Когда ребенок достигает четырехлетнего возраста, родителям самое время задуматься об уровне его интеллектуального развития. Чтобы правильно оценить ситуацию, мамам и папам следует узнать о том, что должны знать дети в 4 года. Это очень важно, так как сегодняшний малыш завтра станет первоклассником. Однако перед поступлением в школу дошколенку предстоит пройти непростой тест, разработанный педагогами совместно с психологами. В том, что должен знать ребенок в 4 года по ФГТ, поможет разобраться данная статья.
Особенности физического развития четырехлетних детей
Рост девочек и мальчиков четырех лет колеблется от 96 до 106 см. Их вес составляет 14-17 кг, а окружность грудной клетки варьирует от 50 до 55 см. На пятом году жизни детки продолжают активно расти и постоянно набирают мышечную массу. Они проявляют все больший интерес к тому, что происходит вокруг них. Их манит все новое и неизвестное.
4 года. Что должен уметь ребенок?
Четырехлетки настолько поглощены познанием окружающего мира, что порой их невозможно дозваться к обеду или ужину.
В этот период у малышей возникает огромное желание походить на своих родителей. Они стараются во всем им подражать. Именно поэтому девочки с удовольствием помогают мамам с уборкой по дому, а мальчишки готовы часами проводить время с отцами в гараже. Теперь у ребятишек физический труд не вызывает, как ранее, негативных эмоций. Они трудолюбивы, ловки и более уверены в своих силах.
Кроме этого, нетрудные домашние хлопоты являются отличным упражнением, развивающим координацию движений.
В 4 года ребенок уже достаточно быстро бегает и при этом практически не падает. Он прекрасно владеет своим телом и умеет держать равновесие. Именно в этом возрасте любимое чадо можно начинать обучать езде на двухколесном велосипеде. Более того, четырехлетки могут легко пробегать без остановки довольно большие для них расстояния. Они хорошо прыгают вперед и назад, однако играть со скакалкой для них пока проблематично.
Особенности психологического развития четырехлетних детей
Детишки четырех лет все больше и чаще проявляют попытки освободиться от чрезмерной родительской опеки и стать более самостоятельными. К этому времени они приобрели уже достаточно физических навыков для того, чтобы в процессе игры не прибегать к помощи взрослых. Они сами могут придумать себе занятие, установить определенные правила и строго им следовать. От того, насколько родители поддерживают ту или иную инициативу своего драгоценного чада, зависит во многом становления черт его характера. Дети, которым мамы и папы с раннего детства предоставляют возможность выбора увлечения (бег, рисование, борьба, плавание, музыка и т. д.), вырастают предприимчивыми, не боящимися идти на оправданный риск людьми.
Не следует препятствовать начинаниям ребенка, аргументируя это тем, что он еще слишком мал и просто не может правильно оценивать ситуацию. Если не мешать малышу вволю фантазировать, он приобретет такие ценные в жизни качества, как целеустремленность и настойчивость. Если же взрослые, напротив, дают понять ребенку, что его игры лишены смысла, его действия глупы или бестолковы, он, скорее всего, замкнется в себе, станет скрытным и недоверчивым. Кроме этого, он будет испытывать страх перед всем новым и неизвестным. Его нерешительность станет помехой на пути к успеху и процветанию в будущем.
Знания об окружающем мире
Что должны знать дети в 4 года об окружающем их мире? Какими навыками и умениями они должны обладать? Отвечая на эти вопросы, специалисты утверждают, что в этом возрасте дошколята могут назвать свою фамилию и имя, а также перечислить имена ближайших родственников и друзей. Не составляет для них труда сказать, сколько им лет, и показать это на пальчиках.
Кроме этого, малыши не должны теряться, если им задают вопрос о том, в какой стране и городе они живут. Дети начинают осознавать разницу между различными временами года: зимой идет снег, весной он тает и начинает расти травка, летом жарко, поют птички, расцветают цветы, на деревьях растут фрукты, а осенью падает листва и очень часто на дворе пасмурная и дождливая погода. Более того, четырехлетки могут перечислить несколько названий деревьев и растений, они отличают диких животных от домашних, фрукты от овощей.
Насколько развито мышление у ребенка четырех лет?
Чтобы ответить на вопрос о том, что должен знать ребенок в 4 года, обратите внимание на то, как он мыслит. Для этого внимательно пронаблюдайте за малышом во время его повседневных игр и постарайтесь отметить следующие пункты:
- Может ли он собрать пирамидку, состоящую из 7 колец, и при этом не попросить помощи у взрослого?
- Способен ли ребенок найти лишний предмет из какой-либо представленной ему группы?
- Не затрудняется ли он найти пару предмету?
