Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ
ФГОС ДО призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
ФГОС ДО не предусматривает проведение аттестации (оценивания) детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам стандарта представлены в виде целевых ориентиров:
• инициативность и самостоятельность ребенка,
• уверенность в своих силах,
• положительное отношение к себе и другим,
• активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
Танец «Веснушки» средняя группа
• способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству,
• любознательность,
• способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Закон «Об образовании» (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты ( в том числе дошкольные и школьные учреждения) признаны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
Вашему малышу скоро исполниться 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано.
Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
Познавательное развитие:
1.Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий..
2.Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
3.Уметь считать от 1 до 5 и обратно.
4.Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
5.Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6.Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
7.Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
Утренняя зарядка для средней группы
8.Различать и называть части суток; их последовательность;
9.Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
10.Знать правую и левую руку;
11.Уметь объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;
12.Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
13.Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
14.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
15.Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
16.Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
17.Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
18.Различать и называть части тела животного и человека;
19.Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
20.Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
21.Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
22.Называть насекомых;
23.Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
24.Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Логическое мышление
Внимание
• Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
• Повторять узор или движение.
Что надо знать и уметь к концу средней группы по ФГОС
консультация (средняя группа)
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.
2. Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Имеет представления о мужских и женских профессиях. Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
7. Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
9. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть посёлок, в котором живет.
10. Отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
11. Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.
12. Выразительно рассказывать стихи.
13. Может различать гласные и согласные буквы.
14. Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
15. Понимать в речи слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия.
16. Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.
1.Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий.
2.Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
3.Уметь считать от 1 до 5 и обратно.
4.Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
5.Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6.Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
7.Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
8.Различать и называть части суток; их последовательность;
9.Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
10.Знать правую и левую руку;
11.Уметь объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;
12.Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
13.Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
14.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
15.Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
16.Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
17.Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
18.Различать и называть части тела животного и человека;
19.Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
20.Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
21.Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
23.Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
24.Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
• Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
• Повторять узор или движение.
• Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему стирают одежду? Зачем готовят ужин?).
• Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
• Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
• Складывать пазлы без помощи взрослых.
• Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
• Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
• Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
• Запоминать 7-8 картинок.
• Запоминать детские считалочки и скороговорки.
• Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
• Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
• Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
• Лепить из пластилина мелкие фигурки.
• Завязывать узелки на веревке.
• Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
1. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
2. Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
3. Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
2. Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны.
3. Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
4. Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
5. Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
6. Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
7. Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.
8. Иметь представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детенышей), пресмыкающихся.
9. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки,
2. Правильно пользоваться ложкой и вилкой.
3. Налить воду-сок-молоко в стакан.
4. Вытереть брызги после себя.
5. Использовать салфетку за столом.
6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.
7. Использовать ершик в туалете.
8. Уметь застилать кроватку.
9. Выбирать одежду по погоде.
10. Бросать мусор в мусорное ведро.
11. Иметь представление о правилах поведения в общественных местах.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
— Имеет первичные представления о школе, культурных объектах, различных профессиях, называет их.
— Знает название поселка, страны, государственных праздников, специальных служб (полиция, пожарная, скорая и пр.). Имеет представление о Российской армии.
1. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».
2. Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои других детей.
3. Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
4. Может общаться спокойно, без крика.
5. Самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.
6. Иметь представления о себе: знает свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).
7. Называть членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.
8. Соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется, салфеткой, расчёской и носовым платком.
9. Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте.
10. Способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте.
11. Проявлять уважение к труду взрослых и детей.
12. Иметь представление о работе своих родителей;
13. Иметь представление об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.
14. Знать название своей Родины; Знать название города, где живет, улицу;
15. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
16. Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
17. Бережно относится к тому, что сделано руками человека.
18. Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
3. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
4. Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
5. Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
6. Правильно держать ножницы и действовать ими;
7. Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;
8. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
9. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Источник: nsportal.ru
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года»
? Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
? Пользоваться расчёской, носовым платком. При кашле,чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
? Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать)
? Замечать непорядок в одежде и устранять его.
? Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой.
Публикация «Памятка для родителей „Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
? Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
? Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину, определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).
? Знать предметы мебели, одежды, обуви, посуды, фрукты, овощи, транспорт.
? Различать и называть части тела животного и человека.
? Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора)
? Знать название города (посёлка) где живут, улицу.
? Правильно произносить все звуки родного языка.
? Использовать в речи существительные с обобщающими значениями (мебель, одежда, обувь, игрушки, животные, овощи, фрукты, ягоды, профессии).
? Различать на слух и называть слова, начинающие на определённый звук.
? Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
? Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.
? Употреблять предложения с однородными членами.
?Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного художественного произведения.
? Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки.
? Считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»
? Знать цифры от 0 до 10,соотносить количество предметов с цифрой.
? Сравнивать 2 группы предметов, используя счет.
? Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.
? Узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапецию, ромб; геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.
? Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
? Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз,обозначать словами положение предмета по отношению к себе( «впереди меня стол», «справа от меня дверь»).
? Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине.
? Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.
? Знать новые цвета : коричневый, оранжевый, светло-зелёный, розовый, голубой, серый.
? Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
? Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.
? Владеть навыком рационального деление пластилина.
? Использовать в работе стеку.
? Правильно держать ножницы и действовать ими.
? Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)
? Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.
? Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
? Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
? Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).
? Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.
? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
? Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
? Называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон, растения выращиваются из семян.
? Находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья.
? Узнавать и называть 5 и более деревьев, 2 -3 кустарника.
? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 5 и более овощей и фруктов,
? Узнавать и называть 5 и более видов ягод, грибов (съедобных и несъедобных)
? Знать 5 и более перелётных и зимующих птиц,
? Знать 5 насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела.)
? Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёж) : как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях
? Расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям, как люди за ними ухаживают)
? Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.
? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.
? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.
? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние 3.5 –б. 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
? Лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой.
? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу
? Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
? Кататься на двухколёсном велосипеде.
? Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке
? Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, раскладывать столовые приборы).
? Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).
Публикации по теме:
Что должен знать ребенок к 3-м годам о санитарно-гигиенических навыках? (коротко-понятно) Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок уже к 3 годам -самостоятельно мыть.
Конспект занятия «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок» Цель: Закреплять знания детей об общепринятых нормах поведения человека; научить одыкватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,.
Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?» ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 3-4Х ЛЕТ? (материал собран из учебных пособий авторов, занимающихся изучением детской речи — Гвоздев А. Н., Леонтьев.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 2 младшей группы к концу учебного года» РИСОВАНИЕ • Правильно работает карандашом.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4–5 лет?» Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?» Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые.
Памятка для любящих родителей «Что должен знать и уметь делать ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет» Математика Знать: И называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр; знать.
Памятка для родителей «Что должен уметь первоклассник?» К сожалению, не все родители могут адекватно оценить возможности и способности своих детей. В моей практике были случаи, когда ребенка,.
Памятка для родителей «Что должен знать ребенок к концу младшей группы в соответствии с ФГОС» Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Основная часть «Изобразительная деятельность» Рисование: — Изображает отдельные.
Памятка педагога-психолога родителям «Что должен знать, уметь ребенок при поступлении в школу» 1. Называть свою фамилию, имя, отчество. 2. Число и месяц, год рождения. 3. Домашний адрес. 4. Название города и страны. 5. Ф. И. О. твоих.
Источник: www.maam.ru