даже если воспитатели советуют вам оставить ребенка и уйти, не соглашайтесь. Найдите возможность побыть с ним, не бросайте его одного в такой сложный период. Если малыш играет с детьми и не нуждается в вас, то просто наблюдайте за ним со стороны.
- Старайтесь создать комфортную обстановку в саду и дома. Разрешите взять в группу любимую игрушку малыша, если он об этом просит.
- Важно, чтобы дома ребенку давали возможность переключиться. Нельзя требовать во время адаптации в детском саду, чтобы он был ангелом дома. Малыш сильно устает в психологическом плане. Пусть дома просто лежит, если хочет. Или, наоборот, шумит, кричит и бегает. Ему надо научиться компенсировать и уравновешивать психическую нагрузку.
- Не нагружайте малыша дополнительными секциями и кружками. Для начала пусть привыкнет к одному.
- Ребенку нужна ваша поддержка. Вне сада отдавайте ему всю себя: болтайте, играйте, читайте, гуляйте. Отложите телефон и компьютер и проведите время вместе.
- Разговаривайте с ребенком. Задавайте вопросы, узнайте имена воспитателей и друзей малыша. Интересуйтесь детсадовской жизнью вашего чада.
- Если буквально несколько месяцев назад в семье появился малыш, не отдавайте старшего ребенка в сад. Появление младшего брата или сестры и так стресс, не добавляйте дополнительных волнений.
- Дружите с воспитателями. Интересуйтесь у них о том, как ведет себя ваш малыш в саду и как к нему относятся сверстники.
Какие игры и упражнения полезны для детей в этом возрасте
Никаких норм по развивающим играм нет. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Тем не менее развивающих игр для этого возраста множество. Вам остается выбрать только то, что подходит вашему малышу.
3-4 года
Когда ребенку исполнилось 3 года, то можно считать, ясельный период закончился. И из несмышленого малыша появляется настоящий человечек.
У ребенка теперь новый этап в жизни – младший дошкольный возраст.
Ребенку интересно бегать, скакать, он очень активный и подвижный, все больше, ему интересно гулять в компании сверстников.
Развитие ребенка 3- 4 года характерно тем, что ребенок отлично впитывает в себя большое количество информации, ему легко дается обучение.
Промежуток от 3 до 4 лет – это важный промежуток жизни ребенка. Ребенок вступает в младший дошкольный период.
Сейчас у него отличная способность к обучению, и все его обучение происходит только через игру. Ребенок теперь хочет сам придумывать себе занятия и игры. Ему становится проще общаться с другими людьми. Теперь по мимо родительского общения или общения с близкими, ему хочется общаться и со сверстниками. В этот период он начинает понимать, что у других людей тоже есть чувства и желания, все чаще малыш начинает, учитывает пожелания других людей.
Теперь ребенок воспринимает себя отдельно от родителей. Теперь он личность.
Мнение ребенка нужно учитывать и уважать. Настало время «Я сам».
Ребенку все любопытно, его все интересует, он начинает задавать много вопросов, и ждет ответов. В его памяти отлично откладывается все то, что ему интересно, он отлично запоминает все, что ему понравилось.
За этот год у ребенка значительно улучшается речь, развивается воображение, он придумывает истории и рассказывает сказки. Он любит играть, и всю информацию, в основном, получает через игру.
У малыша меняется характер. Взрослые могут удивиться такому кардинальному изменению ребенка.
На этом этапе развития ребенок может пережить кризис трех лет.
У некоторых этот кризис проходит незаметно, а у кого — то может затянуться надолго.
Каким образом, проявляется этот кризис?
Если ребенок раньше был спокойным и послушным, то теперь он, почему то постоянно спорит, не слушается наставлений взрослых и выдвигает свои требования. Ребенок становится очень упрямым.
Теперь чтобы не предложил родитель, у ребенка на все заготовлен отказ. Ребенок проверяет границы родительского терпения. Он должен знать насколько далеко он может зайти в управлении родителями. Он все чаще, пытается командовать, и старается сделать все, чтобы Вы пошли у него на поводу.
В этом периоде ребенок хочет быть самостоятельным и все чаще говорит « Я сам». «Я сам» говорит даже тогда, когда не уверен в своих силах.
Ребенок становится ревнивым по отношению к другим детям. Ему очень остро не нравится, у родителей может проявиться интерес к другим детям . Иногда ребенок начинает отгонять или даже драться с ребенком, к которому ревнует.
Если Вы заметили такие проявления у Вашего ребенка, то в этом случае Вам надо набраться терпения и вооружиться хитростью.
Спокойно реагируйте на любые выступления ребенка. Когда у ребенка истерика, ругать его в этот момент не надо, он все равно не услышит. Поговорите с ним когда он успокоится. Если истерика случилась в людном месте, то стоит вынести малыша в более спокойное и безлюдное место.
Когда истерика закончится, а Вы увидите, что ребенок способен слышать Вас, в тот момент, ему стоит сказать, что выражать свои желания надо словами а не криками .
Такое поведение ребенка связано с тем, что происходит процесс отделения личности ребенка от родителей.
Уступить малышу в такой ситуации нельзя, иначе он сделает свои умозаключения, типа «если вести себя так, то я получу все что захочу». И будет применять такое поведение и дальше.
Если ребенку что — то запрещено, то «НЕТ» должны говорить все члены семьи, ни от кого никаких уступок и поблажек не должно быть. Дайте понять, что ни истерики, ни крики ему не помогут.
Не стоит командовать малышом, а стоит просить его помочь Вам. В этом случае ребенок будет чувствовать свою важность и значимость, и с удовольствием будет помогать Вам.
У ребенка меняется характер. Этот кризисный период обязательно закончится. По — другому никак.
Главное «не давите» на ребенка, «не убивайте» в нем самостоятельность и личность, это может породить в человечке комплексы.
В это период ребенок уже самостоятельно собирает большие пазлы, строит устойчивые конструкции из кубиков, умеет держать карандаш и раскрашивать раскраски с крупным рисунком, сам рисует простые рисунки и уже может резать ножницами.
Прыгает на одной ноге, может лазать по лесенке, бросать мяч через голову а так же ловить его.
Самостоятельно может надевать одежду, у которой нет застежек, сам моет руки, умывается. Самостоятельно ест и сам может убирать за собой игрушки.
Развитие ребенка 3 — 4 года — это интересное время. Постарайтесь, как можно больше уделять внимания Вашему ребенку, разговаривайте с ним, общайтесь. Чем больше он будет слышать сказок, песенок, рассказов или историй, тем больше у него будет слов в словарном запасе.
Будьте примером для своего ребенка, будьте не только родителем, но и другом!
Теперь давайте рассмотрим по предметно, конкретно, по каждому предмету, что должен уметь делать ребенок 3-4 ле т.
Русский язык
Математика
Внимание, память, логика
Моторика
Эстетическое воспитание
Окружающий мир
Физическая культура
Следите за нами:
Развивающие занятия
- Алгоритм рассказа
- Времена года
- Детские поделки
- Дидактические игры
- Доскажи словечко
- Игры
- Кубики
- ЛЕГО схемы
- Мнемотехника
- Опыты для детей
- Профессии
- Развитие логики
- Раскраски
- Рисование для детей
- Сказкотерапия
- Выбор сказки
Источник: promany.ru