- Правильно ли малыш отвечает на вопросы: «Для чего нужна дверь в квартире?» «Сколько у человека рук?» «Сколько у щенка лап?»
- Не теряется ли ребенок, если его просят найти противоположные слова, например, дерево высокое, а куст… (низкий); камень тяжелый, а лист… (легкий); кирпич твердый, а одеяло… (мягкое)?
- Нетрудно ли ему найти на картинки 3-4 несоответствия?
Если дошколенок выполняет играючи и с интересом эти несложные действия, то он справляется с тем, что должен знать ребенок в 4 года, и развитие его мышления соответствует возрасту. То есть причин для переживания нет.
Насколько внимательны четырехлетние дети?
Детишкам четырех лет еще довольно сложно усидеть на одном месте и сконцентрироваться над выполнением одной задачи на протяжении более 15 минут. Поэтому даже если родителям и известно, что должны знать дети в 4 года, протестировать их бывает проблематично. В этом возрасте дошколята неусидчивы и находятся в постоянном движении.
Однако сказать, что они невнимательны и с ними просто невозможно заниматься, было бы неправильно. Четырехлетки могут виртуозно сымитировать движения взрослого: поднять руки вверх, отпустить их вниз, хлопнуть в ладоши и т. д. Смотря на картинку, они способны правильно собрать несложный конструктор. Им интересно находить отличия и сходства между игрушками, играть в игру, по правилам которой необходимо обнаружить и показать одинаковые предметы, складывать пазлы из 3-4 больших частей. Каждое отдельное задание ребенок должен выполнять, не отвлекаясь, на протяжении 5-7 минут.
Что способен запомнить четырехлетний ребенок?
Прежде чем задаваться вопросом о том, что должны знать дети в 4 года, необходимо выяснить, какой объем информации они способны запомнить. Более того, то, что ребенку предлагается запомнить, он должен понимать. В противном случае информация будет бесполезной, так как малыш не сможет ею пользоваться в повседневной жизни. Чтобы проверить, насколько развита память вашего чада, попросите его выполнить следующие действия:
- В точности повторить несколько произнесенных вами слогов: ка-са-ми; пи-са-ну-ки и т. д.
- Безошибочно выполнить задание, которое состоит из нескольких последовательных команд: пойти в комнату, открыть шкаф, взять с нижней полки игрушку и принести ее вам.
- Запомнить 5 предложенных ему предметов в течение 2-3 минут. После этого, убрав один из этих предметов, попросите ребенка назвать тот, которого не хватает.
- Повторить в определенной последовательности несколько цифр: четыре – два – пять; три – один – четыре.
- Знать наизусть и уметь рассказать несколько коротеньких стишков и загадок.
- Уметь пересказать простую сказку.
- Уметь рассказать и описать недавно произошедшие с ним события.
Дополнительно можно спросить у психолога, что должен знать ребенок в 4 года. В детском саду, посещаемом вашим ненаглядным чадом, наверняка имеется опытный специалист. Обратиться к нему будет нелишним.
Что должны знать дети в 4 года по математике?
Когда ребенок едва начинает разговаривать, некоторые заботливые родители сразу же пытаются обучать его счету. Их нисколько не заботит, что в столь раннем возрасте малышу в первую очередь нужда ласка и забота родных. Чрезмерное желание родителей научить ребенка всему и сразу порой приводит к весьма неприятным последствиям. Однако четырехлетки уже достаточно подросли, их речь в большинстве случаев звучит внятно и понятно, они внимательно слушают, что им говорят взрослые, и очень легко поддаются обучению. Заниматься с ними – одно удовольствие.
Итак, что должен знать ребенок в 4 года по математике? Дошкольник должен уметь следующее:
- Показывать находящиеся в комнате единичные предметы, а также те, которых насчитывается несколько штук.
- Делать различие между простыми геометрическими фигурами.
- Отличать правую руку от левой.
- Уметь объяснить словами, каких предметов больше, а каких — меньше.
- Уметь сравнить 2-3 предмета по их величине.
Что должны уметь дети четырех лет в соответствии с программой «Детство»?
Родителям, весьма щепетильно относящимся к подготовке своего драгоценного чада к школе, наверняка известна образовательная программа под названием «Детство». Она является программно-методическим продуктом, разработанным ведущими специалистами страны с целью всестороннего развития дошкольников. Вот что должен знать ребенок в 4 года по программе «Детство»:
- Проявлять любознательность, высказывать без страха свое мнение, делиться впечатлением от увиденного.
- С радостью и интересом исследовать все новое, задавать множество вопросов.
- Стараться быть максимально внимательным и замечать каждое изменение, происходящее в его окружении.
- Понимать смысл слов, которые обозначают те или иные свойства предметов.
- Быть общительным, легко вступать в диалог с людьми.
- Знать основные виды профессий: врач, полицейский, пожарный, учитель, инженер, конструктор.
Источник: fb.ru
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 4 года
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.
Физическое развитие ребенка 4 лет
К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:
- Уверенно прыгать с места и с разбега;
- Бегать, быстро меняя направление;
- Стоять на одной ноге;
- Взбираться по веревочной лестнице;
- Преодолевать препятствия;
- Ходить и стоять на цыпочках;
- Кувыркаться вперед;
- Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.
Особенности умственного развития ребенка в 4 года
Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.
К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.
Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:
- Считать до 5;
- Знать некоторые цифры и буквы;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Сравнивать предметы;
- Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
- Собирать пазлы;
- Выполнять задания по образцу;
- Находить лишнее, исправлять ошибки;
- Знать времена года и их признаки;
- Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.
- Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
- Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
- В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
- К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Развивающие занятия в детском центре «Созвездие»
Абонемент на 1 месяц
Абонемент на 1 месяц
Абонемент на 1 месяц
Развернуть другие варианты
Консультация
Включает 4 занятия по 30 мин.
Включает 8 занятий по 30 мин.
Включает 12 занятий по 30 мин.
Больше вариантов —
на странице занятия
Развернуть другие варианты
Включает 4 занятия по 45 мин.
Включает 4 занятия по 30 мин.
Развернуть другие варианты
Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.
Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.
Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?
Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.
В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).
Источник: www.center-sozvezdie.ru
Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок
Все возрастные этапы в жизни ребенка имеют свою особенность и каждый из них интересен по-своему. В возрасте четырех лет у малыша происходит самопознание, формируется его личность и самостоятельность, поэтому для них так важно терпение и деликатность со стороны взрослых.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года, задаются все родители. Каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, уровень развития зависит от того, посещает ли он детский сад или занятия в группах, насколько сами родители развивают его. Многие дети к четырем годам переходят черту кризисного возраста, перестают бесцельно бегать, становятся более усидчивыми и внимательными.
Приобретенные навыки усовершенствуются, формируется характер. Словарный запас в среднем составляет 3000 слов. Мальчики в этом возрасте более развиты физически, хорошо ориентируются в пространстве и лучше запоминают полученную информацию, у девочек сильнее развит артикуляционный аппарат и словарный запас обычно шире.
Внимание и память
В четыре года у малыша происходит большой рывок в развитии психических функций. В этот период постепенно формируется произвольная память, малыш может целенаправленно концентрировать свое внимание и регулировать процесс запоминания.
Что должен знать ребенок в 4 года:
Мышление
Важно! На пятом году жизни у малыша закладываются основы будущей личности, формируется интеллект, вместе с тем он осваивает человеческие взаимоотношения.
Осознает себя, приобретает свое «Я», стремится к независимости в передвижении и обслуживании самого себя.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Подбирать нужную пару любому предмету,
- Уметь решать несложные логические задачи,
- Подбирать слова антонимы,
- Находить на картинках отличия или несоответствия,
- Знать и уметь использовать обобщающие слова.
Речевые навыки
Как должен разговаривать ребенок в 4 года по программе в ДОУ:
- Правильно выговаривать все звуки, исключение шипящие и сонорные,
- Знать и правильно употреблять предлоги,
- Знать свою фамилию, дату рождения, адрес, имена родных,
- Уметь регулировать темп и силу голоса, задавать нужную интонацию,
- Понимать все обобщающие слова.
Речевые навыки у каждого ребенка развиваются индивидуально, одни дети в 4 года только начинают говорить предложениями, а другие уже знают буквы и изучают иностранные языки. Все зависит от особенностей малыша, уровня развития в домашних условиях и в дошкольных учреждениях.
Ознакомление с окружающим миром в старшей группе
Обратите внимание! Консультация дефектолога или невролога требуется в том случае, если ребенок в четырехлетнем возрасте совсем не говорит или говорит на своем, только ему понятном языке.
Мелкая моторика
Мелкая моторика напрямую связана с интеллектуальным и речевым развитием. Это объясняется очень близким расположением речевого и моторного центра в головном мозге. Умение выполнять скоординированные движения благотворно влияет на память, зрение, внимательность и нервную систему ребенка.
Дети в 4 года, что должны уметь:
- Не выходя за контур разрисовывать и заштриховывать картинки,
- Одевать на шнурок бусинки,
- Уметь застегивать пуговицы, змейки, липучки и крючки,
- Уметь завязывать узлы,
- Рисовать простые геометрические фигуры,
- По очереди показывать пальцы, уметь соединять их колечком.
Физическое развитие
В четырехлетнем возрасте физическое развитие малыша замедляется. Он перестает бесцельно бегать и прыгать, времяпрепровождение становится осмысленным. Часто в этом возрасте дети любят посидеть перед телевизором, родителям стоит помнить: снижение физической активности может негативно отразится на здоровье.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Бегать, задавая направление и темп движения,
- Прыгать и стоять на одной ноге,
- Самостоятельно кататься на самокате и трехколесном велосипеде,
- Учиться балансировать и уметь ходить задом наперед,
- Лазить по гимнастической стенке,
- Уметь играть с мячом.
Дополнительная информация! В четырехлетнем возрасте малышу требуется много общения, психологи рекомендуют родителям записывать своих чад в спортивную секцию, танцевальный кружок, вокал или гимнастику. Это позволит ребенку адаптироваться в социуме, а также распознать его способности и направить энергию в нужное русло.
Эмоции
Дети учатся ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, улавливать настроение окружающих, сопереживать и радоваться. Любят фантазировать и воображать.
Эмоциональное развитие ребенка в 4 года, памятка:
- Знает что такое страшно, больно, обидно, умеет сопереживать как людям, так и животным.
- Знает о своих физиологических особенностях, в определенных ситуациях может проявлять стеснение или смущение.
- Любит задавать вопросы, интересуется окружающим миром.
- Возможно проявление необоснованного страха за себя или родных.
- Малыш проявляет заботу о родных.
Гигиена и самообслуживание
Четырехлетний человек уже достаточно самостоятельная личность, он контролирует свои естественные потребности, умеет одеваться и раздеваться самостоятельно, следить за своим внешним видом, выполнять простые поручения взрослых.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
- Самостоятельно умываться и чистить зубы.
- Уметь пользоваться столовыми приборами.
- После игры складывать игрушки.
- Помогать старшим накрывать на стол и убирать посуду.
- Делать простую домашнюю работу.
Занятие по рисованию на тему «Красивые цветы» в старших группах
Важно! Если ребенок в 4 года постоянно страдает энурезом, возможно это происходит на почве психологических проблем. В такой ситуации родителям необходимо обратиться за консультацией к семейному доктору, специалисту в психологии, или невропатологу.
Социальная адаптация
Многие дети достигнувшие возраста 3-4 лет начинают посещать дошкольные учреждения. Этот период припадает на формирование психофизиологических процессов, и от того, как пройдет адаптация в социуме, будет зависеть дальнейшее развитие малыша по ФГОС в ДОУ.
Привыкание к саду, новым людям и сверстникам у всех детей происходит по-разному. Это зависит от моральной подготовленности, эмоциональной зависимости, состояния здоровья и типа высшей нервной деятельности. Для мягкой адаптации психологи советуют индивидуально подходить к каждому ребенку, поощрять самостоятельность и научить искусству общения.
Интеллектуальное и умственное развитие
Интеллектуальное и умственное развитие ребенка это не только умение писать, читать и считать, также это творческое мышление, воображение, уровень формирования его познавательных процессов. Формирование интеллекта зависит от целого ряда биологических и социальных факторов.
Важно! Правильно подобранный комплекс действий со стороны взрослых обеспечит ребенку всестороннее развитие и мягкую адаптацию к окружающей действительности. Чем насыщенней и разнообразней жизнь у дошкольника, тем лучше развивается его мозг.
Психика и эмоции
Четыре года — возраст, когда психика ребенка активно развивается, вырастает чувство контроля и ответственности. Малыш начинает чувствовать более разнообразные эмоции, становится очень чувствительным к реакции взрослых. Иногда у ребенка появляется пессимистический настрой, он может чувствовать себя ненужным и нелюбимым, это проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется более осознанным.
Психика ребенка в этом возрасте очень чувствительна, недостаточность похвалы воспринимается очень остро. Малыши любят примерять на себя роль взрослых, сравнивать себя с другими и проводить анализ отличий.
Когда есть повод для беспокойства
Все навыки у детей должны развиваться в свое время. Но иногда случаются значительные отклонения в развитии ребенка. При первых тревожных признаках родителям стоит обратиться к специалисту, ведь чем раньше запустить запаздывающий навык, тем быстрей ребенок догонит в развитии своих сверстников.
Возможные признаки задержки развития
Можно выделить следующие признаки задержки развития:
- Отсутствуют навыки самостоятельного приема еды.
- Частые проявления агрессии.
- Постоянный страх или стыд.
- Отсутствуют навыки в самообслуживании.
- Отсутствие интересов к окружающему миру.
- Плохая память и неспособность выражать свои эмоции.
- Неспособность держать в руке карандаш.
Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно не препятствовать его желаниям познавать окружающий мир, а способствовать тому, чтобы малыш стремился узнать о нем больше. Учить и развивать проявляющиеся способности.
Источник: vospitanie.guru